БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
удк 612.4: Т. И. Джандарова [T. I. Dzhandarova]
612.6: 612.44 Е. А. Милашечкина [E. A. Milashechkina]
физическое развитие студенток,
отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонение в деятельности сердечно-сосудистой системы
Physical development of students, assignment to special medical groups with deviating activities of cardiovascular system
В статье приводятся данные комплексного обследования физического развития студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы. Установлены отличия их показателей по сравнению с контрольной группой.
Ключевые слова: здоровье, специальная медицинская группа, сердечно-сосудистая система, физическое развитие, адаптация.
The paper presents a comprehensive survey data physical development of students in the special medical group with violations of the cardiovascular system. The differences of their performance compared with the control group.
Keywords: Health, Special Medical Group, the cardiovascular system, physical development, adaptation.
За последние годы в высшей школе произошла резкая интенсификация учебного процесса. Овладение знаниями при современном развитии науки и техники требует от студентов высокой интеллектуальной продуктивности, рационального использования учебного времени, четкой организации режима дня [1, 2]. Длительная и напряженная умственная работа, которая протекает на фоне большого нервно-эмоционального напряжения, значительно ограничивает двигательную активность студентов [2, 3], при этом наиболее уязвимыми становятся студенты с ослабленным здоровьем, занимающиеся в специальной медицинской группе (СМГ).
Табл. 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПО МЕДИЦИНСКИМ ГРУППАМ С 2004-2005 ПО 2008-2009 УЧ. ГГ.
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, %
Учебный год Основная группа Подготовительная группа Специальная медицинская группа
2004-2005 59 7 34
2005-2006 33 36 31
2006-2007 28 33 39
2007-2008 31 46 23
2008-2009 21 51 28
Многие авторы отмечают из года в год увеличение количества студентов СМГ с 10 до 20-25 %, а в некоторых вузах до 40% [1, 3, 4]. Такая же тенденция наблюдается в Северо-Кавказском Федеральном университете [2].
На сегодняшний день объективно установлено, что постоянно увеличивается число студентов с врожденными и приобретенными патологиями и отнесенных по этой причине к специальной медицинской группе. По данным литературных источников анализ функционального состояния, физической и спортивно-технической подготовленности абитуриентов показал, значительное ухудшение состояния здоровья: в 70-е годы студентов специального медицинского отделения среди первокурсников было до 10 %, в 80-е годы их становится до 20 %, в 90-е - 25-45% , а вместе с подготовительной группой - до 75 % [2, 3].
В табл. 1 приведены данные за пять лет распределения студентов Северо-Кавказского Федерального университета по медицинским группам (было исследовано более 6 000 результатов медицинского обследования).
Как видно из таблицы, с каждым годом уменьшается число практически здоровых молодых людей, поступивших в университет. За
ЮНОШИ
2004 2005 2006 2007 2008
ДЕВУШКИ
2004 2005 2006 2007 2008
--■-- - специальная медицинская группа
> - основная медицинская группа —•— - подготовительная медицинская группа
Рис. 1.
пять лет количество молодежи, отнесенных к основной медицинской группе, снизилось более чем в два раза, а количество, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам увеличилось с 41 до 79 %.
Количество юношей в основной группе с каждым годом стремитель-
ЮНОШИ
70 60
50 40 30 20 10 0
46
2004
60
40
41
2005
60
40
70
30
2006
2007
2008
ДЕВУШКИ
70 60 50 40 30 20 10 0
63
37
2004
72
_28
80
20
74
-26
83
17
2005
2006
2007 2008
- основная медицинская группа
- специальная + подготовительная медицинские группы
Рис. 1. Распределение студентов СГУ (с 2012 г. СКФУ) по медицинским группам.
но уменьшается: с 54 % в 2004 году до 30 % в 2008 году (рис. 1). У девушек наблюдается такая же тенденция, однако, количество студенток, отнесенных по состоянию здоровья к основной группе, за пять лет уменьшилась более чем в 3 раза (с 63 до 17 %).
В 2008-2009 учебном году отмечается рекордное число студентов,
% 70
65 69
60
55 55
50 /
45
40 40 —42_ ^41
35
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 2. Динамика роста количества студенток, отнесенных к СМГ, имеющих сердечно-сосудистую патологию, в %.
имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам (у девушек - 83 %, у юношей - 70 %).
Среди обнаруженных отклонений в уровне здоровья у студенток СМГ на первом месте стоят заболевания сердечно-сосудистой системы (рис. 2). С каждым годом число таких диагнозов неуклонно растет: с 40 % в 2004 году доля сердечно-сосудистой патологии у девушек увеличилась к 2009 году до 68 %.
Помимо уже существующих отклонений в здоровье, на него так же оказывает влияние процесс адаптации студентов к учебной нагрузке. Как известно, сердечно-сосудистая система является одной из ведущих адаптационных систем организма [5-9]. Постоянные воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, неправильный образ жизни, вредные привычки, недостаточная двигательная активность ведут к снижению адаптационных возможностей организма и вследствие этого - к развитию уже имеющихся заболеваний, т. е. ухудшению состояния здоровья.
У девушек обнаружено большее количество отклонений в состоянии здоровья, чем у юношей, из них самый высокий процент приходится на сердечно-сосудистую систему.
I
92
Контрольная группа Опытная группа
22,2
3,7
Рис. 3. Индекс массы тела в процентах у студенток СМГ, имеющих сердечно-сосудистую патологию:
1 - норма, 2 - избыточная, 3 - ожирение 1 степени, 4 - недостаточная масса тела, 5 - выраженный дефицит массы тела
В связи с выше изложенным, целью нашего исследования является оценка физического развития студенток с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Организация и методы исследования.
В исследовании принимали участие 2 группы: контрольная (п = 45) состояла из студенток, не имеющих отклонений в состоянии здоровья;
Табл. 2. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕВУШЕК СМГ ИМЕЮЩИХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ ПАТОЛОГИЮ
Показатели Контрольная группа Опытная группа Р
Масса, кг 55,76 ± 1,19 61,41 ± 2,12 < 0,05
Рост, см 163,26 ± 1,11 164, ± 1,08 > 0,5
ОГК, см 87,40 ± 0,96 83,36 ± 1,40 < 0,001
ЭГК, см 4,92 ± 0,26 3,5 ± 0,36 < 0,001
Примечание: Р - достоверность различий средних величин между контрольной и опытной группами.
2 - опытная (п = 27) - студентки, отнесенные по стоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющие сердечно-сосудистую патологию.
Одним из основных признаков здоровья и адаптоспособ-ности организма является уровень физического развития [4]. Его мы определяли по показателям массы и длины тела, окружности грудной клетки (ОГК), экскурсии грудной клетки (ЭГК) индекса массы тела, результатам физической подготовленности.
Как видно из табл. 2, величина массы тела у студенток СМГ достоверно выше (Р < 0,05), чем у студенток контрольной группы, а показателях длины тела достоверных различий не обнаружено (Р > 0,5). Величины ОГК и ЭГК у девушек контрольной группы достоверно выше (Р < 0,001), чем у студенток опытной группы, что может говорить о недостаточном функционировании легких при практически одинаковых показателях длины тела.
Наиболее объективным показателем соотношения массы и длины тела является индекс массы тела (ИМТ), разработанный ученым Альфредом Кетле в 1869. В 1997 году Всемирная организация здравоохранения приняла ИМТ как классификацию ожирения, для выявления сопутствующих соматических расстройств.
Табл. 3. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕВУШЕК СМГ, ИМЕЮЩИХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ ПАТОЛОГИЮ
Показатели Контрольная группа Опытная группа Р
Ходьба, бег 2000 м, мин 11,10 ± 0,19 14,59 ± 0,47 < 0,001
Бег 30 м, с 5,06 ± 0,04 5,74 ± 0,10 < 0,001
Отжимание от гимн. скамейки, кол-во раз 13,83 ± 0,79 7,96 ± 0,78 < 0,001
Поднимание туловища из положения лежа, кол-во раз 64,65±4,95 46,74±2,43 <0,001
Примечание: Р - достоверность различий средних величин между контрольной и опытной группами
В результате полученных данных (рис. 3) в контрольной группе 8 % девушек имеют избыточную массу тела, а 92 % - ИМТ в пределах нормы. В опытной групп лишь 51,9 % студенток имею массу тела в пределах нормы. 3,7% имеют выраженный дефицит массы тела; 18 % - недостаточную массу тела; 22,2 % - избыточную массу тела; 3,7 % ожирение 1-й степени.
По мнению специалистов, студенты с более высокой двигательной подготовленностью без особых затруднений адаптируются к вузовским условиям и различным негативным факторам окружающей среды [2, 4].
В таблице 3 представлены результаты контрольных испытаний студенток с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Выявлено, что у девушек опытной группы значительно ниже уровень развития общей выносливости, так как результат в беге на 2000 м достоверно (Р < 0,001) хуже, чем в контрольной группе. А общая выносливость, по мнению многих исследователей является одним из маркеров работы кардиореспира-торной системы и уровня здоровья вообще [4, 3].
Уровень развития быстроты (бег, 30 м) у студенток СМГ так же несколько ниже в контрольной группе (Р < 0,001). В тестах на определение развития силы (отжимание, поднимание туловища) значительно хуже результат у студенток опытной группы по сравнению с контрольной на 54,56 и 27,7 %, соответственно (Р < 0,001).
Такие низкие показатели физической подготовленности и уровень физического развития студенток, имеющих сердечно-сосудистую патоло-
гию могут говорить об их недостаточной двигательной активности, так как в большинстве случаев они никогда не занимались физическими упражнениями [10].
По уровню физического развития можно судить об общем состоянии здоровья, то есть, чем хуже показатели физической подготовленности физического развития, тем хуже состояние здоровья. Недостаточная двигательная активность у здоровых людей может привести к стрессовым состояниям, а у лиц, уже имеющих нарушения в деятельности той или иной системы организма неминуемо приведет к ухудшению здоровья.
По предварительным данным, занятия оздоровительной физической культурой, направленные на развитие общей выносливости и других физических качеств, в щадящем режиме в рамках научно-консультативного центра дополнительного образования удовлетворяют потребность в движении и нивелирует стрессовое воздействие окружающей среды на организм.
ЛИТЕРАТУРА 1. Агаджанян Н. А., Пономарева В. В., Ермакова Н. В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // Образ жизни и здоровье студентов: Матер. первой Всеросс. конф. М. РУДН, 1995. С. 5-9.
2. Милашечкина Е. А., Джандарова Т. И. Адаптационные возможности студентов, занимающихся в специальной медицинской группе // Фундаментальные исследования в биологии и медицине: Сборник научных трудов. Вып. 1. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 210 с.
3. Романченко С. А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 19 с.
4. Милашечкина Е. А. Комплексный подход к оценке психосоматического здоровья и личностно-ориентированные методы его коррекции у подростков, проживающих в экологически неблагоприятных районах: автореф. дисс. ... канд. биол. наук. Ставрополь, 2005. 21 с.
5. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клёцкин С. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 222 с.
6. Баевский Р. М., Берсенева А. И., Палеев Н. Р. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях. М.: Экспресс-информация ВНИИ-МИ, 1987. 19 с.
7. Баевский Р. М., Берсенева А. И., Максимов А. Л. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека. Учеб.-ме-
тод. пособие. В двух частях. Ч. 1. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. 55 с.
8. Сивакова Н. Н. Использование адаптационного потенциала системы кровообращения в оценке адаптации учащихся к условиям повседневной деятельности // Современные проблемы физической культуры и Олимпийского движения: Материалы региональной научн.-практ. конфер. Р-н/Д.: РИЦ, 1994. Ч. II. С. 19-23.
9. Филеши П. А., Сивакова Н. Н, Труфанова Т. Е. Определение биологического возраста школьника по уровню здоровья // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков / Тез. IV Всесоюзной конф. «Физиология развития человека». М., 1990. С. 294.
10. Милашечкина Е. А. Мотивационно-ценностные ориентации студенток, отнесенных к специальной медицинской группе в области физической культуры // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Минск. Т. 2. 2010. 300 с.
ОБ АВТОРАХ Джандарова Тамара Исмаиловна, ФГАОУ «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт живых систем, доктор биологических наук, профессор. Телефон 8-962-740-68-05. Е-таП: [email protected]
Милашечкина Елена Анатольевна, ФГАОУ «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт живых систем, кандидат биологических наук, доцент. Телефон 8-962-740-68-05. Е-таП: [email protected]
Dzhandarova Tamara Ismailovna, FGAOU «North Caucasian federal university», Institute of living systemsDoctor of Biological sciences, professor. Phone 8-962-740-68-05. E-mail: [email protected]
Milashechkina Elena Anatol'evna, FGAOU «North Caucasian federal university», Institute of living systems, candidate of biological sciences, docent. Phone 8-962-740-68-05. E-mail: [email protected]