УДК 859.1
ББК 541
Cyюндикoвa Жaнap Tyлeyтaeвнa
аспирант
кафедра анатомии, физиологии человека и животных Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Suyundikova Zhanar Tuleutaevna
Post-graduate
Chair of Anatomy and Physiology of Humans and Animals Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Этнические особенности функциомльного состояния сердечнососудистой системы студєнток высшей школы Рєспу6лики Kaзaxстaн Ethnic Characteristics of the Functional State of the Cardiovascular System of Higher School Female Students in Kazakhstan
В статье рассмотрены особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток разных этнических групп Республики Казахстан (336 студентки 1-4 курсов). Исследуемые показатели гемодинамики студенток вне зависимости от этнической принадлежности укладываются в диапазон среднестатистических возрастно-половых нормативов. Показано, что в динамике обучения в вузе происходит усиление компенсаторно-
приспособительных механизмов системы кровообращения.
The article describes the functional state features of the cardiovascular system of different ethnic group students in the Republic of Kazakhstan (336 students of 1-4 courses). The investigated hemodynamic test parameters of students regardless their ethnicity falls within the range of average age and sex ratios. It is shown that there is a strengthening of compensatory-adaptive mechanisms of the circulatory system in dynamics of teaching at the university.
Ключевые слoвa: функциональное состояние, сердечно-сосудистая система, студенты, этнические группы.
Key words: functional status, cardiovascular system, students, ethnic groups.
Известно, что иерархическая функциональная система адаптации индивидуума к резкоменяющимся факторам окружающей среды формируется при согласованном взаимодействии физиологических и психологических компонентов приспособительных реакций в рамках специфических (естественных
или искусственных) условий жизнедеятельности, актуализирующих резервный потенциал организма человека [6, 10].
Исследование вопросов адаптации различных популяций индивидов к привычным региональным климатогеографическим условиям среды обитания, свидетельствуют о наличии морфофункциональных и психофизиологических межпопуляционных различий даже в пределах одной страны [1].
Изучение адаптивных механизмов у студентов, проживающих в различных эколого-климатических условиях, представляет особый интерес, поскольку период обучения в вузе приходится на важный этап завершающегося биологического созревания организма и связан с изменением социальнопсихологического статуса индивида.
Формирование социальной гибкости в сфере межличностных отношений и разнообразия форм общественного поведения, на фоне значительных интеллектуальных и психо-эмоциональных нагрузок студентов в высшей школе, приводит к функциональным изменениям в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем организма и как результат к чрезмерному напряжению физиологических и регуляторных гомеостатических систем и нарушению адаптации [5, 8, 11].
Сердечно-сосудистой системе принадлежит особое место в адаптации организма к различным условиям среды. При этом данная интегральная система организма обеспечивает адекватную и тонкую индикацию адаптационных возможностей организма к учебно-профессиональной деятельности [7].
Цель исследования - изучить межпопуляционные особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток вуза Республики Казахстан.
Методы исследования.
Исследования проводились на базе Костанайского государственного педагогического института Республики Казахстан в период 2011-2012 гг.
В обследовании приняли участие студентки очной формы обучения 1-го -4-го курсов естественно-математического факультета в возрасте от 17 до 21 года. Объем выборки составил 336 человек. Обследуемая выборка студенток была дифференцирована по национальному критерию. В I группу вошли студентки казахской национальности коренного населения; II группу составили студентки разных национальностей пришлого населения.
Все обследования проводились в условиях лаборатории в первой половине дня с 9.00 до 13.00 в соответствие с основными биоэтическими правилами, на добровольной основе. Исследования проводились в отсутствии признаков заболеваний на момент исследований в соответствии с требованиями биомедицинской этики. С целью минимизации психоэмоциональной нагрузки учебного процесса на фоновое функциональное состояние студенток обследования проводили в межсессионный период.
Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы включало определение частоты сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) пальпа-торным методом, измерение артериального давления (систолического - АДс, диастолического - Адд, мм рт. ст.) методом Н.С. Короткова в положении сидя, рассчет пульсового давления (ПД, мм рт. ст.) расчет систолического и минутного объемов кровотока (СОК, мл; МОК, л/мин). О степени напряжения и резервных возможностях системы кровообращения судили по показателям адаптационного потенциала (АП, усл. ед.) сердечно-сосудистой системы по Баевскому Р.М. (1987), индекса Робинсона (двойное произведение - ДП, усл. ед.).
Результаты исследования подвергались статистической обработке с использованием пакета статистических программ Microsoft Excel 7.0., Statistica v.6.0. Достоверность различий изучаемых показателей соответствующих нормальному распределению определяли с помощью t-критерия Стьюдента, отличных от нормального распределения - ^-критерия Манна-Уитни, при р< 0,05.
Результаты исследования и их обсуждения.
Основные показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели гемодинамики студенток 17-21 лет с учетом этнической при-
надлежности (М±ш)
I курс II курс III курс IV курс
I гр. (п=60) II гр. (п=41) I гр. (п=40) II гр. (п=30) I гр. (п=42) II гр. (п=38) I гр. (п=48) II гр. (п=37)
ЧСС, уд/мин
77,98± 1,33 77,76± 1,56 77,78± 2,05 76,87± 1,90 78,69± 2,03 76,11± 1,54 81,45± 0,87 81,16± 1,65^
рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05
АДс, мм.рт.ст.
111,65± 0,94 115,00± 1,17 112,43± 1,36 118,50± 1,79 114,20± 1,55 112,31± 1,28* 115,5± 1,48н 115,08± 0,70
Рмежгр. <0,05 рмежгр. <0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05
АДд, мм.рт.ст.
68,03± 0,86 67,83± 1,23 69,50± 1,24 70,97± 1,70 71,14± 1,23* 68,58± 1,23 72,06± 1,29н 71,19± 1,35
рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05
ПД мм.рт.ст.
43,61± 0,91 47,20± 1,12 42,93± 1,32 47,53± 1,31 43,10± 1,19 43,74± 1,46 43,40± 0,94 43,89± 1,36
рмежгр. <0,05 рмежгр. <0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05
СОК, мл
71,01± 0,82 72,96± 1,13 69,43± 1,17 70,79± 1,35 67,76± 1,02* 69,67± 1,28 66,77± 0,95^ 67,52± 1,30 ■
рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05
МОК, л
5,53± 0,11 5,70± 0,16 5,37± 0,14 5,41± 0,13 5,33± 0,16 5,29± 0,13 5,42± 0,12 5,47± 0,15
рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05 рмежгр. >0,05
Примечание: * - достоверные различия среднегрупповых показателей I и III курсов; ■ - достоверные различия среднегрупповых показателей I и IV курсов; • - достоверные различия среднегрупповых показателей II и III курсов; ♦ - достоверные различия среднегрупповых показателей III и IV курсов; рмежгр. - достоверные различия между показателями исследуемых групп (р<0,05).
Все диагностируемые показатели системы гемодинамики организма студенток вне зависимости от этнической принадлежности укладываются в диапазон среднестатистических возрастно-половых нормативов. Исследование функциональных показателей сердечно-сосудистой системы обучающихся позволило выявить ряд особенностей. Достоверные различия по критерию этнической принадлежности наблюдались в среднегрупповых показателях АДс и ПД студенток первого и второго курсов. Превышение вышеуказанных показателей гемодинамики в группе студенток пришлого населения обусловлено, преимущественно большим числом студенток с гипертоническими проявлениями артериального давления. Анализируя возрастную динамику артериального давления в исследуемых группах можно заключить, что в группе студенток коренного населения отмечается тенденция к росту по показателям АДс и АДд, которая у студенток 4-го курса приобретает достоверно большие значения в сравнении с первокурсницами; в группе студенток пришлого населения отмечено волнообразное колебание среднегрупповых показателей артериального давления: подъем значений от первого ко второму и от третьего к четвертому курсам (тенденция), при снижении значений АДс и АДд от второго к третьему курсам (р<0,01).
Показатели ЧСС обследуемых популяций студенток свидетельствуют об увеличении диагностируемого критерия гемодинамики к четвертому году обучения в вузе, вне зависимости от этнической принадлежности. При этом если у студенток-казашек данная динамика имеет плавный рост на уровне тенденции, то у студенток пришлого населения отмечено относительно стабильное проявление ЧСС на первых 3-х курсах и достоверный рост при переходе на 4-ый курс (р<0,05). Выявленная картина роста значений ЧСС в возрастном аспекте противоречит общебиологической тенденции повышения тонической активности центров блуждающего нерва, при реципрокном снижении тонуса симпатической нервной системы обуславливающего возрастное снижение ЧСС [2]. Однако ряд исследований последних лет [3, 4, 9] проведенные на студентах отмеча-
ют динамику роста показателей ЧСС к последнему курсу обучения в вузе.
Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы, отражающие объемные показатели кровоснабжения систем организма обеспечивающих адекватные компенсаторно-приспособительные реакции в рамках учебной деятельности студентов, свидетельствуют о достоверном снижение показателя СОК от первого к четвертому курсу вне зависимости от национальной принадлежности (на 5,97% - у казашек; на 7,46% - у пришлого населения, при р<0,01). Несмотря на то, что диагностируемый параметр гемодинамики находится в диапазоне нормативных значений, выявленная закономерность снижение производительности сократительной функции миокарда может свидетельствовать о напряжении функциональных возможностей системы кровообращения.
Интерпретируя показатели МОК, отражающие механизм обеспечения кровотока в активно работающих системах в рамках адаптации студентов к умственным нагрузкам, можно отметить, что данные показатели гемодинамики соответствуют нормативным значениям. Максимальные среднегрупповые показатели МОК отмечены на первом курсе обучения, минимальные на втором и третьем. К четвертому курсу отмечено незначительное повышение показателя МОК студенток. Выявленная картина (тенденция к вогнутой гиперболической кривой линии тренда) возрастного изменения МОК в динамике обучения обусловлена снижением на втором и третьем курсе обучения, по сравнению с первым, значений СОК, а последующий рост (4-ый курс) обусловлен мобилизационными механизмами за счет повышения ЧСС. Проведенный корреляционный анализ показал, что механизм обеспечения МОК студенток вне зависимости от этнической принадлежности обусловлен в большей степени изменениями ЧСС, нежели СОК. Корреляционные пары показателей гемодинамики казашек и пришлого населения соответственно: СОК-МОК - 0,47; 0,61; ЧСС-МОК - 0,79;
0,72, что является неэкономичным для системы кровообращения и снижает эффективность приспособительных реакций.
Индекс Робинсона (ДП), отражающий уровень гемодинамической нагрузки на сердечно-сосудистую систему и характеризующий работу сердечной мышцы, является одним из важных показателей системы кровообращения. Результаты группового распределения уровня ПД обследуемых студенток приведены на рисунке 1.
Примечание: ■ - достоверные различия среднегрупповых показателей I и IV курсов; ♦ - достоверные различия среднегрупповых показателей III и IV курсов (р<0,05).
Рис. 1. Возрастные изменения среднегрупповых показателей ДП обследуемых групп (М±ш).
Анализ результатов характеризует средний (85,64-90,60) и ниже среднего (91,25-94,55) уровни значений среднегрупповых показателей. При этом полученное распределение среднегрупповых показателей ПД согласуется с таковым изменением показателей артериального давления, что свидетельствует о планомерной тенденции к росту значений данного показателя в I группе, которая к четвертому курсу имеет достоверные изменения по сравнению с первокурсницами; во II группе отмечено синусоидное распределение показателя, с пиками характеризующими ПД ниже среднего уровня на втором и четвертом курсах.
Оценка компенсаторно-приспособительных механизмов, лежащих в основе поддержания оптимального уровня гемодинамики, проведена при помощи расчетного критерия АП системы кровообращения (Баевский Р.М., 1979). Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Примечание: ■ - достоверные различия среднегрупповых показателей I и IV курсов; х - достоверные различия среднегрупповых показателей II и IV курсов; ♦ - достоверные различия среднегрупповых показателей III и IV курсов (р<0,05); - удовлетворительный АП
(<2,1), выше - напряжение адаптации.
Рис. 2. Возрастные изменения среднегрупповых показателей АП обследуемых групп (М±ш).
Среднегрупповые показатели АП обследуемых студенток с первого по третий курсы обучения находятся в диапазоне удовлетворительной адаптации системы кровообращения, за исключением группы студенток второго курса. У обследуемых пришлого населения 2-го курса, а также обследуемых обеих групп 4-го курса отмечено напряжение адаптационных механизмов. Общая динамика показателя АП от первого к четвертому курсу студенток казашек и пришлого населения характеризуется достоверным ростом (8,3% и 7,3% соответственно), при этом в I группе отмечен ступенчатый рост показателя, а во II группе - волнообразная динамика, что обусловлено преимущественно среднегрупповыми колебаниями показателей АДс в динамике обучения в вузе. Полученные результаты можно обосновать усложнением учебно-профессиональной деятельности при переходе к предметно-профильному обучению на четвертом курсе, что вероятно обусловлено повышением симпатического влияния на деятельность сердца вследствие увеличения психоэмоциональных нагрузок.
Общая тенденция к увеличению показателей ПД (рис. 1) и АП (рис. 2) в динамике обучения в высшем учебном заведении свидетельствует о тенденции к снижению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы на завершающем этапе учебно-профессиональной деятельности.
Резюмируя данные полученные при обследовании студенток вуза разных национальностей можно заключить, что в рамках учебно-профессиональной деятельности, вне зависимости от этнической принадлежности, при относительной устойчивости функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, в динамике обучения отмечено усиление компенсаторноприспособительных механизмов деятельности данной системы. Это положение находит отражение, как в отдельных гемодинамических показателях (ЧСС, АД), так и интегративных критериях (ДП, АП). В связи, с чем можно предположить, что гипокомфортные условия учебно-профессиональной и социальной жизнедеятельности студентов вуза компенсируются внутренними резервами организма и не имеют выраженных этнических особенностей регулирования.
Работа выполнена в рамках целевой государственной программы Минобрнауки РФ (проект №4.1187.2011 «Межпопуляционные эколого-
физиологические особенности учащейся молодежи Уральского региона РФ -структурно-содержательная основа модели управления здоровьесбережением в условиях информационной образовательной среды»).
Библиографический список
1. Агаджанян, Н.А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса [Текст]/ Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин // Гигиена и санитария, 2005. - № 3. - С. 48-52.
2. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития [Текст]/И.А. Аршавский. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
3. Будук-оол, Л.К. Сравнительная динамика показателей
кардиореспираторной системы студентов Южно-Сибирского региона [Текст]/ Л.К. Будук-оол, Р.И. Айзман // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова, 2008. - №4- С. 28-33.
4. Гаголина, С.В. Оценка и прогнозирование психофизиологического напряжения организма студентов в процессе обучения[Текст]: автореф. дис. ... канд. биол. наук : 13.00.03 / Гаголина Светлана Викторовна; Караганда, 2004. -
269
24 с.
5. Мальцев, В.П. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности [Текст]/ В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин// Вестник Сургутского педагогического университета. - Сургут, 2011. - № 2 (13) - С. 163-170.
6. Медведев, В.П. Взаимодействие физиологических и
психологических механизмов в процессе адаптации [Текст]/ В.П. Медведев // Физиология человека. - 1998. - Т. 24, № 4. - С. 7-13.
7. Меерсон, Ф.З. Высшие адаптационные реакции организма [Текст]/ Ф.З. Меерсон, Р.П. Кругликов // Физиология адаптационных процессов. - М. : Наука, 1988. - С. 492-520.
8. Михайлов, В.М. Оценка адаптационных возможностей организма и задачи повышения эффективности здравоохранения [Текст]/ В.М. Михайлов, В.М. Баранов, Р.М. Баевский, А.П. Берсеньева // Экология человека, 2004. - №
6. - С. 25-29.
9. Никифорова, В. А. Гемодинамичсекие показатели сердечнососудистой системы студентов в условиях техногенного загрязнения[Текст]/ В.А. Никифорова, Т.Г. Перцева, Е.А. Прохоренко и др.// Мат-лы четвертой Междун. Телеконф. «Фундаментальные науки и практики». - Т.3, № 1. - Томск, 2011. - С 24-25.
10. Судаков, К.В. Системные механизмы психической деятельности [Текст]/ К.В. Судаков // Общие вопросы неврологии и психиатрии, 2010. - № 2. - С. 4-14.
11. Шибкова, Д.З. Реализация модели управления качеством образования на основе здоровьесберегающей деятельности [Текст]/ Д.З. Шибкова // Здоровье человека - 5: материалы V Международного конгресса валеологов, 19-21 сент. 2007 г., Санкт-петербург, Россия. - СПб, 2007. - С. 190195.
Bibliography
1. Aghadzhanyan, N.A. The Study of Life, Health Status and Progress of Students with the Intensification of the Educational Process [Text] / N.A. Aghadzhanyan, T.S. Minnibaev, A.E. Severin / / Hygiene and Sanitation, 2005. - № 3. - Р. 48-52.
2. Arshavsky, I.A. Physiological Mechanisms and Patterns of Individual Development [Text] / I.A. Arshavsky. - Moscow: Nauka, 1982. - 270 p.
3. Buduk-Ool, L.K. Comparative Dynamics of Cardiorespiratory Performance of Students in the South Siberian Region [Text] / L.K. Buduk-Ool, R.I. Iseman / / The Russian Medical and Biological Journal n.a. Academician I.P. Pavlov. - 2008. -№ 4. - Р. 28-33.
4. Gagolina, S.V. Evaluation and Prediction of Psychophysiological Stress on the Students’ Body in the Learning Process [Text]: Synopsis of Dis. ... Candidate. Of Biol.: 13.00.03 / Gagolina Svetlana. - Karaganda, 2004. - 24 р.
5. Maltsev, V.P. Psychophysiological Status of Students as a Factor of Educational Activity [Text] / V.P. Maltsev, D.Z. Shibkova, P.A. Bayguzhin / /
Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. - Surgut, 2011. - № 2 (13) - P. 163-170.
6. Medvedev, V.I. The Interaction of Physiological and Psychological Mechanisms in Adaptation [Text] / V.I. Medvedev // Human Physiology. - 1998. - V. 24. - № 4. - P. 7-13.
7. Meerson, F.Z. The Higher Adaptive Reactions of the Body [Text] / F.Z. Meyerson, R.I. Kruglikov // Physiology of Adaptation Processes. - Moscow: Nauka, 1988. - P. 492-520.
8. Mikhailov, V.M. Rating Adaptation Abilities and Objectives Improving Health [Text] / V.M. Mikhailov, V.M. Baranov, R.M. Baevsky, A.P. Berseneva // Human Ecology. - 2004. - № 6. - P. 25-29.
9. Nikiforov, V.A. Gemodinamichsekie Indicators of Cardiovascular Students in Industrial Pollution [Text] / V.A. Nikiforov, T. Pertseva, E.A. Prokhorenko, et al. // Materials of the Fourth Internat. Teleconf. "Basic Science and Practice.” - V.3. - №
1. - Tomsk, 2011. - P. 24-25.
10. Shibkova, D.Z. The Implementation of a Quality Management Model Based on the Health-Education Activities [Text] / D.Z. Shibkova / / Human Health -5: V International Congress of Valeologists, Sept. 19-21, 2007. - St. Petersburg, Russia. - St. Petersburg, 2007. - P. 190-195.
11. Sudakov, K.V. System Mechanisms of Mental Activity [Text] / K.V. Sudakov // General Neurology and Psychiatry, 2010. - № 2. - P. 4-14.