Научная статья на тему '98. 03. 023. Фреилл Л. М. Образование и профессиональная дискриминация женщин в области технических наук. Frehill L. M. Education and occupational sex segregation: the decision to major in engineering // sociol. Quart. - Carbondalle, 1997. -. Vol. 38, n 2. - P. 225-249'

98. 03. 023. Фреилл Л. М. Образование и профессиональная дискриминация женщин в области технических наук. Frehill L. M. Education and occupational sex segregation: the decision to major in engineering // sociol. Quart. - Carbondalle, 1997. -. Vol. 38, n 2. - P. 225-249 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -США / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рачкова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 023. Фреилл Л. М. Образование и профессиональная дискриминация женщин в области технических наук. Frehill L. M. Education and occupational sex segregation: the decision to major in engineering // sociol. Quart. - Carbondalle, 1997. -. Vol. 38, n 2. - P. 225-249»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

-р-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 98.03.001 -98.03.027

МОСКВА 1998

98.03.023. ФРЕИЛЛ Л.М. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.

FREHILL L.M. Education and occupational sex segregation: The decision to major in engineering // Sociol.quart. - Carbondalle, 1997. -Vol.38, N 2. - P.225-249.

В статье сотрудницы Государственного университета Нью-Мехико (США) отмечается, что начиная с 1972 г. число женщин, занятых в профессиях, бывших ранее исключительно мужскими, значительно возросло. В то же время доля женщин, занятых в технических науках, остается все еще низкой. По данным 1993г., из всех специалистов, получивших ученую степень бакалавра в области техники, женщины составляли только 14%.

Женщины продолжают оставаться в меньшинстве в научно-технических профессиях. Несмотря на то что 41,5% женщин занимают должности администраторов и менеджеров, 21,6 - юристов, 20,4 - врачей, занятых на рынке труда в США, только 8,5% всех инженеров Америки - женщины. Ни в одной другой области, исключая военные науки, женщины не представлены так мало, как в технических науках. Согласно данным ННФ за 1994 г., среди всех получивших в 1991 г. степень бакалавра по различным дисциплинам в области технических наук было 9,3% мужчин и только 1,6% женщин. Что может являться причиной такого расхождения? Данная статья пытается ответить на этот вопрос.

Именно на примере технических наук можно видеть, что продолжается процесс профессионального разделения работников по половому признаку. Время, за которое инженеры осваивают профессию, составляет четыре-пять лет, после чего присуждается звание бакалавра в одной из многочисленных технических областей. Для получения технического образования требуется меньше времени, чем для подготовки юриста или врача. Стартовая зарплата бакалавров технических наук в 1970-1980 гг. была (как у мужчин, так и у женщин) выше, чем у бакалавров других научных областей. "Более того, среди всех женщин, получивших степень бакалавра, только женщины с техническим образованием получали зарплату, совпа-

дающую с зарплатой их коллег-мужчин. В других же областях деятельности, включая естественные науки и бизнес, женщины с высшим образованием получали 'зарплату, меньшую, чем у мужчин с такими же дипломами" (с.226).

Многие аналитики указывают на то, что, во-первых, девушки-старшеклассницы, в отличие от юношей, в значительно меньшей степени достигают каких-либо успехов в изучении математики и физических наук. Следовательно, и в дальнейшем они остаются слабее подготовленными к изучению технических наук. Во-вторых, женщины оценивают свою карьеру иными мерками, нежели мужчины, поэтому занятиям техническими науками они предпочитают другие виды деятельности.

Существует тесная связь между изучением технических наук в колледже и последующим трудоустройством. Большинство фирм предпочитают нанимать на должность инженеров людей, имеющих диплом бакалавра технических наук. Технические дисциплины более ориентированы в профессиональном отношении, нежели, например, педагогика, медицина или бизнес. Следовательно, изучение технических дисциплин в колледже предполагает в дальнейшем карьеру в этой области. И когда в начале 70-х годов технические колледжи объявили расширенный прием молодых женщин, многие из них все же предпочли обучение в колледжах по другим направлениям.

Так что же собой представляют технические науки? В различных руководствах 1950-1970 гг. по поводу того, как можно сделать успешную карьеру, engineering характеризуется как "самая американская" профессия, гарантирующая хорошо оплачиваемую должность после четырех лет усиленной учебы в колледже" (с.226-227). Поэтому многие студенты рассматривали подготовку в этой области как способ получить приличную профессию за минимальное количество времени, затраченного на учебу.

В конце 60-х годов правительство США проявило озабоченность по поводу сокращения приема студентов на технические факультеты. Усиленное развитие экономики в послевоенное время, подъем оборонной промышленности во времена холодной войны и все возрастающий интерес к исследованиям в космосе требовали вы-

17-5327

сокопрофессиональных инженеров и ученых. Именно в эти годы было широко распространено мнение о том, что безопасность и экономическое благополучие страны находятся под угрозой, поскольку колледжи Америки стали выпускать значительно меньше инженеров и ученых, чем это требовалось.

Вплоть до 70-х годов, пишет автор, на учебу в технические колледжи не принимались женщины и представители национальных меньшинств. И лишь в результате социальной активности движения за гражданские права и освобождение женщин дело коренным образом изменилось: теперь и те и другие получили право поступать в технические колледжи. Однако женщины продолжали сохранять свои прежние предпочтения, выбирая карьеру в области юриспруденции, бизнеса и медицины. В 1970 г. 8,4% всех выпускников медицинских колледжей и 5,7% юридических составили женщины. А в 1980 г. эти показатели выражались 23,4 и 43,2%, соответственно (с.227). Что касается технических наук, то доля женщин, получивших звания бакалавров, магистров и докторов, выросла с 0,8% в 1970 г. до 8,4% в 1980 г. Хотя Дж.Якобс (Jacobs) и утверждает, что дискриминация на всех уровнях заметно снизилась в период между 1980-1990гг., в 1990 г. только 13,8% женщин получили дипломы в области технических наук (с.227).

Низкий процент участия женщин в области техники наравне с естественными науками и математикой автор объясняет влиянием двух факторов: недостаточной математической и естественнонаучной подготовкой в школе и различием в социальных ролях.

Так, мужчины склонны к выбору типично мужских профессий, поскольку в семейной жизни им предстоит выполнять роль добытчиков и кормильцев. Женщины же - традиционно хранительницы семейного очага, выбирают профессии типично женские. Если же женщина становится добытчиком, то роль эта, по убеждению автора, несовместима с ролью хранительницы очага. "Здесь важно отметить тот факт, что молодые женщины, желающие совместить успешную карьеру и семью, стараются избегать карьеры инженера. Мужчины же охотно выбирают технические науки "как полностью совместимые и с карьерой, и с семейной жизнью" (с.229). С другой стороны,

технические науки - это профессия с хорошей зарплатой, но непрофессионалы в этой области имеют весьма слабое представление о том, что же конкретно делают инженеры на работе. Лишь немногие школы могут предложить старшеклассникам обучение в технических классах, и молодые люди поэтому имеют больше возможности контактировать с представителями других профессий - например с врачами, педагогами, адвокатами, которых часто показывают в кино и на телевидении, где почти ничего не узнаешь об инженерах.

Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны к выбору социально значимой специальности и работа должна быть для них интересной, а не просто средством для зарабатывания денег. Однако студенты колледжей, особенно первокурсники, имеют очень ограниченную информацию о возможной специализации и будущей профессии. Отсутствие необходимой информации о технических профессиях может оттолкнуть женщин от этой сферы деятельности, утверждает автор.

Многие научные и исследовательские центры Америки занимаются сбором статистических данных о различных сторонах жизни и учебы школьников и студентов. Автор статьи приводит данные относительно выбора направления обучения в колледжах мужчинами и женщинами, полученные Американским департаментом образования (U.S.Department of Education) и Центром статистики образования (Center for Education statistics). При этом он отмечает, что Центр статистики образования располагает разнообразной информацией об учащихся старших классов: об их убеждениях, взаимоотношениях, ситуации в семье, успеваемости в школе, а также об их учителях и родителях.

Для сравнения Центром были взяты два года - 1981 и 1991. Выяснилось, что в обоих случаях процент женщин, получивших диплом о техническом образовании от общего числа выпускниц колледжей, составляет всего 1,6.

Автор приводит также данные 1980 г., когда были опрошены учащиеся, только что поступившие в колледж. Выяснилось, что многие студенты не принимали заблаговременного решения о выборе профилирующей дисциплины в колледже, а делали это лишь в про-17*

цессе обучения. В табл. 1 приведены данные, полученные от 1580 студентов мужского пола и 1938 студентов женского пола.

Таблица 1.

Фактический и прогнозируемый выбор направлений обучения

в колледжах

Научная область Фактический выбор направлений обучения Прогнозируемый выбор направлений обучения

мужчины женщины мужчины женщины

Гуманитарные науки 35,1 47,1 37,0 50,1

Бизнес 26,5 28,7 27,3 29,4

Науки о жизни 10,4 14,1 10,8 13,2

Математика, физика П,5 6,7 11,1 6,2

Технические науки 16,6 3,3 13,7 1,1

Как и ожидалось, женщины в настоящее время и в будущем останавливают свой выбор в основном на гуманитарных науках, бизнесе и науках о жизни.

Результаты проведенного исследования показали, что подготовка к обучению в колледже должна начинаться в старших классах, где следует расширить преподавание математических и естественнонаучных дисциплин. Автор указывает также, что на выбор будущей специальности могут повлиять мнения окружающих людей - родителей, сверстников, учителей, различных профессионалов. Недостаток информации о науках технического направления может стать большей проблемой для женщин, нежели для мужчин, поскольку они склонны выбирать поле деятельности согласно своим интересам и нуждаются в более специфической и детальной информации о будущей профессий чтобы сделать правильный выбор.

Е.Н.Рачкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.