Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 62-67. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 8. P. 62-67.
Научная статья УДК 316.7:316.62
https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.8
Трикстеры как фактор социальной трансформации общества Ирина Афанасьевна Шахова
Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия, ira2260@mail.ru
Аннотация. В статье анализируются антропогенная природа смеховой стихии в социальной системе общества и ее влияние на трансформацию социокультурной системы. Обусловленность данного феномена связана со сложной структурой человеческих потребностей для сохранения вида. Автор указывает на обширность историографии проблемы, касающейся природы смеховой стихии и ее воздействия на человеческой мир. В работе сделан упор на значимость выявления социальной природы юмора и смеха, их функциональности в социальных группах и обществе в целом. Смеховая стихия выделяется как один из факторов трансформации социокультурной системы. Трикстеры как агенты смеховой стихии являются носителями актуальных потребностей общества и выполняют конкретные социальные функции. Актуальность статьи связана с анализом образа трикстера в массовом сознании. Автор приводит материалы регионального исследования, имеющего целью выяснить сложившийся образ трикстера в сознании жителей российской периферии.
Ключевые слова: смеховая стихия, комическое, сакральное знание, профанное знание, трансформация, трикстеры, архетип, социальные функции трикстеров, социология юмора, массовое сознание
Финансирование: финансовая поддержка исследования осуществлена за счет средств Амурского государственного университета.
Для цитирования: Шахова И.А. Трикстеры как фактор социальной трансформации общества // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 62-67. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.8.
Original article
Tricksters as a Factor in Society's Social Transformation
Irina A. Shakhova
Amur State University, Blagoveshchensk, Russia, ira2260@mail.ru
Abstract. The article analyzes the anthropogenic nature of the laughter nature in the society's social system and its impact on the transformation of the socio-cultural system. The conditionality of this phenomenon is associated with the complex structure of human needs for the preservation of the species. The author points out the vastness of the historiography of the problem concerning the nature of the laughter culture and its impact on the human world. The paper emphasizes the importance of identifying the social nature of humor and laughter, their functionality in social groups and society as a whole. The laughter nature stands out as one of the factors in the transformation of the sociocultural system. Tricksters as agents of the laughter nature are carriers of society's actual needs and perform specific social functions. The relevance of the article is related to the analysis of the trickster image in mass consciousness. The author cites materials from a regional study aimed at determining the prevailing trickster image in the consciousness of the residents of Russia's periphery.
Keywords: laughter nature, comic, sacred knowledge, profane knowledge, transformation, tricksters, archetype, trickster social functions, sociology of humor, mass consciousness
Funding: the reported study was funded by the Amur State University.
For citation: Shakhova, I.A. (2022) Tricksters as a Factor in Society's Social Transformation. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 62-67. Available from: doi:10.24158/spp.2022.8.8 (In Russian).
Человек - существо сложной организации. Ему, единственному из всех животных, удалось создать искусственную среду обитания. В антропологической сущности человека двойственность проявляется во включенности его жизнедеятельности в различные стихийные процессы, которые можно считать определяющими факторами социальных трансформаций.
Однако адаптация к окружающей враждебной среде требовала от человека особых качеств, не свойственных животным. Для самосохранения человека как вида недостаточно было обеспечивать только базовые потребности существования. В исследованиях первобытной культуры необходимо найти место зарождения юмора как специфического свойства людей и социального элемента смеховой стихии или смеховой культуры человечества. Современный индивид
© Шахова И.А., 2022
имеет устойчивые взаимоотношения со смеховой стихией и культурой юмора. Юмор играет значительную роль в эффективной коммуникации. Человеку, лишенному чувства юмора, трудно вписаться в дизайн социальной группы, снять социальное напряжение в конфликтных ситуациях и адекватно оценить самого себя во взаимодействии с другими людьми.
Историография проблемы обширна и разнообразна. Феномен смеховой стихии интересовал многих исследователей культуры. Различные аспекты этого культурологического явления в человеческом обществе изучали М.М. Бахтин (1990), Д.С. Лихачев (Лихачев, Панченко, 1976), Л.Е. Пинский (1989), В.Я. Пропп (1999), Н.А. Хренов (2018а-в), Юнг К.Г. (2004) и др. Социальную природу смеха анализировал А.А. Сычев1, на феномен юмора в социально-информационном взаимодействии указывал Ю.В. Латышев2. Социологических исследований роли трикстеров в современной трансформации общества нами не выявлено.
Для социологии важно не только определить социальную функциональность юмора и смеха как индикатора готовности общественного сознания к трансформации, различным социальным изменениям системы, но и изучить представления населения об образе трикстеров как агентов смеховой культуры в современном обществе.
Иррациональность смеховой стихии и сложившиеся стереотипы понимания юмора требуют научного исследования в контексте глобальных социальных потрясений. Парадокс заключается в следующем: человечество выжило и поднялось на вершину эволюционной лестницы именно потому, что научилось не только смеяться, но и управлять смеховой стихией. Значит, смеховую стихию можно рассматривать как существенный фактор социальных изменений в обществе.
Долгий путь познания мира и себя самого в нем потребовал от человека отделить профан-ное знание от сакрального. Этот сложнейший механизм человеческого сознания был выработан в процессе социогенеза. Благодаря трансформации в сознании того, что может быть подвергнуто осмеянию, а что остается табу, происходила смена исторических эпох и ценностных революций. Умение смеяться - это уникальное свойство человеческой природы.
Однако не каждому индивиду дано бросать вызов смеховой стихии и творить смеховую культуру. Агентами смеховой стихии являются люди, аккумулирующие способности управления смехом и влияющие на общественное мнение. С точки зрения А.В. Дмитриева, «существо смеха связано с раздвоением. Смех открывает в одном другое - не соответствующее, в высоком - низкое, в духовном - материальное, в торжественном - будничное, в обнадеживающем - разочаровывающее. Смех - одно из средств общения между людьми. С помощью смеха передается нечто другому человеку, и в то же время смех - внешнее выражение внутреннего состояния людей» (1996: 64).
Смех является универсальным инструментом создания новых базовых ценностей и уничтожения старых. То, что подлежит осмеянию и поруганию, низвергается с пьедестала сакраль-ности и переходит в разряд житейского, земного, низменного. Смена одних социальных норм на другие происходит постепенно в водовороте смеховой стихии. В общественном сознании осуществляется переоценка ценностей и меняются приоритеты культуры. Смеховая стихия формирует свой мир актуальности, свою подсистему.
В любой исторической эпохе существовали индивиды, которые брали на себя смелость осмеивать принятые обществом ценности. Репертуар базовых ценностей не так уж велик, но чрезвычайно важен для формирования модели организованности социального сообщества: уважение к власть имущим и сложившейся системе статусов и ролей, принятие господствующей религии, отношение к семье как единственной форме для осуществления сексуального и репродуктивного поведения и т. д. Каждый проходит социализацию для включения в мир человеческих ценностей. Смеховая культура способствовала их усвоению или отторжению. Трикстеры играют в ней особую роль. Для них никогда не существовало границ, не было ничего святого. Однако эта игра с общественными устоями далеко не безобидна, социально опасна и требует особых характеристик индивидов. Их смелость граничит с вызовом всему общественному миропорядку. Они купаются в смеховой стихии, используя любые средства в своем смеховом репертуаре. Общество оценивает такую деятельность как девиантную, подлежащую санкциям.
Однако социальный образ трикстеров не является статичным. Он также подлежит трансформации. Изменяется и отношение людей к их деятельности в современном контексте общественного развития. Изучение образа трикстера в общественном сознании помогает выявить социальные тенденции изменения общественной системы. Для сохранения ее целостности в рамках мирового устройства этот аспект является актуальным и имеет практическую значимость.
1 Сычев А.А. Смех как феномен культуры (философско-эстетический анализ) : дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 1999. 160 с.
2 Латышев Ю.В. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии (теоретико-методоло-гически анализ) : дис. ... канд. филос. наук. Кемерово, 2003. 147 с.
Трикстеры в качестве агентов смеховой стихии выполняют определенные социальные функции. Во-первых, они способствуют разрушению сложившихся сакральных ценностей в системе общественной жизни. Ценности как кирпичики социальной интеграции сохраняют устойчивость системы. Переворачивание ценностей требует переустройства всех сфер человеческой жизни. А.В. Дмитриев считает, что сама природа этого персонажа не приемлет покоя и требует роста, развития, перемен, движения вперед...» (Дмитриев, Сычев, 2014: 104).
Главное оружие трикстера - смех, и он искусно владеет им. Сложно противопоставить смеховой стихии рациональность: «Трикстер хорошо понимает бесперспективность открытого противостояния и борется с порядком не при помощи грубой силы, а при помощи хитрости, обмана и насмешек, при этом подрывая порядок изнутри. Его стихия - не на поле брани, а сцена скандала. Подрывая порядок, он фактически дает толчок к изменению и дальнейшему развитию мира» (Дмитриев, Сычев, 2014: 105).
Во-вторых, трикстеры выражают отрицательное общественное мнение о политической элите в определенный исторический период развития общества. Это разрушает лояльное отношение большинства к сложившейся социальной структуре системы. Они являются выразителями основного конфликта природы и культуры. По мнению российских исследователей А.В. Дмитриева и А.А. Сычева, «применительно к оппозиции "природа - культура" трикстер представляет сторону природы. Природное начало в образе трикстера противостоит культурному в самом широком смысле этого понятия - как чему-то упорядоченному, нормативному, отлитому в строгие формы» (2014: 100).
В-третьих, именно трикстеры являются одним из важнейших факторов трансформации социальной структуры. Они переворачивают сложившуюся иерархическую систему социальных статусов и ролей и ставят общество перед ситуацией выбора новой парадигмы социального устройства и миропорядка. Все эти функции, присущие трикстерам как акторам смеховой стихии, актуализируются в период переходности от одного состояния общества к другому.
Каков образ современного трикстера? Как он представлен в массовом сознании и каково отношение современных людей к нему? Изменились ли представления человека о трикстере? Цивилизационный слом глобального мироустройства требует исследования этих вопросов, как никогда острых.
В мае 2021 г. на базе Центра социологических исследований Амурского государственного университета К.Т. Муталлимовой было проведено социологическое исследование по теме «Особенности представления молодежи и старшего поколения о трикстерах и комедийном искусстве (на примере Благовещенска)». Эмпирической базой послужили результаты анкетирования жителей Благовещенска в количестве 200 респондентов. Работа проходила в два этапа. На первом использовался метод стихийной выборки, на втором - квотной. Опрашиваемые были классифицированы в демографические группы по возрастному критерию. Региональный аспект позволил выяснить сложившийся образ трикстера в сознании жителей периферии страны.
По результатам исследования выявлена включенность жителей Дальнего Востока в современную смеховую стихию. Амурские респонденты не являются оторванными от общей картины включенности в смеховую культуру. Большинство амурчан выступают типичными российскими потребителями смеховой культуры: смотрят телевизионные комедийные передачи ежедневно или несколько раз в неделю, предпочитая развлекательные программы.
Гендерный аспект учитывался в исследовании. Было установлено, что амурские женщины находятся в большей зависимости от развлекательных программ, чем мужчины. Вероятно, высокая занятость домашними делами у женщин вызывает наиболее острую потребность релаксации при просмотре телевизионных шоу и программ невысокого интеллектуального уровня. Частота просмотров подобного рода программ свидетельствует о том, что ежедневное обращение к развлекательным шоу характерно для респондентов гендерной женской общности, мужская часть опрошенных удовлетворяет данную потребность несколькими просмотрами в неделю. Эта тенденция является типичной для России в целом.
По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом. Самые активные потребители в возрасте от 16 до 30 лет составляют большинство. Они включают юмористические шоу в свой ежедневный культурный график. Представители категории в возрасте от 31 до 54 и старше являются умеренными потребителями и осуществляют просмотр развлекательных телепрограмм от одного раза в неделю до нескольких. Старшее поколение - 55 лет -более устойчиво и избирательно в предпочтениях. Частота просмотров в данной категории гораздо ниже, всего один или несколько раз в месяц. Можно предположить, что они не являются поклонниками новой юмористической когорты трикстеров и того уровня юмора, который культивируется на современном телевидении. Опрошенные старшего возраста смотрят юмористические передачи прошлых лет или предпочитают комедии советского образца.
Экономический статус респондентов коррелирует с вовлеченностью в просмотр юмористических передач. Ежедневно предпочитают смотреть их люди с низким доходом до 10 000 р. Чем выше доход, тем реже опрошенные просматривают развлекательные шоу, уделяя этому лишь несколько раз в неделю. Возможно, это объясняется наличием свободного времени и меньшей занятостью на работе. Следовательно, влияние трикстеров более значимым фактором является для представителей низшего класса.
Каналы репрезентации смеховой культуры демонстрирует рейтинг телевизионных передач. Респондентам был задан вопрос: «На каком телевизионном канале Вы чаще всего просматриваете комедийные, юмористические передачи?» 64 % участников исследования предпочитают ТНТ независимо от пола. Это можно объяснить тем, что на данном канале размещается контент, интересный в одинаковой мере как мужчинам, так и женщинам.
Источник просмотра юмористических передач коррелирует с возрастным показателем. Респонденты-дальневосточники от 31 лет и старше предпочитают смотреть подобные программы по ТВ. Возможно, сказываются устоявшаяся привычка предпочтения телевидения и отсутствие зависимости от интернет-технологий. Молодые амурчане уверенно пользуются сетью и не являются постоянными потребителями телевидения. Многие считают, что традиционное телевидение предлагает устаревший контент, который не отвечает требованиям молодежной аудитории.
Выявить репрезентацию современных трикстеров было необходимо в рамках исследования. В рейтинге популярности юмористических программ у дальневосточной аудитории на первом месте располагаются «Камеди Клаб», Stand Up. Мнения респондентов сильно разделились независимо от возраста и пола. Многим знакомы все программы, представленные в списке, однако они делают выбор в соответствии с уровнем сформированности юмора индивидуально. Интересно отметить, что мужчины предпочитают программы остро злободневные (69 %), женская аудитория - передачи более мягкой тональности (48 %).
Возраст определяет выбор популярных программ. Для молодой амурской аудитории самыми интересными выступают юмористические шоу «Камеди Клаб», «Что было дальше?», Stand Up, «Открытый микрофон». В них современные трикстеры умело управляют смеховой стихией. Уровень юмора примитивен, используется нетрадиционная лексика, разрушающая уважительное отношение к человеческому достоинству. Однако именно данный формат привлекателен для молодежи. Молодая аудитория является самой зависимой группой, которая подвержена влиянию смеховой стихии в силу возрастных особенностей и открытости воздействию.
Респонденты старше 55 лет выбирают программы, которые давно транслируются. Возможно, предпочтения представителей старшего поколения достаточно устойчивы. У них нет потребности смотреть современные юмористические передачи. Сложившиеся культурные установки не позволяют позитивно оценить творчество комиков современности. Влияние трикстеров на данную категорию незначительно или даже отсутствует.
Интересно было выяснить, кого считают респонденты амурской глубинки трикстером. Сам термин амурчанам незнаком, поэтому был задан упрощенный вопрос: «Кто для Вас является комиком?» 24 % ответили, что это человек, который снимается в юмористических кинофильмах. Для 31 % опрошенных таковым является человек веселого нрава, заражающий других чувством юмора. 30 % определили его как человека харизматичного, творческого, привлекающего к себе внимание окружающих и оказывающего влияние на них. Для 10 % это известная личность, обладающая способностью осмеивать свою жизнь и жизнь других. Лишь для 5 % это человек, подающий пример другим и воодушевляющий людей.
На вопрос: «Как Вы считаете, какие ценности больше всего характерны для комиков?» - 41 % ответили, что главной ценностью является карьера. Они считают, что для него важно с помощью смеха достичь социальной вершины, быть первым в своем деле, доказать превосходство. Ценность карьеры присуща западной культуре, это не традиционная ценность этнических русских. 17 % опрошенных назвали ценность престижа в обществе. Как один из параметров социальной стратификации престиж выступает побудителем желаний, намерений и действий комика в достижении успеха в деятельности. Остальная часть респондентов предложили другие виды ценностей, и в процентном отношении все они представляли явное меньшинство. Это свидетельствует о размытости понятия ценностных установок трикстеров как агентов смеховой стихии.
Амурчане самыми популярными комедийными персонами современности назвали Максима Галкина и Павла Волю с одинаковой процентной вероятностью (100 %). Эти трикстеры стали профессиональными агентами смеховой стихии и благодаря способности осмеяния всех социальных явлений уверенно занимают первые места в рейтинге наиболее знаменитых персон. Менее известны, по мнению опрошенных, Сергей Светлаков, Михаил Галустян и Азамат Мусагалиев. Их индивидуальные способности как трикстеров менее выражены, поэтому востребованность в медий-
ном пространстве отодвигает их на второстепенное место. Однако в целом имена этих людей знакомы амурским респондентам всех возрастных категорий. Вероятно, это связано с тем, что данные комедийные личности активно транслируются в медиапространстве, снимаются в комедийных художественных фильмах, становятся профессионалами именно благодаря способности быть успешными в смеховой стихии. Их карьера формирует у людей убежденность, что такой вид деятельности одобряется современным обществом и может быть принят как образец поведения.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Амурские респонденты массово и активно включены в смеховую стихию и не находятся вне влияния современных трикстеров. Представления населения о том, кто является трикстером, в большинстве отражает их главную связь с деятельностью в сфере смеховой культуры. Образ трикстера напрямую связан с образом сегодняшнего комика и сформирован достаточно четко: это популярная личность, профессиональной комической деятельностью добившаяся серьезного материального успеха и построившая успешную карьеру. Как правило, это известные мужчины в сфере шоу-бизнеса. Для участников исследования успешность современного трикстера уже не является показателем девиации данного персонажа. Признание деятельности трикстера снимает с него ответственность за разрушение базовых ценностей в глазах обывателя. Успешность оправдывает средства ее достижения. Это самая главная особенность оценки деятельности трикстера и его образа.
Однако есть некоторые нюансы. Образ трикстера у молодежи и старшего поколения амурчан имеет особенности. Молодые респонденты современных трикстеров выбирают в качестве эталонов успешного человека. Молодым людям в большей степени импонируют образ и деятельность трикстеров, и они являются более активными участниками смеховой стихии. Это социально опасная для устойчивости социальной структуры российского общества тенденция. Провозглашение современными трикстерами ценностей индивидуализма и полной свободы поведения, снятие моральных ограничений в коммуникации, презентация цинизма как самой успешной линии деятельности воспринимается молодежью как безальтернативная основа внутреннего мироощущения. Молодые опрошенные включают профессиональных трикстеров в свою референтную группу, стараются им подражать в реальной жизни. Медиатехнологии размывают в общественном сознании молодого поколения границы публичного и приватного пространства, уничтожают табу личной дистанции в коммуникации. В конечном счете трикстеры выполняют социальную функцию разрушения упорядоченности социальной структуры.
Респонденты старшего возраста более избирательны в выборе развлекательных программ и более устойчивы влиянию трикстеров. Они скептично оценивают деятельность современных трикстеров и понимают опасность их роли для общества. Осуждение в деятельности трикстеров у старшего поколения вызывают их вербальная и этическая раскованность, циничное отношение к историческому прошлому страны, абсолютный космополитизм. Это совершенно не свойственно национальным традициям россиян, является характерной чертой западного общества. Подобная экспансия ценностей, по их мнению, особенно опасна в условиях разрушающегося миропорядка и необходимости сохранения базовых национальных ценностей и консолидации общества. Для опрошенных этой возрастной когорты данные качества трикстеров как импортеров ценностей другого мира неприемлемы для одобрения и тем более для подражания в деятельности. У них сформировался своеобразный социальный иммунитет. Эта категория участников исследования своим отношением сдерживает полное принятие эталона поведения триксте-ров как нормативного в культуре повседневности.
Однако в процессе размывания ценностей уже запущен спусковой механизм именно благодаря популяризации деятельности трикстеров на существующем медиапространстве. Публичная сфера открыта для их презентации без ограничений. Трикстеры становятся первичными социали-заторами и властителями душ молодого поколения не только в дальневосточной глубинке, но и на территории всего российского пространства. Это неблагоприятный социальный прогноз для сохранения консолидации общества и решения важнейших социально-экономических проблем.
Список источников:
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. 543 с.
Дмитриев А.В. Социология юмора: очерки. М., 1996. 214 с.
Дмитриев А.В., Сычев А.А. Скандал. Социофилософские очерки : монография. М., 2014. 322 с.
Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976. 204 с.
Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989. 412 с.
Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М., 1999. 285 с.
Хренов Н.А. Смех и культура: от ментальности к жанру (начало) // Культура культуры. 2018а. № 1 (17). С. 8.
Хренов Н.А. Смех и культура: от ментальности к жанру (окончание) // Культура культуры. 2018в. № 3 (15). С. 8.
Хренов Н.А. Смех и культура: от ментальности к жанру (продолжение) // Культура культуры. 2018б. № 2 (18). С. 8.
Юнг К.Г. Психология образа трикстера // Душа и миф. Шесть архетипов. Минск, 2004. С. 338-358.
References:
Bakhtin, M.M. (1990) The Work of Francois Rabelais and Folk Culture of the Middle Ages and Renaissance. Moscow, Khudozhestvennaya Literatura. (In Russian)
Dmitriev, A.V. & Sychev, A.A. (2014) Scandal. Socio-Philosophical Essays. Moscow, TsSPiM. (In Russian) Dmitriev, A.V. (1996) The Sociology of Humor: Essays. Moscow, OFSPP RAN. (In Russian)
Jung, K.G. (2004) On the psychology of the trickster figure. In: The Soul and the Myth. Six Archetypes. Minsk, Harvest, 338-358. (In Russian)
Khrenov, N.A. (2018а) Laughter and culture: From mentality to genre (Start). Culture of Culture. (1), 8. (In Russian) Khrenov, N.A. (2018б) Laughter and culture: From mentality to genre (Continuation). Culture of Culture. (2), 8. (In Russian) Khrenov, N.A. (2018в) Laughter and culture: From mentality to genre (Ending). Culture of Culture. (3), 8. (In Russian) Likhachev, D.S. & Panchenko, A.M. (1976) The "Laughter Culture" of Ancient Rus. Leningrad, Nauka. (In Russian) Pinskii, L.E. (1989) The Main Plot. Moscow, Sovetskii Pisatel'. (In Russian)
Propp, V.Ya. (1999) Problems of Comicism and Laughter. Ritual Laughter in Folklore (Regarding The Princess Who Never Smiled). Moscow, Labyrinth. (In Russian)
Информация об авторе И.А. Шахова - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Амурского государственного университета, Благовещенск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=689745.
Information about the author I.A. Shakhova - PhD in History, Associate Professor, Associate Professor at the Philosophy and Sociology Department, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=689745.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 30.08.2022.