УДК 14.31.07
О.К. Сазонова, канд. пед. наук, доц.; Н.Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.; П.Н. Карплюк, канд. пед наук, проф.; В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц.; Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail:[email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОНИМАНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
В статье рассматривается степень научной разработанности проблем социально-психологической адаптации студентов коренных малочисленных народов. Определены современные подходы в понимании проблем, дана классификация и анализ проблем адаптации студентов представителей коренных малочисленных народов .
Ключевые слова: национальные особенности, адаптационный период, социальная среда, социальное окружение, социальная позиция индивида, способы учебной деятельности, стереотипы поведения, эффективность обучения, профессиональная адаптация студентов, самооценка, центральные образования личности, регуляторы поведения и деятельности, социальная роль.
В постсоветское время в связи с ростом национального самосознания, возросшим интересом к своей культуре, традиционным ценностям, особую значимость приобретают различные способы культурного самовыражения народа.
Многие представители коренных малочисленных народов видят перспективы будущего развития в сочетании процессов добычи, переработки и реализации продукции в единой технологической цепи. Организация такого производства потребует не только значительных финансовых вливаний, организационных усилий, но и наличия обученных кадров. Из уже существующих схем адаптации к реалиям рыночных отношений можно назвать создание многоотраслевых национальных фермерских хозяйств, обеспечивающих занятость и поддерживающих социальную структуру села. Изучая преемственность традиционной культуры, механизмов ее самосохранения в переходные и кризисные периоды, можно признать особую роль декоративно-прикладного искусства и других видов творчества для формирования самосознания народа, системы его ценностей и как совокупности - повседневной реальности.
Проблема подготовки кадров остается наиболее острой в среде коренного населения. Это относится не только к подготовке кадров с высшим образованием, но и со средним специальным и со средним профессиональным. Без ее решения сложно будет решать экономические, социальные, правовые и другие проблемы, которые встают перед представителями коренных малочисленных народов в переходный к рыночным условиям период. При этом основная задача состоит не столько в чисто механическом увеличении специалистов с высшим и средним специальным образованием, а в сбалансированной политике по подготовке квалифицированных национальных кадров в соответствии с потребностями производственной и социальной сферы в условиях рыночного хозяйства.
Сложившийся уровень подготовки национальных кадров обусловил их низкий удельный вес как во всем населении, так и среди лиц, имеющих образование, и значительно отличается от средних показателей. Это, на наш взгляд, связано с рядом проблем, которые тесным образом влияют на подготовку будущих специалистов.
Мировым научным сообществом давно признаны психофизиологические особенности развития коренных народов и, следовательно, необходимость формирования специфических форм и средств обучения, программ профессиональной подготовки, учитывающих эти
особенности и соответствующих действительным нуждам различных групп коренного населения. В нашей стране к изучению данного важного аспекта только приступают.
С этим связана основная проблема низкой эффективности системы образования представителе коренных малочисленных народов. Наиболее значительными особенностями национальной психологии являются преобладание образного мышления, а не формальнологического, качественное отличие культурно-предметной среды в дошкольный период формирования личности, непосредственно деятельный характер традиционных форм
обучения и воспроизводства культуры. Относительное преобладание образного мышления, по сравнению с формально-логическим, не является признаком культурной отсталости, более того, именно образно-ассоциативное мышление лежит в основе любой творческой деятельности [1, с. 21].
Все же существующая система школьного образования ориентирована на развитие формально-логического мышления, на заучивание готовых логических схем и на накопление информации.
В настоящее время система образования, адаптированная к национальным особенностям коренных жителей, практически отсутствует.
Образование - один из ключевых элементов социального устройства и во многом определяет уровень жизни людей.
Обучение детей малочисленных народов идет по общегосударственным школьным программам, что способствует культурной ассимиляции подрастающего поколения северных этносов и обуславливает такие негативные моменты в профессиональном образовании, как немотивированный отсев, формальное получение
образования, отсутствие заинтересованности в его продолжении и др. Низкий уровень профориентационной деятельности в школах приводит к тому, что степень осведомленности обучаемых в выборе будущей профессии носит случайный и ситуативный характер. Все это влияет на уровень получения образования.
Тем самым закладывается основа единого процесса воспитания и обучения, начиная от детсада-школы и кончая высшим образованием.
Процесс ликвидации малых сел привел к закрытию начальных и малокомплектных восьмилетних школ, в которых чаще всего обучение велось на алтайском языке, при этом обучающихся таких школ переводили в средние школы (с интернатами), расположенные в центральных усадьбах совхозов и колхозов, где преподавание велось преимущественно на русском языке. Сокращалось также количество дошкольных учреждений, ведущих воспитательную работу на родном языке. Это привело к сужению сферы функционирования алтайского языка и росту числа молодых людей - представителей коренной национальности, не владеющих или слабо владеющих родным языком. Особенно остро эта проблема коснулась представителей коренных и малочисленных народов, поскольку их язык стал использоваться все более ограниченно.
Тем не менее, принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определённое влияние и влияет сам на соседние языки.
В 1990-е годы, в связи с всеобщим социальноэкономическим кризисом в стране, условия проживания и традиционной хозяйственной деятельности представителей коренных и малочисленных народов, охрана их здоровья, развитие образования, культуры катастрофически ухудшились. Положение этих народов усугубляется
объективной неприспособленностью их образа жизни и этнических ценностей к условиям формирующегося рынка в его практически нерегулируемых формах. Развитие традиционных отраслей хозяйствования, степень занятости, качество и условия жизни коренного населения вызывают серьезную тревогу. В семьях представителей коренных народов, особенно в сельской местности, крайне низок уровень денежных доходов. В среднем они в 2-3 раза ниже общероссийского, на 25-30 % ниже, чем у остальных жителей, проживающих с ними в одних регионах. В отдельных субъектах РФ они не обеспечивают и половины прожиточного минимума [1, с. 24].
Кризис традиционного хозяйства обострил проблему занятости. Уровень безработицы среди аборигенного населения увеличился в среднем в 8 раз (в целом по России в 3,5 раза). Ухудшение положения аборигенов на региональных рынках труда обусловлено не только развалом производственной и социальной структуры национальных сел, но и низким уровнем общего и профессионально -технического образования коренных народов.
Большая часть алтайского населения не вовлечена в процессы урбанизации, т. е. живет в сельской местности и сохраняет традиционные черты хозяйства и быта.
В постсоветское время проблема получения дополнительного специального или высшего образования стала напрямую зависеть от финансового состояния семьи.
Проблема сохранение традиций является одной из немногих, вокруг которых сложились достаточно устойчивые, но противоположные по содержанию и исходным установкам обыденные представления. В их основе лежат определенные ценностные подходы. Условно можно обозначить два полюса, сконцентрировавших эти представления. На одном из них традиция представлена как нечто архаичное, косное, устаревшее, консервативное, мешающее современному развитию культуры, на другом традиция выступает как идеал, абсолютная ценность, требующая серьезных усилий по поддержанию, восстановлению, реанимации. Очевидно, что обе позиции характеризуются ярко выраженным ценностным отношением к феномену традиции.
В бытовой разговорной речи слово «традиция» употребляется в одном ряду с такими, как «обычаи», «ритуал», «обряд» и т.п. В данном случае традиция - это то, что принято людьми с незапамятных времен и устойчиво повторяется, воспроизводится в потоке времени. С точки зрения философии, традиция предстает как явление социальной коммуникации, т.е. определенная форма общения людей. С точки зрения культурологии, традиция представляет собой основополагающее, родовое понятие, имеющее статус фундаментальной категории, обозначающей определяющее универсальное измерение культуры [2, с. 79].
Традиционное занятие коренных жителей - это охота, рыболовство, животноводство, сбор лекарственного сырья, сбор ягод, орехов, трав и т.д.
Еда алтайцев состоит в основном из мяса (баранина, говядина, конина), молока, кисломолочных продуктов.
В связи с низким профессиональным уровнем, плохой адаптацией к рыночной политике государства, невозможностью сбыта своей продукции, хищническим отношением к природе (вырубка леса, сплав древесины и т.п.), укрупнение сел, потери рабочих мест многие кумандинцы стоят на грани выживания.
Через быт природные основания человеческой жизни оказывают влияние на культуру общества, в то же время через него же культура общества влияет на биологическую природу человека.
Быт описывает устойчивые характеристики человеческой деятельности, к нему относится то, что присуще ей регулярно, что повторяется. В то же время к быту относится то, что является показательным для некоей общественной группы, то есть носит общественный характер. Поэтому-то быт тесно связан с культурной традицией, при помощи которой он передается от поколения к поколению, представляя собой
устойчивую часть образа жизни. Так как при подобной глубокой погруженности в культурную традицию быт служит непосредственному удовлетворению материально физиологических потребностей человека, он является комплексным феноменом. Он выступает наиболее "приземленной" частью культуры, и, одновременно, механизмом одухотворения человеческих потребностей.
Современное социально-экономическое положение представителей коренных и малочисленных народов РА сложное: низкое социальное положение, бедность, безработица, маленькая зарплата, усугубляемое разрушением окружающей среды, вырубкой леса (кедра), загрязнением рек и водоемов, радиацией и «ракетопадом». Подрыв материального производства, расслоение общества, его астрономическая поляризация, не оправдавшиеся надежды людей на перестройку и реформы, отсутствие идеологии приводят к утрате традиций и обычаев, культурных и духовных ценностей, многие не могут адаптироваться к новым рыночным условиям.
Все это тесным образом связано с тем, что молодое поколение аборигенного населения ориентировано на так называемый «цивилизованный» образ жизни и русификацию. После получения образования, которое не будет востребовано по месту проживания, они не стремятся возвращаться домой. Поэтому мы полагаем, что для более успешного дальнейшего развития представителей коренных и малочисленных народов необходимо, на наш взгляд, уделять серьезное внимание подготовке молодых кадров, которые после получения соответствующего образования пожелают вернуться в родные места.
Студенты, приезжающие в город из сельской местности, должны освоить новый стиль жизни, «встроиться» в новый для них темп. Исследование показывает, что сложнее всего адаптационный период проходит у студентов коренных и малочисленных народов. Объясняется это рядом причин: во-первых, до поступления в вуз учащиеся малых этносов, как правило, обучаются в национальных или сельских школах и поэтому уровень полученного ими образования существенно отличается от городского уровня образования; во-вторых, переезд в новый город является сменой социальной среды и социального окружения (отрыв от семьи, семейных традиций), с присущими им иными культурными и материальными ценностями, нормами поведения.
Пространство города может восприниматься как чужое, враждебное. Оно дополняется шумом, звуком, движениями. В отличие от сельского населенного пункта, в городе дома могут тесло примыкать друг к другу. В пространство города студенты представителей коренных и малочисленных народов, впервые сталкиваются с условиями проживания и обучения в городе, испытывает состояние «чужеродного» существа, которому необходимо заново пройти приспособление к новой среде, начиная от акклиматизации и заканчивая социализацией. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается (или не осознается) призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Не менее важно молодому человеку осознать для себя значимость всего того, что предлагает молодежи город -театры, музеи, стадионы, библиотеки, парки, кафе и т. д. Студент должен сориентироваться, определить круг своих интересов, не распыляясь на все сразу, он должен самоопределиться в новых для него условиях [3, с. 98].
Для приезжающих этот процесс осложнен сменой сферы бытия, но изменение культурных условий для вновь поступивших связаны не только с этим, но также с процессом социализации в новой социальной среде. Умение сориентироваться в новых условиях - сложная задача для начинающего студента, и на первом этапе ее решение требует от него внутренней мобилизации всей его социальной зрелости. Социальная зрелость предполагает способность
каждого молодого человека овладеть совокупностью социальных ролей.
Наибольшая трудность состоит в изменении социальной позиции индивида, способов учебной деятельности, пересмотре привычных для школьников связей, ролей, стереотипов поведения.
Эффективность обучения и самочувствия первокурсников коренных и малочисленных народов зависит от того, как осуществляется переход от школьной жизни под опекой учителей к жизни самостоятельной, студенческой. При этом важно: смогут ли студенты представителей
коренных и малочисленных народов определиться в новых условиях, готовы ли к самостоятельной жизни, имеют ли навыки взаимодействия с новыми людьми.
Данные психологических исследований показывают, что у первокурсников наблюдаются общий упадок сил, снижение внимания и потеря интереса к учению.
К началу обучения в вузе, после выпускных и вступительных экзаменов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности. В привычных условиях человек, управляемый подсознательными установками, осуществляет решение типовых, повторяющихся задач. Когда же первокурсник попадает в новые условия, и все задачи для него нетипичны, т. е. у него нет стандартных способов их решения, ему необходимо выработать новый алгоритм поведения, новые способы решения жизненных задач, причем сделать это в короткий временной промежуток.
Важными факторами, влияющими на процесс социальнопсихологической адаптации первокурсников являются: ценностные ориентации семьи и референтной группы сверстников; способность адекватно оценивать трудности; умение правильно планировать время на учебновоспитательную, спортивно-оздоровительную деятельность, досуг.
Процесс развития студента в вузе протекает в русле профессиональной подготовки, является специфическим моментом в его становлении и имеет особое значение. Во-первых, потому что в ходе адаптации приобретается ориентация в социальной и профессиональной сфере, которая определяет профессиональную судьбу студента. Во-вторых, происходит приобщение студентов к избранной профессии.
Наиболее определенным показателем степени социально-педагогической адаптации студенчества является связь их жизненных планов с профессией, которой они обучаются в вузе.
Профессиональная адаптация студентов зависит от того, насколько значимы для них профессия, работа, успех, какие требования они предъявляют к себе, профессиональной подготовке, будущему месту работы, как они реагируют на неудачи и трудности в процессе профессиональной подготовки. В процессе адаптации происходит перестройка потребностно-мотивационной сферы, и задача педагога состоит в формировании устойчивых профессиональных ценностей у студентов [4, с. 100].
Гуманистический и духовный уровни социальной адаптации студентов представителей коренных и малочисленных народов связаны с усвоением ими социальных ценностей гуманистической направленности.
Исследование показало, что значимыми критериями выбора будущей профессии выпускниками школ последних лет являются: материальные возможности семьи, традиции семьи, престижность выбранной профессии и некоторые другие.
Опыт показывает, что важное значение при выборе профессии имеет и структура образовательного рынка региона. Многие родители не рискуют отпускать детей в
Библиографический список
другие города для получения профессионального высшего образования, предпочитая «поступить» ребенка в тот вуз, который рядом, хотя он и не отвечает профессиональным потребностям детей - абитуриентов.
Социально-психологическая составляющая процесса адаптации отражает изменение социальной роли обучаемого, круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе академической группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе, а также отвечающих характеру избранной профессии. Психологическая составляющая отражает перестройку мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резкое возрастание роли функций внимания, памяти, зрительного восприятия, увеличение эмоционального напряжения, испытание и тренировку воли, реализацию задатков и способностей. Организационная составляющая отражает приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы, приобщение к напряженному учебному труду, противоречие для части студентов между личными интересами и необходимостью, связанное с недостаточной четкостью их социальной установки на овладение профессией.
Несмотря на то, что первокурсники в целом легко переносят адаптацию, для них могут возникнуть трения и трудности, связанные с вхождением в новую учебную группу. Если опыт приобретения нового статуса пройдет без особых шероховатостей, можно говорить об успешной адаптации.
Результат целостной адаптации первокурсника к условиям обучения в вузе во многом зависит от внешних и внутренних причин. Внешними будут являться сама группа, само общество, его влияние, а внутренними - личностные характерологические и типологические черты индивида.
Внутренние причины играют немаловажную роль в успешном протекании адаптивности, потому что умение вступать в межличностные отношения, а, следовательно, завязывать знакомства, идти на компромисс имеет место при адаптации.
Самооценка также относится к центральным образованиям личности. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Внешние причины. Социальная роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуальнопсихологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли студента - другим.
Важным аспектом адаптации является принятие социальной роли студента-первокурсника, а, следовательно, и социально-психологический статус и механизмы
социализации личности.
Начальный этап обучения в вузе связан порой с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек студентов представителей коренных и малочисленных народов, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность [4].
Таким образом, на этапе вхождения в вузовскую действительность главной целью студентов представителей коренных и малочисленных народов становится овладение способами и приемами учебной деятельности, приобретение необходимой системы фундаментальных знаний, принятие социального статуса студента.
1. Ануфриенко, Е.В. Особенности адаптации первокурсников в вузе // Проблемы саморазвития личности в образовательном пространстве: материалы научно-методич. конф. / под общ. ред. Е.В. Шишмаковой. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2000.
2. Корякина, Н.А. Адаптация выпускников сельских школ к культурным стериотипам города // Наука и образование. - 2001. - №4.
3. Растигеев, А. П. Социальная адаптация и ответственность личности // Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности.
- Барнаул, 1998.
4. Рогинский, В.М. Особенности адаптационного периода для студентов в вузе // Азбука педагогического труда. - М.: Высшая школа, 1990. Статья поступила в редакцию 23.10.09
УДК 14.31.07
В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц.; Н.Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц., П. Н Карплюк, канд. пед. наук, проф., О.К Сазонова, канд. пед. наук, доц.; Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail:[email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
В статье рассматриваются социально-демографические и социально-культурные проблемы коренных и малочисленных народов. Особое внимание уделяется этносам, проживающим на территории Республики Алтай.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, этнос, культура, традиции, язык, занятость, системы жизнеобеспечения.
В Российской Федерации проживают 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (сокращенно - коренные малочисленные народы Севера, коренные народы Севера, народы Севера).
Общая численность коренных малочисленных народов Севера составляет чуть более 200 тыс. человек, что составляет всего 2 % населения территорий, на которых они проживают. Самый крупный по численности народ - ненцы (34 тыс.), самые малочисленные - энцы (189 чел.) и ороки (179). Народы Севера живут на территории 29 субъектов РФ, при этом 80 % их сосредоточено в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Таймырском (Долгано-Ненецком), Чукотском автономных округах, Камчатской области, Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия). Подавляющее большинство народов Севера (около 75 %) - сельские жители. В отдельных субъектах РФ их доля не превышает в среднем 1 - 2 % от всего населения. В сельской местности этот показатель выше -около 19 %. 24 марта 2000 г. Постановлением Правительства РФ (№ 255) был утвержден единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, который в настоящее время включает в себя 45 народов [1].
Рассмотрим некоторые основные вехи истории малочисленных народов Севера в составе Российского государства. В дореволюционной России коренные народы Сибири были обязаны вносить в казну государственную подать - ясак. Ясачный сбор состоял из собственно ясака - обязательного платежа и добровольных приношений - «поминков», которые постепенно перешли в разряд обязательных. В обыденную жизнь северных народов власти, как правило, не вмешивались.
В 1822 г. царское правительство провело реформу управления Сибирью. Сибирским генерал-губернатором М.М. Сперанским специально для аборигенов был разработан «Устав об управлении инородцев», в соответствие с которым вводилась свободная торговля с аборигенами, упорядочивалось налоговое обложение. Авторы реформ рассматривали Устав как первый шаг на пути преобразования всей жизни народов Сибири. Устав пресекал попытки местных властей изолировать коренное население Сибири от русского, открывая аборигенам свободный и беспошлинный сбыт своей продукции, и разрешая всем торговцам беспрепятственный доступ на их территорию.
Во второй половине 19 века были предприняты попытки пересмотреть Устав 1822 г., уравнять в правах оседлых «инородцев» с русским крестьянским населением, ускорить переход к оседлости кочевых и бродячих инородцев. В 1897 г. на аборигенов был распространен паспортный режим [2].
После образования СССР в системе государственного управления был создан специальный орган (Комитет Севера), который должен был координировать всю работу среди коренных и малочисленных народов Сибири и Севера. Им была оказана существенная экономическая помощь, предоставлены значительные льготы, приняты экстренные меры по
борьбе с голодом, эпидемиями, началось создание органов самоуправления. Для большинства народов была разработана письменность, на родных языках велось обучение в школах, издавались газеты, работали национальные театры, появилась национальная литература. Важную роль в культурно-просветительной работе сыграли культурные базы - комплексные хозяйственно-культурные учреждения, создававшиеся в самых глухих и отдаленных уголках сибирской тайги и тундры.
Следует сказать, что советское государство проводило среди народов Севера комплекс важных и нужных мер по ликвидации их отсталости. Вместе с тем, их общество никогда не рассматривалось как самоценное и самодостаточное, традиционная культура народов и на государственном и на бытовом уровне всегда воспринималась как «примитивная», «отсталая». Всякое проявление национального самосознания, стремление сохранить родной язык и культуру встречали противодействие, рассматривались как проявление национализма. Главной целью политики советского государства в отношении народов Севера была их интеграция в социалистическое общество.
В результате проводимой политики пострадали все народы бывшего СССР, но особенно пагубно отразилась она на народах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Малочисленные народы не могли противостоять тотальному огосударствлению национальной жизни. Это привело к нарастанию национально-культурных, социальных, экологических проблем. Особенно заметно эти процессы стали проявляться со второй половины 60-х годов, в период укрупнения и реорганизации национальных колхозов, ликвидации "неперспективных" поселений. Административно-командная система, нацеленная на создание предельно централизованных единообразных структур, игнорировала потребности этнического развития. Ведомственный, бюрократически усредненный подход сказывался во всем - от размещения производительных сил до проблем языка, образования и культуры [2].
Русификаторская политика государства особенно негативно отразилась на развитии языков народов Севера и Сибири. Дети обучались преимущественно в школах-интернатах на русском языке, в отрыве от семьи и родной языковой среды. В некоторых районах даже запрещалось говорить на родном языке. В результате усилился процесс утраты родного языка и исчезновения этнической культуры.
Численность народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с 1959 по 1979 г. была относительно стабильной. Это объясняется ассимиляционными процессами вследствие высокого уровня межнациональных контактов. Наличие особых льгот для коренных малочисленных народов (внеконкурсный прием в вузы, право на бесплатные лекарства и т.п.) вело к тому, что дети в национально-смешанных семьях, как правило, фиксировались по коренной национальности, что обеспечивало им право пользоваться установленными льготами, тем самым статистически поддерживалась стабильная