Научная статья на тему '98. 03. 086. Иностранные инвестиции в странах Африки. World investment Directory 1996: foreign direct investment, legal framework a. corporate data/ un. Conf. On trade a. development. - N. Y. ; Geneva: un, 1997. . Vol. 5: Africa. - lxvi, 462 p'

98. 03. 086. Иностранные инвестиции в странах Африки. World investment Directory 1996: foreign direct investment, legal framework a. corporate data/ un. Conf. On trade a. development. - N. Y. ; Geneva: un, 1997. . Vol. 5: Africa. - lxvi, 462 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 086. Иностранные инвестиции в странах Африки. World investment Directory 1996: foreign direct investment, legal framework a. corporate data/ un. Conf. On trade a. development. - N. Y. ; Geneva: un, 1997. . Vol. 5: Africa. - lxvi, 462 p»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.03.001-98.03.090

МОСКВА 1998

В отношениях штаб-квартиры ТНК с зарубежными филиалами часто возникают проблемы культурного характера, вызванные значительными расстояниями между страной происхождения и страной размещения и операционной взаимозависимостью между филиалом и ТНК. Основной проблемой руководства ТНК является координация деятельности зарубежных филиалов, существующих в различной деловой среде и различных культурах. Чем больше различаются культуры стран происхождения и размещения, тем больше недоразумений и препятствий возникает в ходе взаимодействия филиалов и штаб-квартиры ТНК, а также филиалов, расположенных в разных странах. В результате анализа автор приходит к следующим выводам: 1) на отношения между штаб-квартирой и филиалом влияют психические различия жителей этих стран происхождения ТНК и размещения ее филиалов: 2) чем больше эти различия, тем шире применение безличного контроля со стороны штаб-квартиры: 3) на отношения между штаб-квартирой и филиалами воздействует оперативная взаимозависимость между филиалом и другими подразделениями ТНК; 4) безличный контроль и социализация смягчают проблемы, вызванные различием культур в странах размещения филиалов и штаб квартиры; 5) некоторые формы оперативной взаимозависимости требуют относительно ограниченной личной координации; 6) личный контроль отрицательно сказывается на культурных проблемах (это явление противоречит высказанной гипотезе.

В заключение автор отмечает, что анализ "сетевого контекста" деятельности филиалов позволяет значительно лучше понять проблемы ТНК и расширить возможности правильного выбора стратегических направлений ее развития.

Н.Н.Иванова

98.03.086. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАНАХ АФРИКИ.

World investment directory 1996: Foreign direct investment, legal framework a. corporate data/ UN. Conf. on trade a. Development.- N.Y.; Geneva: UN, 1997. - . Vol. 5: Africa.- LXVI, 462 p.

В докладе отделения по инвестициям, технологии и развитию предприятий при секретариате ЮНКТАД анализируется приток

прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Африки в 80- 90-х годах.

В 1982-1987 гг. половина всех африканских стран приняла законы, регулирующие приток ПИИ, носящие стимулирующий характер. В конце 80-х - начале 90-х годов происходит дальнейшая либерализация политики по отношению к иностранным инвестициям. Несмотря на либерализацию инвестиционной политики, многие африканские страны сохраняют условие, согласно которому каждый проект, связанный с привлечением ПИИ, должен быть одобрен правительством. При этом процесс одобрения максимально был упрощен и ускорен.

Характерной особенностью ПИИ в странах Африки с 80-х годов является наличие финансовых стимулов в виде льготных корпоративных налогов или экспортных и импортных тарифов. Кроме того, многие африканские страны пытаются привлекать ПИИ через свободные экспортные зоны, в которых действуют такие стимулы, как освобождение от импортных пошлин, акцизов и подоходного налога, осуществление свободной репатриации капитала и прибыли, гарантии от национализации и др.

С целью улучшения инвестиционного климата и привлечения ПИИ многие африканские страны заключили двусторонние инвестиционные соглашения, содержащие специфические оговорки, касающиеся перевода прибылей и репатриации капитала, возмещения потерь, связанных с военными конфликтами или государственными беспорядками, национализацией и экспроприацией, а также способов урегулирования проблем. На середину 1996 г. страны Африки подписали около 260 двусторонних инвестиционных соглашений, около 35% из них приходилось на Египет, Марокко и Тунис. Наименее активны в этом отношении Ангола, Гамбия, Сейшелы, не подписавшие ни одного двустороннего соглашения (с.XIV). Более 70% всех двусторонних соглашений, заключенных африканскими странами, приходятся на долю промышленно развитых стран (ПРС), особенно стран Западной Европы (95% соглашений между странами Африки и ПРС) (с.XV).

Однако, отмечается в докладе, количество подписанных соглашений не всегда отражает интенсивность инвестиционной деятельности. Так, США, подписавшие только 7 договоров с африканскими странами (3% общего числа соглашений), являются

крупным инвестором в этом регионе. Кроме того, заключаются инвестиционные соглашения между странами африканского региона. Особенно активны в этом отношении североафриканские страны (Египет, Марокко, Тунис, Ливия), на долю которых приходятся 22 из 32 внутрирегиональных соглашений (с.XV).

Двусторонние соглашения дополняются многосторонними конвенциями, например, Международной конвенцией по урегулированию инвестиционных проблем между разными государствами и Многосторонним агентством гарантировании инвестиций, в последнее входит 41 африканская страна и 7 являются кандидатами в члены (с.XV).

Ежегодный приток ПИИ в африканские страны составлял в 1981-1985 гг. в среднем 1,7 млрд. долл., в 1986-1990 гг. - 3 млрд долл., в 90-е годы он сохраняется на том же уровне (c.XVlI). Это увеличение невелико по сравнению с возрастанием притока ПИИ в другие регионы третьего мира. За 80-е годы доля африканских стран в потоке иностранных инвестиций в развивающиеся страны (РС) возросла с 9 до 11% (с.XVII). Однако в 90-е годы, в связи с интенсивным ростом притока иностранных инвестиций в другие регионы РС, доля африканских стран сократилась до 5% (с. XVII). Потоки ПИИ в Африку концентрируются в 9 континентальных нефтеэкспортирующих странах: на их долю в первой половине 80-х годов приходилось 4/5 всех потоков ПИИ в Африку, а в начале 90-х годов - 2/3 (с.XVII). Главными импортерами ПИИ являются Египет и Нигерия. Однако за последние годы доля Египта значительно сократилась, а Нигерии возросла не только за счет нефтяной, но и за счет обрабатывающей промышленности. Другими крупными импортерами ПИИ являются Алжир, Ливия, Марокко, Судан, Тунис, что в значительной степени объясняется их близким географическим положением к странам-инвесторам.

Одной из причин небольшого объема ПИИ, направляемых в африканские страны, является высокий уровень концентрации беднейших РС на африканском континенте. Хотя потоки ПИИ в беднейшие страны этого региона в 80-90-е годы увеличивались, их доля в общем притоке ПИИ в африканские страны сокращалась.

Роль ПИИ в экономике стран-импортеров различна: в крупных странах - Египте и Марокко — ПИИ играют большую роль, велика их роль и в экономике таких стран, как Намибия, Гамбия,

Свазиленд, где малый объем притока ПИИ соответствует небольшому объему экономик этих стран. Отношение стран-инвесторов к африканским странам как объекту инвестиций также весьма различно. Традиционно интерес к африканским странам проявляют западноевропейские страны, что связано с географической близостью и колониальным прошлым. Главными инвесторами в африканские страны являются Франция и Великобритания: в 1993 г. на их долю приходилось свыше 80% всего акционерного капитала западноевропейских стран в Африке, а в 1991-1993гг. - 88% ежегодного притока ПИИ в африканские страны (в 80-е годы их доля в ежегодном притоке ПИИ составляла 70%) (с.XXII).

В 80-90-х годах сократилась роль США как источника финансирования африканских стран. Во второй половине 70-х годов на долю США приходилось около 1/3 ПИИ, направляемых ПРС в страны Африки, а в начале 90-х годов - 15% (с.XXII). В 80-е годы американские ТНК изъяли капиталы из африканской нефтяной промышленности, в это время приток ПИИ из США был отрицательной величиной. Со второй половины 80-х и в 90-е годы увеличился приток американских ПИИ в Алжир, Анголу, Египет, Нигерию и ЮАР.

Японские ТНК играют в Африке небольшую роль: сюда направляется лишь 0,8% общих японских ПЗИ, из них 85% концентрируются в Либерии ( в кораблестроении). Кроме ПРС в африканские страны осуществляют инвестиции: соседние арабские страны, главным образом, Персидского залива (основными реципиентами являются североафриканские страны); страны ЮВА, ПИИ которых направляются главным образом в ЮАР ( в 1995 г. ПИИ из Малайзии составляли почти 50% общего притока ПИИ в ЮАР). Быстро развивается внутрирегиональное инвестирование (при этом главным инвестором является ЮАР), а также взаимное инвестирование североафриканских стран — Алжира, Туниса, Ливии, Марокко, Мавритании.

Что касается отраслевого распределения ПИИ в африканских странах, то в главных странах-импортерах (Египте, Марокко, ЮАР) первое место занимает сектор услуг (финансы и страхование), за которым следует обрабатывающая промышленность. Деятельность крупных зарубежных филиалов иностранных фирм сосредоточена в нескольких африканских странах. 7 из 10 крупнейших филиалов

31-5206

расположены в Лесото. На долю Лесото и Судана приходится 80% общего объема продаж африканских зарубежных филиалов иностранных фирм во всех отраслях, за исключением финансов и страхования. В области финансов и страхования крупнейшие филиалы расположены в Египте, Марокко, ЮАР и Заире. 60% крупнейших зарубежных филиалов, расположенных в Африке, принадлежат западноевропейским ТНК, а в области финансов на долю филиалов западноевропейских фирм приходится около 70% общих активов зарубежных филиалов ТНК (с.XXX).

В последние годы в странах Африки возникают собственные ТНК, которые пока находятся на первоначальной стадии развития и потому невелики по размеру; их влияние на национальную экономику африканских стран незначительно. Как и все ТНК, африканские ТНК начинают свою зарубежную активность с инвестирования в страны, находящиеся на том же или более низком уровне развития, что и страна их происхождения. Большие потоки ПИИ направляются в Лесото и Ботсвану. ТНК мирового уровня существуют лишь в ЮАР. В последние годы объем вывоза капитала из африканских стран, по которым имеются данные, возрос, за исключением Нигерии, у которой он сократился.

Н.Н.Иванова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

98.03.087. ТИММЕРМАН X. ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ЕВРО-АТЛАНТИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.

TIMMERMANN H. Die Reformstaaten Mittel- und Osteuropas und die euro-atlantischen Integrationsprozesse. — Köln, 1997. - 24 S. - (Ber. des Bundesinst. furostwiss. u. intern. Studien; 18-1997).

Известный немецкий экономист пишет, что в середине 90-х годов поиск государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) новых путей развития вступил в новую фазу. В это же время были сделаны первые шаги к поэтапному вовлечению этих стран в такие институты евро-атлантической интеграции, как ОБСЕ (до 1994 г. — СБСЕ), ЕС, НАТО. Автор анализирует перспективы создания "новой промежуточной зоны" от Балтики до Черного моря, особо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.