Научная статья на тему 'Исследование особенностей адаптации первокусников к условиям обучения в педагогическом вузе'

Исследование особенностей адаптации первокусников к условиям обучения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1295
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTATION / FRESHMEN'S ADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / EDUCATIONAL WORK / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ПЕРВОКУРСНИКИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ К ВУЗУ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермаченко Наталья Анатольевна, Зайцева Ольга Вадимовна, Середа Владислав Антонович

В статье рассмотрены особенности адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе. Проблема адаптации первокурсников является актуальной, что обусловлено как объективными, так и субъективными трудностями, стоящими перед обучающимися, ключевыми из которых становятся сложности приспособления к новой системе обучения, учебному режиму, а также к новому коллективу. В статье представлен краткий обзор подходов к определению критериев адаптированности, а также указаны факторы, определяющие степень адаптации, такие как: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы любой образовательной организации является адаптация первокурсников. Объективная необходимость оптимизации процесса адаптации обусловливает проведение ежегодного мониторинга, направленного на выявление адаптационного потенциала первокурсников УрГПУ, что позволяет проследить динамику изменений по указанным параметрам определения адаптивности. В статье указаны этапы проводимого анкетирования с указанием назначения каждого этапа, сроков проведения. Это целенаправленная работа по созданию условий для благоприятного прохождения периода адаптации обучающихся первого курса к новым образовательным условиям их жизнедеятельности, профилактика дезадаптации организовывается в рамках воспитательной работы. На основе анализа проведенного исследования адаптационного потенциала даны методические рекомендации субъектам образовательного процесса по оптимизации процесса адаптации, такие как: проведение тренингов, организация выездных сборов студенческого актива, включение первокурсников как в добровольческую деятельность, так и в другие общественные организации и объединения вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермаченко Наталья Анатольевна, Зайцева Ольга Вадимовна, Середа Владислав Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF FRESHMEN’S ADAPTATION TO THE LEARNING PROCESS IN HIGHER SCHOOL

The paper discusses the peculiarities of adaptation of first year students to the learning process in pedagogical university. The problem of adaptation is urgent; it is determined by both objective and subjective difficulties, the main of which are adaptation to the new educational system, regime and new community. The paper gives a brief overview of the criteria to adaptiveness determination and lists the factors that reveal the degree of adaptation, such as individual and psychological characteristics of a person, his personal, business and behavioral traits, value orientations, academic activity, health condition, social environment, family status, etc. One of the prior fields of educational work of any educational establishment is freshmen’s adaptation. The necessity for adaptation optimization fuels annual monitoring of the freshmen’s adaptation potential in the Ural State Pedagogical University, which helps to reveal the dynamics of adaptivity. The paper describes the stages of the survey and shows the goals of every stage and timing. This is a well-targeted work to make good conditions for adaptation of freshmen to new learning environment and to prevent disadaptation. Based on the analysis of adaptation potential, we provide methodological advice to the subjects of the learning process to impove adaptation process. Among such activities are trainings, out-of-campus activities for the students, mainstreaming of freshmen into voluntary organizations and unions of the university.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей адаптации первокусников к условиям обучения в педагогическом вузе»

УДК 378.178

ББК Ч448.043 ГСНТИ 15.41.25 Код ВАК 19.00.07

Ермаченко Наталья Анатольевна,

начальник отдела психолого-педагогического сопровождения студентов, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nfif89@mail.ru.

Зайцева Ольга Вадимовна,

психолог отдела психолого-педагогического сопровождения студентов, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nfif89@mail.ru.

Середа Владислав Антонович,

директор департамента социальной и воспитательной работы, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nfif89@mail.ru.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптация студентов; первокурсники; социально-психологическая адаптация; адаптация к вузу; воспитательная работа.

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены особенности адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе. Проблема адаптации первокурсников является актуальной, что обусловлено как объективными, так и субъективными трудностями, стоящими перед обучающимися, ключевыми из которых становятся сложности приспособления к новой системе обучения, учебному режиму, а также к новому коллективу.

В статье представлен краткий обзор подходов к определению критериев адаптированности, а также указаны факторы, определяющие степень адаптации, такие как: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы любой образовательной организации является адаптация первокурсников. Объективная необходимость оптимизации процесса адаптации обусловливает проведение ежегодного мониторинга, направленного на выявление адаптационного потенциала первокурсников УрГПУ, что позволяет проследить динамику изменений по указанным параметрам определения адаптивности. В статье указаны этапы проводимого анкетирования с указанием назначения каждого этапа, сроков проведения. Это целенаправленная работа по созданию условий для благоприятного прохождения периода адаптации обучающихся первого курса к новым образовательным условиям их жизнедеятельности, профилактика дезадаптации организовывается в рамках воспитательной работы. На основе анализа проведенного исследования адаптационного потенциала даны методические рекомендации субъектам образовательного процесса по оптимизации процесса адаптации, такие как: проведение тренингов, организация выездных сборов студенческого актива, включение первокурсников как в добровольческую деятельность, так и в другие общественные организации и объединения вуза.

Yermachenko Natalia Anatolievna,

Head of Department of Psychological and Pedagogical Support of Students, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Zaytseva Olga Vadimovna,

Psychologist, Department of Psychological and Pedagogical Support of Students, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Sereda Vladislav Antonovich,

Director of Department of Social and Educational Work, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

THE STUDY OF FRESHMEN'S ADAPTATION TO THE LEARNING PROCESS IN HIGHER SCHOOL

KEYWORDS: adaptation; freshmen's adaptation; social and psychological adaptation; educational work.

ABSTRAT. The paper discusses the peculiarities of adaptation of first year students to the learning process in pedagogical university. The problem of adaptation is urgent; it is determined by both objective and subjective difficulties, the main of which are adaptation to the new educational system, regime and new community. The paper gives a brief overview of the criteria to adaptiveness determination and lists the factors that reveal the degree of adaptation, such as individual and psychological characteristics of a person, his personal, business and behavioral traits, value orientations, academic activity, health condition, social environment, family status, etc. One of the prior fields of educational work of any educational establishment is freshmen's adaptation. The necessity for adaptation optimization fuels annual monitoring of the freshmen's adaptation potential in the Ural State Pedagogical University, which helps to reveal the dynamics of adaptivity. The paper describes the stages of the survey and shows the goals of every stage and timing. This is a well-targeted work to make good conditions for adaptation of freshmen to new learning environment and to prevent disadaptation. Based on the analysis of adaptation potential, we provide methodological advice to the subjects of the learning process to impove adaptation process. Among such activities are trainings, out-of-campus activities for the students, mainstreaming of freshmen into voluntary organizations and unions of the university.

При переходе из школы в ВУЗ первокурсник сталкивается с необходимостью адаптации к совершенно новой социальной обстановке, к учебному процессу, однокурсникам и преподавателям, а также требованиям, предъявляемым к обучающемуся [8]. В рамках воспитательной работы в ВУЗе приоритетным направлением является целенаправленная работа по созданию условий для благоприятного прохождения периода адаптации обучающихся первого курса к новым образовательным условиям их жизнедеятельности [1, с. 145].

Адаптация рассматривается как сложный процесс приспособления человека к изменяющимся условиям существования. При отсутствии условий возникает дезадаптация, она проявляется во внутреннем дискомфорте, напряженности, чувстве опасения и тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что препятствует проявлению успешности выполнения деятельности, проявлению своих способностей и реализации себя как личности, указанные факторы могут привести к нарушениям психологического здоровья [3].

Вопрос о показателях адаптации в настоящее время также является дискуссионным. В литературе мы встречаем различные подходы к определению критериев адап-тированности. Многие из исследователей (В. Гриценко, А. Н. Жмыриков, А. А. Реан и др.), изучая тот или иной аспект адаптации, объединяют ее критерии в две большие группы: объективные (внешние) и субъективные (внутренние), которые, в зависимости от научных воззрений авторов, в свою очередь, также подразделяются на категории.

А. Н. Жмыриков предлагает учитывать следующие критерии адаптивности: степень интеграции личности с макро- и микросредой; степень реализации внутриличностного потенциала; эмоциональное самочувствие.

A. А. Реан связывает построение модели социальной адаптации с критериями внутреннего и внешнего плана. При этом внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, личностную конформность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения.

B. В. Гриценко, анализируя успешность социально-психологической адаптации личности в новых социокультурных условиях существования, дифференцирует критерии в

зависимости от группового или индивидуального аспекта. С точки зрения автора в качестве показателей продуктивности адаптации на групповом уровне выступают: удовлетворенность отношениями с новым окружением; позитивная социальная (этническая) идентичность; позитивный образ «Мы» и позитивный образ «Они»; межгрупповая толерантность. Среди критериев адаптации на личностном уровне автором выделяются: актуализация развитых потребностей в самоуважении и самоактуализации; удовлетворенность профессиональной деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации; удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации; высокая активность, эмоциональная стабильность, интер-нальный локус контроля [6].

М. В. Делеу изучала особенности проявления личностных свойств первокурсников в условиях адаптации к вузу в зависимости от силы или слабости их нервной системы. С ее точки зрения, показателями, характеризующими с психологической стороны состояние человека в процессе адаптации и имеющими значение для успешности этого процесса, являются: тревожность; уровень самооценки; особенности саморегуляции; направленность личности; тип эмоциональности.

По результатам исследования она пришла к выводу о том, что можно говорить о синдроме личностно-психологических особенностей лиц с разной силой нервной системы. По успеваемости не выявлены средние групповые различия у обучающихся с сильной и слабой нервной системой, но у «сильных» обучающихся успеваемость более стабильна.

М. В. Логинова в своем исследовании рассматривала влияние жизнестойкости на адаптацию личности первокурсников к условиям обучения в вузе. Ученый акцентирует внимание на том, что нынешнее студенчество переживает свое становление и развитие через ряд кризисов: возрастные; кризисы индивидуальной жизни, которые включают кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности, кризисы профессионального обучения; внешние, глобальные, экзистенциальные и т.д. Тем не менее, М. В. Логинова считает студенчество наиболее благоприятным периодом для формирования жизнестойкости и жизнестойкого совладения со стрессами. Следовательно, жизнестойкость личности в учебно-профес-сиональной деятельности может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи, успешной адаптации в стрессовых ситуациях с выходом

© Ермаченко Н. А., Зайцева О. В., Середа В. А., 2017

на уровень самореализации и самоутверждения.

Итак, степень адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.

Необходимость оптимизации процесса адаптации определяет проведение ежегодного мониторинга, направленного на выявление адаптационного потенциала первокурсников ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (далее - УрГПУ) [11, с. 100].

Так, были определены уровни адаптации первокурсников в педагогическом вузе:

• приспособление к новой системе обучения;

• приспособление к изменению учебного режима;

• вхождение в новый коллектив [4; 12].

Мы ежегодно корректируем программу

адаптации первокурсников на основании полученных результатов мониторинга, для составления программы адаптации первокурсников в педагогическом вузе необходимо знать:

• жизненные цели;

• планы и интересы первокурсника;

• уровень самооценки;

• уровень саморегуляции деятельности [15].

Адаптацию первокурсников мы рассматриваем как процесс вхождения в новую образовательную среду студенчества, в результате усвоения компетенций у обучающегося формируются навыки успешной самоорганизации, профессиональная ориентация, коммуникабельность, расширяется кругозор и др. [7].

Отделом психолого-педагогического сопровождения студентов УрГПУ разработана программа адаптации первокурсников на учебный год, данная программа состоит из следующих этапов [9]:

1 этап — анкетирование (сентябрь): направленный на сбор информации об уровне подготовленности, социальном опыте, о целях поступления и др.

Промежуточный этап: согласно плану проведения общественно-значимых мероприятий, культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами УрГПУ согласуются мероприятия, направленные на повышение уровня адаптации первокурсников.

2 этап — анкетирование (март): данный этап направлен на оценивание условий, определение сложностей, возникающих при адаптации первокурсников.

Промежуточный этап: в течение

учебного года проходят семинары, психологические тренинги, индивидуальные психологические консультации, консультирование по телефону доверия УрГПУ, мероприятия подразумевают организацию групп, встреч, деловых игр в академических группах первого курса в сотрудничестве с кураторами групп и заместителями руководителей по воспитательной работе.

3 этап — анкетирование (май): на данном этапе оценивается процесс адаптации в целом.

Информационный этап: специалистами отдела психолого-педагогического сопровождения студентов проводится консультирование кураторов и заместителей руководителей по воспитательной работе по вопросам реализации программы адаптации и возникающим трудностям адаптации обучающихся академических групп [13].

В соответствии с графиком проведения мониторинга системы менеджмента качества было проведено анкетирование среди первокурсников УрГПУ с целью определения уровня адаптационного потенциала и затруднений при смене учебного заведения и приобретении нового социального статуса [10].

Ответы обучающихся показывают, какие направления, сферы деятельности учебной и воспитательной работы способствуют или же, наоборот, препятствуют успешной адаптации и обучению [14].

В первом этапе анкетирования приняло участие 271 обучающийся из 17 учебных подразделений (15% от общего количества учащихся первого курса каждого подразделения). Анкета первого этапа (сентябрь 2015 г.) содержала 15 вопросов, 3 из них информационные. Были получены следующие результаты:

46,5% первокурсников мечтали раньше и хотят теперь быть учителем, поэтому поступили именно в УрГПУ. Важно отметить, что 36,5% заинтересовал именно факультет, который они выбрали для получения дальнейшей профессии, и обучающиеся хотят продолжать работать в данной сфере. 22,1% обучающиеся первого курса выбрали вариант ответа «в университете хорошие преподаватели». Показатель достаточно высокий, это говорит об эффективности образовательного процесса.

31,4% получили сведения об УрГПУ от товарищей, а также от обучающихся УрГПУ. 22,5% узнали об УрГПУ от родителей, родственников, или знакомых, работающих в УрГ-ПУ.

Первокурсники оценили степень престижности УрГПУ по высоким показателям: 53,5% считают престижность высокой, 10,3% считают очень высокой.

Первокурсники считают, что высшее об-

разование нужно для того, чтобы стать хорошим специалистом - 73,4%. Показатель вырос в соответствии с прошлым годом (69,9%). Стоит отметить высокий показатель по варианту ответа - «реализовать свои способности» 45,4%. Здесь также виден рост ответов (41,1%). Обучающиеся имеют четко поставленные цели, что свидетельствует о достаточном уровне адаптационного потенциала.

Исходя из результатов анкетирования обучающиеся готовились к поступлению в вуз самостоятельно, дополнительно к учебе - 31,4%. 25,1% считает, что им для поступления «было достаточно школьной программы», только 3,3% посещали подготовительные курсы в УрГПУ. Уровень подготовки к поступлению в вуз обучающимися оценен как средний уровень.

Результаты данного вопроса имеют положительный прогноз. 89,3% обучающихся считают, что круг общения расширился с началом обучения. 95,6% первокурсников нравится, что они обучающиеся педагогического вуза. 88,6% опровергли, что потеряли старых друзей, поступив в вуз, также 83% опровергли вариант, что статус обучающегося педагогического вуза вызывает неприятные ощущения. Положительная динамика данного вопроса говорит об осознанном желании обучающихся быть педагогом.

Наибольшее количество первокурсников с самого начала чувствуют себя в привычной обстановке, имеют друзей. Это говорит о том, что значительное количество обучающихся хорошо адаптировалось к студенческой жизни. Стоить отметить, что есть такие обучающиеся, которые не видят студенческой жизни в УрГПУ, в которую хотелось бы включиться - 7,4%. Также «важна только учеба, включаться в активную жизнь не намерены» выбрали 14% опрошенных. 8,1% отметили, что общественной деятельностью заниматься не планируют, ввиду того что «активная жизнь в школе надоела».

Большее количество первокурсников до поступления в УрГПУ проживало в среднем и малом городе - 50,2%. В Екатеринбурге - 22,8%;, 17% - в поселке, селе. Лишь 4,1% в крупном городе.

Ежегодно на вопросы анкетирования отвечает большинство девушек - 78,6%, молодых людей- 21,4%. Возраст опрошенных обучающихся от 17 до 23 лет. 60% обучающихся учатся на бюджетной основе. 33,9% - на договорной основе с полной оплатой. И лишь 22% - на договорной основе с частичной оплатой.

Второй этап анкетирования, направленного на выявление адаптационного потенциала обучающихся, проводился в марте 2016 г.

В анкетировании приняли участие 277 обучающихся из 17 учебных подразделений (15% от общего количества учащихся первого курса каждого подразделения). Анкета содержала 41 вопрос, из них 37 вопросов основные, 4 вопроса информационные.

В начале семестра обучающиеся, в большинстве своем (52%) спокойны, уверены, что «все будет в порядке на уровне возможностей». Готовы с удовольствием продолжить обучение 22,4% опрошенных, что говорит об успешной адаптации.

57,4% обучающих считает, что сессия прошла без напряжения, результаты хорошие, 22,4% опрошенных считает, что сессия прошла трудно, но результатами остались довольны. Это свидетельствует об успешной адаптации первокурсников.

Большинство опрошенных обучающихся довольны своими результатами прошедшей сессии, «ничего не мешало, результаты соответствуют уровню» - 55,6%. 21,3% считают, что «не смогли организовать свой труд в учебе», это говорит о том, что обучающимся необходимо развивать навыки самоорганизации.

53,1% первокурсников отметили самыми высокими баллами доступность взаимодействия с преподавателями и работниками УрГПУ с помощью электронных сервисов (телефон, электронная почта, дистант, скайп, социальные сети). 53% оценили высокими баллами доступность и качество получения обратной связи от преподавателя или работника УрГПУ с помощью электронных сервисов (телефон, электронная почта, дистант, скайп, социальные сети). Обучающиеся оценивают доброжелательность и вежливость преподавателей - 66,4% и их компетентность - 70%.

60% опрошенных обучающихся считают, что информация на сайте университета об УрГПУ и ее деятельности достаточно полно и актуально представлена, 54,4% считают, что информация достаточно полно и актуально представлена о педагогических работниках УрГПУ.

43,4% опрошенных обучающихся оценили уровень материально-технического обеспечения УрГПУ по высоким баллам, 46,2% - оценили средними баллами и 10,5% - низкими баллами. Информационное обеспечение УрГПУ и организация питания оценено обучающимися высокими баллами - 54,5% и 55,6%.

Наличие возможности для занятий художественным творчеством оценено обучающимися по высоким баллам - 42%, по средним баллам - 42,5%, по низким - 15,6%.

Наличие возможности для занятий научным творчеством обучающиеся оценили по высоким баллам - 57,8%, средними баллами - 33,2%, низкими баллами - 9%.

Наличие оказания психолого-педагогической помощи обучающимся оценено высокими баллами - 45,2%, средними баллами - 40,8%, низкими баллами - 7,9%.

Наличие оказания медицинской помощи обучающимся оценено высокими баллами - 41,6%, средними баллами - 41%, низкими баллами - 17,4%.

Наличие оказания социальной помощи обучающимся оценено высокими баллами -50,5%, средними баллами - 31,5%, низкими баллами - 18%.

Наличие получения дополнительных образовательных программ в УрГПУ оценено высокими баллами - 53,7%, средними баллами - 38,7%, низкими баллами - 7,6%.

Наличие условий для индивидуальной работы с обучающимися оценено высокими баллами - 42,9%, средними баллами -44,5%, низкими баллами - 12,6%.

Наличие условий организации обучения и воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в УрГПУ оценено высокими баллами -45,3%, средними баллами - 45,8%, низкими баллами - 8,9%.

Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья оценено высокими баллами - 48%, средними баллами -41,5%, низкими баллами - 10,5%.

Важно отметить, что обучающиеся, благоприятно прошедшие период адаптации, знакомятся со структурой вуза, общественными объединениями, студенческими организациями, что обусловливает успешность прохождения процесса адаптации.

Большинство первокурсников принимали участие в «Дне первокурсников» -71,5%, были на субботнике - 59,2%, «Посвящение в студенты» - 56,3%.

80,1% опрошенных обучающихся знают о проекте «Живая история», на втором месте проект «Школа здоровья и успеха» - 13%, разработанных на базе университета и реализуемых на территории Свердловской области.

Качество предоставляемых образовательных услуг в УрГПУ оценено по высоким баллам - 65,8%, 57,5% опрошенных обучающихся готовы рекомендовать УрГПУ родственникам и знакомым.

Большинство опрошенных удовлетворены студенческой жизнью, скорее да, чем нет - 48,7%, полностью удовлетворены 25,6% опрошенных, 1,8% - не удовлетворены совсем.

81,6% опрошенных нравится УрГПУ, они хотят здесь остаться, продолжить учебу, 1,1% боятся не справиться с учебой.

Третий этап анкетирования проводился в мае 2016 учебного года. Анкета состояла из 14 вопросов, из них 4 информаци-

онные. В анкетировании приняли участие 283 первокурсника из 17 учебных подразделений (15% от общего количества учащихся первого курса каждого подразделения)

40,6% опрошенных первокурсников являются лидерами в своей компании и 23,7% из числа опрошенных - старосты, профорги, культорги и т.д. 21,2% -активисты общественных объединений.

Значительная часть обучающихся не имеют возможности в полной мере реализовать свои способности ввиду недостатка времени - 64,3%. Это, вероятнее всего, связано с тем, что первокурсники были включены в процесс обучения и старались не отвлекаться, так как первый курс - это основа включения в образовательную деятельность.

По мнению первокурсников, процесс адаптации был в целом легким и быстрым -41%, 27,9% считают, что довольно легко прошел процесс адаптации и «сразу же почувствовали себя студентами». Таким образом, большее количество опрошенных первокурсников прошло адаптацию успешно, важно отметить, что остается процент обучающихся, имеющих затруднения в адаптации, что определяет необходимость проведения дополнительных мероприятий.

Первокурсники удовлетворены студенческой жизнью, так считает 74,2% опрошенных. Частично или полностью не удовлетворены 20,1% опрошенных.

Обучающиеся в большей степени удовлетворены отношениями с преподавателями - 82,7% и отношениями в группе -79,2%. Общие данные по результатам данного вопроса говорят о большей удовлетворенности вузовской жизнью.

Наибольшие проблемы в студенческой жизни вызвал недостаток свободного времени - 44,2%.

Первокурсники считают, что за первый учебный год в их академических группах сложился дружный коллектив (40,6%). Также присутствуют такие варианты, как «разделились на компании» (26,9%). Обучающиеся удовлетворены студенческой жизнью, так считает большинство опрошенных первокурсников - 78,8%.

Жизненный успех для первокурсников соотносится со счастливой семейной жизнью - 78,8%. Эти данные также подтверждены анкетированием, направленным на выявление социально значимых ценностей у современной молодежи, где наиболее значимыми ценностями стали семья и любовь [5]. Меньше всего обучающиеся соотносят жизненный успех с обретением власти - 8,5%. По результатам анкетирования прошлого года (2014-2015 гг.) первокурсники меньше всего соотносили жизненный успех с высокой квалификацией, на 2015-

2016 учебный год 25,1% первокурсников соотносят высокую квалификацию с жизненным успехом. Остальные показатели остались относительно неизменными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги анкетирования по выявлению адаптационного потенциала первокурсников вузовской жизнью, можно сделать следующие выводы.

В целом, отсутствуют проблемы со сменой обстановки, темпом работы обучающихся в новой учебной ситуации. Важно отметить, что был выявлен отличительно высокий уровень адаптации на 2015-2016 учебный год в сравнении с предыдущим годом обучения. Обучающиеся общительнее, готовы к новым знакомствам, активно вступают в разные виды деятельности ВУЗа. Есть незначительный процент обучающихся, которые не активны, что тесно связано с организацией внеучебной деятельности в школе или в предыдущем образовательном учреждении.

Первокурсники высоко оценивают престиж УрГПУ, данный вуз выбран обучающимися именно по причине того, что они хотят быть педагогами. Повышают значимость призвания профессии и положительно относятся к статусу учителя. По-прежнему основным источником информирования об УрГПУ являются выпускники, сотрудники, родители, являющиеся сотрудниками университета, и интернет-источники.

Большинство обучающихся удовлетворены результатами прошедшей сессии и готовы начать новый семестр. Первокурсники успешно адаптировались к вузовским условиям, состоят в хороших, доброжелательных отношениях с преподавателями, знают общественные организации и общественные объединения вуза. Также активно принимают участие в вузовских мероприятиях и знают вузовские проекты. В целом, обучающиеся удовлетворены студенческой жизнью и готовы продолжать обучение [2].

На основе полученных данных разработаны рекомендации кураторам, заместителям руководителей по воспитательной работе:

• Совершенствование системы информирования о мероприятиях, а также о дея-

тельности отдела психолого-педагогического сопровождения студентов.

• Проведение тренингов «Адаптация» (по заявкам учебных подразделений) для первокурсников с целью знакомства и сплочения коллектива группы.

• Ежемесячное проведение тренингов (в соответствии с планом работы и по запросу учебных подразделений).

• Организация собраний для первокурсников с целью сплочения коллектива студенческой группы.

• Проведение раз в семестр регионального этапа Всероссийского образовательного проекта «День тренингов», включающего тренинги «Тайм-менеджмент», «Публичные выступления», «Коммуникация».

• Участие первокурсников в сборах студенческого актива УрГПУ.

• Включение первокурсников в добровольческую деятельность, что позволит развить универсальные личностные компетенции, а также вести профилактику дезадаптации у обучающихся [6].

• Привлечение обучающихся в общественные организации и объединения вуза для участия в мероприятиях вуза, тренингах, проводимых отделом психолого-педагогического сопровождения студентов УрГПУ, данные мероприятия помогут благоприятно пройти период адаптации.

• Рекомендовано обращаться за индивидуальными консультациями и рекомендациями по процессу адаптации первокурсников в отдел психолого-педагогического сопровождения студентов.

Ежегодно первокурсники УрГПУ успешно проходят период адаптации, быстро знакомятся, входят в новый коллектив. Есть невысокий процент обучающихся с затруднениями в адаптации и установлением межличностных отношений с однокурсниками, педагогами, в связи с этим необходимо продолжать выстраивать дорожную карту развития адаптационного периода для первокурсников, проводить тренинги на сплочение, выездные семинары, которые позволят преодолеть затруднения в адаптации к новой социальной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеюк О. А. Адаптация первокурсников к обучению в ВУЗе и роль довузовской формы образования в этом процессе / / Успехи современного естествознания. - 2011. - № 4.

2. Бухарцева Н. Г. Образование как средство самореализации личности в условиях глобализации // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 4.

3. Вишневский Ю. Р. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление. - 2001. - № 4.

4. Войно Л. И., Войно И. А. Гуманистическая составляющая образования и ее роль в социализации современной молодежи // Высшее образование в России. - 2008. - № 12.

5. Ермаченко Н. А. Субъективно-значимые ценности студентов педагогического вуза // Актуальные проблемы психологии образования : коллективная монография. - 2015. - С. 99-117.

6. Ермаченко Н. А., Зайцева О. В., Быкова А. В. Добровольческая деятельность как инновационная модель формирования профессиональных компетенций студентов // Общепрофессиональные компетенции студентов в

условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания : сб. науч. трудов. - 2016. - С. 108-112.

7. Ермаченко Н. А., Середа В. А. Адаптация первокурсников к условиям обучения в УрГПУ // Инновации в науке : сб. ст. по мат-ам IX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2012.

8. Зайцева О. В. Нет стрессу: психолог о том, как адаптироваться первокурсникам [Электронный ресурс] // Студенческая газета «Студень». - Режим доступа: http://studen-online.ru/universities/1772 (дата обращения: 16.01.2017).

9. Каневская Т. М. Проблема адаптации первокурсников педагогического ВУЗа (из опыта работы УрГПУ) : мат-лы междунар. науч. конф. «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: психология здоровья и здорового образа жизни». 19-20 апреля 2011 г. - Минск : Изд-во БГУ. - 2011. -

с. 155-157.

10. Монахова Л. Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе // Современные адаптивные системы образования взрослых : сб. трудов. - СПб. : ИОВ РАО. - 2002. - С. 152.

11. Результаты исследования адаптации первокурсников УрГПУ (за период с 01.09.2005 г. по 01.06.2011 г.): отчет о НИР (заключ.): УрГПУ, Екатеринбург; рук. В. А. Середа; исполн. Т. М. Каневская [и др.]. - 2011. - С. 100.

12. Рожкова Л. К. Факторы социализации: роль образования // Молодой ученый. - 2015. - № 18. - С.

316-318.

13. Савункина А. А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10. - С. 277-279.

14. Уварова В. И. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России : По материалам социол. исслед. - Орел : Изд-во ОрелГАУ, 2001. - С. 197.

15. Хицкая В. Ю. Учет когнитивных стилей как средство адаптации студентов первого курса к обучению в вузе : монография. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та. - 2008. - С. 128.

REFERENCES

1. Avdeyuk O. A. Adaptatsiya pervokursnikov k obucheniyu v VUZe i rol' dovuzovskoy formy obrazovaniya v etom protsesse // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - 2011. - № 4.

2. Bukhartseva N. G. Obrazovanie kak sredstvo samorealizatsii lichnosti v usloviyakh globalizatsii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 4.

3. Vishnevsky Yu. R. Adaptatsiya pervokursnikov: problemy i tendentsii // Universitetskoe upravlenie. -2001. - № 4.

4. Voyno L. I., Voyno I. A. Gumanisticheskaya sostavlyayushchaya obrazovaniya i ee rol' v sotsializatsii sov-remennoy molodezhi // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - № 12.

5. Ermachenko N. A. Sub"ektivno-znachimye tsennosti studentov pedagogicheskogo vuza // Aktual'nye problemy psikhologii obrazovaniya : kollektivnaya monografiya. - 2015. - S. 99-117.

6. Ermachenko N. A., Zaytseva O. V., Bykova A. V. Dobrovol'cheskaya deyatel'nost' kak innovatsionnaya model' formirovaniya professional'nykh kompetentsiy studentov // Obshcheprofessio-nal'nye kompetentsii stu-dentov v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya: opyt formirovaniya i otsenivaniya : sb. nauch. trudov. - 2016. -S. 108-112.

7. Ermachenko N. A., Sereda V. A. Adaptatsiya pervokursnikov k usloviyam obucheniya v UrGPU // Inno-vatsii v nauke : sb. st. po mat-am IX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novosibirsk : SibAK, 2012.

8. Zaytseva O. V. Net stressu: psikholog o tom, kak adaptirovat'sya pervokursnikam [Elektronnyy resurs] // Studencheskaya gazeta «Studen'». - Rezhim dostupa: http://studen-online.ru/universities/1772 (data obrash-cheniya: 16.01.2017).

9. Kanevskaya T. M. Problema adaptatsii pervokursnikov pedagogicheskogo VUZa (iz opyta raboty UrGPU) : mat-ly mezhdunar. nauch. konf. «Psikhosotsial'naya adaptatsiya v transformi-ruyushchemsya obshchestve: psikhologiya zdorov'ya i zdorovogo obraza zhizni». 19-20 aprelya 2011 g. - Minsk : Izd-vo BGU. - 2011. - S. 155157.

10. Monakhova L. Yu. Adaptatsiya studentov k protsessu obucheniya v vysshey shkole // Sovremennye adap-tivnye sistemy obrazovaniya vzroslykh : sb. trudov. - SPb. : IOV RAO. - 2002. - S. 152.

11. Rezul'taty issledovaniya adaptatsii pervokursnikov UrGPU (za period s 01.09.2005 g. po 01.06.2011 g.): otchet o NIR (zaklyuch.): UrGPU, Ekaterinburg; ruk. V. A. Sereda; ispoln. T. M. Kanevskaya [i dr.]. - 2011. - S. 100.

12. Rozhkova L. K. Faktory sotsializatsii: rol' obrazovaniya // Molodoy uchenyy. - 2015. - № 18. - S. 316-318.

13. Savunkina A. A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya studentov-pervokursnikov // Mezhdunarod-nyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2014. - № 10. - S. 277-279.

14. Uvarova V. I. Sotsial'no-psikhologicheskaya i professional'naya adaptatsiya studentov vuzov Tsen-tral'nogo regiona Rossii : Po materialam sotsiol. issled. - Orel : Izd-vo OrelGAU, 2001. - S. 197.

15. Khitskaya V. Yu. Uchet kognitivnykh stiley kak sredstvo adaptatsii studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze : monografiya. - Irkutsk : Izd-vo Irkut. un-ta. - 2008. - S. 128.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.