Шолохова Г.П., Чикова И.В.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ЕЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Решение проблемы адаптации студента к условиям обучения в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психо-лого-педагогические особенности адаптационного процесса студентов-первокурсников, выявляются качественные различия, обосновывается детерминация, раскрывается значение проблемы и приводятся результаты психолого-педагогического исследования.
Ключевые слова: адаптация, формы адаптации, трудности первого года обучения, мотивы, детерминанты.
Одной из общетеоретических проблем высшего образования выступает проблема адаптации студентов к условиям обучения в вузе, трудностей первого года обучения. Адаптация в данном контексте определяется как многогранный процесс активизации социальных и биологических резервов молодых людей, находящихся в стадии развития и становления, и в этой связи требующий повышенного внимания преподавателя к первокурсникам, необходимости их психолого-педагогического сопровождения в условиях высшей школы.
Для выявления особенностей адаптации студентов-первокурсников целесообразно прояснить понимание термина в психолого-педа-гогической науке.
Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды.
Гришанов А.К., Цуркан В.Д. полагают, что адаптация студентов - процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам [2, с. 29].
Сиомичев А.В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4].
Относительно современногопонимания феномена«адаптация» необходимо заметить, что онтрактуется не столько как процесс приспособления, сколько как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды.В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
Отсюда следует, что адаптация - процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям.
Адаптация для студента-первокурсника является продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности.
В психолого-педагогической литературе определены внешние и внутренние факторы, способствующие успешной психолого-педагогичес-кой адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе высшей школы [3], [6].
Внешние включают в себя приспособление личности к объективным проблемным ситуациям, а внутренние направлены на разрешение внутренних конфликтов, проблем личности.
Эти факторы условно разделяются на три блока:
- социологический (возраст, социальное происхождение, тип довузовского образования студента),
- педагогический (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавательского состава),
- психологический блок, который содержит индивидуально-психологические и социальнопсихологические факторы (интеллект, направленность, мотивация, личностный адаптационный потенциал).
Содержательные характеристики этих факторов и были положены нами в основу пси-холого-педагогического исследования студен-тов-первокурсниковОрского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета (ОГТИ (филиал) ОГУ).
Само поступление в вуз, включение в новую систему отношений и специфичный процесс обучения обуславливают особую разновидность трудностей у первокурсников. Происходит резкая ломка многолетнего привычного школьного стереотипа, изменяется характер взаимодействия с педагогом, студент включается в новую социальную общность, пытается занять место в этой системе взаимоотношений и как результат на поверхности могут проявиться - сравнительно низкая успеваемость, трудности в общении, снижение уровня учебной мотивации, рассогласование взглядов и убеждений личности, находящейся в стадии становления.
Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза и всего педагогического состава, вовлеченного в работу с первокурсниками [2], [7].
Изучение процесса адаптации и управление им в вузе детерминируется следующими аспектами.
Прежде всего, это выявляет уровень психологической готовности молодых людей, включающихся в учебный процесс, и позволяет про-
гнозировать дальнейшее развитие личности.
Также скорейшее прохождение студентом адаптационного периода влияет на систему социальных взаимодействий и взаимоотношений, определяя тем самым эмоциональное состояние первокурсника, его стрессоустойчивость и личностное развитие в целом.
Поступив в вуз, включившись в учебную деятельность и новую социальную систему межличностной коммуникации, студент невольно сравнивает их со школой. Новая ситуация требует от первокурсника перестройки всей его учебной деятельности. Здесь он сталкивается с новыми требованиями, с многоплановостью всей студенческой жизни, когда параллельно приходится посещать лекции, самостоятельно работать над литературой, осваивать дисциплины, и при этом активно участвовать в студенческой жизни.
Целью данного исследования является выявление особенностей адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Выборка представлена студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» в возрасте от 17 до 19 лет.
В основу диагностики положены следующие методики: методика выявления типичных трудностей первокурсников (Б.Г. Мещеряков) методика определения уровня адаптированно-сти студентов в вузе, методика «Изучение мотивации обучения в вузе» (А.А. Реан, В.А. Якунин).
В ходе проводимого психолого-педагоги-ческого исследования нами были выявлены качественные различия в прохождении студента-ми-первокурсниками адаптационного периода. Приведем их детальное описание.
Первоначально нами диагностировались мотивационные составляющие выбора учебного заведения и выбора профессиистудентами-первокурсниками. Традиционные установки такие, как «решение поступать в ОГТИ (филиал) ОГУ приняли в старших классах школы» соответствуют 20,6% первокурсников, «в течение года» - 33,3% студентов, «за несколько месяцев до поступления» - 26,6% респондентов и за «несколько дней» - 19,5%.По результатам опроса не выявлено студентов со «случайной» мотивацией, что является положительным фактом в плане прогноза личностного и профессионального развития студентов.
Следует указать, что на выбор данного учебного заведения повлияли следующие факторы:
- интерес к выбираемой профессии - 40,1%;
- пример знакомых - 23,2%;
- желание получить диплом о высшем образовании - 16,7%;
- влияние родителей - 20% первокурсников.
Как следует из фактических данных значительная часть студентов-первокурсников сознательно и целенаправленно связывали свое профессиональное обучение именно с ОГТИ (филиалом) ОГУ, отдавая предпочтение вузу со сформированной базой, традициями и кадровым потенциалом.
Если на момент поступления у студентов обозначалась положительная мотивация на процесс обучения, то последующим вопросом мы пытались выяснить степень удовлетворенности студентов выбором учебного заведения, но уже спустя три месяца обучения.
Итак, систематизация и обобщение полученных в ходе опроса результатов позволяют констатировать полную удовлетворенность учебным заведением у 86,6% первокурсников при наличии 13,4% студентов с частичной удовлетворенностью.
К сожалению, современная общеобразовательная школа далеко не всегда готовит (в смысле психологической готовности) своих выпускников к высшей школе. В частности, она даёт ученику необходимые знания, но часто забывает ознакомить их со спецификой образовательного процесса в вузе.
Серьёзной проблемой первокурсников является неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе, которые приводят к нерациональному использованию времени и появлению соблазна использовать его не в учебных целях [3], [4].
Более свободный характер организации учебных занятий в вузе и ломка стереотипов школьного обучения приводят также к низкому уровню профессионального самоопределения на первом курсе, что непосредственно оказывает влияние на течение процесса адаптации.
Для подтверждения данного тезиса нами запрашивалась информация об изменении образа жизни в связи с началом обучения в ОГТИ (филиалом) ОГУ. Ранжирование показателей позволило разделить студентов на три группы по характеру ответов:
- первая группа - студенты, образ жизни которых полностью изменился. Данная группа составила - 33,3% первокурсников;
- вторая группа - студенты, образ жизни которых изменился незначительно, представлена 40% респондентов;
- третья группа - студенты, чей образ жизни не изменился. Обозначенная выборочная совокупность представлена 26,7% первокурсников.
Таким образом, около трети студентов-пер-вокурсников по указанному фактору отнесены нами к группе риска, т. е. более подвержены дезадаптации.
Углубляя психолого-педагогический анализ, мы детально рассмотрели психологический аспект процесса адаптации, выделив в качестве основополагающих характеристик:
- направленность на профессию и учебную деятельность;
- детерминацию проблем первокурсников;
- специфику трудностей в учебной и вне-учебной деятельности.
Легко адаптируются к студенческой жизни в большей степени студенты, мотивированные интересом к профессии, наличием способностей, склонностей к ней [1], [7]. Слабо адаптированы (а подчас и дезадаптированы) студенты, которые руководствуются внешними мотивами.
Поскольку около трети студентов были отнесены нами к группе риска дезадаптации, то первостепенно, касаемо этой части исследования, мы запрашивали информацию о желании респондентов идти в вуз и их самочувствии, доминирующем настроении в учебном процессе вуза.
Согласно полученным данным выделились три группы студентов-первокурсников:
- «студенты, которые с желанием идут в вуз» - 60,4%;
- «студенты, у которых желание идти в вуз проявляется ситуативно» - 26,3%;
- «студенты, которые затрудняются ответить точно» - 13,3% первокурсников.
Так как выделяются две последние группы респондентов с ситуативной направленности и ее диффузностью, то целесообразно выявить детерминанты данной ситуации.
С этой целью мы проанализировали ответы первокурсников и в качестве проблем обозначены:
- проблемы в учебной деятельности (б0%),
- проблемы во взаимодействии с преподавателями (2б,б%),
- материальные трудности (20%),
- бытовые проблемы (б,б%).
Относительно включения в учебную деятельность студентами констатируется:
- наличие незначительных трудностей по отдельным предметам в 4б,б% случаев,
- большого напряжения у 33,3% студентов,
- значительных трудностей по всем предметам - 10,5%,
- отсутствие трудностей -10,б%.
Основная причина проблем в учебной деятельности связывается студентами с недостаточностью школьной подготовки, в частности, испытывают дефицит знаний по отдельным предметам 40% студентов-первокурсников и по всем предметам 20% от всей выборочной совокупности.
Рассмотрение характера и детерминации указанных проблем позволило определить:
- во-первых, отсутствие навыков самоорганизации в учебной и внеучебной деятельности (53,3%);
- во-вторых, несформированность навыков и умений самостоятельной работы (40,7%);
- в-третьих, неготовность студентов к новым формам учебной деятельности (лекционным, семинарским) у бб,б% первокурсников.
Проводимые опросы и систематизация полученных данных выявили, что важными студенческими проблемами являются (проблемы ранжированы от большего значения к меньшему):
1) недостаток свободного времени;
2) перегруженность учебными занятиями;
3) недостаточный уровень довузовской подготовки;
4) неумение организовать себя;
5) нехватка материальных средств;
6) отсутствие привычного круга общения;
7) сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям.
Действительно, вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него во всех отношениях системой образования [1], [7]. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия
ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе является для первокурсников серьезной проблемой.
Результатами указанных выше качественных своеобразий первокурсников выступают снижение мотивации к профессии и процессу обучения, наличие усталости у большей части студентов(63,3%), повышенная тревожность (66,6%).
В силу обозначенных результатов постулируется необходимость психолого-педагогичес-кого сопровождения студентов в адаптационном периоде.
Итак, эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются психолого-педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсни-ков; применяются способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение межличностных взаимоотношений в системах «студент-студент» и «студент-преподаватель»; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления, активизация деятельности кураторов групп и курсов в плане тью-торского сопровождения.
Исходя из анализа сложившейся ситуации, обозначимнекоторые психолого-педагогичес-кие условия адаптации студентов-первокурсни-ков к образовательному процессу высшей школы, которые не претендуют на всеобщность, а могут и должны дополняться.
Именно в процессе обучения в вузе проходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуальные способы деятельности, формы поведения и общения. При этом, одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Сегодня особые требования предъявляются к воспитательно-образовательному процессу высшей школы в период адаптации, где, как показало наше исследование, в начале обучения возникает противоречие между появляющимися у студентов-первокурсников новыми потребностями, необходимостью решать новые задачи и уровнем имеющихся у них возможностей, сложившимися у них ранее способами мышления, поведения. Ко всем психолого-педагогичес-ким трудностям, которые испытывают юноши и девушки, добавляются и те, которые обусловлены сегодня непростой социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие молодого поколения. В таких условиях задача психологической помощи студенту-первокурснику в развитии способности самому определить цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспективы.
Таким образом, очевидно, что одним из возможных путей успешности адаптационного процесса является решение задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников.
Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адапта-
цию студентов к специфическим условиям высшей школы. В связи с этим уместно говорить о совокупности факторов, обеспечивающих адаптационный процесс студентов-первокурсников:
- качественная и четко продуманная организация учебной деятельности первокурсников;
- эффективность деятельности воспитательного отдела и кураторского корпуса высшего учебного заведения;
- участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления;
- наличие психологического сопровождения первокурсников в период адаптации (психологическая служба, научно-проблемная лаборатория психолого-педагогических исследований);
- вовлечение студентов-первокурсников во внеучебную деятельность (научная и спортивная работа, художественное творчество, тью-торское движение и т. д.)
В действительности, если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза комплексно:учебными, научными, общественными. Именно в этом комплексном воздействии реально достичь положительных изменений в профессиональной (учебной), общественной, межличностной и личностной адаптации.
19.12.2013
Список литературы:
1. Бордовский, Г.А.Особенности развития современного педагогического образования / Г.А. Бордовский // Педагогика. -2010. - N 5. - с. 60-66.
2. Гришанов, Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан. - Кишинев, 1990. - С. 29-41.
3. Кусакина, С.Н.Психологическая готовность к обучению в вузе / С.Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - №8. - С. 24-37.
4. Николаева, Е.И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом вузе / Е.И. Николаева, С.А. Котова //Вопросы психологии. - 2011. - №4. - С. 24-32.
5. Сиомичев, А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А.В. Сиомичев. // Автореф. канд. пс. н. - Л., 1985. - 17 с.
6. Смирнов, С.Д.Учеба - в радость: психологические факторы успешной учебы студентов / С. Д. Смирнов // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2011. - N 4 (58). - С. 9-11.
7. Шайденко, Н.А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина // Педагогика. - 2010. - №6. - С. 44-50.
Сведения об авторах:
Шолохова Галина Петровна, первый проректор Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент 4б2403, Оренбургская область, г. Орск, пр-т Мира, 15а, телефон: (3537) 23б593, e-mail: [email protected] Чикова Ирина Вячеславовна, заведующий научно-проблемной лабораторией психологопедагогических исследований Орского гуманитарно-технологического института, доцент кафедры детской психологии факультета дошкольного и начального образования Орского гуманитарнотехнологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент телефон: (3537) 23бб01, e-mail: [email protected]