Научная статья на тему '98. 01. 061 Крюков В. А. , Севастьянова А. Е. , шмат В. В. Утопическая идея или реальная надежда: оценка возможностей для создания и деятельности спец. Фин. Фондов сырьевых территорий в России и анализ зарубеж. Опыта. Новосибирск: ассоц. Банки Сибири, 1996. 94 с. -библиогр. : С. 92'

98. 01. 061 Крюков В. А. , Севастьянова А. Е. , шмат В. В. Утопическая идея или реальная надежда: оценка возможностей для создания и деятельности спец. Фин. Фондов сырьевых территорий в России и анализ зарубеж. Опыта. Новосибирск: ассоц. Банки Сибири, 1996. 94 с. -библиогр. : С. 92 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 061 Крюков В. А. , Севастьянова А. Е. , шмат В. В. Утопическая идея или реальная надежда: оценка возможностей для создания и деятельности спец. Фин. Фондов сырьевых территорий в России и анализ зарубеж. Опыта. Новосибирск: ассоц. Банки Сибири, 1996. 94 с. -библиогр. : С. 92»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.01.001 -98.01.106

МОСКВА 1998

98.01.061 КРЮКОВ В.А., СЕВАСТЬЯНОВА А.Е., ШМАТ В.В. УТОПИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАДЕЖДА: ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦ. ФИН.ФОНДОВ СЫРЬЕВЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИИ И АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖ. ОПЫТА. - Новосибирск: Ассоц. Банки Сибири, 1996. - 94 с. -Библиогр.: с. 92.

В работе на примере- зарубежных стран анализируются условия и предпосылки создания, принципы и результаты деятельности специальных финансовых фондов (СФФ) сырьевых территорий, в основе социально-экономического развития которых лежит использование невозобновимых сырьевых ресурсов.

Авторы отмечают, что специфические особенности экономики сырьевых территорий делают необходимой разработку и практическую реализацию подходов к изысканию и использованию финансовых ресурсов для решения проблем долгосрочного развития регионов. Это предполагает наличие соответствующих институтов, ориентированных на решение задач долгосрочного и устойчивого экономического развития, которые должны выполнять такие задачи как сбережение и приумножение доходов от использования невоспроизводимых природных ресурсов и инвестирование в проекты, необходимые для выхода на траекторию устойчивого функционирования экономики сырьевой территории.

Мировая практика нашла способ сохранения доходов от эксплуатации невоспроизводимых ресурсов для долгосрочной перспективы с помощью СФФ.

Анализируя опыт деятельности так называемых нефтяных специальных финансовых фондов на примере провинции Альберта (Канада) и штата Аляска (США), авторы показывают, что в основе их образования, как правило, лежит желание властей и населения преодолеть ограничения маленькой богатой ресурсами региональной экономики. При создании Фонда наследия Альберты правительство провинции с самого начала сделало упор на использование его доходов для диверсификации экономики. При его создании были намечены четыре конкурирующие цели: осуществление денежных накоплений для компенсации снижающихся ресурсных доходов; уменьшение потребности провинции во внешних займах для снижения будущего долга; улучшение качества жизни населения; усиление и диверсификация экономики. Хотя все провозглашенные

цели крайне важны, их иерархия со временем изменялась.

На Аляске процесс определения целей Постоянного фонда был достаточно длительным (3,5 года) и сопровождался публичными дебатами, в ходе которых была выбрана сберегательная цель. В Конституцию штата была внесена поправка, узаконившая создание фонда, все доходы от которого должны проступать в бюджет штата.

Обобщая зарубежный опыт создания СФФ, авторы отмечают, что основными аргументами в их пользу чаще всего выступали стремление помочь жителям сырьевых территорий выдержать "шторм плохих времен"; поиск средств против снижения экономической активности; желание разумно распорядиться ожидаемыми бюджетными излишками. Поэтому основными целями СФФ становились: "служение" в качестве накопительных счетов на этапе интенсивной эксплуатации природных ресурсов для компенсации в будущем снижения доходов от эксплуатации невосполнимых ресурсов; минимизация будущих долгов; помощь в развитии местной экономики; улучшение качества жизни населения.

Как показывает практика выбор стратегии СФФ определяется теми целевыми установками, которыми руководствуются власти сырьевых территорий, принимая решение о создании СФФ. Успешность реализации стратегий СФФ, если не принимать в расчет внешние факторы (экономическую конъюнктуру, политическую ситуацию, управленческие способности менеджеров СФФ и т.д.), зависит от ясности и определенности поставленных перед СФФ целей, непротиворечивости последних, наличия реальных предпосылок для их достижения. Опыт большинства созданных в различных странах СФФ показывает, что стратегия их деятельности определялась соотношением преимущественно двух целей: развитием и диверсификацией местной экономики или максимизацией прироста капитала. Наибольшего успеха в реализации своих стратегий добились СФФ, изначально придерживавшиеся однозначно установленной цели - накопления доходов от эксплуатации невозобновимых природных ресурсов (Аляска, Кувейт, Наури). При этом степень институализации СФФ не играла определяющей роли: Аляска пошла по пути создания системы финансовых институтов (сберегательного фонда и нескольких корпораций регионального развития) с конституционно закрепленными правами и обязанностями, тогда как Кувейт в течение

длительного времени обходился "простыми" сберегательными счетами в заграничных банках.

Гораздо менее удачным оказался опыт реализации СФФ "двойственных" стратегий, т.е. совмещение одновременно двух равно приоритетных целей — накопления доходов и инвестирования в развитие местной экономики (Венесуэла, Оман, Альберта): ни та, ни другая из названных целей, как правило, не достигались.

Авторы выделяют следующие основные типы СФФ: сберегательный фонд (траст-фонд), фонд (корпорация) экономического развития, финансовые институты по привлечению долгосрочных инвестиционных ресурсов. Кроме того, могут иметь место всевозможные комбинации и сочетания перечисленных типов СФФ.

Основы инвестиционной политики СФФ обычно закладываются еще на стадии создания фондов при определении целей их деятельности. Поэтому принципы инвестиционной деятельности СФФ различного типа далеко не одинаковы. Наиболее отчетливо просматриваются различия между сберегательными фондами и фондами экономического развития. Для сберегательного фонда важнейшей задачей является минимизация риска потери или обесценения активов, а не стремление к максимально высокой доходности вложений. Так, инвестиционная стратегия Постоянного фонда Аляски опирается на следующие основные принципы: осуществлять только законные, т.е. разрешенные на Аляске инвестиции; руководствоваться в инвестиционной деятельности "Правилом осторожного инвестора"; вкладывать средства только в приносящие доход активы и не делать инвестиций по социальным и политическим причинам (с.21). Для достижения поставленных целей фонды экономического развития не должны ограничиваться инвестированием исключительно во внутреннюю экономику. Необходима пространственная диверсификация инвестиций.

Критерием успеха деятельности сберегательного фонда является показатель ежегодно получаемых доходов при безусловном требовании сохранения его основного капитала (активов). Эти доходы прежде всего капитализуются, т.е. направляются на увеличение основного капитала и защищаются от инфляционного обесценения с помощью специальных мер. Сберегательный фонд также может служить источником пополнения территориального

бюджета и индивидуальных доходов населения в текущий момент времени. О результатах функционирования фондов экономического развития судить, как правило, труднее в силу размытости и противоречивости самих критериев оценки. Однако, как показывает деятельность фондов экономического развития на Аляске, залогом их успешной деятельности стал здоровый прагматизм, выражающийся в ясности и узости поставленных задач, правовой защищенности, нацеленности на прибыль при минимальном риске.

Авторы приходят к выводу, что СФФ являются одним из основных, (но не единственным) инструментов решения региональных социально-экономичечских задач. Их главная особенность заключается в направленности на долгосрочную перспективу. При этом необходимость создания СФФ должна быть убедительно обоснована. Важно не только учредить СФФ, но и обеспечить условия для его успешного функционирования. К необходимым условиям относятся: значительная роль финансов для развития территории; наличие демократических принципов формирования финансовых ресурсов и распоряжения ими, преобладание демократических принципов налогообложения; сбалансированная воспроизводственная структура экономики региона; наличие на региональном уровне собственной экономической стратегии и определенных приоритетов инвестиционной и структурной политики; политическая стабильность и уверенность в будущем. К достаточным условиям авторы относят: действие рыночных механизмов ценообразования на сырье и сырьевые ресурсы; наличие адекватной финансовой инфраструктуры; возможность вступления в бизнес новых компаний; возможность межрегионального перетока капитала и трудовых ресурсов.

Проанализировав принципы формирования и управления СФФ, авторы приходят к выводу, что их успешной деятельности способствуют: четкая и надежная законодательная база; независимость и отделенность от органов власти; строгая и безусловная подотчетность жителям региона; прагматизм инвестиционной политики; прозрачность и простота организационной структуры; грамотный менеджмент.

Рассматривая возможности создания СФФ в России, авторы показывают, что в настоящее время в стране отсутствуют многие из

98.01.062-063

110

предпосылок, необходимых для создания и деятельности СФФ, в частности демократические принципы налогообложения и распределения финансовых ресурсов, благоприятствующие структурно-экономические факторы, демократические принципы налогообложения. Но если исходить из динамики изменения ситуации и прежде всего трансформации подходов к налогообложению и ценообразованию в сырьевом секторе экономики, усиления федеративных принципов построения бюджетно-финансовой системы и постепенного осмысления новых приоритетов в государственной социально-экономической и структурной политике, то появления недостающих условий и предпосылок для создания и нормальной деятельности СФФ можно ожидать уже в ближайшие годы. (с. 91). Кроме того, мировой опыт свидетельствует, что наличие всех условий и предпосылок в развитом виде является скорее исключением, а не правилом. Следовательно, для результативной деятельности СФФ не требуется наличия всех без исключения условий и предпосылок, а необходимо лишь, чтобы в своей совокупности они набрали некоторую "критическую массу".

Наличие сегодняшних и появление дополнительных условий и предпосылок для создания СФФ в России делает актуальным вопрос о том, как конкретно приступить к этому процессу на практике. В качестве главного принципа всех действий следует избрать принцип здравого прагматизма, который означает постановку непротиворечивых и прозрачных целей при минимальном их общем числе; трезвую оценку складывающихся возможностей и каждого предпринимаемого шага; игнорирование политических амбиций и любых других мотивов, не связанных непосредственно с финансовой стороной дела.

И.Ю.Жилина

98.01.62-063. РАСХОДЫ НА ЗАЩИТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЭНЕРГЕТИКЕ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ. (Сводный реферат).

1. FINON D. Les coûts environnementaux de la production et de l'utilisation d'e'nergie: Methodes d'évaluation et instruments d'internalisation// Rev. de l'e'nergie. - P., 1996. - N 480. - P. 439-446.

2. MARTIN P.-E. La prise en compte des coûts environnementaux dans les

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.