задержанию правонарушителей на занятиях по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» позволят курсантам и слушателям в дальнейшем эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лукашов, Н.В. Совершенствование профессиональной подготовки руководящего состава ОВД на основе информационного моделирования объектов управления / Н.В. Лукашов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 2 (53). - С. 19-21.
2. Овчинников, В.А Теоретические аспекты формирования двигательных навыков у сотрудников ОВД России / В.А Овчинников, Р.Г. Логинов, В.В. Крючков // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - № 2 (29). - С. 133-136.
REFERENCES
1. Lukashov, N.B. (2013), "Improvement of professional training of the management of ATS on the basis of information modeling of objects of management", Psychopedagogics in law enforcement, No. 2 (53), pp. 19-21.
2. Ovchinnikov, V.A., Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of the formation of motor skills in the staff of ATS Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 133-136.
Контактная информация: Kole235@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.06.2018
УДК 378.1
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург
Аннотация
Педагогами и психологами разработано значительное количество технологий, обеспечивающих эффективную социально-педагогическую адаптацию студентов для безболезненного «вхождения» их в социальную среду вуза. В наших исследованиях показано, что социокультурные мероприятия, проведенные в условиях выездных учебно-методических сборов, создают благоприятные педагогические условия для эффективной социально-педагогической адаптации первокурсников к образовательной среде вуза. При этом, степень сплоченности студенческой группы, её идентичность и психологический климат во многом ответственны за формирование таких важных социально-адаптационных критериев как самоопределение, самовыражение и социальная зрелость индивида.
Ключевые слова: социальная адаптация, педагогические условия, студент, абитуриент, психологический климат группы.
SOME ASPECTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Aleksandr Semenovich Rozenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg, Kseniya Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ministry of Internal Affairs Ural Legal Institute of Russia, Yekaterinburg
Annotation
Teachers and psychologists developed a significant amount of the technologies providing effective social and pedagogical adaptation of students for their painless "occurrence" on social Wednesday of higher
education institution. In our researches it is shown that the sociocultural events held in the conditions of exit educational and methodical collecting create favorable pedagogical conditions for effective social and pedagogical adaptation of first-year students to the educational environment of higher education institution. Thus, degree of unity of student's group, its identity and psychological climate are in many respects responsible for formation of such important social and adaptation criteria as self-determination, self-expression and a social maturity of the individual.
Keywords: social adaptation, pedagogical conditions, student, entrant, psychological climate of
group.
Студенческий возраст - это период новых личностных приобретений, наивысших достижений и результатов, которые формируются на базе предшествующих этапов физического и психологического развития. В это время происходит осознание собственной идентичности, формируются базовые основы рефлексивной деятельности, мировоззрения ценностных ориентаций, жизненных планов. Все эти процессы обеспечивают готовность молодого человека к профессиональному самоопределению и выстраиванию перспективных линий саморазвития.
Однако, на начальном этапе обучения в вузе, вчерашние абитуриенты сталкиваются с целым рядом социальных проблем, которые создают препятствия, снижающие эффективность образовательного процесса. Соответственно, во многих вузах страны педагоги разрабатывают и внедряют комплекс социально-педагогических мероприятий, помогающих студенту эффективно овладеть нормами общественных отношений и механизмами социального поведения в новой среде обитания. Такой процесс, по мнению А.В. Пономарева, находит свое отражение в понятии «социально-педагогическая адаптация» [4].
А.В. Сычев «социально-педагогическую адаптацию» рассматривает как целостный процесс, обеспечивающий высокую эффективность воспитательной, учебной и здоровье-формирующей деятельности студентов. В качестве методологической основы, по его мнению, выступают: системный, деятельностный и личностный подходы [5].
С.М. Петропавловская несколько расширяет это понятие, полагая, что социально-педагогическая адаптация - это «психолого-педагогический процесс интериоризации студентами социального опыта посредством реализации индивидуальных возможностей и потребностей, способствующий их активному включению в социальную и образовательную среду вуза» [3, с. 5]. Сравнительный анализ работ А.В. Сычева и С.М. Петропавловской позволяет заключить, что образовательная среда вуза является базовым компонентом адаптации студентов к новой социокультурной среде.
Аналогичного мнения придерживается и Ю.В. Жегульская, которая рассматривает социокультурную среду вуза в качестве базового адаптационного и адаптируемого фактора, который делает первокурсника и объектом, и субъектом адаптации, тем самым, обеспечивая благоприятные условия для эффективного овладения новой средой обитания [2].
Рассматривая образовательную среду вуза через призму компетентностного подхода, необходимо упомянуть, что ее целенаправленная реализация создает благоприятные условия для формирования у студентов ряда общекультурных компетенций, ориентируя личность на развитие нравственных и духовных качеств, определяя их базовые предпочтения, ценностные ориентации и традиции поведения. По мнению Ю.В. Жегульской значительным потенциалом в формировании общекультурных компетенций обладает внеучеб-ная деятельность (спортивные и художественные клубы, литературные вечера, совместный выезд на уборку урожая и т.п.), которая существенно расширяет педагогическое пространство совместного действия студент ^ сотрудник и создает предпосылки для формирования активно-функционирующей социальной общности - «студенческая группа» [2].
В рамках учебных групп и самосформированных малых коллективов имеют место следующие процессы: кооперации, конкуренции, конфликта, ассимиляции, установления личностных и групповых границ, налаживания связей и т.п. [1]. Ж. Л. Данилова структуру таких малых функционирующих групп представляет в виде трехслойного функционального конгломерата. Первый - «внешний слой», отражает межличностные эмоциональные
отношения. Второй слой - «ценностно-ориентационный», в нем отношения опосредованы совместной деятельностью с ориентацией на социокультурные ценности. Третий слой -«ядро групповой структуры» генерирует идеи и создает предпосылки для вовлечения молодого человека в совместную деятельность, при этом, мотивы активности базируются на принятии общих ценностей [1, с. 59].
Следует отметить, что любая социальная группа, в том числе и студенческая, является открытой динамической системой, которая сталкивается со всеми проблемами, сложностями и противоречиями современного общества, что указывает на необходимость создания механизмов адаптации, которые обеспечат сохранность и функциональную активность всей структуры в целом и каждого ее субъекта в отдельности.
Однако, такая структура свойственна группе, которая прошла определенные этапы социального развития и у которой уже сформировались характерные вышеобозначенные уровневые компоненты. Соответственно, деятельность такого коллектива высокоэффективна. Ей присущ высокий уровень групповой автономизации и сплоченности. Для членов группы типичны доверительные отношения и эмоциональный контакт, что обеспечивает открытость группы, способствуя тем самым развитию отношений с другими коллективами.
Такая групповая система привлекательна и способствует сотрудничеству, проявлению искренних чувств (в конструктивных формах) даже в условиях группового конфликта, который, как известно, является неотъемлемой частью процесса групповой динамики развития коллектива. В условиях конфликта индивиду приходится вынужденно соизмерять свои желания и жизненные установки с ценностно-потребностными планами коллектива, то есть, мириться с возникающими внутренними противоречиями. Именно такие ситуации обеспечивают благоприятные условия для формирования и развития социально-адаптационной среды развития студента, тем самым обеспечивая целостность, сплоченность и социальную активность коллектива в целом.
По данным, представленным в работе Ж.Л. Данилова, успешность и эффективность деятельности коллектива во многом определяется его психологической атмосферой [1, с. 19]. Именно от психологического климата во многом зависит степень эффективности каждого члена группы в достижении целей. В такой ситуации каждый индивид отождествляет себя значимым членом идентичного сообщества. А в его сознании доминируют групповые цели, ценности и этические нормы (мы - концепция, мы - едины, мы - эффективны). Все это способствует формированию поведенческий групповой идентичности (поддержка, помощь, содействие, соучастие, эмпатия), то есть, коллектив имеет свой отличительный стиль поведения в принятии того или иного решения.
При этом, для такого коллектива характерен здоровый психологический климат, а групповая сплоченность создают необходимую адаптационную среду для высокой мотивации студента к самообразованию, саморазвитию и самовыражению.
А.В. Пономарев и Е.В. Осипчукова, в одной из своих работ аргументированно доказывают, что социально-адаптивная среда группы раскрывает перед студентом целый ряд задач, связанных с его самостью: самоидентификацией, профессионального самоопределения, личностного саморазвития. Эти же условия позволяют студенту приобрести первый опыт социального взаимодействия, управленческих умений, личностных достижений в социальной зрелости и целеполагающих жизненных ориентаций [4, с. 27]. Соответственно, перед педагогами образовательных учреждений возникает задача: создать благоприятные социально-адаптационные условия для поддержания высокого уровня идентичности студенческой группы. По мнению О.А. Апуневич, М.Д. Лаптевой, Е.Ю. Малышевой, Н.В. Макаровой, Д. А. Хорват и др. групповая идентичность может выступать в качестве субъекта совместной адаптационной деятельности (педагог ^ группа ^ индивид), направленной на успешную учебу, позитивные взаимоотношения, формирование базовых целепола-ганий и социокультурных компетенций.
Значительная роль в процессе повышения уровня сплоченности студенческой группы отводится совместной деятельности самих студентов, что обеспечивает поддержание контактов в учебной и вне учебной активности на высоком уровне.
Соответственно, мы поставили перед собой задачу апробировать технологию, способную в относительно короткий срок создать социально-адаптационную среду, обеспечивающую сплоченность студенческой группы с благоприятным психологическим климатом, необходимым для формирования смысложизненных и образовательных ориентаций к учебной деятельности.
По мнению многих педагогов, в период поступления молодого человека в вуз на его психику воздействует целый комплекс стрессогенных факторов. Это сдача ЕГЭ, незнакомый коллектив, смена места жительства, внутренние противоречия, связанные с выбором профессии и последующей «Я» эффективностью, которые вызывают определенную эмоциональную напряженность, тем самым, с одной стороны, тормозя вхождение индивида в новые социокультурные условия жизнедеятельности, а с другой, снижая его личностные адаптационные ресурсы.
Для определения уровня адаптационных реакций у первокурсников перед началом первого семестра были проведены пилотные социометрические исследования, позволяющие оценить степень сплоченности групповых связей и уровень воздействия предшествующих стрессогенных факторов на их психоэмоциональную сферу (таблица 1).
Социометрические исследования включали: тест Сишора (ориентационное единство группы); тест Басса-Дарки (индекс агрессии); тест Спилбергера-Ханина (уровень ситуативной тревожности).
Таблица 1 - Показатели психоэмоционального состояния студентов первого курса на начальном этапе исследования (п=54)__
Уровень групповой сплоченности Методика Сишора Индекс агрессии Методика Басса-Дарки Уровень ситуативной тревожности. Тест Спилбергера-Ханина
6,6 ± 0,7 21,7 ± 2,0 48,6 ± 4,3
Примечание: Норма индекса агрессии 21 балл; Уровни ситуативной тревожности: низкая тревожность до 30 баллов; умеренная тревожность 31-45 баллов; высокая тревожность 46 и выше. Уровни групповой сплоченности: высокий - 15 баллов и выше; выше среднего - от 11,6 до 15 баллов; средний - от 7 до 11,5 баллов.
Результаты, представленные в таблице, указывают, что у студентов, только что зачисленных в вуз, наблюдается высокий уровень тревожности и несколько повышена агрессивность, при этом уровень групповой сплоченности ниже средних величин. Полученные данные не противоречат результатам, ранее полученным Ю.В. Жегульской, Л.Н. Марченко, С.М. Петропавловской, А.В. Сычевым, а лишь подтверждают необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза педагогических технологий, способствующих быстрейшей адаптации студентов к новым образовательным и социокультурным условиям.
Во времена социализма, в качестве адаптационной технологии выступала совместная поездка студентов в колхоз на уборку картофеля. За месяц совместной работы проявлялись личностные качества и ценностные ориентации большинства студентов, образовывались группы, формировались межличностные и общегрупповые интересы. Все это способствовало менее болезненному вхождению «бывших абитуриентов» в новые социо-об-разовательные условия вуза.
Сейчас в некоторых вузах Екатеринбурга (Лесотехнический, Профессионально-педагогический, Аграрный) для адекватного вживания первокурсников в социально-образовательную среду реализуется учебно-методический сбор, который организационно является выездным и проводится с первого по восьмое сентября (уже 11 лет) на территории загородного оздоровительного лагеря. В плане сбора реализуются различные групповые тренинги, которые по сути своей выполняют ключевые задачи по формированию
социальных и коммуникативных взаимоотношений между студентами. Обсуждаются и ряд философских категорий «жизнь», «добро», «любовь», «развитие» и т. д. Одним из вопросов содержания тренингов-диспутов, это гендерные отношения между юношами и девушками, в контексте студенческой субкультуры.
В рамках тематики «учебный день вуза и социальная система защиты студента» представители ректората информируют студентов об организационно-управленческой структуре университета, что позволяет первокурснику увидеть систему образования всего университета и эффективно в ней ориентироваться.
В тематике дня «Я - студент» уже декан иллюстрирует логику организации учебно процесса: знакомит с учебными графиками, образовательными программами и т. п., что дает возможность студентам ориентироваться в организационно-содержательной структуре учебно-профессионального процесса. Помимо руководства в эту деятельность включены и студенты-старшекурсники. Они перед «новобранцами» раскрывают ряд проблем, с которыми те могут столкнуться при написании курсовых работ, сдаче зачетов и экзаменов, выстраивании взаимоотношений с работниками деканата и преподавателями. Их опыт многообразен и отчасти конфиденциален, а советы лаконичны и практико-ориентированы.
При всем многообразии тренингов, диспутов и бесед значительная часть дневного времени студентов посвящается спортивно-оздоровительным мероприятиям (походы, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.). То есть, в течение дня происходит частая смена деятельности. Интеллектуальная деятельность сменяется кинестетической, кинестетическая - групповым противоборством (КВН) и, завершается обычно день, культурно-зрелищным мероприятием.
В конце сбора проводится повторное тестирование психоэмоциональной сферы участников и выясняется уровень их групповой сплоченности. Из данных табл. 2 видно, что уровень групповой сплоченности достоверно улучшился, а компоненты, отражающие состояние психоэмоциональной сферы, изменяются к лучшему, но без статистически значимых величин.
Таблица 2 - Показатели психоэмоционального состояния студентов первого курса на начальном и конечном этапе исследования (п=54)_
Уровень групповой сплоченности Методика Сишора Индекс агрессии Методика Басса-Дарки Уровень ситуативной тревожности. Тест Спилбергера-Ханина
начальный этап конечный этап начальный этап конечный этап начальный этап конечный этап
6,6 ± 0,7 9,8 ± 1,7 21,7 ± 2,0 19,4 ± 1,8 48,6 ± 4,3 44,3± 3,7
р < 0,01 р > 0,05 р > 0,05
Примечание: Норма индекса агрессии 21 балл; Уровни ситуативной тревожности: низкая тревожность до 30 баллов; умеренная тревожность 31-45 баллов; высокая тревожность 46 и выше. Уровни групповой сплоченности: высокий - 15 баллов и выше; выше среднего - от 11,6 до 15 баллов; средний - от 7 до 11,5 баллов.
Полученные результаты указывают на правомочность гипотезы о том, что благоприятный психологический климат, созданный в условиях учебно-методических сборов, способствуют безболезненному входу первокурсников в социально-образовательную среду вуза. При этом, следует отметить, что в концепции социально-педагогической адаптации «выездные учебно-методические сборы» являются лишь одной из составляющих целостной системы воспитания, реализуемой в условиях вуза.
ВЫВОДЫ
- проведенные социокультурные мероприятия в условиях учебно-методических сборов позволяют помочь сплоченности и идентичности групп, заложив фундамент для создания более здорового психологического климата в студенческом коллективе;
- студенческая группа, как важная социальная общность, представляется социально-психологической системой, во многом определяющей актуализацию личностного
потенциала студента и всестороннего развития его личности;
- степень сплоченности студенческой группы, ее идентичность и психологический климат во многом ответственны за формирование таких важных социально-адаптационных критериев, как самоопределение, социальная зрелость, формирование смысло-жизненных и образовательных ориентаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилова, Ж. Л. Групповая сплоченность в адаптационном периоде студенческой группы / Ж.Л. Данилова // Право. Экономика. Психология. - 2015. - №2. - С. 57-65.
2. Жегульская, Ю.В. Культурно-досуговая деятельность как средство социально-педагогической адаптации студентов творческого вуза. / Ю.В. Жегульская / Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. Москва, НИТУ «МИСиС». Изд-во ООО «РС дизайн», 2013. - С. 76-85.
3. Петропавловская, С.М. Социально-педагогическая адаптация учащихся профессионального лицея : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Петропавловская С.М. - М., 2003. - 22 с.
4. Пономарев, А.В. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования: от теории к практике. / А.В. Пономарев, Е.В. Осипчукова // Образование и наука. - 2007. - № 1 (43). - С. 42-50.
5. Сычев, А.В. Социально-педагогическая адаптация первокурсников к обучению в вузе: на примере факультета физической культуры и спорта : автореферат дис. ... канд. пед. наук. (13.00.02) / Сычев А.В. - Тамбов, 2004. - 24 с.
REFERENCES
1. Danilova Zh.L. (2015), "Group unity in the adaptation period of student's group", Right. Economy. Psychology, No. 2, pp. 57-65.
2. Zhegulskaya, Yu.V. (2013), "Cultural and leisure activity as means of social and pedagogical adaptation of students of creative higher education institution", Materials All-Russian scientifically practical conference, Moscow, NITU "MISIS", publishing house of JSC "RS dizayn", Moscow, pp. 76-85.
3. Peterpaulovska, S.M. (2003), Social and pedagogical adaptation of pupils of professional lyceum, dissertation, Moscow.
4. Ponomarev, A.V. and Osipchukova, E.V. (2007). "Adaptation of first-year students to system of higher education: from the theory to practice", Science and education, No. 1 (43), pp. 42-50.
5. Sychev A.V. (2004), Social and pedagogical adaptation of first-year students to training in higher education institution: on the example of faculty of physical culture and sport, dissertation, Tambov.
Контактная информация: letchik45@bk.ru
Статья поступила в редакцию 26.06.2018
УДК 796.83
ПРОЯВЛЕНИЕ ТАКТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ БОКОВОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БОКСЁРОВ
Алексей Александрович Ромашов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, Российский государственный университет правосудия,
Москва
Аннотация
Боковое маневрирование является высокоэффективным, но сложным технико-тактическим действием. Оно используется для выхода из угла ринга, для ухода в сторону в ситуациях прижатия к канатам, как уход с линии нападения, от маневренного наступления противника, с одновременным встречным или ответным ударом. При его выполнении необходимо одновременно учитывать несколько составляющих: старт атаки соперника, старт удара, старт сближения и собственные старты на маневр и встречный или ответный удар, которые выполняются только после начала движения соперника на сближение. Наиболее важным является правильный выбор момента начала маневрирования, если старт ухода в сторону преждевременен, то соперник выполняет коррекцию траектории линии атаки, если старт запаздывает, то боксер не успевает защититься. В работе рассматриваются механизмы достижения успеха и тактическое описание видов бокового маневрирования. Понимание