Научная статья на тему 'Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы'

Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
289
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / АДАПТАЦИЯ / ВЕДУЩИЕ АДАПТАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HEALTH / SPECIAL MEDICAL GROUP / ADAPTATION / LEADING ADAPTATION SYSTEMS / FUNCTIONAL STATE / CARDIOVASCULAR DISORDERS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Милашечкина Елена Анатольевна, Джандарова Тамара Исмаиловна, Куницына Елена Анатольевна

Цель исследования: произвести оценку изменений адаптационных возможностей студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, имеющих сердечно-сосудистую патологию. Организация и методы. Всего в исследовании участвовало 128 студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, из их числа было выделено 76 студенток, имеющих сердечно-сосудистую патологию, составивших опытную группу. Контрольную группу составили 48 практически здоровых студенток, занимающихся физической культурой в основном отделении. Адаптационные возможности организма девушек оценивали по показателям уровня кортизола в слюне, максимального потребления кислорода, адаптационного потенциала системы кровообращения и индивидуальной минуты. Результаты. Выявлены тенденции снижения уровня здоровья и появления сочетанных патологических состояний за период обучения в вузе. Определены наиболее распространенные группы заболеваний, среди которых диагностируются патологии сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия 1-2 степени) особенно часто встречающиеся у девушек. В результате исследования определено, что студентки с заболеваниями сердечно-сосудистой системы наиболее подвержены стрессорным факторам окружающей среды, имеют достоверно значимое (P < 0,01) увеличение уровня кортизола (189 ± 5,21) по сравнению с практически здоровыми студентками (159,64 ± 8,21). Заключение. В период обучения происходит ухудшение функционального состояния ведущих адаптационных систем организма в обеих исследуемых группах, причем наиболее сильные изменения в показателях максимального потребления кислорода и адаптационного потенциала системы кровообращения зафиксированы у студенток, имеющих сердечно-сосудистую патологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Милашечкина Елена Анатольевна, Джандарова Тамара Исмаиловна, Куницына Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION ABILITIES IN FEMALE STUDENTS WITH CARDIOVASCULAR DISORDERS

Aim. The article deals with the assessment of changes in the adaptation abilities of female students with cardiovascular disorders engaged in physical education lessons in a special medical group. Materials and methods. 128 female students participated in the study. All students were engaged in physical education lessons in a special medical group (SMG). The experimental group consisted of 76 students with cardiovascular disorders. The control group included 48 apparently healthy students practicing physical education in the general group. We assessed adaptation abilities with the help of salivary cortisol, maximum oxygen consumption, adaptation potential of the circulatory system, and individual minute. Results. We revealed a tendency towards health deterioration and pathology acquisition during the study at university. We established the groups of the most frequent disorders, including the disorders of the cardiovascular system, which predominantly occur in girls. As a result of the study, we revealed that female students with cardiovascular disorders were to a greater extent subjected to external stress factors and demonstrated a significant increase (P < 0.01) in cortisol (189 ± 5.21) in comparison to apparently healthy students (159.64 ± 8.21). Conclusions. All the groups examined demonstrated deterioration of the leading adaptation systems during the study at University. The most pronounced changes were registered in maximum oxygen consumption and adaptation potential of the circulatory system in female students with cardiovascular disorders.

Текст научной работы на тему «Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы»

УДК 612.1:612.451

йО!: 10.14529/Ивт180418

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

1 2 1 Е.А. Милашечкина', Т.И. Джандарова2, Е.А. Куницына'

1 Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия, 2Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия

Цель исследования: произвести оценку изменений адаптационных возможностей студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, имеющих сердечно-сосудистую патологию. Организация и методы. Всего в исследовании участвовало 128 студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, из их числа было выделено 76 студенток, имеющих сердечно-сосудистую патологию, составивших опытную группу. Контрольную группу составили 48 практически здоровых студенток, занимающихся физической культурой в основном отделении. Адаптационные возможности организма девушек оценивали по показателям уровня кортизола в слюне, максимального потребления кислорода, адаптационного потенциала системы кровообращения и индивидуальной минуты. Результаты. Выявлены тенденции снижения уровня здоровья и появления сочетанных патологических состояний за период обучения в вузе. Определены наиболее распространенные группы заболеваний, среди которых диагностируются патологии сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия 1-2 степени) особенно часто встречающиеся у девушек. В результате исследования определено, что студентки с заболеваниями сердечно-сосудистой системы наиболее подвержены стрессорным факторам окружающей среды, имеют достоверно значимое (Р < 0,01) увеличение уровня кортизола (189 ± 5,21) по сравнению с практически здоровыми студентками (159,64 ± 8,21). Заключение. В период обучения происходит ухудшение функционального состояния ведущих адаптационных систем организма в обеих исследуемых группах, причем наиболее сильные изменения в показателях максимального потребления кислорода и адаптационного потенциала системы кровообращения зафиксированы у студенток, имеющих сердечно-сосудистую патологию.

Ключевые слова: здоровье, специальная медицинская группа, адаптация, ведущие адаптационные системы, функциональное состояние, сердечно-сосудистые заболевания, физическая культура.

Введение. По данным современной литературы, состояние здоровья и качество жизни обучающейся молодежи продолжает ухудшаться [1, 7, 11, 16], так, число студентов вузов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе на основании ежегодного медицинского освидетельствования, не уменьшается, а по-прежнему продолжает расти [4, 7, 8, 11]. Причем, среди самых распространенных групп патологических изменений, по разным данным, определяются поражения нервной системы, опорно-двигательного аппарата и системы кровообращения, также довольно часто диагностируются заболевания органов зрения [7, 11]. Беспокоит также тот факт, что у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, как правило, наблюдается сочетанная патология, то есть наличие у студентов нескольких диагно-

зов. Обычно это сочетание заболеваний сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата или органов зрения; поражения нервной системы и органов зрения и т. п. За время обучения более чем у 50 % студентов состояние здоровья ухудшается. Помимо увеличения степени патологических изменений по основному диагнозу, появляется сопутствующее заболевание, особенно часто это наблюдается со стороны нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, органов зрения.

Некоторые исследователи связывают ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи с увеличением интенсивности учебного процесса, внедрения в него информационных технологий; некоторые с неумением студентов оптимально распределять время труда и отдыха, а также сопоставляют

это с низким уровнем двигательной активности из-за повального увлечения обучающейся молодежи различными электронными устройствами [9, 12, 14, 15, 18]. Особенно резко падает уровень здоровья у студентов старших курсов, у которых согласно учебному плану уже закончился курс по дисциплине «Физическая культура», а самостоятельно они не занимаются никаким видом двигательной активности.

По причинам, указанным выше, могут серьезно снизится функциональные резервы ведущих адаптационных систем организма, к которым относятся нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая и эндокринная системы [13].

В Северо-Кавказском федеральном университете среди студентов, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой к специальной медицинской группе, также наблюдается высокий процент встречаемости заболеваний сердечно-сосудистой системы - до 60-70 % в разные годы, особенно часто у девушек [7].

Поэтому целью нашего исследования было произвести оценку изменений адаптационных возможностей студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, имеющих сердечно-сосудистую патологию.

Организация и методы. Исследование проводилось в естественных условиях на базе Северо-Кавказского федерального университета в течение 3 лет. Всего было обследовано 128 студенток, отнесенных по состоянию здоровья на основании ежегодного медицинского осмотра для занятий физической культурой к специальной медицинской группе. Из их числа было выделено 76 студенток, имеющих сердечно-сосудистую патологию и составивших опытную группу. Контрольная группа состояла из практически здоровых студенток в количестве 48 человек, занимающихся физической культурой в основной группе.

Для определения адаптационных возможностей организма студенток нами были использованы показатели, характеризующие состояние регуляторных механизмов.

Нагрузочный тест, признанный Всемирной Организацией Здравоохранения как объективный и информативный показатель функционального состояния кардиореспираторной системы и функциональных возможностей человека - максимальное потребление кисло-

рода (МПК). По мнению исследователей, наиболее распространен и доступен косвенный метод определения МПК, предложенный А.А. Гуминским и др. в 1990 г. [5]. Адаптационный потенциал системы кровообращения (АП) определяли по методу Р.М. Баевского, А.И. Берсеневой и др. [2]. Индивидуальную минуту (ИМ) определяли по методу Ф. Хал-берга (1969). По данным автора метода, величина ИМ является достаточно информативным тестом. У здоровых людей величина ИМ является относительно стойким показателем. У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ несколько превышает минуту физического времени, у лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 46,20-47,00 с, у хорошо адаптирующихся - 62,90-69,71 с [10].

Уровень концентрации гормона адаптации - кортизола (К) определяли в слюне методом трехфазного иммунологического анализа. Кортизол - стероидный гормон, определение которого имеет диагностическое значение при оценке адаптационных возможностей организма [3, 6]. Исследование проводили с учетом циркадианного, циркасептального и ова-риально-менструального биоритмов.

Математико-статистическая обработка результатов обследования проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Excel 2010. Уровень достоверности различий изучаемых показателей определяли с помощью критерия Стьюдента. Результаты считали статистически значимыми при Р < 0,05.

Результаты исследования. Как отмечалось раннее, у многих студенток, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культурой к специальной медицинской группе (СМГ), выявлено наличие нескольких заболеваний, то есть имелась сочетанная патология. Особенно часто диагностировались вместе заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС) и опорно-двигательного аппарата (ОДА), дыхательной системы (ДС) и ОДА, нервной системы (НС) и заболевания органов зрения (ЗОЗ). С течением времени обучения таких студенток из числа обследованных становилось больше (табл. 1).

В связи с тем, что функция кортизола направлена на поддержание метаболизма жира, углеводов, белков, функционирования сердечно-сосудистой системы, иммунной системы, почек, роста и развития, деятельности центральной нервной системы и поведения, для нас представляло научный интерес имен-

Human. Sport. Medicine 2018, vol. 18, no. 4, pp. 123-129

но определение концентрации кортизола, который является основным гормоном, обеспечивающим сопротивляемость к стрессу [3, 10, 19]. В результате проведенного обследования у студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, имеющих сердечно-сосудистую патологию (п = 48), выявлены достоверные отличия (Р < 0,01) концентрации кортизола в слюне по сравнению с таковыми у практически здоровых студенток (п = 26), что составило 189 ± ± 5,21 и 159,64 ± 8,21 соответственно. Увеличение концентрации кортизола может быть связано с нарастающим напряжением системы адаптации, так как кортизол является главным гормоном, обеспечивающим резистентность к стрессу [19, 17]. Кортизол усиливает функцию миокарда, увеличивает сердечный выброс и тонус периферических арте-риол путем повышения активности прессорных факторов, в частности катехоламинов [3, 6].

Далее представлены данные нагрузочного теста максимального потребления кислорода для оценки физической работоспособности и адаптационных возможностей кардиореспи-

раторной системы организма студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе, имеющих сердечно-сосудистую патологию в динамике (табл. 2). Как видно из таблицы, у студенток как контрольной, так и опытной групп на первом курсе отмечается самый высокий экспонент уровня максимального потребления кислорода. Так, у студенток с заболеваниями сердечно-сосудистой системы этот показатель находится на удовлетворительном уровне физической работоспособности, а у практически здоровых студенток - на высоком. К третьему курсу величина МПК у студенток контрольной группы имеет тенденцию к снижению, оставаясь по прежнему на высоком уровне, а у студенток опытной группы значительно уменьшается и оценивается как низкий уровень физической работоспособности.

Рассматривая показатели адаптационного потенциала системы кровообращения (АП) и индивидуальной минуты (ИМ) у студенток с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, оба показателя с течением времени увеличиваются, а у студенток опытной группы

Таблица 1 Table 1

Количество студенток СМГ, имеющих сочетанную патологию Number of SMG female students with combined pathology

Курс Year of study Всего Total ССС + ОДА CVS + LS % ДС + ОДА RS + LS % НС + ЗОЗ NS + VO %

1 128 29 22 12 9 18 14

2 126 32 25 13 10 21 17

3 120 41 34 13 11 29 24

Примечание. ССС - патология сердечно-сосудистой системы; ОДА - патология опорно-двигательного аппарата; ДС - патология дыхательной системы; НС - патология нервной системы; ЗОЗ - заболевания органов зрения.

Note. CVS - cardiovascular system pathology; LS - locomotor system pathology; RS - respiratory system pathology; NS - nervous system pathology; VO - visual organs pathology.

Таблица 2 Table 2

Уровень максимального потребления кислорода, мл/кг у студенток, имеющих сердечно-сосудистые заболевания Maximum oxygen consumption (ml/kg) in female students with cardiovascular disorders

Курс Year of study Опытная группа Experimental group Контрольная группа Control group Р

1 38,44 ± 1,56 43,81 ± 1,69 < 0,05

2 37,11 ± 1,74 42,51 ± 1,71 < 0,01

3 34,17 ± 1,81 41,93 ± 1,62 < 0,01

Примечание. Р - достоверность различий между показателями контрольной и опытной групп.

Note. P - significance of differences between the parameters of the control and experimental groups.

находятся примерно на одном уровне в пределах нормы. Причем уровень АП у студенток с патологией системы кровообращения изначально находился в пределах неполной или частичной адаптации, то есть на достаточном уровне, а к третьему курсу выявлено напряжение механизмов адаптации, и уровень функциональных возможностей находится в зоне риска их снижения. А у студенток контрольной группы за три года обучения в вузе этот показатель снизился до достаточного уровня функциональных возможностей.

Сравнивая показатель ИМ у студенток опытной группы, на втором курсе было обнаружено некоторое увеличение данного экспонента, к третьему году обучения в университете выявили достоверно значимое его снижение (Р < 0,01), что находится практически на нижней границе физиологической нормы.

Резюмируя вышеизложенное, такие высокие показатели уровня кортизола, несомненно, являются причиной появления гипертен-зии, а увеличение адаптационного потенциала системы кровообращения, снижение уровня физической работоспособности и показателя длительности индивидуальной минуты с течением времени обучения от курса к курсу могут свидетельствовать о формировании скрытого напряжения механизмов адаптации.

Заключение. У студенток, отнесенных по состоянию здоровья для занятий физической культуры к специальной медицинской группе, имеющих сердечно-сосудистую патологию, выявлено достоверно значимое повышение уровня кортизола по сравнению с практически здоровыми студентками основной группы, что связано с более сильной реакцией на стрессорное воздействие, обусловленное изменением интенсивности обучения.

У студенток обеих исследуемых групп с течением времени обучения происходят негативные изменения функционирования ведущих адаптационных систем организма. Наиболее сильному влиянию подвержены студентки, занимающиеся физической культурой в специальной медицинской группе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Более выраженные изменения обнаружены в показателях максимального потребления кислорода, адаптационного потенциала системы кровообращения, длительности индивидуальной минуты к третьему году обучения в университете. Характер этих изменений зависит от степени заболевания и от уровня функцио-

нальных резервов ведущих адаптационных систем организма.

Поэтому, на наш взгляд, важно определить не только степень влияния интенсивности обучения на адаптационные возможности организма студенток, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе с заболеваниями системы кровообращения, но и вести дальнейший ежегодный мониторинг с целью прогнозирования состояния здоровья, а также сконцентрировать внимание дальнейших исследований на поиск средств и методов коррекции этих изменений.

Литература

1. Агаджанян, Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.

2. Баевский, Р.М. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях / Р.М. Баевский, А.И. Берсенева, Н.Р. Палеев // Экспресс-информация ВНИИМИ. - 1987. - 19 с.

3. Благосклонная, Я.В. Эндокринология: учеб. для мед. вузов / Я.В. Благосклонная, Е.В. Шляхто, А.Ю. Бабенко. - СПб.: Спец-Лит, 2004. - 398 с.

4. Глебов, В.В. Состояние двигательной активности студентов в условиях обучения в столичном вузе // Спортивный психолог. -2012. - № 3. - С. 85.

5. Гуминский, А.А. Руководство к лабораторным занятиям по общей физиологии / А.А. Гуминский, Н.Н. Леонтьева, К.В. Мари-нова. - М.: Просвещение, 1990. - С. 216-221.

6. Дедов, И. И. Эндокринология: учеб. / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко, В.В. Фадеев. -М.: Медицина, 2000.- 632 с.

7. Джандарова, Т.И. Физическое развитие студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы / Т.И. Джандарова, Е.А. Милашечкина // Наука. Инновации. Технологии. - Ставрополь, 2014. -№ 1. -С. 82-83.

8. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И. В. Журавлева; Институт социологии РАН. - М., 2012. - 252 с.

9. Интернет-зависимость и параметры психофизиологического статуса у студентов / К.В. Горбылева, З.Р. Абдукадыров // Материалы XVII Всероссийского симпозиума «Эко-лого-физиологические проблемы адаптации», Рязань. - М. : РУДН, 2017. - С. 54-55.

Нитап. БроЛ. Мелете 2018, уо!. 18, по. 4, рр. 123-129

10. Моисеева, Н.И. Временная среда и биологические ритмы / Н.И. Моисеева, В.Н. Сысуев. - Л.: Наука, 1981. - 127 с.

11. Состояние здоровья молодежи, учащейся в высших учебных заведениях / А.В. Новикова // Материалы XVII Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации», Рязань. - М. : РУДН, 2017. -С. 165-166.

12. Характеристика качества сна и тревожности у студентов-медиков в разные периоды учебной деятельности / А.В. Жукова, Л.Р. Кашка, Э.Э. Абхаирова, Л.Ш. Эбубекирова // Материалы XVII Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации», Рязань. -М. : РУДН, 2017. - С. 74-75.

13. Central control of the cardiovascular and resoiratory systems and their instructions in vertebrate / E.W. Taylor // Physiol Rev. - 1999. -July. - 79 (3). - P. 855-916.

14. Effects of mood and anxiety disorders on the cardiovascular system / M.K. Cowles //

Hurst's the Heart, 13th edition, Chapter 96. -New York: McGraw-Hill Publishers, 2010. -Р. 2128-2145

15. Factors during Growth Period/R. Hau-spicr, M. Lauwersm, C. Susannec. - New York; London, 1984. - Р. 221-223.

16. Somparative characteristic of life quality among the students referred to a special medical group according to their health state / I.N. Gernet, V.N. Pushkina, S.Y. Razmakhova et al. // Indo american journal of pharmaceutical sciences. - 2018. - No. 05 (04). - P. 2353-2359.

17. Stress without distress / H. Selye. -Philadelphia, USA: Lippincott, 1974. - 171 p.

18. The association between long working hours and health: a systematic review of epide-miological evidence / A. Bannai, A. Tamakoshi // Scandinavian Journal of Work, Environment & Health. - 2014. - Vol. 40. - P. 5-18.

19. Tissue effect of glucocorticoids / J.D. Baxter, P.H. Forshtam // Am. J. Med. -1972. - P. 53.

Милашечкина Елена Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Российский университет дружбы народов. 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6273-0063.

Джандарова Тамара Исмаиловна, доктор биологических наук, профессор кафедры биомедицины и физиологии, Северо-Кавказский федеральный университет. 355009, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1. E-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2734-2911.

Куницына Елена Анатольевна, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Российский университет дружбы народов. 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: kea1234@ mail.ru, ORCID: 0000-0001-8930-6433.

Поступила в редакцию 17 сентября 2018 г.

DOI: 10.14529/hsm180418

ADAPTATION ABILITIES IN FEMALE STUDENTS WITH CARDIOVASCULAR DISORDERS

E.A. Milashechkina1, [email protected], ORCID: 0000-0002-6273-0063. T.I. Dzhandarova2, [email protected], ORCID: 0000-0002-2734-2911 E^. Kunitsina1, [email protected], ORCID: 0000-0001-8930-6433

1People's Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, 2North Caucasian Federal University, Stavropol, Russian Federation

Aim. The article deals with the assessment of changes in the adaptation abilities of female students with cardiovascular disorders engaged in physical education lessons in a special medical group. Materials and methods. 128 female students participated in the study. All students were

engaged in physical education lessons in a special medical group (SMG). The experimental group consisted of 76 students with cardiovascular disorders. The control group included 48 apparently healthy students practicing physical education in the general group. We assessed adaptation abilities with the help of salivary cortisol, maximum oxygen consumption, adaptation potential of the circulatory system, and individual minute. Results. We revealed a tendency towards health deterioration and pathology acquisition during the study at university. We established the groups of the most frequent disorders, including the disorders of the cardiovascular system, which predominantly occur in girls. As a result of the study, we revealed that female students with cardiovascular disorders were to a greater extent subjected to external stress factors and demonstrated a significant increase (P < 0.01) in cortisol (189 ± 5.21) in comparison to apparently healthy students (159.64 ± 8.21). Conclusions. All the groups examined demonstrated deterioration of the leading adaptation systems during the study at University. The most pronounced changes were registered in maximum oxygen consumption and adaptation potential of the circulatory system in female students with cardiovascular disorders.

Keywords: health, special medical group, adaptation, leading adaptation systems, functional state, cardiovascular disorders, physical education.

References

1. Agadzhanyan NA., Bayevskiy R.M., Berseneva A.P. Problemy adaptatsii i ucheniye o zdo-rov'ye [Adaptation Problems and the Doctrine of Health]. Moscow, RUDN Publ., 2006. 284 p.

2. Bayevskiy R.M., Berseneva A.I., Paleyev N.R. [Assessment of the Adaptive Potential of the Circulatory System in Mass Preventive Examinations]. Ekspress-informatsiya VNIIMI [Express Information from the All-Union Scientific Research Institute of Medical and Medical Information], 1987. 19 p. (in Russ.)

3. Blagosklonnaya Ya.V., Shlyakhto E.V., BabenkoA.Yu. Endokrinologiya: Uchebnik dlya medi-tsinskikh vuzov [Endocrinology. A Textbook for Medical Universities]. St. Petersburg, Spec Lit Publ., 2004.398 p.

4. Glebov V.V. [The State of Motor Activity of Students in the Conditions of Training in the Capital's High School]. Sportivnyypsikholog [Sporting Psychologist], 2012, no. 3, p. 85. (in Russ.)

5. Guminskiy A.A., Leont'yeva N.N., Marinova K.V. Rukovodstvo k laboratornym zanyatiyam po obshchey fiziologii [Guide to Laboratory Exercises in General Physiology]. Moscow, Enlightenment Publ., 1990, pp. 216-221. (in Russ.)

6. Dedov I.I., Mel'nichenko G.A., Fadeyev V.V. Endokrinologiya [Endocrinology]. Moscow, Medicine Publ., 2000. 632 p.

7. Dzhandarova T.I., Milashechkina E.A. [Physical Development of Female Students Assigned to a Special Medical Group with Deviations in the Activity of the Cardiovascular System]. Nauchnyy zhurnal Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta: Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [Scientific journal of the North-Caucasian Federal University. Science. Innovation. Technologies], 2014, no. 1. pp. 82-83. (in Russ.)

8. Zhuravleva I.V. Zdorov'ye studentov: sotsiologicheskiy analiz [Students' Health. Sociological Analysis]. Institute of sociology, Russian Academy of Sciences Publ., 2012. 252 p.

9. Gorbyleva K.V., Abdukadyrov Z.R. [Internet Addiction and Parameters of Psychophysiological Status in Students]. Materialy XVII Vserossiyskogo simpoziuma "Ekologofiziologicheskiye problemy adaptatsii" [Materials of the XVII All-Russian Symposium Ecological and Physiological Problems of Adaptation], 2017, pp. 54-55. (in Russ.)

10. Moiseeva N.I., Sysuev V.N. Vremennaya sreda i biologicheskiye ritmy [Time Environment and Biological Rhythms]. Leningrad, Science Publ., 1981. 127 p.

11. Novikova A.V. [The State of Health of Young People Studying in Higher Education]. Materialy XVII Vserossiyskogo simpoziuma "Ekologo-fiziologicheskiye problemy adaptatsii" [Materials of the XVII All-Russian Symposium Ecological and Physiological Problems of Adaptation], 2017, pp. 165-166. (in Russ.)

12. Zhukova A.V., Kashka L.R., Abkhairova E.E., Ebubekirova L.Sh. [Characteristis of Sleep Quality and Anxiety Among Medical Students in Different Periods of Educational Activity]. Materialy XVII Vserossiyskogo simpoziuma "Ekologo-fiziologicheskiye problemy adaptatsii" [Materials of the XVII All-Russian Symposium Ecological and Physiological Problems of Adaptation], 2017, pp. 74-75. (in Russ.)

Human. Sport. Medicine 2018, vol. 18, no. 4, pp. 123-129

13. Taylor E.W. Central Control of the Cardiovascular and Resoiratory Systems and Their Instructions in Vertebrate. Physiol Rev, 1999, July. 79 (3), pp. 855-916. DOI: 10.1152/physrev.1999.79.3.855

14. Cowles M.K. Effects of Mood and Anxiety Disorders on the Cardiovascular System. Hurst's the Heart, 13th edition, Chapter 96. New York: McGraw-Hill Publishers, 2010, pp. 2128-2145.

15. Hauspicr R., Lauwersm M., Susannec C. Factors During Growth Period. N.Y., London, 1984, pp. 221-223. DOI: 10.1007/978-1-4684-1185-0_15

16. Gernet I.N., Pushkina V.N., Razmakhova S.Y., Milashechkina E.A., Sergeev R.P., Morozov A.G. Somparative Characteristic of Life Quality Among the Students Referred to a Special Medical Group According to Their Health State. Indo American Journal of Pharmaceutical Sciences, 2018, no. 05 (04), pp.2353-2359.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Selye H. Stress Without Distress. Philadelphia, USA: Lippincott, 1974. 171 p.

18. Bannai A., Tamakoshi A. The Association Between Long Working Hours and Health: a Systematic Review of Epidemiological Evidence. Scandinavian Journal of Work, Environment & Health, 2014, vol. 40, pp. 5-18. DOI: 10.5271/sjweh.3388

19. Baxter J.D., Forshtam P.H. Tissue Effect of Glucocorticoids. Am. J. Med, 1972, p. 53.

Received 17 September 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Милашечкина, Е.А. Адаптационные возможности организма студенток специальной медицинской группы, имеющих нарушения сердечно-сосудистой системы / Е.А. Милашечкина, Т.И. Джандарова, Е.А. Куницына // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18, № 4. - С. 123-129. DOI: 10.14529/hsm180418

Milashechkina E.A., Dzhandarova T.I., Kunitsina Е.А. Adaptation Abilities in Female Students with Cardiovascular Disorders. Human. Sport. Medicine, 2018, vol. 18, no. 4, pp. 123-129. (in Russ.) DOI: 10.14529/hsm180418

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.