Научная статья на тему '98. 01. 048. Уэйлинг К. Л. Технологические инновации в банковской сфере США. Whaling C. L. technological innovation and the U. S. banking industry: innovation in the U. S. retail and wholesale banking sectors // technology A. soc. Bradford, 1996. Vol. 18, n 4. P. 477-501'

98. 01. 048. Уэйлинг К. Л. Технологические инновации в банковской сфере США. Whaling C. L. technological innovation and the U. S. banking industry: innovation in the U. S. retail and wholesale banking sectors // technology A. soc. Bradford, 1996. Vol. 18, n 4. P. 477-501 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ - ИНВЕСТИЦИОННЫЕ - - США / НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ- - США / США БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО - НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ- - США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 048. Уэйлинг К. Л. Технологические инновации в банковской сфере США. Whaling C. L. technological innovation and the U. S. banking industry: innovation in the U. S. retail and wholesale banking sectors // technology A. soc. Bradford, 1996. Vol. 18, n 4. P. 477-501»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.01.001 -98.01.106

МОСКВА 1998

головных компаний промышленных групп, будут способствовать укреплению долгосрочных связей между банками и предприятиями и усилению контроля со стороны банков над пассивами компаний. В результате может сформироваться модель внешнего финансирования, основанная на банковском кредитовании предприятий.

В Великобритании до недавнего времени наблюдался своего рода абсентеизм акционеров в отношении контроля над деятельностью компаний. В 1986 г. было предложено принять "Кодекс хорошего поведения", предусматривающий создание внутренних аудиторских комитетов и привлечение внешних контролеров для оценки деятельности предприятий. Поощряемая правительством практика выпуска так называемых "золотых акций" (golden shares) позволяла блокировать хищнические (враждебные) захваты контроля над компаниями путем скупки их акций. В 1980-1993 гг. в стране было осуществлено лишь 245 подобных операций, или 1,5% общего числа операций по слиянию и поглощению акционерных компаний. Большую роль в ограничении враждебных захватов играют долгосрочные связи английских компаний с институциональными инвесторами. В последнее время эти инвесторы, долгое время на общих собраниях акционеров "голосовавшие ногами", начинают все больше включаться в процессы управления и контроля над деятельностью компаний. Что касается отношений предприятий с банками, то они по-прежнему сводятся в основном к предоставлению банками различных услуг, а не долгосрочных займов. Предпочтение отдается краткосрочным банковским кредитам, что не позволяет банкам усиливать контроль над финансированием предприятий.

JI.A. Зубченко

98.01.048. УЭЙЛИНГ К.Л. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ США.

WHALING C.L. Technological innovation and the U.S. banking industry: Innovation in the U.S. retail and wholesale banking sectors // Technology a. soc. - Bradford, 1996. - Vol. 18, N 4. - P. 477-501.

В статье американского специалиста рассматривается воздействие технологических нововведений на розничный и оптовый банковский бизнес, необходимость вызываемой ими перестройки банковского сектора. Автор подчеркивает, что в условиях

9-4350

сегодняшней конкуренции и технического прогресса в информационной технологии (ИТ) банкам необходимо переосмыслить и реорганизовать свою деятельность. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что доля банков во всех финансовых активах сферы финансовых услуг за последние 20 лет сократилась с 40 до 23%, а доля сбережений населения, хранимых на банковских депозитах, упала с 34% в 1973 г. до 20% в 1993 г. (с. 478).

Ежегодный прирост инвестиций банков США в технологию составлял в 80-е годы 13%, в 1990-92 гг. он упал до 2%, а в 1993 г. снова вырос до 6,5% Однако этот прирост оказался выше, чем во всех других отраслях сферы услуг, кроме страхования- Общий объем капитала, вложенного банками в ИТ, на 1991 г. оценивается в 28,5 млрд.долл., в одном лишь 1993 г. расходы банков на ИТ составили 15,3 млрд.долл. Финансовый сектор вкладывает 1/6 всех своих расходов в развитие технологии и информационные системы (с. 478-479).

Экономическая эффективность этих вложений существенно снижается главным образом из-за неэффективости управления в области контроля издержек и максимизации доходов. ИТ оказывает влияние в основном на операционные издержки и, поскольку эти издержки, включая оплату труда и премирование работников, материальные затраты, стоимость обработки информации и т.д., в совокупности составляют лишь примерно 25% общих банковских издержек (основная доля - 75% приходится на процентные расходы), ее общий эффект определяется этой пропорцией. При этом, однако, следует учитывать фундаментальные изменения, которые могут проявиться в долгосрочной перспективе. Согласно некоторым данным, с 1984 г. количество рабочих мест в банках сократилось на 300 тыс., а доход на одного работника вырос на 12 тыс. долл. (с. 481).

Трудно переоценить важность технологических инвестиций в розничном банковском бизнесе. Автор исследует влияние ИТ на розничный сектор по двум направлениям: внутренним операциям (главным образом, процесс предоставления кредита) и обслуживанию потребителей. Согласно прогнозам, предоставление розничных услуг послужит ключевым элементом конкурентной стратегии банков. Сюда направляется 35% всех вложений банков в ИТ, 23% вкладываются в информационные центры, 21% - в отдельские системы, 10,5% - в телекоммуникации, 7% - в обработку операций (с. 482).

Внутренние операции, состоящие из различных систем информации о клиентуре, обработки счетов и др. функций, подвергаются реорганизации, в фокусе которой - концентрация на потребителе. ИТ улучшает качество информации для принятия решений менеджерами по двум направлениям. Во-первых, она позволяет получать и анализировать большие объемы информации о клиентуре на основе использования клиентами различных банковских продуктов и услуг. Во-вторых, на основе этой информации банк может более эффективно определять текущие и будущие потребности клиентов, перспективные сегменты рынка, наиболее прибыльные инструменты и их комбинации. Ведущую роль здесь играют прикладные компьютерные программы по обслуживанию клиентов, позволяющие гибко выбирать и сводить соответствующие данные; "открытые системы", позволяющие совмещать различные системы, оборудование и программы и облегчающие манипулирование данными; "групповые системы", открывающие одновременный доступ для использования различными группами работников в различных местах. Все эти системы также предполагают объединение систем коммуникации. Таким образом, возрастающая степень взаимодействия различных уровней информации должна послужить важнейшим источником будущих конкурентных преимуществ банков.

В области обработки операций прогресс определяется новыми технологиями формирования электронного изображения, программами рабочих потоков, а также стратегией "аутсорсинга". Сочетание технологии электронного отображения (сканирование и электронная обработка чеков и др. документов) и автоматизации рабочих потоков превращает обработку операций в практически безбумажный процесс. В наибольшей степени это затрагивает операции по потребительскому кредиту и инкассации. В системах инкассации технология позволяет тщательно следить за оплатой счетов, автоматически рассылать уведомления и выдавать необходимую информацию. В рамках стратегии "аутсорсинга" ведущие банки предоставляют ведение ряда своих операций (например, выдача и обработка кредитных карточек, ипотечные операции, обслуживание банкоматов) банковским и другим специализированным организациям, осуществляющим их более эффективно.

Основными направлениями изменений в области предоставления услуг в розничном банковском бизнесе являются, во-первых, дифференциация и введение новых банковских продуктов и, во-вторых, автоматизация отделений. Описанные выше компьютеризированные системы, управляющие информацией о клиентуре, определяют новые возможности сегментации потребительского рынка, введения соответствующих продуктов и рыночных стратегий. Этот процесс сегментации и параллельной целевой инновации существенным образом определяет конкурентные позиции банков. Анализируя поведение и прибыльность ключевых потребительских сегментов, розничные банки стремятся адресовать наиболее прибыльным сегментам специализированные продукты и услуги (например, специальные целевые ссуды, сложные сберегательные и инвестиционные инструменты). На банках это явление может сказаться как положительно, так и отрицательно, усиливая конкуренцию со стороны небанковских финансовых институтов. Результат зависит от способности адаптироваться и наличия соответствующей эффективной стратегии, эффективного менеджмента, без которого она не может быть осуществлена.

Широкое распространение получает другое ключевое направление совершенствования предоставления услуг -автоматизация отделений, а также банкоматы и телефонное банковское обслуживание, существенно снижающие удельные расходы на операцию. Банк должен выработать четкую стратегию внедрения средств автоматизации, определить их роль в качестве вспомогательных в работе отделений, либо как независимой системы. Пример лидера в этой области — банка "Уэллс Фарго" показывает пользу сбалансированной стратегии внедрения автоматизации.

Таким образом, за счет возрастания скорости обработки, конкретности и гибкости информации совершенствуются процессы принятия решений, информационные системы концентрируются на информации о клиентуре. Сегментация и дифференциация продуктов ведут к росту прибыли. В то же время конкуренция со стороны специализированных небанковских учреждений вызывает тенденцию к объединению розничных банков, имеющих сильные позиции в определенных рыночных нишах.

Переходя к рассмотрению влияния ИТ на оптовые банки, представляющие собой крупнейшие финансовые центры,

предоставляющие наряду с некоторыми розничными услугами большое разнообразие инвестиционных и кредитных услуг, автор отмечает, что перенос центра внимания с коммерческого банковского дела на инвестиционное является прямым результатом двойного давления конкуренции и технического прогресса. Оптовые банки США преследуют стратегию специализации в глобальном масштабе, прежде всего сосредоточиваясь на сберегательных и инвестиционных инструментах, разрабатываемых на основе секьюритизации, т.е. конвертации активов в финансовые инструменты и их продажи на специализированных рынках. Хорошо известны производные финансовые инструменты (деривативы) - форвардные операции, свопы, опционы. Все это послужило толчком к использованию новой технологии в инвестиционном банковском деле.

Основное влияние технологических нововведений на оптовый кредитный бизнес, включающий операции с облигациями, ипотеку, межбанковские ссуды, ссуды финансовых компаний и векселя, идет по линии дифференциации и специализации услуг. Однако еще большее влияние в этом же направлении испытывают инвестиционные операции. Прогресс ИТ трансформировал процесс получения финансовой информации и манипулирования ею. Распространение частных информационных сетей расширило возможности получения информации о глобальных финансовых рынках в реальном масштабе времени, снизило затраты и повысило ее качество.

В области размещения (поиск и объединение организаций, участвующих в проведении кредитных операций) важное значение имеют хорошо поставленная потребительская база и информация о прошлых операциях и их результатах. Подобно упомянутым информационным системам коммерческие электронные системы информации о задолженности и капитале способствуют снижению операционных издержек размещения и распределения ценных бумаг. В области управления активами (вопросы финансирования, ликвидности, управления кредитным риском) лидерство в компьютеризации дало финансовым и лизинговым компаниям преимущества над инвестиционными банками в привлечении финансовых средств за счет выпуска векселей и других финансовых инструментов. Компьютерные программы позволяют использовать инструменты хеджирования и применять новые методы управления

риском, что в сочетании со снижением операционных затрат за счет использования электронной информации и сетей ведет к расширению доступа к кредитным рынкам.

Автор прослеживает роль технологического прогресса в изменениях в области обслуживания инвесторов на примерах услуг по консультированию и управлению инвестициями, осуществлению операций с ценными бумагами и хранению ценностей. С 1970-х годов некоторые крупные промышленные фирмы начали самостоятельно управлять своими финансовыми активами, в том числе пенсионными фондами. Однако трастовые отделы инвестиционных банков, хотя и потеряли практическую монополию в управлении портфелями инвестиций и пенсионными фондами, они все еще имеют преимущество опыта и экспертизы в проведении сложных финансовых операций. Конкуренция с небанковскими организациями в области торговли ценными бумагами определяется возможностями новых автоматизированных систем.

Таким образом, в оптовом, как и в розничном, банковском секторе прогресс ИТ и конкуренция ускоряют процессы специализации и способствуют более узкой целевой направленности продуктов, услуг и рынков. Электронные информационные сети и системы сокращают операционные издержки по целенаправленным операциям выпуска, размещения и распределения ценных бумаг. Инвестиционный банковский сектор сохраняет свои ведущие позиции, что, в свою очередь, позволяет крупнейшим банкам наращивать вложения в развитие ИТ, необходимые для сохранения и поддержания конкурентоспособности.

В целом, автор приходит к следующим выводам. Во-первых, секьюритизация, позволяющая вводить высоко ликвидные и гибкие финансовые инструменты, является чрезвычайно эффективной банковской технологией. В сочетании с масштабным совершенствованием ИТ она представляет новую банковскую парадигму.

Во-вторых, влияние ИТ на банковское дело представляется обоюдоострым. Технологические инновации потенциально ведут к росту эффективности, обеспечению разнообразия и высокого качества услуг, но в то же время подрывают роль банковских отделений, требуют нового набора квалификаций, заставляют банки уступить контроль над некоторыми сегментами рынка небанковским

финансовым организациям.

В-третьих, консолидация банковской сферы будет продолжаться. Банковский сектор США в настоящее время включает примерно 10,6 тыс. банков, 1,5 млн. занятых и 54 тыс. отделений. Согласно прогнозам, при сегодняшнем уровне технологии и конкуренции приблизительно 10 млрд. долл. в год операционных издержек могут быть сэкономлены за счет слияний и поглощений. Некоторые специалисты даже считают, что сотня крупнейших банков объединится в 10-15 новых мощных банковских групп (с. 499). Ясно, что на американском рынке банковских услуг существует глубокое несоответствие между сокращающимся спросом на традиционные банковские услуги и избыточным предложением банков.

Наконец, изменения организационной культуры являются важным элементом современной революции в банковском деле. Встают фундаментальные вопросы об определении банка и банковского бизнеса, пересмотре традиционных методов управления, принципов организации, разработки инструментов, осуществления связей с клиентами. Новая модель, основанная на секьюритизации и анализе риска, потребует реорганизации традиционных банковских операций. Все эти изменения в совокупности могут привести к революционным изменениям в банковской сфере, первейшим рычагом которых могут послужить технологические инновации.

И.Г.Минервин

98.01.049. ШТРЕММЕ М. ОЧАГИ НАПРЯЖЕННОСТИ В МЕЖДАНРОДНОЙ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ.

STREMME М. Spannungen im internationalen Finanzgefuge. - In: Jahrbuch internationale Politik. - München, 1996. - S. 175-182.

Автор исследует. вопрос, каким образом изменения в стратегии валютной политики отдельных стран могут оказать влияние на ситуацию в международной валютно-финансовой сфере.

В 1993-1994 гг. в международной валютно-финансовой системе возникли очаги напряженности в результате распада в августе 1993 г. Европейской валютной системы и девальвации мексиканского песо по отношению к доллару в декабре 1994 г., имевшей большой международный резонанс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.