Научная статья на тему '98. 02. 013. Рековская И. Ф. Положение детей в Российской Федерации и социальные проблемы сиротства. (обзор)'

98. 02. 013. Рековская И. Ф. Положение детей в Российской Федерации и социальные проблемы сиротства. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
157
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ -РФ -СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА -РФ / СИРОТЫ -РФ / ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО -ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЖЕНЩИНА РФ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 013. Рековская И. Ф. Положение детей в Российской Федерации и социальные проблемы сиротства. (обзор)»

1т н

ЗА/

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 10

СОЦИОЛОГИЯ

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.10 рефераты 98.02.001 -98.02.027

2

МОСКВА 1998

РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

98.02.013. РЕКОВСКАЯ И.Ф. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА. (Обзор)

1. Концепция о правах ребенка и охрана прав детей в России

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка - этой "великой хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребенка". Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения по сути дела сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, зашита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Право ребенка на жизнь, включая выживание в определенных затрудненных условиях (в том числе в случае болезни), осуществляется доступным медицинским обслуживанием, обеспечением установленного стандарта уровня жизни, а также реализацией права на имя и гражданство.

Право на развитие включает сферы образования, отдыха, досуга, участия в культурной жизни.

Право на защиту охватывает все возможные ситуации, в которых ребенок в силу своей уязвимости и зависимости от мира взрослых нуждается во внимании, специальных мерах по предотвращению его эксплуатации и оскорблений. Конвенция предусматривает заботу о детях-инвалидах, детях-беженцах, детях, разлученных с родителями, нарушившими закон, устанавливает специальные правовые нормы по защите детей в условиях

вооруженных конфликтов, а также от употребления и приобретения наркотиков.

Право на активное участие в жизни общества осуществляется путем обеспечения свободы слова, совести и религии, правом на получение информации, свободное выражение своего мнения. Конвенция закрепляет также соответствующие обязанности родителей.

В настоящее время Конвенцию ратифицировали или к ней присоединились 155 стран мира. 13 июня 1990 г. Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу в Российской Федерации. Этим актом Россия заявила о своем обязательстве соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед международным сообществом.

Российская Федерация присоединилась также к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также к Плану по ее реализации, принятому на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г ) и представляющему собой развитие идей Конвенции.

В соответствии с требованиями Конвенции учрежден Международный комитет по правам ребенка, которому государства, ратифицировавшие Конвенцию, представляют доклады о принятых мерах по реализации заложенных в Конвенции прав детей. При этом первоначальный доклад представляется в течение двух лет после ратификации Конвенции, последующие - через каждые пять лет (15, с. 3-4).

Первоначальный доклад России о выполнении Конвенции о правах ребенка рассматривался 21-23 января 1993 г. на третьей регулярной сессии Комитета по правам ребенка. Представленный материал был подготовлен по распоряжению правительства Российской Федерации и в соответствии с заказом Минсоцзащиты России. При подготовке доклада использовались аналитические материалы, представленные администрацией 74 субъектов Федерации и 34 министерств и ведомств, показатели официальной и ведомственной статистики, а также научные разработки учреждений Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук (37, с. 50-51)

Как отмечает советник президента РФ по вопросам семьи, материнства и детства Е Лахова, в самом общем виде в докладе о положении детей России было отмечено, что "в течение последних трех лет растет детская смертность, ухудшается состояние здоровья детей, увеличивается их инвалидность, детская и подростковая преступность, не уменьшается количество детей-сирот, сокращаются условия для духовного развития детей, резко снизилась возможность обеспечения детей игрушками, книгами, одеждой, труднее становится накормить ребенка "(15, с 7)

Комитет по правам ребенка ООН выразил удовлетворение по поводу своевременного представления первоначального доклада РФ и откровенного, самокритичного и всеобъемлющего характера этого документа Комитет признает трудности, с которыми РФ сталкивается в период политических преобразований в условиях социальных перемен и экономического кризиса По мнению Комитета, наибольшую озабоченность в РФ должны вызывать серьезные проблемы в сфере семейной жизни тенденции к разрушению культуры семьи в том, что касается оставления детей, абортов, численности разводов и усыновлений, числа детей, рожденных вне брака, направление брошенных детей и сирот в интернатские учреждения (15, с 9-11)

Научно-исследовательский институт детства Российского детского фонда в 1992 г подготовил и издал сборник "Права ребенка Основные международные документы" (25) В сборнике опубликованы и рекомендации "Как прочитать, понять Конвенцию о правах ребенка и что сделать для ее выполнения7" Эти рекомендации были рассмотрены и приняты коллегией Минообразования России На взгляд редактора-составителя этого сборника Е М Рыбинского, наиболее существенными являются три принципа выполнения Конвенции знания о ее существовании, понимание провозглашенных в ней прав и поддержка усилий по претворению их в жизнь Между тем практика показала, что люди, которые должны способствовать этому, слабо знакомы с содержанием Конвенции, о чеч-свидетельствует и проведенный в ноябре 1994 г в Российском детском фонде "круглый стол" "Государство, общество и семья права ребенка" (к пятилетию принятия Конвенции)

Государство, приняв Конвенцию, обязуется привести свое национальное законодательство в соответствие с ее принципами В обществе должен наступить новый этап во взаимоотношениях двух миров - мира взрослых и мира детей, должна утвердиться новая этика отношения к детям (37)

В ноябре 1994 г в Государственной думе состоялись парламентские слушания "О действиях Правительства Российской Федерации по активизации политики в интересах детей", на которых министр социальной защиты населения Л Ф Безлепкина сообщила, что принято решение о разработке и публикации ежегодного государственного доклада "О положении детей в Российской Федерации" Доклад дает возможность отследить механизм исполнения Национального плана действий в интересах детей

Проблемам детства была посвящена Национальная конференция, прошедшая в Москве Открывая ее, Ю Яров отметил, что до сих пор остаются невыполненными "в полной мере требования порядка тринадцати статей Конвенции о правах ребенка Даже те нормы, которые уже приняты, к сожалению, не все и не всегда выполняются Причины - отсутствие механизма реализации, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых Практически отсутствует ответственность за нарушение федерального законодательства Нередко субъекты Федерации принимают правовые акты, противоречащие федеральному законодательству" (31, с 6)

Серьезным шагом в направлении решения проблем детства Ю Яров назвал президентскую программу "Дети России" (27), которая включает в себя шесть целевых программ Все они носят комплексный межведомственный характер Для координации работ создаются межведомственные органы При правительстве РФ работают Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в РФ

Предпринимаемые в последние годы усилия, констатировал Ю Яров, оказываются недостаточными для преодоления

негативных тенденций в положении детей. Большую тревогу вызывает рост младенческой и детской смертности Все меньше и меньше остается здоровых детей, увеличивается число детей, страдающих хроническими заболеваниями Растет число детей-сирот, инвалидов, беженцев, беспризорных, детей из неполных семей

19 сентября 1997 г было принято постановление правительства Российской Федерации "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы", утвердившее следующие целевые программы: "Дети Севера", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания", "Одаренные дети", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Безопасное материнство", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Было решено также представить указанные программы президенту РФ для решения вопроса об их включении в состав президентской программы "Дети России"

2. Государственная семейная политика и проблемы социальной практики

Становление семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности в России началось лишь в 90-е годы СССР и Россия никогда не имели выраженной семейной политики Эту точку зрения поддержали эксперты ТАС15, которые провели в нашей стране специальное исследование по этому вопросу По оценке Национального совета по подготовке и проведению Международного года семьи, государственная семейная политика только формируется. Многие проблемы семейной политики только обозначены, описаны или изучены, для их практического решения необходима большая работа (9, с. 9).

Преобразования последних лет, подчеркнула в своем докладе на Национальной конференции, Л. Безлепкина, изменили статус семьи "Сегодня он выстраивается заново на новой социально-экономической, правовой и нравственной основе Задача всего общества - от государства до самой семьи - подойти к этому процессу ответственно и с пониманием" (31 с 8) Пора

совершенствовать законодательную базу, усилить работу органов занятости по трудоустройству безработных, имеющих на своем иждивении несовершеннолетних детей. В Указе президента РФ 1996 г "Об основных направлениях государственной семейной политики" была сформулирована концепция семейной политики страны, определены ее цель, принципы, основные направления, место в системе социальной политики. Утвержден национальный план действий в интересах детей до 2000 г В рамках этого плана -введение дополнительных мер социальной поддержки семьи. Речь идет об адресной помощи бедным семьям с детьми. Вместе с тем для реализации указа потребуются достаточно большой период времени и значительные усилия федеральных и региональных органов власти.

В конце 1996 г. на заседании правительства России были одобрены две целевые программы на 1997-1998 гг. - "Профилактика безнадзорности и правонарушений детей" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей". Предполагается создание комплексной государственной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Она должна включать правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение. Реализация второй программы позволит, по мнению Л. Безлепкиной, создать необходимые предпосылки для развития социальных учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семьям, женщинам и детям Однако "на реализацию обеих программ предусматриваются пока довольно скромные средства. Так, на программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений детей" - 87,9 млрд руб. на два года. Расходы на программу "Развитие социального обслуживания семьи и детей" составят 19,2 млрд. руб. в 1996-1997 годах" (12, с. 7). В этой ситуации, подчеркивает Л Безлепкина, ставка вновь делается на региональные бюджеты.

В настоящее время, подчеркивает С.В.Дармодехин (9) семейная политика в России деформирована и носит прежде всего характер социальной защиты В условиях массовой бедности российских семей приоритетными целями политики стали обеспечение их выживания, социальная защита Что касается многих других аспектов семейной политики, направленных на

укрепление и развитие института семьи, то они по целому ряду причин не развиты.

На взгляд С.Дармодехина, в социальной практике реально идет становление главным образом двух направлений семейной политики, связанных с мерами материальной поддержки (прежде всего, семейные пособия) и социального обслуживания.

Опубликованный Госкомстатом демографический профиль бедности населения по итогам за 1993 г. свидетельствует, что наиболее уязвимыми в нынешней социально-экономической ситуации оказались дети. Если среди взрослого населения России в течение 1993 г. около 30% находились за порогом бедности, то среди детей в возрасте до 6 лет - 39%, от 7 до 15 лет - около 40%. На грани или за чертой бедности проживало в октябре 1992 г. 42% семей, имеющих детей в возрасте до 16 лет, в том числе среди семей с одним ребенком - 34%, с двумя - 47, с тремя и более - 72%. В то же время активно идет процесс материальной дифференциации семей (24, с. 15).

Не слишком оптимистично оценивается положение семьи в России в докладе "Об итогах развития социально-трудовой сферы в 1994 году, и задачах на 1995 год". В докладе отмечалось, что системой пособий в стране охвачено 34,2 млн. детей, или 23 млн. семей, имеющих несовершеннолетних детей. По расчетам расходы на эти цели в 1994 г. - составили 8,5 трлн. руб., в том числе на компенсационные выплаты на питание учащихся общеобразовательных учреждений - 1,7 трлн. руб.

В течение 1993-1994 гг. доля семей с несовершеннолетними детьми, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, колебалась в пределах от 42 до 48%. При этом за чертой прожиточного минимума находилось примерно 35% семей с одним ребенком, 50 - с двумя детьми, 72 - с тремя, 88% - семей с четырьмя (6,с. 7).

Достоинство системы, которая разрабатывалась в 1993 г. в условиях ожидания стабилизации и скорого экономического роста, заключалось в ее жесткой привязке к минимальному размеру оплаты труда. Однако при нерегулярном пересмотре величины минимального размера оплаты труда и при полной утрате ею функции гаранта минимальных средств, необходимых для воспроизводства работника и его иждивенца, такая жесткая

привязка обернулась недостатком. Повышение размера пособий на детей, произведенное одновременно с пересмотром минимальной оплаты труда с июля 1994 г. на 40%, далеко не компенсировало рост цен за истекший год. В результате этого в течение 1994 г. соотношение среднего размера пособия на ребенка (с учетом компенсационных выплат на питание) с детским прожиточным минимумом упало с 26,4 до 14,2% (6, с. 7).

Сложившееся неудовлетворительное положение в области социальной поддержки семей с детьми осложнено в настоящее время дефицитностью большинства бюджетов субъектов федерации, определенных в качестве основных источников финансирования пособий семьям с детьми. Положение усугубляется также политикой банков, засчитывающих централизованно выделяемые тарифные платежи в счет задолженности предприятий. При этом принятая методика расчетов не предусматривает выделение в их составе средств на социальную поддержку малоимущих слоев населения.

Действующая система семейных пособий по ряду причин является недостаточно эффективной. В среднем невелика их доля в совокупном доходе семей с детьми. По имеющимся оценкам ее доля в общей структуре пособий, получаемых семьями по большинству регионов, не превышает в среднем 10%. Развитие сети дополнительной материальной поддержки семей зависит от возможностей местных органов власти - в "богатых" регионах она достигает 1/4 всех получаемых семьями пособий. В рамках исследования "Семья и общество", проведенного НИИ семьи, только 1/3 опрошенных представителей семей (35%) заявили о том, что получают единовременное пособие на детей в установленные сроки. Остальные отметили перебои с получением пособия: 34% указали, что случаются иногда, и 22% - постоянно. Таким образом, реальная значимость пособий, учитывая инфляцию, к моменту их получения значительно снижается (9, с. 12). Особенно часто выплата пособий задерживается в сельской местности. Наиболее негативные оценки даны жителями Предуралья и Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Существует несколько направлений реформирования действующей системы пособий. На взгляд С.В.Дармодехина, наиболее приемлем вариант, учитывающий при назначении

пособий доходы их получателей. Сложность заключается в разработке оптимального механизма учета расходов семей, нуждающихся в пособиях

В процессе исследования, проведенного НИИ семьи, выявлены различные источники материальной помощи семьям Из анализа ответов следует, что масштабы материальной поддержки семей с детьми со стороны друзей (2,3%), общественных организаций (0,6%), благотворительной помощи отечественных предприятий и организаций (0,6%) и благотворительной зарубежной помощи (1,2%) не позволяют рассматривать эти источники в качестве значимых

Местные органы власти, в том числе органы социальной защиты (18,5%), предприятия и учреждения, где работают респонденты (10,7%), и школа (3,1%) представляют собой группу субъектов которые могут стать партнерами государства в проведении семейной политики при четкой координации усилий и адресности помощи. При оценке социальной помощи в целом наиболее распространенный ответ - "эта помощь не имеет существенного значения" (56,4%). Более чем для 1/3 семей социальная помощь все же является существенным подспорьем. Около 10% опрошенных указали на то, что "без этой помощи их семьям сегодня невозможно было бы прожить". Причем доля таких ответов среди полных и неполных семей примерно одинакова. Среди респондентов, указавших, что их семьи "зависимы" от материальной помощи, 2/3 составляют женщины, почти 60% - лица в возрасте от 25 до 40 лет. Около половины этих респондентов -наемные работники, 1/4 - временно неработающие и безработные, много квалифицированных рабочих. Почти половина лиц, составляющих эту группу "риска", проживает в малых городах (9, с. 14).

3. Дети, находящиеся в особо трудных условиях

Анализ фактических данных, характеризующих положение детей в России, позволяет выделить несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях, а именно' дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из асоциальных семей; дети, нарушившие закон, дети-инвалиды, дети-беженцы и

дети из семей мигрантов; дети из семей безработных или вынужденные трудиться; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; дети - жертвы экологических катастроф, безнадзорные, в том числе бездомные дети; дети -наркоманы и злоупотребляющие алкоголем. В России увеличивается контингент детей, живущих в крайне неблагоприятных условиях. В настоящее время, считают авторы ежегодного доклада "Положение детей в Российской Федерации" (24), уже есть все основания включить в него детей военнослужащих, которые несут службу вместе со своими семьями в "горячих точках" России и СНГ. К сожалению, отмечается в докладе, в стране нет достаточно полной статистики и достоверной информации о положении детей в районах бедствий и конфликтов, нет научной информации о других группах детей, живущих в трудных условиях, что не позволяет в полной мере оценить масштабы этого явления.

В последние годы значительно обострились проблемы социального сиротства. Среди воспитанников интернатов лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители по различным причинам отказались, передав их на полное государственное обеспечение, или лишены родительских прав.

На начало 1993 г. было учтено 426,2 тыс. детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей (412 тыс. в 1991 г., 414 тыс. - в 1992 г.). За 1993 г. более 80 тыс. детей лишились родительской заботы и перешли на государственное обеспечение. К настоящему времени (на конец 1997 г.) в России около 2 млн. уличных безнадзорных детей, из них около 600 тыс. - дети-сироты (28).

а) Природа раннего социального сиротства и его профилактика.

Отказ от материнства - нежелание женщины принять на себя социальную роль матери - тяжелейший признак экономического и нравственного кризиса, который охватил наше общество. Особенно остра эта проблема для такого мегаполиса, как Москва, где смертность превысила рождаемость, быстрыми темпами растет число абортов, около 200 плодов ежегодно погибает от прерываний беременности на поздних сроках'.

Исследования независимой ассоциации детских психиатров и психологов (г. Москва) показывают, что ежегодно в столичных

родильных домах возникает три - четыре критических ситуации, угрожаемые отказом матери от новорожденного, из них лишь 15% связаны с тяжелыми пороками развития и заболеваниями младенца. Около 40% детей в Домах ребенка - "отказные", а остальные практически оставлены женщинами, не способными к эффективному материнству.

Проведенное исследование подтвердило мнение зарубежных исследователей о том, что важнейшими факторами, предрасполагающими к отказу женщин от новорожденного, являются их слабая материальная самостоятельность, низкий достаток, потеря брачного и полового партнера, низкий культурный и образовательный уровень, ригидные патриархальные социальные установки родительской семьи. Важное значение имеют социальные условия формирования личности девочки. Патогенными являются воспитание в условиях деспотичной семьи или, напротив, в состоянии психологической и фактической покинутости при живых родителях.

Психологические исследования показывают, что среди "отказниц" часто встречаются женщины с выраженными личностными нарушениями. Для многих из них характерны личностная и эмоциональная незрелость, зависимость, эффективная несдержанность, низкая толерантность к стрессам, амбивалентность установок на материнство. Это делает их особенно зависимыми от негативного влияния социального окружения.

Срывы механизмов психологической компенсации у женщин, вынашивающих нежеланных детей, заканчиваются рядом психических нарушений. Депрессии как наиболее распространенные психические нарушения у женщин имеют особое значение в формировании искаженного материнского поведения. Это необходимо учитывать, принимая во внимание значительную распространенность скрытых, плохо диагносцируемых депрессивных состояний у беременных. Более частным является отказ от ребенка женщин, страдающих тяжелыми формами психической патологии^(таких среди "отказниц" 10%).

Вынашивание нежеланной беременности роковым образом сказывается на здоровье и развитии ребенка. По наблюдениям врачей, около 60% "отказных" детей рождаются недоношенными (в среднем в популяции менее 10%), более 45% таких детей имеют

клинически выраженные признаки повреждения нервной системы. Недаром Дома ребенка переполнены детьми, остро нуждающимися в неврологической и психиатрической помощи (43, с. 17). Это одна из причин того, что многие "отказные" дети даже при хорошем физическом уходе вырастают эмоционально ущербными, с отклонениями в поведении, имеют разнообразные интеллектуальные и невротические расстройства. Поэтому, считают исследователи, необходимо как можно раньше, до родов, начинать психологическую, а в ряде случаев и медицинскую подготовку к материнству женщин из групп высокого риска.

Исследования, проводимые во всем мире, в том числе и в нашей стране, указывают на безусловно негативный опыт сверхраннего материнства. Подчеркиваются психологическая незрелость таких матерей, амбивалентность их установок на материнство, зависимость от негативного влияния собственных родителей, среды обитания. Матери-подростки особо подвержены психиатрическим и психосоциальным проблемам, они часто оказываются неспособными воспринимать эмоциональные и экспрессивные сигналы, подаваемые новорожденным. Это нарушает необходимую обратную связь и искажает формирование психических функций ребенка. Педиатры озабочены небрежным отношением матерей-подростков к своим детям.

Беременность юных ставит ряд проблем. Среди них исследователи отмечают высокую частоту беспорядочных половых контактов у подростков, их плохую осведомленность в области контрацепции, а также низкие материальные и моральные возможности использования противозачаточных средств. Это приводит к постоянному росту у юных девушек числа абортов, в том числе и криминальных, а также искусственных прерываний беременности на поздних сроках.

Сверхраннее материнство приводит подростков к вынужденной изоляции от среды сверстников в столь ответственный для становления личности период. Многие юные матери бросают дальнейшее обучение, утрачивают перспективы получения желанных профессий. Не случайно у юных матерей часто развиваются социально обусловленные психические нарушения, патологические развития личности, ранний алкоголизм и наркомания. Поэтому большинство ученых едины во мнении, что

ю*

раннее материнство неблагоприятно не только и не столько с акушерской точки зрения, сколько с социальной.

Особенно серьезны последствия юного материнства в плане судьбы рождающихся детей. Одним из его драматических последствий является то, что большинство юных матерей бросают своих детей на произвол судьбы. Исследования показывают, что до 15% новорожденных, брошенных в родительных домах, - это дети юных матерей. Примерно такой же процент младенцев, рожденных юными, "временно" содержится в Домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои обязанности (43, с. 19).

Причины таких отказов, как считают некоторые исследователи, "объективны": в этом возрасте матери имеют крайне низкие доходы (а государственное пособие не компенсирует необходимых затрат на ребенка), не имеют профессии, нормальных жилищных условий.

К сожалению, в нашей стране пока отсутствует служба, которая взяла бы на себя заботу о беременных и матерях, находящихся в кризисной ситуации, угрожающей отказом от материнства.

Разработанный Независимой ассоциацией детских психиатров и психологов (г. Москва) проект носит преимущественно профилактическую направленность - раннее (в период беременности) выявление групп риска и организацию работы, предотвращающей деструктивное материнское поведение и отказ от материнства. В рамках проекта предполагаются следующие меры.

1. Создание на базе комплекса "женская консультация -родительный дом" кабинета социально-психологической помощи беременным (кризисный центр), в задачи которого входит активное выявление групп риска, изучение причин ■ и оказание психокоррекционной, семейной, социальной, юридической помощи нуждающимся. На базе кабинета функционирует телефон доверия, формируется выездная кризисная бригада для оказания помощи в родильных домах, в больницах в случаях, угрожающих отказом матери от ребенка. В родильном доме открываются места (отделения) для госпитализации по социальным показаниям женщин из групп риска по отказу от материнства для оказания помощи по сохранению беременности.

2. На базе частично реорганизованного Дома ребенка организуется реабилитационный центр, представляющий собой пансионат для социально-психологической адаптации матери и ребенка, переживших кризис "отказа". Здесь же формируется патронажная служба для работы с сохраненными семьями на послеродовом этапе, к работе привлекаются шефствующие семьи

3. Организуется приют для отверженных матерей с целью предоставления временного проживания и социальной реабилитации матерям с детьми из кризисных семей, одиноким матерям, не имеющим средств существования и места жительства.

4. Создается информационно-методическая группа,.в задачи которой входят: создание банка данных по проблемам отказа от материнства, разработка новых методов коррекции, обобщение материалов, создание методической литературы и средств наглядной агитации, организация постоянно действующего лектория по вопросам материнства, детско-родительских отношений, планирования семьи, современной контрацепции.

Проект получил поддержку Главного медицинского управления Москвы, Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ, но, к сожалению, эти ведомства пока не могут оказать реальной финансовой и материальной помощи для его осуществления (43. с. 16-17).

б) Жестокое обращение с детьми и детская заброшенность

Насилие в семье в различных его формах приобрело в России масштабы и глубину, угрожающие безопасности общества и личности. 30-40% всех тяжких преступлений совершается в семье. 38% от общего числа убитых на почве семейно-бытовых отношений составляют дети, инвалиды, женщины - тот, кто не может защитить себя.

Главные жертвы насилия в семье - дети. По данным МВД РФ, родители ежегодно избивают до 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Спасаясь от этого террора, более 50 тыс. детей убегают из дома, а 25 тыс. из них находятся в розыске. И поскольку не существует закона, эффективно защищающего от бытового насилия в семье, появилась новая беда - самосуд - расправа с семейными тиранами как форма вынужденной самозащиты (40).

С.А.Мельниченко выделяет четыре типа жестокого обращения с детьми.

1 Эмоциональное (или психологическое) насилие характеризуется безразличным, невнимательным отношением к детям, пренебрежением их интересами Оно может иметь различные формы: от негативного внимания (словесные оскорбления, постоянная критика, терроризация) до его полного отсутствия, вплоть до ухода от ребенка.

2. Физическое насилие - объединяет все формы травм детей в результате преднамеренных действий родителей или воспитателей.

3. Сексуальное растление - вовлечение детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие социальные табу семейных ролей.

4. Детоубийство - крайняя криминальная форма отрицания материнства, которая выражается в намеренных истязаниях ребенка, доведящих его до смерти, в различных видах насильственного прерывания жизни рожденного ребенка.

Многочисленные исследователи отмечают переход некоторых особенностей родительского поведения из поколения в поколение. Зачастую основы жестокости закладываются в младенческом возрасте, в первые 12-18 месяцев жизни ребенка. В связи с этим следует обратить внимание на особенности становлениям супругов в качестве родителей.

Среди множества факторов, которые могут повысить уровень напряженности в семье и привести к жестокости, следует назвать разногласия в воспитании детей, .секс, беременность, денежные затруднения, безработицу, необходимость в долговременной медицинской помощи, жилищные условия.

В рассматриваемой проблеме особняком стоят вопросы подростковой преступности, которая в большинстве случаев является следствием жестокого обращения с детьми. Подростковая жестокость обусловлена следующими факторами: применением физических наказаний в семье как эффективного способа решения всех детских проблем; финансовыми проблемами семьи; присутствием в доме отчима или сожителя матери; пьянством родителей; оправданием отклоняющегося поведения. В результате участились побеги подростков из дома, появилось много заброшенных детей.

Помимо названных факторов причиной побега детей нередко является сексуальное насилие над ними в семье. Социологи

исследовали зависимости между составом семьи и сексуальной жестокостью В неполных семьях сексуальную жестокость как причину побега назвали 50% опрошенных детей, в повторных семьях - также 50%, в полных семьях - 30% (20, с. 89-90).

Подростки, убегающие из дома, оказываются в очень сложном положении: с одной стороны, они считают родителей своими врагами, деспотичными, несправедливыми, и боятся вернуться домой, а с другой - несмотря ни на что видят в них источник защиты и поддержки.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости неотложного принятия закона "О предотвращении насилия в семье", подготовленного рабочей группой Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы почти три года назад.

Как и многие другие социальные пороки нашего общества, прочно входит в нашу действительность детское попрошайничество. На жизни семей, где есть такие дети-попрошайки, в первую очередь негативно сказываются все социально-экономические потрясения нашего государства (35). 0 судьбе таких детей с сожалением и горечью рассказывает старший воспитатель детского приемника-распределителя капитан Тамара Григорьевна Горячева. Почти тридцать лет своей жизни она отдала работе с детьми, попавшими в трудную ситуацию. Изо дня в день соприкасается она с детским горем, устраивая ребячьи судьбы, наводит справки о потерянных детях, находит их родных и близких. Но те зачастую не хотят воспитывать своих чад, тогда приходится определять их в детские дома.

Перед ней ежедневно проходят искаженные детские жизни: почти всем им приходится бороться за каждый кусок добытого хлеба. А путь его добывания, как правило, один попрошайничество.

В России закон о тунеядстве отменен, в бывших союзных республиках он остался. Вот и едут сюда целыми семьями - с Украины, из Молдавии, "горячих точек". Кто может, селится в гостиницах, но большинство живут прямо на улице. "В столице в последнее время не разгуляешься,'- пишет Т.Решетникова. - Гонит попрошаек милиция, выпроваживает их к себе на родину. Но они возвращаются вновь... На бедах нуждающихся наживаются

нечестные люди, а попросту аферисты и мародеры..." (35). Пользуясь тяжелым положением наших бывших соотечественников, приезжают в неблагополучные республики вербовщики детей, чтобы те, попрошайничая, обеспечивали своим "благодетелям" безбедное существование. То, что переживают эти дети, трудно описать. "Почти все они, даже подростки, никогда не учились в школе. Дети растут неуправляемыми. У многих из них бессонница, энурез, нервные тики, большинство мальчишек курят, сквернословят. Об их будущем и думать страшно" (37)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях профилактики бродяжничества несовершеннолетних Московское ОППН каждый год проводит операцию "подросток". Это позволяет выловить даже некоторых малолетних преступников, скрывающихся под маской бродяг. За девять месяцев 1997 г. на Московской железной дороге задержано 18 580 беспризорников. По словам инспекторов, от бродяги до преступника - один шаг. Матерые уголовники с удовольствием примут в свой круг "шестерку" - малолетку. Эти несовершеннолетние дети попали в замкнутый круг. Их нигде не ждут. Они остались наедине со своей свободой (33).

в) Дети-беженцы.

Кроме детей из неблагополучных семей к группе риска следует отнести также детей беженцев и вынужденных переселенцев. Эти ребята, совсем недавно жившие в нормальных, благополучных условиях, оказываются совершенно неподготовленными к внутреннему слому, пережитому их родными. Дети-беженцы остаются прежде всего детьми и потому требуют к себе особого внимания. Для того чтобы обеспечить детям-беженцам большую степень защиты и заботы, УВКБ ООН одобрило документ под названием "Политика УВКБ ООН в отношении детей-беженцев" (10), который был утвержден Исполнительным комитетом УВКБ ООН в октябре 1993 г. Опубликованные впервые в 1988 г. "Рекомендации УВКБ ООН в отношении детей-беженцев" были пересмотрены в соответствии с этим документом. В их основе лежит осознание того, что дети нуждаются в особой заботе и помощи.

Безопасность и благополучие детей-беженцев подвергаются гораздо большей угрозе, чем безопасность и благополучие многих других детей. Внезапное возникновение чрезвычайных

обстоятельств, сопровождаемое насилием, разрушением семьи и социальных структур, а также острая нехватка средств к существованию у большинства беженцев - все это серьезно отражается на физическом и психологическом благополучии детей-беженцев. Распад семьи и привычного образа жизни в результате чрезвычайных обстоятельств, а также поиски выхода из положения отрицательно сказываются на детях-беженцах всех возрастов. В данном документе ребенок рассматривается в контексте семьи и общества в целом, причем особое внимание уделяется потребностям развития ребенка, учету его пола и особенностей культурной среды, специальным нуждам одиноких детей, а также конкретным проблемам, возникающим в ходе регистрации и, реинтеграции.

Мы уже писали выше, что в России нет статистики, позволяющей хотя бы приблизительно установить количество детей - жертв военных конфликтов. Фактическое и юридическое положение российских беженцев иллюстрируют мытарства Г Маштаковой, журналистки "Московских новостей", вывезшей из Чечни русских сирот. "Наша страна потеряла много людей на войне. Нам нужны будут рабочие руки для восстановления того, что разрушила Россия. Мы не сдадим вывезти детей" - сказал Шамиль Басаев в ответ на предложение журналистов вывезти хотя бы русских сирот в безопасные регионы России. Именно тогда на / улицах Грозного из подвалов и разрушенных зданий повыползали беспризорники - русские и чеченские "дети войны". О том, что пришлось пережить этим детям, свидетельствует уже само название статьи Г.Маштаковой "Седые девчонки". Около двухсот бездомных детей в Чечне удалось одеть с помощью акции "Накорми и согрей", предпринятой редакцией "Московских новостей", но вывезти детей из Чечни оказалось значительно труднее. Кроме препятствий со стороны чеченских властей возникла еще одна преграда -несовершенство российского законодательства. "Миграционная служба уверяла, что дети-сироты - забота органов образования. Органы образования советовали обратиться в миграционную службу за оформлением статуса вынужденных переселенцев. Миграционная служба терпеливо'объясняла: чтобы получить статус вынужденного переселенца, детям необходимо иметь на руках справку о сиротстве, ее дают органы образования. Там недоумевали:

справка о сиротстве выдается только на основании справки о смерти родителей, а в данном случае затребовать ее и архивные данные на детей Чечни должна миграционная служба. Наконец, оба ведомства дружно послали меня в Минюст..." - пишет Маштакова (19). Только ее энергия и отвага, а также включенные телекамеры российских журналистов позволили завершить операцию по вывозу русских детей из Чечни.

А между тем есть в мире организации, цель которых - защита детей. Таких организаций довольно много, одна из них -Международное общество по предотвращению жестокого обращения с детьми (ISPCAN). Это общество возникло в 1977 г., и в круг его проблем входят все формы насилия над детьми. Оно издает журнал "Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их правами", а один раз в два года собирает конгресс, в котором принимают участие специалисты многих стран мира (8).

4. Сиротские детские учреждения России

а) Дома ребенка (4, 22, 43).

Согласно Положению о Доме ребенка, утвержденному МЗ СССР от 19 ноября 1986 г., Дом ребенка "является учреждением здравоохранения, предназначенным для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с дефектами умственного и физического развития" (22, с. 136). Причем речь идет о детях по достижении ими трехлетнего возраста, а для имеющих дефекты в физическом и политическом развитии - до четырех лет. И акцент при этом переносится с сохранения жизни младенца на его воспитание и оказание ему медицинской помощи. Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что устройству в подобного рода учреждения по-прежнему подлежат все утратившие родительское попечение дети, безотносительно к породившим эту утрату обстоятельствам как субъективного, так и объективного свойства.

А.М.Нечаева акцентирует внимание на то, что в ряде многодетных семей сложилась практика передачи на воспитание ребенка с первых дней его жизни в государственное интернатское учреждение. Более того, существуют целые семейные династии

воспитанников, проводящих все раннее детство вне родного дома, без родителей. Все это свидетельствует о том, что трудности экономического, социального плана, которые все больше и больше испытывает семья, никак не способствуют сокращению численности малолетних детей - социальных сирот.

Долгие годы считалось, что пребывание детей даже младшего возраста в Доме ребенка имеет больше плюсов, чем минусов. Сторонники этой позиции считают, что маленькие дети нуждаются прежде всего в большой комплексной программе лечения, результаты которого не всегда видны до 1,5-2 лет. Только к трем годам уточняется диагноз и заканчивается первый этап их оздоровления. Отсюда следует вывод о целесообразности воспитания с первых лет жизни в Доме ребенка, где центральная фигура - врач, а не только педагог. Однако даже простой перечень отрицательных сторон содержания маленького ребенка в условиях детского закрытого учреждения противоречит таким выводам. При этом имеется в виду отставание с первых же месяцев в психическом, личностном развитии от своих сверстников, живущих в семье. Причем это отставание приобретает на каждой возрастной ступени качественное своеобразие и не компенсируется в условиях внесемейного воспитания. Губительно влияет на воспитанника Дома ребенка общее состояние нервозности, подавленности, накладывающее свой отпечаток на его общение со сверстниками. Страдает его развитие и от неудовлетворенности в общении со взрослыми вследствие так называемого "сенсорного голода". Выявлена связь между глубокой задержкой психического развития и длительностью пребывания в Доме ребенка.

В цели исследования сотрудников клинической психиатрии, НИИ профилактической психиатрии НЦ психического здоровья РАМН вошло выявление круга основных психических нарушений в популяции детей - сирот, воспитывающихся в Доме младенца г. Москвы. Всего в Доме ребенка было 100 детей в возрасте от 0 до 3,5 лет. Дом ребенка располагается в стандартном помещении, хорошо оснащенном и оборудованном, в нем достаточно игрушек; качественное и своевременное приготовление пищи, достаточное количество обслуживающего персонала, педиатров, логопедов, дефектологов, воспитателей.

В статье анализируются результаты наблюдения за 34 детьми без признаков тяжелых хромосомных внутриутробных повреждений. Изучались показатели развития инстинктивной, эмоциональной сферы, статических функций, речи, игровой деятельности, становление навыков поведения, взаимоотношений с персоналом, сверстниками путем использования данных статическо-динамического наблюдения, выписок из педиатрических карт. Из всей обследованной когорты детей в 79,5% случаев установлена задержка умственного развития, из них в 20,5% можно было констатировать выраженную задержку умственного развития. Глубина задержки умственного развития возрастала с увеличением сроков пребывания в Доме младенца. Тяжелое нарушение умственного развития в группе детей догодовалого возраста обнаружилось только в 2% случаев, тогда как в группах детей 3-3.5-летнего возраста - в 24% (43, с. 49).

К особенностям задержанного развития у детей обследованной группы можно отнести наличие отчетливых нарушений эмоционально-волевой сферы. Это проявлялось прежде всего в эмоциональной недоразвитости, обедненности эмоционального реагирования, отсутствии тенденций к партнерству в игровой деятельности. Выявлена постепенная углубляемость эмоционального дефицита у всех детей независимо от уровня задержки умственного развития. Обращают на себя внимание стылость, тусклость выражения лица, монотонность двигательных реакций, "унылость" принимаемых ребенком поз. Установлен широкий круг невротических расстройств у детей, частая заболеваемость ОРЗ, их затяжной характер, тенденции к диатезам, экземам, нейродермитам, истероформным реакциям.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании альтернативных форм организации жизни ребенка без родительского попечения. Однако быстрого перехода на эти формы не ожидается. Таким образом, параллельно с решением этой проблемы остается актуальной проблема совершенствования структуры и содержания медико-социальной помощи в уже сложившихся учреждениях.

Такая работа проводилась в Доме ребенка г. Боровичи Новгородской области. На базе уже имеющихся служб (педагогической, логопедической, физиотерапевтической, ЛФК)

I

г

было создано реабилитационное отделение, которое ставит своей задачей осуществление комплексного подхода к решению задач адаптации детей на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Биологическая адаптация предполагает курс общеукрепляющей медикаментозной терапии, фитотерапии, физиотерапии, ЛФК.

Психологическая терапия предполагает выявление особенностей развития ребенка, а также взятие воспитателем под особую опеку двух-трех детей на основе более близкого эмоционального контакта. Необходимым условием социальной адаптации исследователи считают развитие речи как коммуникативного средства.

На взгляд исследователей, подобная организация работы Дома ребенка позволяет успешнее решать вопросы снижения заболеваемости, предупреждения отставания и коррекции нарушений психического развития, бороться с последствиями депривации (43, с. 47).

б) Приемники-распределители

В России сейчас, по данным Палаты по правам человека Консультативного совета при президента РФ, около двух млн. уличных безнадзорных детей (а по данным МВД России - 1 млн.). При этом практически отсутствуют социальные службы, призванные "работать" с семьями, откуда дети убежали, с администрацией школ, откуда их отчислили, организовывать альтернативные формы учета, досуг и т.п. Зато немало учреждений ведомственной подчиненности, куда детей помещают на время, а получается навсегда, поскольку бездомным детям больше некуда деться. Приют, кризисный центр временного проживания и т.п. превращаются фактически в еще один детский дом; и чем больше их открывать, тем больше будет в них потребность (28).

В Москве ежедневно милиция задерживает около 30 беспризорников. А если верить оценкам Комиссии по социальной политике Мосгордумы, в столице постоянно находится 30-50 тыс. беспризорных детей. Выходит, что в поле зрения блюстителей порядка попадает в лучшем случае один беспризорник из тысячи. Они стали обязательной принадлежностью городской среды -побираются в метро, по вокзалам, таскают тележки на-рынках, моют машины

Почти все задержанные в Москве беспризорники направляются в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) ГУВД Москвы, именовавшийся ранее детским приемником-распределителем. По поступающему туда контингенту можно составить довольно точную картину ситуации.

Сравнительно низкий процент москвичей в этой статистике следует воспринимать с учетом того, что в ЦВИНП направляются все задержанные иногородние дети, а столичные - только совершившие правонарушение или преступление. Не совершивших ничего противозаконного определяют в приюты, детские дома, интернаты.

В 1983 г.приемник-распределитель переселился из Свято-Данилова монастыря (где он размещался с 1928 г.) на Алтуфьевское шоссе, 13, был переименован в ЦВИНП, однако и по сей день является временно-транзитным пристанищем с

распределительными функциями. Наибольшее количество детей поступает из метрополитена, столичных чердаков и подвалов. Среди вокзалов наиболее неблагополучными считаются Курский, Ярославский и Казанский.

Дети могут находиться в приемнике до месяца, в исключительных случаях - до двух. Их приводят в милицейских "воронах", моют, стригут, переодевают, кормят. Далее выясняют личность и ищут родителей. Максимально центр может принять 300 детей, и поэтому руководство центра в постоянном напряжении.

Поступает много больных детей. В этом году было выявлено 100 заболеваний сифилисом и 7 - СПИДом. Потенциальную угрозу представляют дети из регионов с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой - Таджикистан, Азербайджан. Центру нужен карантинный корпус, однако дело застопорилось...

Попадают в детский приемник самыми нетривиальными путями. Например, в результате махинаций с недвижимостью. В 1996 г. ЦВИНП зарегистрировал 57 детей - жертв махинаций с жильем, за десять месяцев 1997 [>- 39. В основном же бродяжничать заставляют нищета и пьянство родителей. Причем ребенка нередко "арендуют" у родителей, расплачиваясь водкой. Схватить "арендатора" несложно, а собрать доказательства крайне трудно.

Поэтому в этом году в столице возбуждено только 10 уголовных дел за вовлечение несовершеннолетних в попрошайничество.

Детская беспризорность неразрывно связана с детской преступностью. По закону несовершеннолетних преступников следует направлять в режимные учреждения: до 14 лет - в спецшколы, старше 14 - в спец ПТУ. Ближайшая спецшкола - в Кашире, но принимают туда только жителей области, остальные -под Казанью, в Тульской области, в Омске, Новосибирске -переполнены местным контингентом. Путевку в такое учреждение нужно ждать месяцами, а стоимость ее около 35 млн. руб.

По мнению заместителя начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры г. Москвы Светланы Маковчук, столице требуется как минимум две спецшколы и спец ПТУ. Необходимо и учреждение с лечебно-профилактическим уклоном, так как, по существующим правилам, детей с заболеваниями спецучреждения не берут (38).

В октябре 1992 г. Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" (HAH) открыл первый в Москве Центр медико-психологической помощи детям и подросткам, включающий приют-убежище. Приют для детей, попавших в кризисную ситуацию и подвергшихся насилию в семье или обществе, создан в целях решения проблемы детской беспризорности в городе, а также в рамках программы профилактики алкоголизма и наркомании.

Приюту-убежищу было выделено помещение бывшего детского сада. Финансирование и обеспечение деятельности приюта полностью осуществляет Фонд HAH с помощью французской гуманитарной ассоциации "Экилибр". Целью этого учреждения является предоставление временного приюта (сроком до шести месяцев) детям и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации, с различными формами и степенью дезадаптации. Сотрудники приюта устанавливают причины безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, информируют о них государственные органы, общественные организации, семьи, детские учреждения. Сотрудники приюта постоянно принимают меры к возвращению детей в' семью, детские дошкольные и лечебно-воспитательные учреждения. Проводится работа с семьями подопечных. За год (октябрь 1992г. - октябрь 1993 г.) в нем обрели

временный кров 248 детей и подростков в возрасте от 2 до 14 лет. Шестеро детей через государственные органы опеки обрели новых родителей, более половины из них вернулись в свои семьи, разрешив конфликт с родителями с помощью профессиональных психологов и консультантов. Пятеро детей устроены в интернаты, и их родители лишены родительских прав.

Однако приют имеет слабо оснащенную материальную базу, что снижает потенциал деятельности сотрудников. Для реализации программы создания сети аналогичных учреждений в Москве создан городской координационный центр при Российском благотворительном фонде НАН (43, С. 35-37). В настоящее время в Москве открыто 14 приютов.

в) Детские дома и школы-интернаты

Другим типом детских учреждений для детей-сирот, лишенных родительского попечения, являются детские дома и школы-интернаты. Чтобы представить, каков их удельный вес в решении проблемы устройства осиротевших детей, имеет смысл привести следующие цифровые данные: в детские дома и школы-интернаты направлено в 1985 г. 23 012 человек (46,8% от общего числа детей, оставшихся без всякой заботы со стороны родителей). В 1987 г. их было 12 986 (соответственно 24,3%), в 1988 г. - 10 343 (20,8%), в 1983 г. - 10 205 (20,8%), в 1990 г. - 11 054 (22,5%), в 1991 г. - 10 351 (17,5%), в 1992 г. - 13 362 (19,8%) (22, с. 140-141). По данным Госкомстата РФ в 1993 г. в детских домах воспитывались 31,1 тыс. детей; в школах-интернатах для детей-сирот - 21,2 тыс.; в общеобразовательных школах-интернатах - 4,0 тыс.; в домах-интернатах Министерства социальной защиты населения РФ - 33,4 тыс. детей (24, с. 50) (к сожалению, более свежих сведений нам обнаружить не удалось).

Сокращение социальных программ осложняет жизнедеятельность детских домов и интернатских учреждений, часть из них закрывается. Большинство зданий имеют большой износ, нуждается в реконструкции или капитальном ремонте. Интернатские учреждения испытывают материальные трудности. Даже на питание детей иногда средства выделяются не вовремя и не полностью.

Увеличение финансирования, а также спонсорская помощь, отечественная и зарубежная, не не ведут механически к улучшению

обеспечения детей и созданию им более комфортных условий. Зачастую средства, предназначенные для детей, используются не по назначению. Иллюстрацией этого служит история люберецкого детского дома под громким названием кризисный центр "Хороший друг". В 1994 г. профессора МГУ разработали концепцию кризисного детского центра, под которую правительство Нидерландов выделило гранд, российские власти удвоили эту сумму. Деньги, выделенные на ремонт здания, были израсходованы, а здание не отремонтировано до сих пор.

Вопреки провозглашенным постулатам "Положения о кризисном центре" условия содержания детей в нем оказалось значительно хуже, чем в обычном детском доме. Согласно справке начальника люберецкого УВД Юлиана, "директор Иноземцева Л.Г. систематически допускает унижение человеческого достоинства воспитанников, называя их "придурками", "тварями", "сволочами", "будущими алкашами", "бомжами". Заставляет их работать на своем приусадебном участве, по уборке квартиры. Допускает рукоприкладство... Зная об изнасиловании воспитанницы... семи лет отчимом, в присутствии детей и взрослых Иноземцева выясняла интимные подробности данного факта" (30). По данным правозащитников из "Хорошего друга" убежали 12 сирот. Сейчас здесь работает следовательская группа Люберецкого УВД.

К сожалению, об эксплуатации детского труда и даже о растлении малолетних сирот - воспитанников детских домов и интернатов в последнее время появилось довольно много вопиющих свидетельств - статей в российской прессе.

Наряду с фактами, свидетельствующими о многих недостатках в организации жизни и деятельности учреждений подобного типа, необходимого коснуться и такого важнейшего вопроса, как создание адекватных психологических условий для нормального психического развития детей, не имеющих родителей. Специалисты отмечают задержку в темпах развития воспитанника детского учреждения на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста. В результате серьезных недостатков в развитии, деформации интеллекта, эмоциональной и личностной сферы дошкольники, воспитывающиеся в детском, доме, оказываются неподготовленными к- обучению в школе. У детей

старшего возраста наблюдаются моральное иждивенчество, поверхностность чувств, различные формы деликвентного поведения (уходы, побеги, бродяжничество, воровство). В результате существования столь серьезных дефектов в интеллектуальном и эмоциональном развитии воспитанника, отсутствия адекватных форм его общения с окружающим его миром он оказывается значительно менее подготовленным и к взрослой жизни.

Принципиально новая форма воспитания осиротевших детей - семейный детский дом. Предложена она была общесоюзным Детским фондом. Правовым основанием ее учреждения стало постановление Совета Министров СССР от 17 апреля 1988 г. "О создании детских домов семейного типа" для того, чтобы помочь "каждому ребенку обрести чувство уверенности в своих силах, убежденности в том, что он необходим людям, выработать у него полезные качества для участия в производственной и общественной жизни страны" (цит. по: 22, с. 123).

По данным Министерства образования, по состоянию на 1 января 1993 г. в России было 340 приемных семей, где воспитывались 2161 несовершеннолетний в конце 1993 г. таких семей было уже 34 723. Достижение всех стоящих перед детским домом семейного типа задач было невозможно без правовой регламентации его деятельности, порядка образования, условий работы, определения правового статуса воспитанника и его воспитателя. Согласно ст. 1 нового "Положения о приемной семье", "Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным обеспечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание" (22, с. 125). Такая семья образуется постановлением районного, городского органа исполнительной власти по представлению органа управления образованием и отделения Российского детского фонда. Кандидат на роль родителя-воспитателя должен пройти экспертную комиссию, куда входят специалисты, способные оценить качества будущего воспитателя. Приемная семья считается таковой, если гражданин возьмет на воспитание не менее пяти детей-сирот или детей, лишившихся родительского попечения (но не более десяти детей). Договор как

основа отношений по семейному воспитанию, подбор родителя-воспитателя, приравнивание его труда к труду в сфере производства - главные отличительные признаки приемной семьи. Попавший в приемную семью ребенок продолжает сохранять правовую связь со своими родителями. Сохранение правовой связи воспитанника приемной семьи с родителями, если они не утратили своих прав по суду, не простой штрих к характеристике особенностей приемной семьи. Он накладывает свой отпечаток и на родителя - воспитателя и на воспитанника.

5. Проблема адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни

Социальное сиротство обычно рассматривается как "конечный продукт", как показатель социального неблагополучия отдельных семей или всего общества. Для правильной оценки этого явления более оправданным, считают В.А. Гурьева и В.А.Гиндикин, оказывается динамический подход к проблеме социального сиротства и представления о нем как об элементе "порочного круга". Первый из этих "порочных кругов" касается семьи. Родители, оставляющие своих детей без попечения или культивирующие у них асоциальные установки, сами являются социально неблагополучными. Их дети с незрелой внушаемой психикой, без достаточных духовных ценностей, без положительных социально-нравственных установок и навыков к интеллектуальному или физическому труду оказываются открытыми для любых отрицательных влияний. При этом, будучи социально и педагогически запущены, они часто обнаруживают устойчивую неспособность к созданию полноценной семьи, легко становятся источником социального сиротства для своих детей и т.д.

Второй "порочный круг" образуется очень часто в закрытых учебных заведениях, особенно в сиротских домах, в которых истинное сиротство составляет не более 9,4%. Мало разбирающиеся в исковерканной психологии своих воспитанников, не знакомые с методами психотерапии и психокоррекции, а в ряде случаев сами лишенные четкого представления о духовных и нравственных ценностях, некоторые педагоги и воспитатели таких

учреждений своими действиями (или бездействием) способствуют углублению ранее приобретенных отрицательных психологических особенностей своих воспитанников.

Третий "порочный круг" возникает и упрочивается в среде самих сирот, завершая становление таких личностей (43, с. 53).

Большую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска воспитанника детского интернатского учреждения. Если правовой статус ребенка в свое время не был оформлен из-за отсутствия решения о лишении родителей родительских прав, достигшему совершеннолетия воспитаннику не остается ничего другого, как вернуться в прежнюю неблагополучную среду. Но и там либо его не принимают, либо он начинает жить в явно опасной обстановке. В первом случае бывший воспитанник попадает в безвыходное положение из-за отсутствия жилой площади. Во втором случае он обречен на гибель, а все усилия, предпринятые в свое время по по его устройству, оказываются бессмысленными. Это означает, что еше в период пребывания воспитанника в интернате администрация обязана принять меры по упорядочению правового положения своего воспитанника.

После выпуска чаще всего возникают две проблемы. Одна связана с обеспечением бывшего воспитанника жильем, другая - с его трудоустройством. Проследить за тем, чтобы воспитанник получил необходимую жилплощадь, считает A.M. Нечаева (22), -дело детского интернатского учреждения.

Один из сложнейших вопросов - трудоустройство выпускника: во-первых, из-за его неподготовленности к более или менее планируемому труду, во-вторых, из-за нежелания администрации учреждений принять на работу такого работника. Положение усугубляют надломленная воля значительного числа выпускников, плохое состояние здоровья (у 42%), низкий уровень интеллекта (у 20 %; выше среднего - лишь у 16%). И все это сочетается с низкой адаптированностью к житейским проблемам. Эти данные ложатся на непростой социальный фон (22, с. 147). Все вышеизложенное ведет к тому, что из 15 тыс. детей, ежегодно выпускаемых из отечественных Сиротских учреждений, в течение первого года "свободной" жизни 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством, 3 тыс. становятся бродягами, 5 тыс. попадают на

скамью подсудимых. В стране насчитывается около 500 тыс. детей-алкоголиков, более 14 тыс. детей-наркоманов.

6. Усыновление

Используя различные формы воспитания детей-сирот, следует исходить из основного принципа - приоритета интересов ребенка. По-настоящему гарантированными в соответствии с Конвенцией о правах ребенка могут считаться лишь все варианты семейного типа: возвращение в семью, передача на воспитание в семью, усыновление внутри страны, усыновление в другой стране. И только в том случае, если ребенок не может остаться в семье или не может быть передан в другую семью на воспитание, его следует определять в детский дом или в школу-интернат. Именно так предполагается решать вопрос в ст. 131 проекта нового Семейного кодекса РФ (48, с. 30).

Одна из эффективных форм защиты детей, лишившихся родительского попечения - их усыновление. Действующие правовые нормы, регламентирующие вопросы усыновления, нуждаются в совершенствовании. Федеральный закон от 10 февраля 1995 г., к сожалению, не смог восполнить имеющиеся пробелы, более того, его отдельные нормы вряд ли можно назвать эффективными. Так, ст. 122 этого закона настолько затягивает сроки выявления, обследования и направления сведений из одного учреждения в другое, что только через шесть месяцев после определения на учет уже на федеральном уровне при отсутствии российских претендентов допускается международное усыновление (48, с. 31).

Что же касается централизованного учета, то не вызывает сомнения необходимость создания банка данных обо всех детях, нуждающихся в усыновлении, а также банка данных усыновителей. Такие сведения должны учитываться как в масштабах отдельных регионов, так и в масштабах страны.

17 ноября 1997 г. председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы А.В.Апарина представила в Государственную Думу разработанные Комитетом проекты законов (поправки и дополнения к Семейному кодексу РФ, к закону "О гражданстве РФ" и др.), в числе которых: запрещение

посреднической деятельности при усыновлении и другие положения запретительного характера. Таким образом, вместо законодательного установления "надлежащею государственного контроля за процессом усыновления", в первую очередь введения давно назревшей и практикуемой во многих странах системы аккредитации организаций, занимающихся усыновлением, предлагаются законодательные меры, затрудняющие отечественное и практически перекрывающие международное усыновление десятков тысяч российских сирот, при том что детей-сирот в России больше, чем во всем Советском Союзе после войны (28).

Г.С. Красницкая, старший научный сотрудник НИИ детства Российского детского фонда, признает целесообразность и обоснованность введения некоторых норм, предложенных вышеуказанными проектами: 1) предварительное личное общение усыновителей с ребенком; 2) последующий контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка в семье усыновителей; невозможность усыновления ребенка лицами, которые на момент усыновления не имеют постоянного заработка или дохода, а также лицами, не имеющими постоянного места жительства В тоже время Г.С.Красницкая категорически возражает против проекта поправок в целом. "Предлагаемые поправки, - считает она, - не соответствуют основному принципу Семейного кодекса - защита интересов ребенка - и носят запретительный характер, опуская "железный занавес" перед иностранными усыновителями, а ребенка лишают его главного права - жить и воспитываться в семье и отражают политические пристрастия создателей" (28).

Голосуя против постановления "О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением", депутат Государственной Думы С.Юшенков посчитал, что принятие постановления "опустит в очередной раз "железный занавес", только теперь перед детьми. Логика у коммунистов проста: раз родились здесь, то пусть здесь и помирают. А чтобы вылечить, выучить, просто позаботиться о них - у нас сейчас нет ни времени, ни денег" (29, с. 26).

7.3аключение

Как признано мировым сообществом и провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка, дети как особая, не являющаяся правоспособной и вместе с тем весьма значительная часть общества нуждаются в специальных механизмах защиты их прав, тем более что официальный опекун или попечитель, призванный защитить права ребенка, не всегда способен выполнить эту функцию, а зачастую сам является ее злостным нарушителем. Несовершеннолетнему гражданину Российской Федерации, права которого, гарантированные Конституцией РФ, игнорируются либо нарушаются его официальным опекуном или попечителем, жаловаться сегодня практически некому и некуда.

Необходимо не дублировать уже существующие механизмы защиты детства, а изменить их приоритеты и заставить их работать. Сложившаяся кризисная ситуация в значительной мере возникла из-за отсутствия должного контроля за работой тех государственных структур, в прямые обязанности которых входит государственная защита детства, а также по причине межведомственной разобщенности, неэффективности, затратном характере унаследованной от СССР системы государственной защиты детства, которая блокирует преобразования, ущемляющие узковедомственные интересы, а в ряде случаев даже прямо заинтересована в увеличении числа проблемных детей (28).

В связи с вышеизложенным, 25 ноября 1997 г. на специальном заседании Палата по правам человека Политико-консультативного совета при президенте РФ поддержала предложения правозащитников по учреждению в России службы Федерального комиссара по защите детства и его региональных представителей и направила эти предложения президенту, в Федеральное собрание и в правительство РФ. Предлагаемая структура впервые дает возможность гражданскому обществу России через общественные палаты по контролю за соблюдением прав детей реально участвовать в защите их прав.

Список литературы

] Авдеева К Гнездо ангела // Семья - М , 1996 - № 12 - С 4-5 2 Авдеева К Горемыка // Там же - № 33 - С 8-9

3 Авдеева К Правосудие для сироты//Там же - 1997 -№ 17 - С 4-5

4 Беляков В В Сиротские детские учреждения России / (НИИ детства Рос дет фонда) - M ,"Дом", 1993 - 24 с

5 Боровик Е Подростки убивают с бессмысленной жестокостью По вечерам улицы подмосковных городов пустеют На промысел выходят детские банды // Семья - М, 1997 - № 30 - С 15

6 Вестник образования - M , 1995 - № 8 - 95 с

7 ГригорьеваЕ Вечное братство сирот // Семья и школа - M , 1995 - № 5 - С 2-3

8 ГригорьеваЕ Защита беззащитных//Там же - 1996 -№10 - С 24

9 Дармодехин С В Государственная семейная политика проблема социальной практики // Семья в России - M , 1997 - № 1 - С 9-14

10 Дети-беженцы Рекомендации по обеспечению защиты и помощи / Упр Верхов комиссара ООН по делам беженцев - Женева УВКБ ООН, 1994 - 205 с

11 Дети и война Сб ст / Междунар ком Красного Креста - M , 1995 -96 с

12 Для борьбы с беспризорностью//Соц обеспечение - М, 1996 - № 9 -С 6-8

13 Жестокое обращение с детьми и детская заброшенность Спец информ по общеакад прогр "Человек, наука, общество комплексные исслед " / Ответ ред Панченко А И - M РАН ИНИОН, 1992 - 83 с

14 Жуков M Кинутые//Семья - M , 1997 -№42 -С 12-13

15 Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России (Материмы первонач докл Рос Федерации Комитету по правам ребенка (НИИ детства Рос дет фонда)/Авт-сост Ермаков В Д идр -М Информпечать, 1993 -69 с

16 Кастамарова С Сирота по сходной цене // Семья - M , 1996 - № 32 - С 3

17 ЛазаревА Маньяку-насильнику суд не страшен '// Коме правда - M , 1997 -8 дек

18 МартынкжА Спасатели бездомных мадонн//Семья - М, 1997 -№10 - С 6-

7

19 Маштакова Г Седые девчонки Российские журналисты вывезли из Чечни

десятки сирот Но сколько их там еще осталось7//Труд - M , 1997 -Юокт

20 Мельниченко С Ф Предотвращения жестокости по отношению к женщине и детям // Семья в России - M , 1996 - № 2 - С 85-91

21 Менделеев Ф Сказание о видимом граде Китеже // Семья - M , 1997 - № 5 -С 12-13

22 Нечаева A M Охрана детей-сирот в России (История и современность) / НИИ детства Рос дет фонда - M Дом, 1994 - 171 с

23 Осколкова 0 Б Государственная семейная политика в странах Европейского союза Крат справочник/- M РАН ИНИОН, 1995 -130с

24 Положение детей в Российской Федерации Гос ежегоддокл / Мин-восоциол защиты населения РФ, Под общ ред Безлепкиной Л Р , Лиханова А А - M Дом, 1994-1993 год - 119 с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Права ребенка Осн междунар документы -М Дом - 1992 - 70 с

26 Преемственность поколений диалог культур Материалы междунар науч -практ конф , Санкт-Петербург, 24-26 сеет 1996 г С -Петерб гуманит ун-т профсоюзов, Отв ред Лисовский ВТ - СПб Изд-воСпбун-та 1996 - Вып 2 -277 с

27 Президентская программа "Дети России" / Гч ред Полежаева H И - M , 1994 -160 с

28 "Вместо зашиты прав сирот перед ними опускают "железный занавес" - М Центр "Мир, прогресс, права человека" им А Д Сахарова, 1997 - 87 с

29 Приемник//Огонек - М , 1997 -№41 -С 24-31

30 Приемник мамы Зины//Новые известия - М , 1997 - 27 нояб

31 Проблемы детства состояние и перспективы//Сои обеспечение - М , 1996 -№1 С 6-8

32 Проблемы социальной помощи детям и подросткам с девиантным поведением / Социальная помощь семье детям - М , 1996 - Вып 1 - 16 с

33 Ремнева К Наедине со свободой//Общая газета - М, 1997 - 23-29 окт -№ 42 - С 5

34 Решетникова Т Мишка на паперти //Семья -М.1996 -№44 -СЮ

35 Решетникова Т Стучат, откройте дверь1 // Там же -№17 - С 4-5

36 РогозинаД Моей мамой будешь''//Там же - 1997 -№31 -С 7.

37 Рыбинский Е М Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России // Семья в России - М , 1995 - № 3/4 - С 46-57

38 Сас И Москва беспризорная Столица не справляется с потоком детской эмиграции // Сегодня - М , 1997 - 6 дек

39 СетезневГН Дети - не рыночный товар Постановление Государственной Думы "О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением" // Рос, газ - М , 1997 - 10 окт

40 Сил таете Г Семья должна быть защищена государством Почему же не принимается закон против домашнего насилия9 // Независимая газ , - М , 1997 -19 авг

41 Синявский Б Маленькие русские большой Америки//Известиям - М , 1997 -21 авг

42 Синявский Б Прокурорская защита "Патриоты" по-прежнему обрекают детей-сирот на несчастье // Известия - М., 1997 - 22 апр

43 Сироты России проблемы, надежды, буду!цее Межрегион конф Москва, 20-21 дек 1993 г - М , 1994 - 72 с.

44 Социальные проблемы сиротства / РАН Ин-т социологии - М , 1992 -157 с

45 Социология молодежи Учебник/С-Петерб гос ун-тидр,Отв ред Лисовский В Т - Спб , 1996 - 458с

46 Станет ли республика Шкид субъектом Федерации навстречу первому Всероссийскому съезду беспризорников // Новая газ - М , 1997 - 3-9 нояб -№44 - С 13

47 Степенин М Детский дом "Альфа" был школой убийц готовили их с благословения московских властей // Коммерсант-daily - М , 1997 - 5 дек.

48 Теория и практика социальной работы Актуал проблемы социол сиротства Межвуз сб науч тр / Пермский Гос ун-т, Редкол Реутов С.И - ni ред идр -Пермь, 1995 -98 с

49 Федеральная целевая программа "Дети-сироты на 1998-2000годы" // Рос газ -М , 1997 - 23 окт

50 Филатова И Дети-самоубийцы // Аргументы и факты - М , 1997 - № 47 -С 7

51 Фокина Н Детская деревня, в которой 55 сирот обрели новую семью//Труд -М , 1997 -30 авг

52 Фокина Н Путевка в преступную жизнь Будущие бандиты обещают быть покруче теперешних // Труд - М , 1997 - 2 окт

53 Харламова Т Ломка по собственному желанию//Рос газ - М , 1997 - 19 нояб

54 Шлейное Р Деги появляются на рынке, когда исчезает последняя надежда // Новая газ - М , 1997 - 10-16 нояб - № 45 - С 6

98.02.014.КОЗЛОВА Т. 3. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП (сравнительный анализ 1990-1994 гг.)

Кризисная ситуация в нашем обществе, обусловленная переходным периодом от одной социальной системы к другой, усугубляется тем, что Россия проходит процесс запаздывающей модернизации со всеми вытекающими из этого негативными последствиями (5). Естественно, что с изменением социально-психологического климата в гражданском обществе изменяется и идентификация его членов. Изучение последней очень актуально, как в теоретическом, так и в практическом плане. "В исследовании личности, - пишет В. А. Ядов, - нет более фундаментальной проблемы, которая могла бы сравниться с изучением механизмов и следствий формирования самоопределения человеческих индивидов в сообществах им подобных (9, с. 7).

Хорошо известно, что в понимании многих аспектов социализации и ресоциализации включая, естественно, особенности социального самоопределения - идентификации в системе общественных связей стадии жизненного цикла человека являются исключительно важной "интерпретацией".

За свою жизнь человек проходит несколько этапов биологического и социального развития: детство, юность, зрелость и старость И если в детстве, юности и даже в зрелости изменения протекают по восходящей линии, к старости биологические процессы идут по нисходящей. Уже в возрасте 20-30 лет в человеческом организме возникают инволюционные процессы, которые геронтологи определяют как длительный биологический процесс, наступающий задолго до старости и неизбежно приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма.

Основой классификации отдельных периодов жизненного цикла человека является признание противоречивого единства -биологического и социального. Соответственно изменениям биологического состояния человека происходят изменения его социально-психологических характеристик, причем последние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.