Научная статья на тему 'Физическое развитие студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонение в деятельности сердечно-сосудистой системы'

Физическое развитие студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонение в деятельности сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / SPECIAL MEDICAL GROUP / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / CARDIOVASCULAR SYSTEM / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джандарова Тамара Исмаиловна, Милашечкина Елена Анатольевна

В статье приводятся данные комплексного обследования физического развития студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы. Установлены отличия их показателей по сравнению с контрольной группой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джандарова Тамара Исмаиловна, Милашечкина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS, ASSIGNMENT TO SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH DEVIATING ACTIVITIES OF CARDIOVASCULAR SYSTEM

The paper presents a comprehensive survey data physical development of students in the special medical group with violations of the cardiovascular system. The differences of their performance compared with the control group.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонение в деятельности сердечно-сосудистой системы»

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

удк 612.4: Т. И. Джандарова [T. I. Dzhandarova]

612.6: 612.44 Е. А. Милашечкина [E. A. Milashechkina]

физическое развитие студенток,

отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонение в деятельности сердечно-сосудистой системы

Physical development of students, assignment to special medical groups with deviating activities of cardiovascular system

В статье приводятся данные комплексного обследования физического развития студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы. Установлены отличия их показателей по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: здоровье, специальная медицинская группа, сердечно-сосудистая система, физическое развитие, адаптация.

The paper presents a comprehensive survey data physical development of students in the special medical group with violations of the cardiovascular system. The differences of their performance compared with the control group.

Keywords: Health, Special Medical Group, the cardiovascular system, physical development, adaptation.

За последние годы в высшей школе произошла резкая интенсификация учебного процесса. Овладение знаниями при современном развитии науки и техники требует от студентов высокой интеллектуальной продуктивности, рационального использования учебного времени, четкой организации режима дня [1, 2]. Длительная и напряженная умственная работа, которая протекает на фоне большого нервно-эмоционального напряжения, значительно ограничивает двигательную активность студентов [2, 3], при этом наиболее уязвимыми становятся студенты с ослабленным здоровьем, занимающиеся в специальной медицинской группе (СМГ).

Табл. 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПО МЕДИЦИНСКИМ ГРУППАМ С 2004-2005 ПО 2008-2009 УЧ. ГГ.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, %

Учебный год Основная группа Подготовительная группа Специальная медицинская группа

2004-2005 59 7 34

2005-2006 33 36 31

2006-2007 28 33 39

2007-2008 31 46 23

2008-2009 21 51 28

Многие авторы отмечают из года в год увеличение количества студентов СМГ с 10 до 20-25 %, а в некоторых вузах до 40% [1, 3, 4]. Такая же тенденция наблюдается в Северо-Кавказском Федеральном университете [2].

На сегодняшний день объективно установлено, что постоянно увеличивается число студентов с врожденными и приобретенными патологиями и отнесенных по этой причине к специальной медицинской группе. По данным литературных источников анализ функционального состояния, физической и спортивно-технической подготовленности абитуриентов показал, значительное ухудшение состояния здоровья: в 70-е годы студентов специального медицинского отделения среди первокурсников было до 10 %, в 80-е годы их становится до 20 %, в 90-е - 25-45% , а вместе с подготовительной группой - до 75 % [2, 3].

В табл. 1 приведены данные за пять лет распределения студентов Северо-Кавказского Федерального университета по медицинским группам (было исследовано более 6 000 результатов медицинского обследования).

Как видно из таблицы, с каждым годом уменьшается число практически здоровых молодых людей, поступивших в университет. За

ЮНОШИ

2004 2005 2006 2007 2008

ДЕВУШКИ

2004 2005 2006 2007 2008

--■-- - специальная медицинская группа

> - основная медицинская группа —•— - подготовительная медицинская группа

Рис. 1.

пять лет количество молодежи, отнесенных к основной медицинской группе, снизилось более чем в два раза, а количество, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам увеличилось с 41 до 79 %.

Количество юношей в основной группе с каждым годом стремитель-

ЮНОШИ

70 60

50 40 30 20 10 0

46

2004

60

40

41

2005

60

40

70

30

2006

2007

2008

ДЕВУШКИ

70 60 50 40 30 20 10 0

63

37

2004

72

_28

80

20

74

-26

83

17

2005

2006

2007 2008

- основная медицинская группа

- специальная + подготовительная медицинские группы

Рис. 1. Распределение студентов СГУ (с 2012 г. СКФУ) по медицинским группам.

но уменьшается: с 54 % в 2004 году до 30 % в 2008 году (рис. 1). У девушек наблюдается такая же тенденция, однако, количество студенток, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе, за пять лет уменьшилась более чем в 3 раза (с 63 до 17 %).

В 2008-2009 учебном году отмечается рекордное число студентов,

% 70

65 69

60

55 55

50 /

45

40 40 —42_ ^41

35

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Динамика роста количества студенток, отнесенных к СМГ, имеющих сердечно-сосудистую патологию, в %.

имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам (у девушек - 83 %, у юношей - 70 %).

Среди обнаруженных отклонений в уровне здоровья у студенток СМГ на первом месте стоят заболевания сердечно-сосудистой системы (рис. 2). С каждым годом число таких диагнозов неуклонно растет: с 40 % в 2004 году доля сердечно-сосудистой патологии у девушек увеличилась к 2009 году до 68 %.

Помимо уже существующих отклонений в здоровье, на него так же оказывает влияние процесс адаптации студентов к учебной нагрузке. Как известно, сердечно-сосудистая система является одной из ведущих адаптационных систем организма [5-9]. Постоянные воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, неправильный образ жизни, вредные привычки, недостаточная двигательная активность ведут к снижению адаптационных возможностей организма и вследствие этого - к развитию уже имеющихся заболеваний, т. е. ухудшению состояния здоровья.

У девушек обнаружено большее количество отклонений в состоянии здоровья, чем у юношей, из них самый высокий процент приходится на сердечно-сосудистую систему.

I

92

Контрольная группа Опытная группа

22,2

3,7

Рис. 3. Индекс массы тела в процентах у студенток СМГ, имеющих сердечно-сосудистую патологию:

1 - норма, 2 - избыточная, 3 - ожирение 1 степени, 4 - недостаточная масса тела, 5 - выраженный дефицит массы тела

В связи с выше изложенным, целью нашего исследования является оценка физического развития студенток с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Организация и методы исследования.

В исследовании принимали участие 2 группы: контрольная (п = 45) состояла из студенток, не имеющих отклонений в состоянии здоровья;

Табл. 2. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕВУШЕК СМГ ИМЕЮЩИХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ ПАТОЛОГИЮ

Показатели Контрольная группа Опытная группа Р

Масса, кг 55,76 ± 1,19 61,41 ± 2,12 < 0,05

Рост, см 163,26 ± 1,11 164, ± 1,08 > 0,5

ОГК, см 87,40 ± 0,96 83,36 ± 1,40 < 0,001

ЭГК, см 4,92 ± 0,26 3,5 ± 0,36 < 0,001

Примечание: Р - достоверность различий средних величин между контрольной и опытной группами.

2 - опытная (п = 27) - студентки, отнесенные по стоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющие сердечно-сосудистую патологию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из основных признаков здоровья и адаптоспособ-ности организма является уровень физического развития [4]. Его мы определяли по показателям массы и длины тела, окружности грудной клетки (ОГК), экскурсии грудной клетки (ЭГК) индекса массы тела, результатам физической подготовленности.

Как видно из табл. 2, величина массы тела у студенток СМГ достоверно выше (Р < 0,05), чем у студенток контрольной группы, а показателях длины тела достоверных различий не обнаружено (Р > 0,5). Величины ОГК и ЭГК у девушек контрольной группы достоверно выше (Р < 0,001), чем у студенток опытной группы, что может говорить о недостаточном функционировании легких при практически одинаковых показателях длины тела.

Наиболее объективным показателем соотношения массы и длины тела является индекс массы тела (ИМТ), разработанный ученым Альфредом Кетле в 1869. В 1997 году Всемирная организация здравоохранения приняла ИМТ как классификацию ожирения, для выявления сопутствующих соматических расстройств.

Табл. 3. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕВУШЕК СМГ, ИМЕЮЩИХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ ПАТОЛОГИЮ

Показатели Контрольная группа Опытная группа Р

Ходьба, бег 2000 м, мин 11,10 ± 0,19 14,59 ± 0,47 < 0,001

Бег 30 м, с 5,06 ± 0,04 5,74 ± 0,10 < 0,001

Отжимание от гимн. скамейки, кол-во раз 13,83 ± 0,79 7,96 ± 0,78 < 0,001

Поднимание туловища из положения лежа, кол-во раз 64,65±4,95 46,74±2,43 <0,001

Примечание: Р - достоверность различий средних величин между контрольной и опытной группами

В результате полученных данных (рис. 3) в контрольной группе 8 % девушек имеют избыточную массу тела, а 92 % - ИМТ в пределах нормы. В опытной групп лишь 51,9 % студенток имею массу тела в пределах нормы. 3,7% имеют выраженный дефицит массы тела; 18 % - недостаточную массу тела; 22,2 % - избыточную массу тела; 3,7 % ожирение 1-й степени.

По мнению специалистов, студенты с более высокой двигательной подготовленностью без особых затруднений адаптируются к вузовским условиям и различным негативным факторам окружающей среды [2, 4].

В таблице 3 представлены результаты контрольных испытаний студенток с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Выявлено, что у девушек опытной группы значительно ниже уровень развития общей выносливости, так как результат в беге на 2000 м достоверно (Р < 0,001) хуже, чем в контрольной группе. А общая выносливость, по мнению многих исследователей является одним из маркеров работы кардиореспира-торной системы и уровня здоровья вообще [4, 3].

Уровень развития быстроты (бег, 30 м) у студенток СМГ так же несколько ниже в контрольной группе (Р < 0,001). В тестах на определение развития силы (отжимание, поднимание туловища) значительно хуже результат у студенток опытной группы по сравнению с контрольной на 54,56 и 27,7 %, соответственно (Р < 0,001).

Такие низкие показатели физической подготовленности и уровень физического развития студенток, имеющих сердечно-сосудистую патоло-

гию могут говорить об их недостаточной двигательной активности, так как в большинстве случаев они никогда не занимались физическими упражнениями [10].

По уровню физического развития можно судить об общем состоянии здоровья, то есть, чем хуже показатели физической подготовленности физического развития, тем хуже состояние здоровья. Недостаточная двигательная активность у здоровых людей может привести к стрессовым состояниям, а у лиц, уже имеющих нарушения в деятельности той или иной системы организма неминуемо приведет к ухудшению здоровья.

По предварительным данным, занятия оздоровительной физической культурой, направленные на развитие общей выносливости и других физических качеств, в щадящем режиме в рамках научно-консультативного центра дополнительного образования удовлетворяют потребность в движении и нивелирует стрессовое воздействие окружающей среды на организм.

ЛИТЕРАТУРА 1. Агаджанян Н. А., Пономарева В. В., Ермакова Н. В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. первой Всеросс. конф. М. РУДН, 1995. С. 5-9.

2. Милашечкина Е. А., Джандарова Т. И. Адаптационные возможности студентов, занимающихся в специальной медицинской группе // Фундаментальные исследования в биологии и медицине: Сборник научных трудов. Вып. 1. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 210 с.

3. Романченко С. А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 19 с.

4. Милашечкина Е. А. Комплексный подход к оценке психосоматического здоровья и личностно-ориентированные методы его коррекции у подростков, проживающих в экологически неблагоприятных районах: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. Ставрополь, 2005. 21 с.

5. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клёцкин С. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 222 с.

6. Баевский Р. М., Берсенева А. И., Палеев Н. Р. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях. М.: Экспресс-информация ВНИИ-МИ, 1987. 19 с.

7. Баевский Р. М., Берсенева А. И., Максимов А. Л. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека. Учеб.-ме-

тод. пособие. В двух частях. Ч. 1. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. 55 с.

8. Сивакова Н. Н. Использование адаптационного потенциала системы кровообращения в оценке адаптации учащихся к условиям повседневной деятельности // Современные проблемы физической культуры и Олимпийского движения: Материалы региональной научн.-практ. конфер. Р-н/Д.: РИЦ, 1994. Ч. II. С. 19-23.

9. Филеши П. А., Сивакова Н. Н, Труфанова Т. Е. Определение биологического возраста школьника по уровню здоровья // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / Тез. IV Всесоюзной конф. «Физиология развития человека». М., 1990. С. 294.

10. Милашечкина Е. А. Мотивационно-ценностные ориентации студенток, отнесенных к специальной медицинской группе в области физической культуры // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Минск. Т. 2. 2010. 300 с.

ОБ АВТОРАХ Джандарова Тамара Исмаиловна, ФГАОУ «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт живых систем, доктор биологических наук, профессор. Телефон 8-962-740-68-05. Е-таП: [email protected]

Милашечкина Елена Анатольевна, ФГАОУ «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт живых систем, кандидат биологических наук, доцент. Телефон 8-962-740-68-05. Е-таП: [email protected]

Dzhandarova Tamara Ismailovna, FGAOU «North Caucasian federal university», Institute of living systemsDoctor of Biological sciences, professor. Phone 8-962-740-68-05. E-mail: [email protected]

Milashechkina Elena Anatol'evna, FGAOU «North Caucasian federal university», Institute of living systems, candidate of biological sciences, docent. Phone 8-962-740-68-05. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.