РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ИДУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.01.001 -98.01.026
МОСКВА 1998
98.01.026. ХЕККЕР Д. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ.
HECKER P. Earning and major^field of study of college graduates // Occupational outllk quarterly. - Wash.,1996. - Vol.40, N 2. - P.l 1-22.
Национальный научный фонд (ННФ) США провел в 1993 г. опрос о размере зарплаты среди более, чем 200 тыс. специалистов, имеющих ученую степень бакалавра. Результаты опроса представлены экспертом Бюро трудовой статистики США Д.Хеккер в зависимости от подготовки и сферы профессиональной деятельности выпускников вузов.
Данные представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1 (с. 13). Годовая зарплата специалистов с высшим образованием (1993 г., долл.).
Самый низкий показатель Средний показатель Самый высокий показатель
Женщины 22339 31848 45397
Мужчины 29373 43856 65193
Как показали статистические данные, подготовка как мужчин, так и женщин, получающих наибольшую зарплату, включает значительный курс математики или связанных с нею дисциплин,
У женщин высокая средняя зарплата отмечается у фармацевтов. У мужчин - в области инженерии. Зарплата женщин, работающих инженерами, включая компьютерщиков и ученых-математиков, вдвое превышает средний доход операторов. Особо широк разброс в величине зарплаты у некоторых специалистов, занятых в торговле, включая страхование, службы недвижимости и бизнеса.
Средняя зарплата мужчин-ученых физиков и математиков, а также менеджеров и администраторов высшей категории вдвое больше, чем у конторских служащих, имеющих самый низкий средний доход. Особо выраженные различия характерны для специалистов четырех профессиональных областей: торговли, транспорта и перевозок, управления и математики.
Таблица 2 (с. 19)
Зарплата выпускников колледжей, обладающих степенью бакалавра, в 1993 г. в соответствии с полученной специализацией и полом (в долл.)
Области специализации Женщины Мужчины
показатели показатели
нижний средний верхний нижний средний верхний
Все области специализации 22339 31848 45397 29373 43856 65193
Финансовые работники 26427 37702 51411 33446 49632 76229
Сельское хозяйство 18821 28178 43469 25410 37292 53185
Архитектура и дизайн 25359 35718 51953 29650 42657 60675
Сурдопедагогика и логопедия 21638 29494 41720
Биология и науки о жизни 23861 33107 45943 28378 40675 60049
Бизнес 23258 33373 48677 29717 44672 70085
Химия 24459 35803 50678 32643 49615 71644
Средства связи 22182 31699 48736 26003 38131 61492
Компьютер и информация 30035 41559 53786 35068 47303 61434
Криминальная юстиция 23163 30146 40563 28359 38818 51602
Экономика 25882 39684 63312 30578 50360 81777
Образование 20387 28696 38799 25508 35216 50310
Инженерия 32683 46389 59717 38726 52998 71470
Технологии, связанные с инженерией 27901 39494 52185 32085 45286 61399
Английский язык и литература 21426 30483 44432 26398 39385 63342
Иностранные языки 22453 32112 44638 23141 32346 52943
Геология 30050 36790 51297 31682 41925 61512
Здравоохранение 29594 35321 44644 29777 36086 47908
История 20034 30144 43047 26159 39052 58789
Экономика домашнего хозяйства 18863 27496 40358
Свободные искусства 24723 33383 47207 26012 39249 71423
Математика 23719 36256 56115 33877 52316 76129
Дошкольное воспитание 30891 40096 49194 34142 44022 56653
Фармация 36493 47567 56342 42377 50805 62077
Физиотерапия 32114 40491 52882 38700 49730 57009
Физика 35084 51819 78750
Политические науки и управление 22690 31538 51404 27310 43311 69625
Психология 22731 31393 44525 27914 41986 60447
Социальное обслуживание 19885 27619 36454 23200 31507 47843
Социология 21062 30115 42307 27495 39574 60024
Теология, религия и философия 18086 28375 42057 19335 29966 45934
Другие области, не включенные в данный список 22419 32176 45987 26594 38408 57240
Таблица 3 (с. 20)
Зарплата выпускников колледжей, обладающих степенью бакалавра, в 1993 г., в соответствии с профессиональной занятостью и полом (долл.)
Профессии Женщины Мужчины
показатель показатель
нижний средний верхний нижний средний верхний
Все профессии 22339 31848 45397 29373 43856 65193
Финансовые работники 26345 36379 49494 32403 45400 64413
Архитекторы 28173 37819 49045 30831 43757 60903
Артисты, дикторы, редакторы 21530 33420 49775 25984 39330 62541
Биологи 23528 32891 44731 27669 36963 46937
Менеджеры 25173 35214 49736 29201 42116 58440
Химики 29527 39173 48806 33075 43609 57562
Вспомогательный администр персонал 17164 23598 31844 20090 30416 38516
Священники 11712 24210 30587 16445 26821 37491
Компьютерщики 30317 40528 53474 35194 46728 60363
Строительно-ремонтный персонал 24634 31005 41256 24002 33877 51049
Адвокаты, работники сферы образования 20406 25864 35556 22677 30868 41206
Инженеры-технологи и техники 23182 30802 40554 28267 37553 48558
Инженеры 34990 45915 56234 40390 51828 65280
Фермеры, лесное и рыбное хозяйство 18219 34151 44451 19049 30391 46637
Работники сферы обслуживания, здравоохранения 15806 25459 35689 19167 29252 40549
Геологи 30206 37411 49679 33487 42512 63222
Техники и технологи в системе здравоохранения 25010 33207 42095 25408 34869 44195
Библиотекари, архивисты 18840 27388 36815
Математики 29478 45381 63926 42388 58013 90324
Кадровики и специалисты по производственному обучению 25804 34418 48884 30718 43722 61800
Физики 45870 62266 75944
Операторы и техники 14564 21092 30525 19332 29111 39941
Фармацевты, диетологи, терапевты 30943 40283 49937 36304 48037 57031
Работники торговли 25837 38249 58302 30676 44458 67207
Работники в области страхования, безопасности, обсл. торговли 23320 36264 60820 31060 50395 87578
Менеджеры, владельцы в торговле 23342 34342 52355 29041 45023 71725
Социальные работники 24005 31333 48256 25456 38178 53053
Преподаватели средней школы 22406 29387 38350 25518 32530 41900
Менеджеры, администраторы высшей категории 28930 41243 60639 37142 57450 85951
Работники транспорта 19208 30247 40663 24939 41277 80584
Другие профессии 19463 29035 40954 25890 38625 52957
Зарплата выпускников колледжей, обладающих степенью бакалавра с
профессиональной занятостью (долл.)
Профессиональная занятость Специализация
Биология Бизнес
муж. жен. муж. жен
Все профессии 40675 33107 44672 33373
Финансовые работники 43368 35435
Биологи 36717 33773 - -
Менеджеры 43297 - 42022 35456
Химики 36288 42887 - -
Вспомогательный административный персонал - 21730 30409 23913
Компьютерщики 46165 35133 47121 38476
Строительно-ремонтный персонал - - 36091 -
Инженеры-технологи и техники - - 38507 -
Инженеры 44978 - 47793 -
Работники сферы обслуживания кроме здравоохранения - - 28211 27082
Техники и технологи в системе здравоохранения 35686 34154 - -
Кадровики и специалисты по производственному обучению - - 47376 36470
Операторы и техники - - 31419 -
Работники в сфере охраны труда - - 35968 -
Фармацевты, диетологи, терапевты - 36158 - -
Работники торговли 42781 - 43020 38316
Работники в области страхования, безопасности, обсл. торговли - - 51782 38737
Менеджеры, владельцы в торговле - - 45602 38223
Преподаватели средней школы 32493 29059 32416 29318
Менеджеры, администраторы высшей категории 52525 43833 56212 42470
Другие профессии 38187 30034 34372 30560
В таблице 4 отражены показатели средней заработной платы для специалистов в области биологии, бизнеса, образования, инженерии, английского языка и психологии. Для многих областей знаний можно проследить прямую связь между полученной в вузе подготовкой и видом занятости. По крайней мере доход половины мужчин и женщин со степенью бакалавра прямо зависит от специализации в вузе по следующим областям знаний: фармация, терапия и другие реабилитационные специальности, компьютерные и информационные науки, инженерия, финансы, медицинская технология.
Таблица 4 (с.21) в 1993 г. по отдельным специальностям и в соответствии
Специализация
Образование Инженерия Английский язык Психология
муж жен муж жен муж жен муж жен
35216 28696 52998 46389 39385 30483 41986 31393
- 29766 41833 - - - - 34816
- - - - - - -
40761 34456 55353 - 41993 30752 40540 36533
- - 23018 - - - - -
33605 22052 29954 - - 24183 - 24993
46045 41578 50001 47924 47889 38390 46470 43147
32074 28778 38872 - - - - -
34919 - 37156 - - - - -
38586 - 52918 46831 - - -
25611 22855 - - - - - -
- 25602 - - - - - -
- 29950 - - - - 41158
27531 19789 30734 - - - - -
40294 - - - - - -
- 34165 - - - - - -
42649 - 51026 - - - - -
51939 35917 41671 - - - - -
38745 30406 59209 - - - - -
32218 - - - - - - -
48799 33190 67423 - - - - -
321-61 26147 37512 - 32409 30607 37283 30197
Доходы более половины женщин, специализирующихся в области образования, и более половины мужчин, получивших образование в области архитектуры, при устройстве на работу также непосредственно зависят от уровня полученной подготовки. Слабая связь между специализацией в вузе и будущей профессией отмечается в таких областях, как история, политические и управленческие науки, экономика, психология и социология.
Выпускники вузов, получившие знания, спрос на которые невелик, вынуждены соглашаться на любую работу, зачастую низкооплачиваемую. В отдельных случаях работодатели могут рассматри-
18-378
вать определенные специальности как более подходящие для данного вида деятельности, так как люди, выбирающие их, более способны, усердны и заслуживают более высокой зарплаты.
Однако не все наблюдаемые различия в доходах могут быть объяснены за счет полученного образования. Доходы в зависимости от специализации, могут по крайней мере частично отражать различия между личностными характеристиками, избравшими ту или иную специальность. Люди, имеющие определенные психологические данные или обладающие знаниями, гарантирующими получение высокой или низкой зарплаты, возможно получили бы такие же доходы, даже если бы избрали другую специализацию.
Некоторые специальности могут привлекать людей, особенно ценящих высокие доходы и стремящихся их увеличивать на протяжении всей своей карьеры. Однако некоторые выпускники вузов предпочитают менее оплачиваемую работу. Такая ситуация характерна для специалистов в области образования, социальных наук и технологии, которые зарплате придают вторичное значение. Их диплом представляет для них ценность в том смысле, что дает возможность выполнять работу, приносящую большое моральное удовлетворение.
На уровень дохода могут также воздействовать такие факторы, как значимость диплома и статус колледжа. Однако достаточными данными по этим вопросам автор не располагает.
Л.Г.Можаева