УДК 929 Обзорная статья
1111 EDN KTPZAL
А. В. ДМИТРИЕВ: СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА, КРЕАТИВНОСТЬ, НОВАТОРСТВО, ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И НАУЧНАЯ СМЕЛОСТЬ (К 90-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ)
A. V. DMITRIEV: FREE CREATIVITY, INNOVATION, HIGH PROFESSIONALISM AND SCIENTIFIC COURAGE (ON THE 90th ANNIVERSARY)
В октябре этого года мы отмечаем 90-летний юбилей советского и российского социолога, политолога, одного из основателей российской конфликтологической науки, главного редактора научного журнала «Социологические исследования», которому в этом году исполнилось 50 лет (1987-1994), члена-корреспондента РАН, почетного президента Российской ассоциации политической науки, доктора философских наук, профессора Анатолия Васильевича Дмитриева, который на протяжении многих лет входил в состав Диссертационного совета Ростовского государственного университета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам и также в ходе совместной научной деятельности с учеными Южного федерального университета неоднократно участвовал в работе многих форумов и конференций на площадках университета, а также принимал активное участие в оппонировании докторских и кандидатских диссертаций.
А. В. Дмитриев родился в Пензе 31 октября 1934 г., окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета в 1958 г., аспирантуру этого факультета в 1963 г., стал кандидатом исторических наук в 1964 г. и доктором философских наук в 1974 г. Получил известность как прекрасный преподаватель: читал лекции по философии, социологии, политологии, конфликтологии в Пензенском политехническом институте, затем в Ленинградском государственном университете, в Гуманитарном университете профсоюзов и в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, издал ставшие классическими учебники по конфликтологии и социологии (Дмитриев, 2000; Дмитриев, 2001).
Но все-таки в научно-педагогической деятельности А. В. Дмитриева научная и научно-организационная составляющие явно превалируют. В 1980 г. он был назначен старшим научным сотрудником Института марксизма-лени-
низма при ЦК КПСС; в 1986 г. стал главным редактором журнала «Социологические исследования» (до 1995 г.) и заместителем директора Института социологии РАН, с 1990 г. работал заместителем академика секретаря Отделения философии, социологии, психологии и права РАН, в 1994 г. избран членом-корреспондентом РАН. В 1994-1997 гг. - президент Российской ассоциации политической науки, а с 1998 г. - почетный президент РАПН. Координатор (2004-2006 гг.), в дальнейшем эксперт экспертного совета РФФИ по социологии, политологии, конфликтологии и праву.
В системе Российской академии наук А. В. Дмитриев занимал различные позиции: главный научный сотрудник Института философии РАН, руководитель научного направления ИФ РАН «Социальная философия и развитие гражданского общества в России»; замдиректора и главный научный сотрудник Института социологии РАН. Последние годы был советником РАН, возглавлял группу конфликтологии миграции Центра межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН.
Выступал координатором:
Подпрограммы «Этническая иммиграция в России. Конфликтное измерение» Программы фундаментальных исследований ООН РАН «Россия в глобализирующемся мире» (2006-2008 гг.);
Подпрограммы по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтническом макрорегионе» (2006-2008 гг.) Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям»;
Подпрограммы «Проблемы социально-экономического и этнополитиче-ского развития южного макрорегиона» Программы Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (2009-2011 гг.);
Программы отделения РАН «Миграционное воздействие на стабильность общества: проблемы и основы их решения» (2011 г.).
Лауреат премии имени М. М. Ковалевского за серию работ по социологии конфликта (2001 г.). Награжден Серебряной медалью имени Питирима Сорокина Российской академии наук (2008 г.). Почетный доктор Института социологии РАН (2008 г.).
Можно сказать, что в биографии А. В. Дмитриева отразились контекст и распада СССР, и в целом непростого постсоветского времени, и формирование новой системы управления наукой, и институционализация пионерских гуманитарных исследований в России.
От официального описания статусных позиций перейдем к содержательной характеристике личности и творчества А. В. Дмитриева.
0 том, каковы его жизненные принципы, А. В. Дмитриев сам рассказал в интервью Отделу устной истории Научной библиотеки МГУ (Летняков, 2013). Прежде всего, он объяснил свой отъезд в Ленинград из родного города тем, что там «творческих перспектив довольно мало» и что «людей влекут к отъезду не столько материальные блага, но бегство от серой действительности». Поступив в Ленинградский государственный университет, «бежал от повседневной рутины», а после его окончания и распределения в Пензенский политехнический институт снова сбежал, снова в ЛГУ, на этот раз в аспирантуру: «Учитывая инженерный профиль института, у меня там быстро началась не столько научная, сколько комсомольская карьера, так было принято в тот период: я стал секретарем комсомольской организации всего института, членом бюро райкома комсомола. Вскоре стал понимать, что выбрал путь несколько бесперспективный, хотя и появился какой-то навык организационной работы, много новых друзей. И я взял грех на душу - не спрашивая разрешения своего начальства, то есть секретаря райкома и ректора, я подал в аспирантуру документы на свой родной исторический факультет Ленинградского университета»1.
Будучи вполне состоявшимся ученым, в 2013 г. Анатолий Васильевич подчеркивал значимость для него свободы творчества: он вспоминал, что в должности главного редактора журнала «Социологические исследования» «впервые мне было свободно и интересно работать: никто меня не сдерживает, никакие выговоры не светят. Что хочешь, то и делай, можно работать. Перестройка, конечно, дала свободу творчества». О более позднем периоде: «Если уж говорить о себе, я работаю в Институте философии, где очень демократические порядки, возможность для творческой работы, где никто тебя не заставляет: "К завтрашнему дню сделай то и, то". Философия не может руководиться директивными методами или указаниями, или чем-то еще. В Институте философии этого нет». «Что меня привлекло в Институте философии? Во-первых, интерес к социальной философии. Во-вторых, творческая атмосфера и отсутствие дрязг. ... В Институте философии нет принудительного труда». В то же время «я работаю на полставки в Институте социологии, я уже примерно знаю, кто что из моих коллег скажет, кто и что сделает».
По признанию Анатолия Васильевича, «я как социолог или социальный философ, где-то на стыке работаю». В центре научного внимания А. В. Дмитриева - ответы на вопросы «почему?» и «как?» существуют различные общественные феномены и развиваются социальные процессы. Отсюда его обращение к качественным методам исследования таких разноплановых объектов, как политический конфликт и политическое согласие; проблемы лиц
1 Беседа «О научном коммунизме и социологии, природе конфликта, смехе и скандале». Ведущий Летняков Д. Э. / Собеседник Дмитриев А. В. Дата записи 23 марта 2013, ОУИ НБ МГУ №1558. Беседа опубликована 25 ноября 2013. - URL: https://oralhistory.ru/talks/orh-1558 (дата обращения: 10.09.2024).
пожилого возраста, политический юмор; смех в разных культурах, этические проблемы смеха и юмора; скандал и провокация как конфликтные формы взаимодействия; факторы консолидации российского общества; конфликтное измерение миграции; региональный социум; межэтнические отношения в российских регионах; диаспоры и землячества; модели интеграции мигрантов; перспективы евразийской интеграции; миграция в контексте конфликта цивилизаций; косовский прецедент и др.
Думаю, уместно напомнить, что под термином «качественное исследование» подразумевается «любой вид исследования, в котором данные получаются нестатистическими или неколичественными способами. Этот термин может относиться к исследованию истории жизни и поведения индивидов, деятельности организаций, социальных движений или интерактивных взаимосвязей» (Страусе, Корбин, 2001. С. 17). Представляется, что осуществить такое исследование может только «качественный» ученый, для которого свобода творчества, креативность и научная смелость выступают неотъемлемыми атрибутами профессионализма.
Видимо, бегством от научной «рутины и повседневности» можно объяснить обращение к феноменам юмора, смеха, скандала и провокации (Дмитриев, 1996; Дмитриев, 1998; Дмитриев, 2005; Дмитриев, 2012а; Дмитриев, Сычев, 2018). Явно нетрадиционные для российского обществознания предметные области исследования, но явно смелые и актуальные для российского общества выводы, к которым приходит А. В. Дмитриев: «Серьезность приобретает форму сложных социальных институтов, явлений, которые следуют накопленному опыту. Официальная идеология при этом воплощает необходимость определенного порядка, который может казаться незыблемым, существующим вечно. Эта институционализированная серьезность противостоит карнавальному разгулу, снижающему смеху. Смех и серьезность - две стороны культуры, существуют, лишь переходя друг в друга. Серьезность переходит в смех, так как выявляется относительность всякого основополагающего принципа. Человек может существовать лишь тогда, когда он смягчает серьезность своих идеалов, идолов, тотемов, идеологов, вождей и т. д. шуткой, смехом, анекдотом. Смех переходил в серьезность во всей истории человека, поскольку приводит к некоторому результату, к некоторому, возможно, новому соотношению нового и старого. Именно поэтому смех приводит к некоторому переосмыслению сложившегося опыта культуры, который может стать основой нового порядка» (Дмитриев, 1996).
Не менее интересные и новаторские умозаключения приводит А. В. Дмитриев, исследуя феномен скандала как одной из сторон повседневной жизни, рассматривая скандал в «контексте и логике общественной нравственности, с позиций социальных наук» (Дмитриев, Сычев, 2014. С. 28). Авторы определяют скандал как сложную форму «конфликтного социального взаимодей-
ствия, в основе которого лежит резонансное нарушение социальных норм. Как и всякий конфликт, скандал строится на противоречиях, столкновении интересов и мнений. Само существование скандала характеризуется двойственностью: он разворачивается в приграничной зоне между фактами и спекуляциями, новостями и развлечением, журналистским расследованием и театральной постановкой» (Дмитриев, Сычев, 2014. С. 14).
Профессор А. Л. Маршак, рецензируя эту работу, подчеркивал, что анализ данного феномена авторы начинают с теоретико-методологических проблем, подчеркивая тем самым значимость данного явления, что «читатель и сразу включается в теоретическую ауру понятийного аппарата и одновременно становится соисследователем проблемы» (Маршак, 2015. С. 222). Это почерк креативного исследователя.
Еще одно достоинство работ А. В. Дмитриева отмечают авторы рецензии на подготовленный им раздел монографии «Социологическая мозаика»: «нескованная скучной академичностью форма изложения, качественные безанкетные исследования» (Дмитриев и др., 2018).
В развитие философского осмысления А. В. Дмитриевым социальных практик нетривиальным предметом исследования становится провокация. «Любая провокация, как правило, направлена на то, чтобы обнажить нечто естественное, скрытое до времени под социальными условностями - нормами, приличиями, правилами, традициями. В этом смысле она призвана обеспечить временный перевес чувств над разумом, природы над культурой, хаоса над порядком, сущности над видимостью; социальные причины в таких случаях явно превалируют» (Дмитриев, 2017а. С. 23).
Для А. В. Дмитриева принципиально значима была возможность кон-фликтогенной интерпретации провокации, что «обусловлено ее высокой напряженностью и способностью к нарушению социально-политической стабильности» (Дмитриев, Сычев, 2018. С. 7).
Одним из основных (и излюбленных) методов исследования ученого выступает «case-study» - изучение случая, который не дает полной картины, но дает эпизод, а если несколько эпизодов, то может дать тренд. Этот метод позволил А. В. Дмитриеву сделать, например, следующее умозаключение: «В современном мире чуть ли не каждую неделю совершаются действия, которые являются провокациями или объявляются таковыми: на их основании совершаются военные операции, вводятся санкции, происходит смена власти. Очевидно, что в условиях развития информационного общества значение провокаций в политической деятельности будет только возрастать, а слово "провокация" все так же будет продолжать тесно ассоциироваться с политикой» (Дмитриев, Сычев, 2018. С. 12).
Огромный блок исследовательских работ А. В. Дмитриева посвящен различным аспектам миграции, которую он рассматривал с позиций кон-
фликтологии (Дмитриев, 2004; Дмитриев, 2006; Дмитриев, Пядухов, 2011а; Дмитриев, 2014; Дмитриев, 2017г). По его мнению, миграция населения -реальность современного мира, неизбежное следствие глобализации и один из важнейших факторов экономического, социального, политического и культурного развития населения многих стран и регионов (Дмитриев, Назарова, 2016. С. 161).
Не ограничиваясь фиксацией этого факта, «А. В. Дмитриев берет на себя миссию открытия в исследовательском поле социологии и социальной философии такой реалии, как диалектика суггестии и контрсуггестии, обобщая эти понятия на более высоком уровне» (Задорожнюк, Задорожнюк, 2018). А. В. Дмитриев напоминает: групповые субъектные качества развиваются, если поддерживается устойчивость группы и проводятся внутригрупповые взаимодействия, которые вырабатывают общее видение, понимание ситуации, создают своеобразное общее сознание. И правомерно утверждает: «Есть основания назвать формой суггестии тенденцию формирования этой общности сознания» (Дмитриев и др., 2018. С. 162). Миграция трактуется им как результат мегамассовой суггестии. Миграционные потоки под силой трудно расшифровываемой психической энергии, не считаясь ни с чем, перебираются в желанные для них регионы.
А. В. Дмитриев вновь и вновь ставил под сомнение тезис об экономической детерминации современных миграционных процессов и с большой долей научной смелости размышлял об ограничениях материалистического подхода к демографической и миграционной политике. Он считал, что мигранты не отменяют свои «утилитарные» потребности, а ищут им место в иерархии своих ценностей (безопасность, учеба и т.д.), и настаивал в большей степени учитывать этот факт при исследовании миграции (Дмитриев, 20176. С. 24).
А. В. Дмитриев считал, что фактическое замалчивание культурологических причин проблем в иммиграционной политике России долго продолжаться не может. С его точки зрения, одним из аргументов подтверждения этого являются известные трудности в языковой сфере - наиболее важной в общении с иммигрантами. «Мигранты неудовлетворительно отвечают не только на языковые тесты, но и на тесты по истории России, знанию правовых основ. В подобных ситуациях возможна ли вообще интеграция мигрантов и, в частности, в демографическом воспроизводстве населения?» (Дмитриев, 2015. С. 27). С этим вопросом-выводом А. В. Дмитриева нельзя не согласиться.
Еще одно значимое предложение А. В. Дмитриева - к изучению миграции применить подход с учетом противоречий «включения» и «исключения» различных групп населения, а также индивидов из социальных и из экономических процессов в обществе. «Существующая проблема включения одних и исключения других становится по сути дела центральным пунктом всех социальных противоречий, связанных с миграцией. Группы или отдельные
личности, которые обладают необходимыми характеристиками, удовлетворяющими условиям "нового" рынка, обычно легко включаются в глобальную систему в качестве граждан, обладающих всеми политическими и социальными правами. В то время как группы и отдельные личности, которые не отвечают необходимым требованиям, "исключаются" и иногда лишаются некоторых основных гражданских прав, например, права на труд. Особенно это заметно на внешних мигрантах» (Дмитриев, 2015. С. 19). Представляется, что этот подход востребован и сегодня.
А. В. Дмитриев был одним из первых, кто стал говорить о потенциале конфликтогенности миграции, к великому неудовольствию демографов, экономистов и многих других. «В последнее время все более отчетливо видны негативные стороны миграции, связанные с рисками роста преступности, проникновения терроризма, распространения наркотиков и опасных заболеваний, обострения социальных проблем и межэтнических конфликтов. Поиск оптимального миграционного баланса идет практически во всех ведущих странах мира, включая Россию» (Дмитриев, 2016. С. 161).
А. В. Дмитриев предупреждал: «Не вызывает сомнений, что рост масштабов иммиграции будет сопровождаться усилением ее воздействия на все сферы жизни, в том числе политическую. По разным причинам этот процесс, как показывает опыт многих стран, будет определять рост антииммиграционных движений преимущественно националистической или расистской окраски (Дмитриев, 2009. С. 101). Иммиграционные процессы, идущие в настоящее время в государствах Западной Европы, полностью подтверждают этот прогноз ученого.
Поэтому, по его мнению, «России предстоит в ближайшие годы все же определиться с иммиграционной политикой и сделать выбор в пользу той модели, которая бы позволяла эффективно регулировать приток иммигрантов, минимизировать возможности развертывания конфликтов с принимающим обществом и содействовать социально-экономическому прогрессу страны, консолидации российского этноса» (Дмитриев, 2009. С. 106). Актуальность этой рекомендации до сих пор подтверждается все новыми и новыми фактами.
Дальнейшее углубление исследований этномиграционной проблематики в конфликтологическом контексте нашло свое отражение в серии работ А. В. Дмитриева, посвященным моделям отношений отдельных этнических групп на региональном и локальном уровне (Дмитриев, 2017в; Дмитриев, 2017д; Дмитриев, Воронов, 2018). При моделировании их взаимоотношений он предлагал выявлять основных потенциальных «парных» участников конфликта: резиденты - мигранты; резиденты - диаспоры; власти - мигранты; власти - диаспоры; диаспоры - диаспоры; этнократы - национальные меньшинства; мигранты - организованные преступные группы (ОПТ) (Дмитриев, 2017д).
А. В. Дмитриев утверждал, что поликультурное и полиэтническое многообразие Российской Федерации обусловливает формирование рисков доминирования отдельных этнических групп на локальных территориях, в отдельных секторах экономической деятельности. Он выделил факторы, определяющие уровень потенциальной межнациональной конфликтности на базе рассогласования интересов различных акторов на региональном уровне - степень закрытости этнических групп, определяющая характер, интенсивность коммуникаций их членов с внешней средой, а также успешность процессов интеграции и адаптации этнических мигрантов. «При этом процессы адаптации и интеграции, воспроизводства ценностей и взаимообогащения культур носят двусторонний характер: включают как экстериоризацию ценностных ориентиров, норм и правил региональных и местных сообществ с учетом интересов диаспорных и земляческих групп, так и интериоризацию этих ориентиров, норм и правил в диаспорах и землячествах на основе общероссийской идентификации» (Дмитриев идр.,2017.С. 100).
Приведенные выше теоретические выводы, выделенные тенденции и практические рекомендации во многом были сделаны А. В. Дмитриевым в ходе совместной работы с гуманитариями Юга России (Гриценко, Авксентьев, Дмитриев, 2011; и др.).
Ученый считал, что Юг России - социокультурное пространство, на котором определяется будущее России. «Весь спектр противоречий и проблем, характерных для современной России, как доставшихся от советского прошлого, так и порожденных позже, оказался сконцентрированным на территории Юга России. Развитие этого макрорегиона в постсоветский период характеризовалось этнизацией политического пространства и государственного аппарата республик, обострением борьбы религиозного традиционализма, фундаментализма и модернизационных процессов» (Дмитриев, 20126. С. 555).
«Кроме того, Юг России является частью кавказского геополитического ареала, который представляет собой на современном этапе арену соперничества интересов крупнейших геополитических центров. Каждый из этих акторов предлагает собственный проект геополитической конфигурации региона, зачастую конкурирующий с другими проектами, но все их объединяет вытеснение из сферы влияния России Южного Кавказа. В первом десятилетии XXI в. произошел существенный рост геополитической значимости Большого Кавказа, свидетельством чего служат события вокруг Южной Осетии и Абхазии, а также продолжающийся рост напряженности в Ираке, Курдистане и вокруг Ирана. Геополитические трансформации в регионе становятся одним из важных факторов этнополитической напряженности» (Дмитриев, 20126. С. 555-556).
Как признают южнороссийские соавторы А. В. Дмитриева, «на приоритетность конфликтогенов неэкономического происхождения в эскалации эт-
нополитической напряженности на Северном Кавказе указало, прежде всего, научное сообщество. ... Именно научное сообщество способствовало формированию этнополитического императива Юга России: ни одно решение не может быть принято и ни одно действие не может быть осуществлено независимо от ожидаемой эффективности, если прогнозируется их ухудшающее воздействие на этнополитическую и этноконфессиональную сферу» (Гриценко, Авксентьев, Дмитриев, 2011. С. 559). И этот императив - несомненная заслуга выдающегося ученого-конфликтолога.
В одной статье показать все достижения А. В. Дмитриева не представляется возможным, его вклад в формирование российской социологии, в рождение российской конфликтологии и в становление российского политического регионоведения поистине неисчерпаем.
В книге, посвященной научному наследию A.B. Дмитриева (Анатолий Васильевич Дмитриев... 2019), и в рецензиях на его работы многочисленные коллеги, соавторы, друзья и ученики, среди которых известнейшие российские ученые Л. М. Дробижева, Ж. Т. Тощенко, М. К. Горшков, А. Л. Маршак, А. О. Бороноев, А. В. Глухова, В. В. Воронов, В. А. Авксентьев, И. Е. Задо-рожнюк, Э. Г. Задорожнюк, В. А. Лекторский, А. А. Сычев, Л. Н. Тимофеева, Л. Н. Алисова, А. В. Тихонов, Т. А. Хагуров и другие, подчеркивают, что Анатолий Васильевич был энциклопедически образованным человеком, глубоким и разносторонним ученым, видным организатором науки в России, талантливым преподавателем.
Приведем только некоторые оценки: «Творческий путь был связан с поиском и анализом новаторских проблем. В 1971 г. появилась одна из первых работ в СССР по политической социологии. Вполне логично, что исследуя политическую жизнь общества, А. В. Дмитриев выбрал проблему конфликтов, выдвинув на основе социологического и сравнительно-правового анализа данных свою концепцию конфликтологии»; «Он был в первых рядах тех, кто увидел в возрождающейся социологии принципиально новые возможности для получения теоретического и прикладного знания, его работы называют пионерскими и прорывными»; «Его монографии и научные статьи отличаются теоретико-методологической основательностью и свежим, оригинальным подходом к исследованию самых сложных и актуальных современных проблем».
Соответствовать заданному профессором А. В. Дмитриевым научному и человеческому уровню - непростая задача нынешнего поколения российских гуманитариев.
Л. Л. Хопёрская
Доктор политических наук, профессор Института социологии ирегионоведения Южного федералъногоуниверситета
Список источников
Анатолий Васильевич Дмитриев. Научное наследие. Воспоминания: К 85-летию ученого / отв. ред. М. К. Горшков. - Москва: Новый хронограф, 2019. - 432 с. - ISBN 9785-94881-460-5. -EDN GRTSKJ.
Гриценко Г. Д. Юг России в современной российской политике: взгляд конфликтологов / Г. Д. Гриценко, В. А. Авксентьев, А. В. Дмитриев // Юг России в зеркале конфликтологической экспертизы: программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Пространственное развитие Российской Федерации: междисциплинарный синтез»: направление 12 «Проблемы социально-экономического и этнополитического развития южного макрорегиона» / под редакцией академика Г. Г. Матишова, Н. И. Голубевой, В. А. Авксентьева; Северо-Кавказский федеральный университет, РАН, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований. - Ростов-на-Дону: Южный научный центр РАН, 2011. - С. 7-24. - EDN SWXFND.
Дмитриев А. В. Социология юмора: Очерки / А. В. Дмитриев; Рос. акад. наук, Отделение философии, социологии, психологии и права. - Москва: ОФСПП РАН, 1996. - 214 с.
Дмитриев А. В. Социология политического юмора / А. В. Дмитриев. - М.: РОССПЭН, 1998. - 336 с.
Дмитриев А. В. Конфликтология: учебное пособие для вузов / А. В. Дмитриев. -Москва: Гардарики, 2000. - 320 с.
Дмитриев А. В. Общая социология: учебное пособие для вузов / А. В. Дмитриев. -Москва: Современный гуманитарный университет, 2001. - 427 с.
Дмитриев А. В. Конфликтогенность миграции: глобальный аспект/А. В. Дмитриев// Социологические исследования. - 2004. -№ 10(246). - С. 4-13. - EDN OWMZFB.
Дмитриев А. В. Смех. Социофилософ-ский анализ / А. В. Дмитриев. - Москва, 2005. - 591 с.
Дмитриев А. В. Миграция. Конфликтное измерение / А. В. Дмитриев. - Москва: Альфа-М, 2006.-431 с.
Дмитриев А. В. Миграция и противостояние цивилизации / А. В. Дмитриев // Известия высших учебных заведений. По-
References
Anatoly Vasilievich Dmitriev. Scientific Heritage. Memories: On the 85th Anniversary of the Scientist. Responsible. Ed. M. K. Gorshkov. Moscow: New Chronograph. 2019; 432 (InRuss.).
Gritsenko G. D., Avksentyev V. A., Dmitriev A. V. The South of Russia in Contemporary Russian Politics: A View of Conflictologists. Yug Rossii v zerkale konfliktologicheskoy ekspertizy: programma fundamental'nykh issledovaniy Prezidiuma RAN «Prostranstvennoye razvitiye Rossiyskoy Federatsii: mezhdistsiplinarnyy sintez»: napravleniye 12 «Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo i etnopoliticheskogo razvitiya yuzhnogo makroregiona» = The South of Russia in the Mirror of Conflictological Expertise: Fundamental Research Program of the Presidium of the Russian Academy of Sciences "Spatial Development of the Russian Federation: Interdisciplinary Synthesis": Direction 12 "Problems of Socio-Economic and Ethnopolitical Development of the Southern Macro-Region". Edited by Academician G. G. Matishov, N. I. Golubeva, V. A. Avksentyev; North Caucasus Federal University, RAS, Institute of Socio-Economic and Humanitarian Research. Rostov-on-Don: Southern Research Center of the Russian Academy of Sciences. 2011; 7-24 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Sociology of humor: Essays. Ross. acad. Sciences, Department of Philosophy, Sociology, Psychology and Law. Moscow: OFSPPRAS. 1996; 214 (InRuss.).
Dmitriev A. V Sociology of political humor. Moscow: ROSSPEN. 1998; 336 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Conflictology. Textbook for Universities. Moscow: Gardariki. 2000; 320 (In Russ.).
Dmitriev A. V General Sociology. Textbook for Universities. Moskva: Sovremennyy gumanitarnyy universitet = Moscow: Modern Humanitarian University. 2001; 427 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Conflictogenicity of Migration: Global Aspect. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological Research. 2004; 10(246): 4-13 (InRuss.).
Dmitriev A. V Laughter. Socio-Philosophical Analysis.Moscow. 2005; 591 (InRuss.).
Dmitriev A. If Migration. Conflict Dimension. Moscow: Alfa-M. 2006; 431 (InRuss.).
волжский регион. Общественные науки. -2009. -№ 3(11). - С. 97-110. -EDNLAMNDF.
Дмитриев А. В. Мигранты и социум: интеграционный и дезинтеграционный потенциал практик взаимодействия / А. В. Дмитриев, Г. А. Пядухов // Социологические исследования. - 2011а. - № 12(332). - С. 50-59. - EDN ONGKER.
Дмитриев А. В. Юг России: оценка кон-фликтогенности миграции / А. В. Дмитриев // Философские науки. - 20116. - № 4. - С. 5871,- EDN NTBPCJ.
Дмитриев А. В. Скандал как конфликто-генная форма взаимодействия: социомораль-ная интерпретация / А. В. Дмитриев. - М., 2012а. - 127 с.
Дмитриев А. В. Юг России в современной российской политике: взгляд конфликтолога / А. В. Дмитриев // Россия реформирующаяся. Ежегодник. -2012б.-Вып. 10. - С. 552-561.
Дмитриев А. В. Аксиология научного скандала / А. В. Дмитриев // Власть. —2013. — № 6. - С. 021-024. - EDN QJFSZV.
Дмитриев А. В. Скандал. Социофилософ-ские очерки: монография / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. - Москва: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2014. - 323 с. -ISBN 978-5-906001-06-1. - EDN UMXNTH.
Дмитриев А. В. Стереотипизация мигрантов как социальная проблема // Власть. -2014. -№ 11.-С. 26-30.
Дмитриев А. В. Конфликтогенность миграции: теоретические и практические проблемы / А. В. Дмитриев // Социологическая наука и социальная практика. - 2015. - № 1(09). -С. 16-29. - EDN TKAGEZ.
ДмитриевА. В. Процессы миграции в контексте евразийских реалий / А. В. Дмитриев, Е. А. Назарова // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 5. - С. 160-170. - EDN WVJOAD.
Дмитриев А. В. Провокация: разночтения в интерпретациях понятия / А. В. Дмитриев // Провокация: экспертное измерение. - Москва: Новый хронограф, 2017а. - С. 21-33. - EDN YBTYFW.
Дмитриев А. В. Об ограничениях материалистического подхода к демографической и миграционной политике / А. В. Дмитриев // Социологические исследования. - 20176. -№ 3. - С. 24-28.
DmitrievA. V. Migration and Confrontation of Civilization. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennyye nauki = News of Higher Educational Institutions. 'Volga Region. Social Sciences. 2009; 3(11): 97-110 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Migrants and society: integration and disintegration potential of interaction practices. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological research. 2011; 12(332): 50-59 (InRuss.).
DmitrievA. V. South of Russia: assessment of the conflictogenicity of migration. Filosofskiye nauki = Philosophical sciences. 2011; 4: 58-71 (InRuss.).
DmitrievA. V. Scandal as a Conflictogenic Form of Interaction: Sociomoral Interpretation. Moscow. 2012; 127 (InRuss.).
Dmitriev A. V. The South of Russia in Contemporary Russian Politics: A Conflictologist's View. Rossiya reformi-ruyushchayasya. Yezhegodnik = Reforming Russia. Yearbook. 2012; 10: 552-561 (InRuss.).
DmitrievA. If Axiology of Scientific Scandal. Vlast' = Power. 2013; 6.021-024 (InRuss.).
DmitrievA. V Scandal. Socio-philosophical essays: Monograph. Moskva: Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i marketinga = Moscow: Center for Social Forecasting and Marketing. 2014; 323 (InRuss.).
DmitrievA. V Stereotyping ofMigrants as a Social Problem. Vlast' = Power. 2014; 11: 26-30 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Conflictogenicity of Migration: Theoretical and Practical Problems. Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika = Sociological Science and Social Practice. 2015; 1(09): 16-29 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Migration Processes in the Context of Eurasian Realities. Sotsialno-gumanitarnyye issledovaniya = Social and Humanitarian Knowledge. 2016; 5: 160-170 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Provocation: discrepancies in interpretations of the concept. Provokatsiya: ekspertnoye izmereniye. Moskva: Novyy khronograf = Provocation: expert measurement. Moscow: Novy Khronograf. 2017; 21-33 (InRuss.).
Dmitriev A. V. On the limitations of the materialistic approach to demographic
Дмитриев А. В. Межэтнические конфликты и их трактовка / А. В. Дмитриев // Диаспоры и землячества в современной России: Факторы воспроизводства традиционных ценностей в инокультурных средах, Москва, 24 мая 2017 года. - Москва: Ленанд, 2017в. - 120 с. - ISBN 978-5-9710-5077-3. - EDN ZQVFQV.
Дмитриев А. В. Социальная адаптация иммигрантов как ресурс стабильности российского общества / А. В. Дмитриев // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2017г. - № 19(676). - С. 3337. - EDN ZTVLXP.
Дмитриев А. В. Резиденты, диаспоры и мигранты: конфликтная модель взаимодействия / А. В. Дмитриев // Социально-гуманитарные знания. - 2017д. -№6,- С. 215-225.
Дмитриев А. В. Прогнозное моделирование межэтнических отношений в российских регионах на основе анализа идентификационных стратегий диаспорных и земляческихгрупп/А.В. Дмитриев,В .В .Воронов, Е. А. Михайлова // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017е. - № 6. - С. 97-124. - DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.06.
Дмитриев А. В. Провокация. Введение в теорию: монография / А. В. Дмитриев, А. А. Сычев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018.-338с.
Дмитриев А. В. Социологическая мозаика - 2018: монография / А. В. Дмитриев, В. Н. Иванов, Ж. Т. Тощенко; предисл. М. К. Горшков. Суггестия и контрсуггестия: pro et contra. - Москва: КНОРУС, 2018. -242 с. // Гуманитарий Юга России. - 2018. — Т. 7, -№6,- С. 286-288. - EDN VRPEXY.
Дмитриев А. В. Адаптация и интеграция полиэтнического пространства регионов России: проблемы, рекомендации / А. В. Дмитриев, В. В. Воронов. - Москва: Новый хронограф, 2018. - 336 с. - ISBN 978-594881-360-8. - EDN ZQUQTN.
Задорожнюк И. Е. Социологическая мозаика - 2018: монография / А. В. Дмитриев, В. Н. Иванов, Ж. Т. Тощенко. М., 2018. Рец. И. Е. Задорожнюк, Э. Г. Задорожнюк / И. Е. Задорожнюк, Э. Г. Задорожнюк // Социологические исследования. - 2019. - № 1. -С. 162-167.-DOI10.31857/S013216250003761-0. - EDN ITUWT.
and migration policy. Sotsiologicheskiye issledovaniya = Sociological studies. 2017; 3: 24-28 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Interethnic conflicts and their interpretation. Diaspory i zemlyachestva v sovremennoy Rossii: Faktory vosproizvodstva traditsionnykh tsennostey v inokul 'turnykh sredakh, Moskva, 24 maya 2017 goda. Moskva: Lenand = Diasporas and regional communities in modern Russia: Factors of reproduction of traditional values in foreign cultural environments, Moscow, May 24, 2017. Moscow: Lenand. 2017; 120 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Social adaptation of immigrants as a resource for stability of Russian society. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya RF = Analytical Bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2017; 19 (676): 33-37 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Residents, diasporas and migrants: a conflict model of interaction. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya = Social and humanitarian knowledge. 2017; 6: 215225 (In Russ.).
Dmitriev A. V., Voronov V. V., Mikhailova E. A. Predictive modeling of interethnic relations in Russian regions based on the analysis of identification strategies of diaspora and fellow countrymen groups Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny = Monitoring of public opinion: Economic and socialchanges. 2017; 6: 97-124 (InRuss.).
Dmitriev A. V Provocation. Introduction to the theory: monograph. 2nd ed., corrected, and add. Moscow: YuraitPublishingHouse. 2018; 338 (InRuss.).
Dmitriev A. V., Ivanov V. N., Toshchenko Zh. T. Sociological mosaic. Monograph, preface M. K. Gorshkov. Dmitriev A. V. Suggestion and counter-suggestion: pro et contra. Gumanitariy Yuga Rossii = Humanitarian of the South ofRussia. 2018; 7(6): 286-288 (InRuss.).
Dmitriev A. V. Adaptation and integration of the multi-ethnic space of Russian regions: problems, recommendations. Moscow: Novyi khronograf. 2018; 336 (InRuss.).
Zadorozhnyuk 1. E., Zadorozhnyuk E. G. Sociological mosaic-2018: monograph.
Летняков Д. Э. О научном коммунизме и социологии, природе конфликта, смехе и скандале. Беседа с Дмитриевым А. В. Дата записи 23 марта 2013, ОУИ НБ МГУ №1558. - URL: https://oralhistory.ru/talks/orh-1558/text (дата обращения: 15.09.2024).
Маршак А. Л. Скандал как он есть (рецензия на монографию А. В. Дмитриева и А. А. Сычева «Скандал. Социофилософские очерки») / А. Л. Маршак // Власть. - 2015. -№ 6. - С. 222-224. - EDN UCTMID.
Страусе А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / А. Страусе, Дж. Корбин; пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. -Москва: Эдиториал УРСС, 2001,- 256 с.
A. V. Dmitriev, V. N. Ivanov, Zh. T. Toshchenko. Moscow, 2018. Review of I. E. Zadorozhnyuk, E. G. Zadorozhnyuk. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological studies. 2019. 1: 162-167. DOI 10.31857/S013216250003761-0.
Letnyakov D. E. On scientific communism and sociology, the nature of conflict, laughter and scandal. Interview with A. V. Dmitriev. Available from: https://oralhistory.ru/talks/orh-1558/text. [15 September2024] (InRuss.).
MarshakA. L. Scandal as it is. (Review of the monograph by A. V. Dmitriev and A. A. Sychev "Scandal. Socio-philosophical essays"). Vlast' = Power. 2015; 6: 222-224 (InRuss.).
Strause A., Corbin J. Fundamentals of Qualitative Research: Grounded Theory, Procedures, and Techniques. Translated from English and afterword by T. S. Vasilyeva. Moscow: Editorial URSS. 2001; 256 (InRuss.).
Для цитирования: А. В. Дмитриев: свобода творчества, креативность, новаторство, высокий профессионализм и научная смелость (к 90-летнему юбилею) / Л. Л. Хопёрская // Гуманитарий Юга России. - 2024. - Т. 13. -№5 (69). - С. 18-34. EDN КТРгАЬ