Научная статья на тему 'А. И. Кобзев. Астрология китайская. Теоретические основы и историческое развитие'

А. И. Кобзев. Астрология китайская. Теоретические основы и историческое развитие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
702
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. И. Кобзев. Астрология китайская. Теоретические основы и историческое развитие»

ФЕНОМЕНЫ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ

А. И. Кобзев

АСТРОЛОГИЯ КИТАЙСКАЯ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ*

Специфику оригинальной и автохтонной китайской астрологии составляет мировоззренческая универсальность, тотальное проникновение во все сферы традиционной культуры. В широком смысле астрологической является исконная методология китайского мышления, сформировавшая философские, научные, общекультурные стандарты. С формирования основ китайской цивилизации в эпоху Чжоу в начале I тыс. до н.э. и далее на протяжении почти трех тысяч лет универсум в ней осмыслялся как единый пространственно-временной континуум, соответствующая двоичная структура которого выражалась бинарными обозначениями космоса, вселенной, мироздания: тянь ди (букв.: небо-земля), юй чжоу (букв.: протяженность-длительность / пространство-время), ши цзе (букв.: век-простор). В отличие от Запада, где в понятии «космоса» пространство господствовало над временем, в Китае последнее выступало первым среди равных. Идею времени (дня, сезона, времени года) нес иероглиф тянь (букв.: небо), который также обладал пантеистической семантикой, обозначая одновременно бога, верховное божество, высшую божественную силу и природу, естество, естественность, натуральность. В физическом смысле тянь - это небосвод как носитель астрономических, метеорологических, погодных явлений и объектов (поэтому астроло-

*

Кобзев А.И. Астрология китайская. Теоретические основы и историческое развитие. - Режим доступа: http://www.synologia.rU/a/Астрология_китайская

гия и астрономия - учение о «небесных знаках), в метафизическом -структурный элемент пары «небо - земля» и триады «небо - человек - земля», выражающих единство времени, пространства (земля) и человеческого бытия. Интегральная укорененность человека во вселенной, его неразрывная связь с ее временными ритмами еще ярче видна в этимологии иероглифа тянь, происходящего от знака «человек». Конкретным примером такого умонастроения может служить реакция потомка Конфуция в двадцатом поколении, придворного астролога-историографа и сподвижника Цао Цао (155-220) Кун Жуна (153-208) на введение его патроном запрета на вино: «На небе есть созвездие Цзюци («Винное знамя»), на земле есть округ Цзюцюань («Винный источник»), а у людей есть врожденная склонность смаковать вино. Если бы Яо (мифический идеал правителя. - Авт.) не выпил бы тысячи мер вина, разве он стал бы совершенномудрым». Поэтому определяемая «небом» судьба индивида - «небесное предопределение», «небесная рас-считанность», «небесная вычисленность» - считается отраженной в «восьми иероглифах», которые представляют собой четыре пары циклических знаков, указывающих на год, месяц, день и час (двенадцатую часть суток) рождения. Это самое общее понятие гороскопа сформировано с помощью двух парных наборов циклических знаков - 10 «небесных стволов» и 12 «земных ветвей, которые в свою очередь коррелируют с силами ян и инь, Солнцем и Луной и прочими бинарными оппозициями. Последовательно сочетаясь друг с другом в пары «ствол - ветвь», они образуют систему неповторяющихся двоичных символов 60-ричного цикла. Поскольку таких сочетаний может быть всего 120, логично предположить, что половинное использование комбинаторного потенциала связано либо с более общей методологической моделью (например, 60-ричным счислением), либо с прерогативной физической реальностью (например, 60-летием как наименьшим общим кратным 30-летнего - «векового», минимального «изменения неба» и 12-летнего цикла Юпитера - «Звезды года» (Суй син), воплощения божества времени (Тай-суй)).

Происхождение этой системы, вызывающей нумерологические ассоциации с Месопотамией, загадочно и уходит в глубины дочжоуской истории Китая. Ее символы присутствуют уже в древнейших памятниках китайской письменности - гадательных надписях на костях эпохи Шан-Инь (вторая половина II тыс. до н.э.), где они обозначают, во-первых, дни, основу счисления которых

составляла декада, во-вторых, усопших предков. Взаимосвязь обоих видов наименований трактуется специалистами по-разному (как день рождения или смерти либо позиция в родственно-брачной системе), но в любом случае ясна астрологическая функция этой древнейшей циклической системы по привязке человеческой сущности, фиксируемой личным именем, к определенному моменту времени. Согласно словарю «Изъяснение знаков и разбор иероглифов» (начало II в.), «небесные стволы» соотносились так же с частями человеческого тела от головы до ног, что аналогично «халдейской» трактовке знаков зодиака, синхронно засвидетельствованной Секстом Эмпириком («Против астрологов», 21) и породившей астрологический образ зодиакального человека.

Набор «земных ветвей» в качестве соотнесенных с астральными духами 12 «[небесных] ориентиров» применялся для обозначения «времен» суток, т.е. двухчасий; 30- и 29-дневных месяцев года и годов 12-, 19-летия (цикл Метона) и 76-летия (цикл Калиппа), а также 12 «участков» пояса эклиптики - «желтый путь» и небесного экватора - «красный путь», связанных с циклом Юпитера и в конце эпохи Мин (Х1У-ХУП вв.), приравненных к западному зодиаку. По крайней мере с рубежа н.э. он идентифицировался с китайским зодиакальным циклом 12 животных (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, курица, собака, свинья), который, как и египетский вариант позднеримской эпохи (кот, шакал, змея, скарабей, осел, лев, козел, бык, сокол, бабуин, ибис, крокодил), точно соответствует исходному смыслу греческого термина «зодиак» («звериный круг»), в отличие от западного зодиака, включающего в себя символы не только животных.

Примером фольклорного истолкования состава и последовательности членов этого цикла может служить китайская народная сказка «О том, как по животным счет годам вести стали», переводчик которой Б.Л. Рифтин считает «очень возможным, что весь животный цикл китайцы заимствовали у древних тюрко-монгольских племен». Вопрос о происхождении распространенного по всей Евразии 12-ричного животного цикла пока остается до конца не решенным. Одни исследователи считают его тюркским, другие связывают с Западной Азией, Египтом или всем Ближним Востоком, третьи - с греко-бактрийским ареалом. Известный немецко-американский синолог В. Эберхард (1909-1990) высказал предположение, что звериный цикл был унаследован от Вавилона

и греков, причем он дошел до Китая через Центральную Азию. Факт содержательного соответствия этого цикла этимологическому смыслу термина «зодиак» может служить одним из аргументов в пользу подобной связи с греческим источником.

Во второй половине I тыс. до н.э. последовательно разбитые на пары 10 «небесных стволов» были соединены с фундаментальной системой «пяти элементов», выступавшей в виде универсальной классификационной схемы, охватывающей, в частности, главные планеты: Юпитер (дерево), Марс (огонь), Сатурн (почва), Венеру (металл), Меркурий (вода) и зоны небосвода - «небесные дворцы»: центральный, восточный, южный, западный, северный, благодаря чему некоторые астрологи образовали «школу пяти элементов».

С рубежа н. э. весь комплекс 60 сочетаний «небесных стволов» и «земных ветвей» стал использоваться для стандартного на всем Дальнем Востоке летосчисления 60-ричными циклами. В целом же все эти символы вместе и раздельно применялись не только в хронологии, но и в различных астрологизированных хронотопограм-мах, звездных картах, магических диаграммах, амулетах и оберегах. На подобных предметах они обычно сочетаются с ориентированными по странам света четырьмя символами «небесных дворцов» (Зеленый дракон, Красная птица, Белый тигр, Черная черепаха), числами 9-ричного магического квадрата и 10-ричного «магического креста», восемью триграммами (ба гуа) и 64 гексаграммами «Чжоу и» («Чжоуские перемены», или «И цзин» - «Канон перемен»), соотнесенными с эклиптикой и небесным экватором 24 годовыми сезонами и 28 небесными («солнечными и лунными») «станциями», «домами», или созвездиями (сю), заимствованными из Индии, а теперь благодаря обнаружению их диаграммы на чус-ком ларце V в. до н.э. и др. археологическим открытиям конца ХХ в. (Цинн-лун) признаны аутентичными и, возможно, заимствованными Индией. Подозрение в иноземном происхождении 28 сю было обусловлено наличием, во-первых, аналогичной системы у индийцев и арабов, предположительно возводимой к вавилонским «созвездиям на пути Луны», во-вторых, нетипичностью для Китая и, напротив, приоритетностью для Запада нумерологических чисел 7 и производного от него 28 (28 сю делятся по семь на четыре группы, соответствующие сторонам света и квадрантам неба). Однако дополнительно в пользу автохтонности 28 сю можно со-

слаться на общую для всех народов близкую к 28 дням длину лунного (сидерического, аномалистического) месяца и гипотезу А.М. Карапетьянца об их «геометрическом» прообразе как 28-клеточном внешнем ободе квадрата 8^8, хорошо известного в китайском «учении о символах и числах» (и прежде всего ассоциирующегося с квадратным расположением 64 гексаграмм. В центре этих конструкций, традиционно делившихся по окружности на 365 с четвертью градусов, в «срединном дворце», в одном из «трех городищ» небосвода - Цзы вэй (Пурпурная Глубина), располагается Полярная звезда (Бэй цзи - Северный предел), осмысляемая как центр круговращения мироздания, космическое выражение Великого предела (Тай цзи), местопребывание божественного Великого единого (Тай-и) и символ императора. С близкой, но иной локализацией Тай-и - в качестве самостоятельной звезды (бета Малой Медведицы, согласно Э. Шаферу; 42-й или 184-й Дракона, согласно Дж. Нидэму) также связано представление о центре неба в Китае на рубеже 11-1 тыс. до н.э., которое либо занималось ею самой, либо маркировалось ею в паре с Тай цзи (Полярной звездой). Кроме того, начиная с комментария Чжэн Сюаня (127-200) к нумерологическому ицзинистическому трактату «Система проникновения в [небесное] Творчество» (11-1 вв. до н. э.), известно, что Тай-и движется в соответствии с числами магического квадрата ло шу). Изоморфно «делению звезд» на небе «делились просторы» на земле. Между проведенным в начале Чжоу членением неба на 12 «участков», включающих в себя по два или три из 28 созвездий, проводилась астрологическая и мантиче-ская связь с соответствующими «областями» (чжоу) и «государствами» (го) Поднебесной, якобы даже позволявшая в обратном направлении, с земли, влиять на ход планет. Сыма Цянь («Ши цзи», гл. 38) описал следующий исторический эпизод: «На тридцать седьмом году (480) чуский Хуэй-ван покончил с княжеством Чэнь. Планета Ин-хо (Марс) задержалась в созвездии Синь. Созвездие Синь - это участок Неба, [покровительствующий] княжеству Сун. Цзин-гун был опечален этим. Звездочет Цзы-вэй сказал: "Можно переложить [вину] на советников", на что Цзин-гун ответил: "Советники - это мои руки и ноги". Тогда [Цзы-вэй] предложил: "Можно переложить [вину] на народ". Цзин-гун ответил: "Но правитель общается с народом". Цзы-вэй сказал: "Можно переложить вину на урожай", на что Цзин-гун ответил: "Когда год голодный,

народ страдает, для кого я тогда буду правителем!" Тогда Цзы-вэй сказал: "Небо высоко, но оно слышит то, что [происходит] внизу. Вы, правитель, трижды произнесли слова мудрого мужа, планета Ин-хо (Марс) обязательно должна сдвинуться". После этого стали наблюдать за планетой, и она действительно отошла на три деления» (пер. Р.В. Вяткина).

С.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.