2. Нужно добиться, чтобы каждый негосударственный вуз разработал и стал проводить в жизнь стратегию, направленную на достижение максимально возможного качества своей деятельности.
3. Предстоит укрепить правовые основы негосударственного образования, поскольку на сегодняшний день негосударственные вузы вообще не участвуют в законотворческом процессе.
4. Каждый негосударственный вуз должен систематически информировать общественность о той полезной работе, которую он проводит, а также о положительных переменах в его деятельности.
5. Необходимо выработать и приступить к реализации новой парадигмы самоуправления развитием всего негосударственного сектора образования.
В заключение автор пишет: «Люди и власть должны понимать, что новый, негосударственный, сектор российского высшего образования -всерьез и навсегда; что в нем работают профессионалы, для которых служба человеку, обществу и государству составляет смысл и жизни, и деятельности» (с. 12).
Е.Н. Рачкова
2005.04.021. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ИНЖИНИРИНГ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Higher education in science and engineering indicators: 2004 rep. / Nat. science board. - Wash., P. - Mode of access: http://www.nsf.gov/sbe/srs/ seind 04/start.htm.
Ключевые слова: естественные науки и инжиниринг, структура высшего образования США, научные степени и звания, зарубежные специалисты, студенты-иностранцы.
Реферат написан на основе второго раздела доклада «Индикаторы науки и техники», предоставляемого президентом США конгрессу один раз в два года. Во втором разделе доклада «Науки и инжиниринг в системе высшего образования» приведены последние данные относительно высшего образования в США и в других странах.
Во введении к разделу подчеркивается, что научные, технологические и демографические изменения оказывают неизбежное влияние и на высшее образование. Наука становится все более междисциплинарной и «математической», а высшее образование должно адаптироваться к но-
вым условиям. В демографическом плане в США, например, высшее образование сегодня получают в основном женщины и представители национальных меньшинств; увеличивается число студентов «в возрасте». Все большее место в высшем образовании США занимают иностранные студенты и ассистенты, многие из них впоследствии не желают возвращаться на родину и остаются работать на американских предприятиях.
Структура высшего образования США. Американская система высшего образования предлагает широкий спектр высших учебных заведений, которые, согласно классификации Карнеги, можно разделить на следующие направления:
- исследовательские университеты (research university), выдающие дипломы бакалавров и имеющие аспирантуру; ежегодно в них получают докторскую степень 50 и более кандидатов; каждый год на исследовательскую работу федерального значения университеты получают от 15,5 млн. долл. США;
- институты с докторантурой (doctorate-granting institutions) предлагают целый ряд программ обучения с получением степени бакалавра, а также программы с получением степени доктора, правда, не такого уровня, как в исследовательских университетах. Ежегодно они присуждают около 20 докторских степеней как минимум по трем дисциплинам;
- институты с магистратурой (master's institutions) предлагают программы обучения с получением степени бакалавра и программы с получением степени магистра. Преобладающее число студентов получает в этих институтах профессии в области инженерных наук и управления. Минимальное число учащихся в институте составляет 1500 человек;
- колледжи, присуждающие степень бакалавра (baccalaureate colleges), имеют в основном четырехлетнюю программу обучения. Более 40% их выпускников - бакалавры в области гуманитарных и естественных наук;
- гуманитарные колледжи (dissociate of arts colleges) с двухгодичной программой обучения выдают сертификаты об окончании и (за редким исключением) не присваивают степень бакалавра;
- профессиональные или специальные школы (professional, specialized schools) предлагают обучение с присуждением различных степеней, в том числе доктора. В основном специализируются в области религии, медицины и здравоохранения, юриспруденции, инженерных технологий, бизнеса и управления, музыки, дизайна и образования.
Дистанционное обучение. Эта форма обучения студентов существует уже более 60 лет. До нынешнего электронного века будущих специалистов обучали на расстоянии при помощи радио (30-е годы), телевидения (50-е годы), аудио- и видеокассет (70-80-е годы). С 90-х годов и до настоящего времени наибольшей популярностью пользуются спутниковые и интернет-конференции .
С 1997/98 уч. г. по 2000/01 уч. г. в США количество студентов, обучающихся на расстоянии, выросло с 1,3 млн. до 2,9 млн., а количество учебных заведений, предлагающих эту форму обучения, увеличилось с 47,5 тыс. до 118 тыс. В основном эти данные относятся к государственным вузам: почти 90% из них предлагают дистанционное двух- и четырехгодичное обучение. Из общего числа студентов, получающих дистанционное образование, менее 10% - учащиеся факультетов естественных наук и инжиниринга.
Институты, предлагающие дистанционное обучение, используют передовые технологии - онлайн, Интернет, электронная почта, что в процентном отношении составляет 90%. Остальные используют интерактивные технологии - компьютеры и видео.
Новые типы образовательных учреждений. В последнее время стали появляться и приобретать все большую популярность двух- и четырехлетние колледжи и университеты. Многие из них принадлежат известным корпорациям - «Microsoft», «Cisco», «Oracle» и «Novell». В 2002 г. в США насчитывалось около 500 университетов, предлагающих обучение по сокращенным программам. Эти университеты выдают дипломы об образовании и в области естественных наук и инжиниринга, однако особой популярностью пользуются факультеты медицинских и компьютерных наук.
По данным за 2003 г., число учащихся коммерческих двухгодичных вузов составило всего 4% от общего количества, несмотря на то что число таких вузов продолжает увеличиваться. Количество учащихся четырехгодичных вузов составило менее 2%.
Количество и состав молодежи США студенческого возраста. За основу в этой главе берутся данные о молодежи США студенческого возраста (20-24 лет). Вообще количество молодых людей, могущих получить высшее образование (college-age population), изменялось за последние годы следующим образом: в 1981 г. - 21,5 млн., в 1997 - 17,4 млн., в 2000 г. - 18,5 млн., и, согласно прогнозам, к 2015 г. их число должно увеличиться до 21,7 млн. человек. Это увеличение произойдет в
основном за счет национальных меньшинств, преимущественно испаноя-зычных. В области естественных наук и инжиниринга испаноязычные традиционно составляют очень низкий процент, однако в других областях их число увеличивается.
В докладе отмечается, что у абитуриентов и учащихся первых курсов очень высок интерес к естественным наукам и инжинирингу, однако впоследствии 20% студентов переходят на математические факультеты, и еще 10% - на другие специальности. Кроме того, согласно статистическим данным, женщины и представители национальных меньшинств, учащиеся на факультетах естественных наук и инжиниринга гораздо чаще прерывают свое образование, чем мужчины и представители белой расы. Большинство из них позднее выбирают карьеру учителя или преподавателя. В целом же менее половины всех первокурсников, поступивших на факультеты естественных наук и инжиниринга, через шесть лет оканчивают вуз и получают диплом о высшем образовании.
Финансовая поддержка. По данным за 2001 г., каждый пятый аспирант, обучающийся на отделении инжиниринга или естественных наук, получал материальную помощь от федерального правительства. Эта помощь выражалась в основном в виде поддержки научно-исследовательской работы - 67%, а также в возможности вести преподавательскую деятельность. Следует заметить, однако, что помощь оказывалась дифференцированно. Так, при проведении исследовательских работ помощь чаще оказывалась аспирантам-мужчинам, и гораздо реже - женщинам и представителям национальных меньшинств.
Научные степени и звания. Ежегодно американские институты и университеты выдают все большее количество дипломов бакалавров, магистров и докторов наук во всех областях знания. Заметно увеличивается количество дипломов о получении высшего образования и в области естественных наук и инжиниринга. Например, число дипломов бакалавров в этой области в период с 1970 по 2000 г. увеличилось с 303 800 до 398 600 соответственно, что составило около трети от общего количества дипломов бакалавров, выданных за это время.
Далее в докладе приводятся данные (за 2000 г.) о составе выпускников вузов, получивших диплом бакалавра по специализации «естественные науки и инжиниринг» (с. 2-20) в сравнении с общим числом бакалавров в США.
Таблица (2-8)
Дипломы бакалавров в США в 2000 г.
Категория Общее Естественные науки и
количество инжиниринг
Общее количество, в том числе 1 253 1212 398 622
Мужчины 536 158 197 669
Женщины 716 963 200 953
Жители Азиатско-Тихоокеанского региона 75 265 12 368
Национальные меньшинства в целом 200 967 63 519
Афроамериканцы 104 212 32 924
Испаноязычные 88 324 27 984
Американские индейцы (коренные жители
Аляски) 8 431 2 611
Данные в этой таблице приведены выборочно по возрасту бакалавров, получивших дипломы, - 24 года. Из таблицы видно, что абсолютное преимущество по национальному составу пока составляют белые американцы, но не исключено, что в будущем положение может измениться. На странице 2-5 доклада график № 2-3 показывает, как может измениться национальный состав американского населения 24-летнего возраста к 2020 г. ( в сравнении с 1985 г.):
1985 г. 2020 г.
Белые 15, 3 млн. 12,1 млн.
Испаноязычные 5,2 млн. 9 млн.
Жители Азиатско-Тихоокеанского региона 3,2 млн. 4,4 млн.
Американские индейцы (коренные жители Аляски) 2,8 млн. 3 млн.
Афроамериканцы 2,7 млн. 3 млн.
Цифры приведены приблизительные, так как это график. - Прим. реф.
В докладе отмечается, что за последние 25 лет значительно увеличилось число женщин и представителей национальных меньшинств, получивших дипломы бакалавров в области естественных наук и инжиниринга. Так, в 2000 г. половина всех дипломов была вручена женщинам, тогда как до этого их число составляло 1/3. Представители национальных меньшинств получили 16% против прежних 9%, а число дипломов бакалавров, выданных представителям Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличилось с 2 до 9%.
Далее в докладе приводятся данные о присуждении степени магистра в области естественных наук и инжиниринга. Число дипломов с этой степенью выросло в США с 63 800 в 1977 г. до 95 700 в 2000 г. В основ-
ном дипломы магистров выдавали университеты, проводящие научные исследования и имеющие докторантуру. В них из общего числа магистров 87% получили образование в области инжиниринга, 77 - в области естественных наук и 68% - в области математики и компьютерных наук.
Доля женщин-магистров в области естественных наук и инжиниринга с 1975 по 2000 г. увеличилась втрое: с 13 800 до 41 500. Число же мужчин-магистров увеличивалось незначительно: с 49 400 в 1975 г. до 54 200 в 2000 г. Вообще среди мужчин, получающих степень магистра, наиболее популярными были и остаются специальности в области инжиниринга, социальных и компьютерных наук, отмечается в докладе.
Что касается расовой принадлежности выпускников, то доля представителей национальных меньшинств, получивших дипломы магистров в области естественных наук и инжиниринга, выросла с 2,7% в 1977 г. до 7,3% в 2000 г., причем самое большое увеличение пришлось на инжиниринг и физические науки.
Количество докторов наук в американских университетах увеличивалось следующим образом: в середине 80-х годов - около 19 тыс. , в 1998 г. - 28 800. В 2001 г. произошел небольшой спад, и их число составило 27 100. Резкое увеличение числа докторов в 1998 г. объясняется увеличением числа соискателей из-за границы. Больше всего их отмечалось в области инжиниринга, биологических наук, социальных и компьютерных наук.
Доля женщин-докторов достигла пика в 2001 г. - 44%, что составляет около 25 тыс. человек. В 1977 г. их число составляло около 6,5 тыс. человек.
Количество белых американцев, получивших докторскую степень, достигло 14 700 в 1995 г., а затем постепенно снижалось. Число докторов наук - представителей национальных меньшинств - постепенно увеличивалось, и в процентах это выражено следующим образом: в 1977 г. - 3,3%, в 2001 г. - 5,7%. За это время число докторов наук - афроамериканцев удвоилось, испаноязычных - увеличилось более чем в 3 раза, американских индейцев и коренных жителей Аляски - выросло почти в 3 раза. Однако с 2001 г. эта тенденция пошла на спад.
В 90-х годах в США появился новый вид обучения - постдокторантура, где доктора наук продолжают повышать свое образование. В 2001 г. постдокторов насчитывалось 43 тыс. человек. За десять лет - с 1991 по 2001 г. - число иностранцев, обучающихся в постдокторантуре, выросло с 15 700 до 24 600, в то время, как число американцев - с 15 100
до 18 400. Составители доклада отмечают, что зарплата специалистов в области естественных наук и инжиниринга, закончивших постдокторантуру, оказывается ниже, чем зарплата специалистов, не получивших этого дополнительного образования: по данным за 2001 г., у первых годовая зарплата была примерно в 33 тыс. долл., у вторых же, по данным на 2003 г., она составила 62 тыс. долл. (с. 2-29).
Далее в докладе речь идет об иностранных специалистах, получивших докторскую степень в области естественных наук и инжиниринга. Многие из них возвращаются на родину, но многие остаются в США и делают карьеру в этой стране, таким образом усиливая ее научный потенциал.
Вообще в США на сегодняшний день из всех докторов наук по специальности «инжиниринг и естественные науки» около 30% по своему происхождению - не американцы. Что касается иностранных учащихся, то, по статистике, в период 1998-2001 гг., 76% планировали после получения диплома доктора наук остаться в США. С 1985 по 2000 г. около 70% из всех иностранных учащихся - будущих докторов наук в области естественных наук и инжиниринга - были представители 11 больших государств мира. Из Азиатского региона больше всего студентов было из Китая, Тайваня, Индии и Южной Кореи, из Европы - граждане Германии, Греции, Великобритании, Италии и Франции. Небольшой процент был представлен студентами из стран Восточной Европы, Скандинавии, Мексики и Канады.
Далее в докладе приводятся более подробные цифры по национальному составу учащихся.
Азия. С 1985 по 2000 г. из общего состава иностранных студентов, получивших диплом доктора наук в области естественных наук и инжиниринга, более 50% были студенты из Китая, Тайваня, Индии и Южной Кореи. В цифрах это составило 68 500 против 138 тыс. человек. Студентов из Европы в этот период было 16 тыс. Студенты из Китая получили более 26 500 дипломов доктора наук, преимущественно в области биологических, физических наук и инжиниринга. Если число докторов наук в области естественных наук и инжиниринга из КНР в 1985 г. было всего 138 человек, то в 1996 г. их стало уже почти 3 тыс.
Тайвань. На втором месте после китайских студентов находятся учащиеся из Тайваня. В период с 1985 по 2000 г. они получили около 15 500 дипломов доктора наук в области естественных наук и инжиниринга. В 1985 г. студенты из Тайваня получили больше дипломов, чем
студенты из Индии и Китая, вместе взятые, говорится в докладе. Однако затем наметился спад: если в 1994 г. дипломы доктора наук получили 1 300 человек, то в 2000 г. - всего 669.
Индия. В период с 1985 по 2000 г. студенты из Индии получили 13 тыс. дипломов доктора наук, преимущественно в области инжиниринга, физических и биологических наук. По сравнению с другими студентами-иностранцами, индийцы получили больше дипломов в области компьютерных и информационных наук.
Южная Корея. В тот же период студенты из Южной Кореи получили более 13 тыс. дипломов, преимущественно в области инжиниринга, физических наук, психологии и социальных наук. Число докторов наук в области естественных наук и инжиниринга выросло с 300 человек в 1985 г. до 1 тыс. человек в 1990 г.
Европа. В период 1985-2000 гг. европейские студенты получили менее 1/4 всех дипломов доктора наук в области естественных наук и инжиниринга, выданных в США. В большинстве своем это были граждане Германии, Греции, Великобритании, Италии и Франции. С 1985 по 1993 г. в этом списке лидировали греки и англичане, затем их количество постепенно снизилось. Германия - единственная страна Западной Европы, число студентов из которой неуклонно росло вплоть до 2000 г. Меньше всего дипломов доктора наук в американских университетах получили жители Скандинавских стран.
Число студентов из стран Восточной Европы, получивших дипломы доктора наук в области естественных наук и инжиниринга, выросло со 100 человек в 1990 г. до 600 человек в 2000 г. Западноевропейские учащиеся специализировались в основном в области психологии, социальных наук и инжиниринга, а восточноевропейские - в области физических наук, инжиниринга и математики.
Северная Америка. Количество дипломов доктора наук в области естественных наук и инжиниринга, полученных учащимися из Канады, выросло со 150 в 1985 г. до 300 в 1991 г. и держалось стабильно на протяжении 90-х годов. В основном дипломы получали в области психологических, социальных и биологических наук. Кроме вышеперечисленных у мексиканских студентов пользовались успехом и агротехнические науки. Число дипломов доктора наук у мексиканцев выросло со 100 в 1985 г. до 200 в 2000 г.
Следующая часть доклада посвящена международному высшему образованию в области естественных наук и инжиниринга.
Успехи в области естественных наук и инжиниринга, говорится в докладе, обеспечивают каждой стране возможность быть конкурентоспособной на экономическом рынке и укреплять свои позиции в технологическом плане. Для этого в стране должно быть определенное количество ученых. Однако в 80-90-е годы в большинстве высокоразвитых стран наблюдалось снижение количества молодых людей 20-24-летнего возраста, которые потенциально могли учиться в вузах и получать дипломы о высшем образовании. Для того чтобы сохранить необходимое число студентов, индустриальные страны вынуждены были приглашать на учебу учащихся из-за границы, в основном из развивающихся стран (например, Индии и Китая). В каждой из этих стран число молодых людей, которые могут учиться в вузе, превышает 90 млн. человек.
На с. 2-34 доклада представлен график, данные которого показывают увеличение количества молодых людей студенческого возраста в разных странах к 2015 г. Цифры даются в сравнении с 80-ми и90-ми годами:
1. Китай: 1980 г. - 86 млн.; 1990 г. - около 130 млн.; 2015 г. - 110
млн.
2. Индия: 1980 г. - 62 млн.; 2015 г. - 111 млн.
3. Африка: 1980 г. - 42 млн.; 2015 г. - 105 млн.
4. Западная Европа: 1980 г. - 30 млн.; 2015 г. - 25 млн.
5. Южная Америка: 1980 г. - 22 млн.; 2015 г. - 35 млн.
6. США: 1980 г. - 22 млн.; 2015 г. - 22 млн.
7. Япония: 1980 г. - 8 млн.; 2015 г. - 5 млн.
Научные степени в области естественных наук и инжиниринга, получаемые студентами в разных странах. В 2000 г. более 7,4 млн. студентов во всем мире получили дипломы, из них около 2,85 млн. - в области естественных наук и инжиниринга. По отдельным дисциплинам это означает следующее: более 1 млн. - в области инжиниринга, около 850 тыс. - в области социальных наук и около 1 млн. - в области математических, естественных и компьютерных наук.
Наибольшее число бакалавров - граждане Азии, Европы и Америки. В 2000 г. университеты стран Азиатского региона выдали около 1,2 млн. дипломов бакалавров в области естественных наук и инжиниринга. В области инжиниринга было выдано 480 тыс. дипломов.
Студенты из Европы, включая Восточную Европу и Россию, получили более 830 тыс. дипломов бакалавров в области естественных наук и инжиниринга, студенты из Северной Америки - более 500 тыс. Доля жен-
щин-бакалавров в разных странах мира выглядела следующим образом (в соотношении к общему числу 24-летних женщин в стране): во Франции и Великобритании - 41 к 100; в Испании и США - 39 к 100; в Канаде - 38 к 100. Во Франции и Великобритании велика доля женщин и в области естественных наук и инжиниринга - 8 к 100; в США это соотношение составило 4,5 к 100. В Южной Корее эти пропорции составили 7,4 к 100, в Тайване - 5 к 100; это выше, чем в Японии, Германии и США. В основном женщины-студентки получали дипломы в области естественных и социальных наук.
В последнее время, отмечается в докладе, наблюдается тенденция к увеличению числа дипломов доктора наук в области естественных наук и инжиниринга, выдаваемых в вузах разных стран. В 2000 г. из общего числа (114 тыс.) дипломов доктора наук, выданных в вузах мира, 89 тыс. были выданы в разных странах, исключая США.
Доля женщин, получивших степень доктора наук в области естественных наук и инжиниринга, постепенно увеличивается во всех регионах мира. Так, в странах Западной Европы в 2000 г. более 35% из общего числа ученых, получивших эту степень, были женщины - гражданки Финляндии, Франции, Испании, Ирландии и Италии, и жительницы Восточной Европы - из Болгарии, Хорватии и Грузии.
Далее в докладе приводится график, в котором на примере нескольких стран отражены данные о получении женщинами степени доктора наук в период 1975-2001 гг. (с. 2-37):
1. США: 1975 г. - 12 200; 1996 г. - около 20 тыс.; 2001 г. - 18 тыс.
2. Германия: 1975 г. - 3,5 тыс.; 1998 г. - более 10 тыс.; 2001 г. - 9,7
тыс.
3. Великобритания: 1975 г. - 3,5 тыс.; 2001 г. - 7,4 тыс.
4. Япония: 1975 г. - 2 тыс.; 2001 г. - около 7 тыс.
5. Южная Корея: 1975 г. - несколько сотен человек; 2001 г. - около
3 тыс.
6. Китай: 1985 г. - несколько сотен человек; 2001 г. - 7,5 тыс.
Следующая часть доклада посвящена студентам, получающим образование в зарубежных вузах по специальности «естественные науки и инжиниринг».
В 90-х годах во всем мире наблюдалось значительное увеличение числа студентов, выезжающих за рубеж с целью получить качественное образование в вузах других стран. В основном это были граждане США, Великобритании и Франции, а также Японии, Канады и Германии. США,
Франция и Великобритания давно уже считаются традиционными странами, принимающими на обучение большое количество зарубежных студентов. В последние годы к ним присоединились Канада, Германия и Япония. В Великобританию, например, приезжают на обучение жители бывших британских колоний (из Индии, Ирландии, Малайзии, Сингапура, Гонконга). В 90-х годах появилось большое количество молодых людей из стран Европейского Союза. Так, в 1994 г. число студентов из стран ЕС практически сравнялось с числом учащихся из стран - бывших колоний Великобритании.
Так же, как и Великобритания, Франция обучает большое число студентов из бывших французских колоний - стран Африки и Латинской Америки. В основном это жители Алжира, Марокко, Туниса, Бразилии и Мексики. Больше всего студентов-иностранцев, по данным 2002 г., училось во Франции на факультетах инженерных наук: примерно 33% из общего числа. В японских университетах в 2001 г. обучалось свыше 70 тыс. студентов-иностранцев, а к 2002 г. их численность достигла 100 тыс.
Канада традиционно обучает студентов из стран Британского Содружества, а также из Азии, Европы и стран Ближнего Востока. С каждым годом их число увеличивается: если, например, в 1985 г. в вузах Канады на факультетах естественных наук и инжиниринга учились 9400 человек, то в 1998 г. число студентов достигло 16 700 человек. Больше всего иностранцев обучается на факультетах инжиниринга, физических и прикладных наук. В Германию едут в основном из Индии и Китая, в основном чтобы изучать компьютерные и инженерные науки. Сегодня в этой стране разрабатываются специальные программы для привлечения в вузы студентов из США и Европы, а также других стран.
В заключение составители доклада еще раз напоминают о том, насколько важно для развития индустриальных стран качественное и высокопрофессиональное высшее образование. Только с его помощью они могут стать экономически сильными и оставить далеко позади своих более слабых конкурентов. Многие страны добились успехов благодаря повышению уровня образования молодежи студенческого возраста, благодаря навыкам и умениям молодых специалистов в области естественных наук и инжиниринга. Некоторые страны при нехватке молодых специалистов приглашают студентов из-за границы, в основном из развивающихся стран, которые в большинстве своем потом остаются в стране, где учились, и работают на ее благо.
Е.Н. Рачкова