Научная статья на тему '2003. 01. 029. Дьюфи г. Размывание границ банковского сектора. Dufey G. The blurring borders of banking // The world's new financial landscape: challenges for Econ. Policy / ed. By Siebert H. Berlin, etc. , 2001. P. 117137'

2003. 01. 029. Дьюфи г. Размывание границ банковского сектора. Dufey G. The blurring borders of banking // The world's new financial landscape: challenges for Econ. Policy / ed. By Siebert H. Berlin, etc. , 2001. P. 117137 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / ФИНАНСОВЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 029. Дьюфи г. Размывание границ банковского сектора. Dufey G. The blurring borders of banking // The world's new financial landscape: challenges for Econ. Policy / ed. By Siebert H. Berlin, etc. , 2001. P. 117137»

2003.01.029. ДЬЮФИ Г. РАЗМЫВАНИЕ ГРАНИЦ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА.

DUFEY G. The blurring borders of banking // The world's new financial landscape: Challenges for econ. policy / Ed. by Siebert H. - Berlin, etc., 2001. - P. 117-137.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с изменением конфигурации (институциональных рамок) мировой финансовой системы. Эти проблемы стали предметом пристального внимания исследователей в 90-е годы, когда на рынке финансовых услуг появилось множество новых финансовых институтов, составивших серьезную конкуренцию банкам. «Архитектура финансовой системы» оказывает значительное воздействие на функционирование экономики и определяется с помощью количественных - повышение потенциала экономического роста и качественных категорий - повышение макроэкономической стабильности.

Основное внимание автор уделяет следующим вопросам: как изменилась роль и функции банков (стержня мировой финансовой системы), каковы движущие силы, факторы и результаты этих изменений, прежде всего с точки зрения подвижек границ отрасли финансовых услуг в целом и банковского сектора в частности.

Приток новых финансовых посредников на рынок, традиционно являвшийся областью безраздельного господства банков, естественно поставил в повестку дня вопрос, обладают ли банки как финансовые институты уникальными особенностями, которые обеспечивали бы их конкурентоспособность.

Согласно банковской теории, вплоть до 90-х годов к особым преимуществам банков относились их функции по распоряжению вкладами и предоставлению кредитов. В последние годы получило признание утверждение, что особая роль банков базируется в большей степени не на их возможности предоставлять займы, а на их обязательствах по кредитованию - банки владеют резервами в форме наличности и ценных бумаг, позволяющими выполнять эти обязательства.

Уникальная особенность банков - предоставлять потребителям ликвидность - подкрепляется прямым доступом банков к резервам ликвидности в центральном банке (ЦБ), причем банки стремятся получить доступ к резервам в форме кредита по овердрафту, предоставляемого, как правило, на преференциальной основе. Таким

образом, отмечает автор, преимущества банков в значительной степени базируются на концепции государственной политики.

В последние пять-шесть лет вопрос о воздействии технологического прогресса на функции банков и их взаимоотношения с ЦБ приобрел новую окраску в связи с быстрым распространением электронных денег, которыми оперируют в основном небанковские институты через Интернет. Автор считает, что электронные деньги вряд ли смогут полностью заменить наличность, в первую очередь из-за необходимости сохранения тайны вкладов. Кроме того, даже если предположить, что вся наличность будет заменена электронными деньгами, то и в этом случае ЦБ сохранит способность контролировать предложение ликвидности - он сможет предлагать «электронные» займы по ставке процента, которая выше или ниже существующей рыночной стоимости электронных денег.

Анализируя основные факторы изменений в банковском секторе, автор подчеркивает причинную зависимость и последовательность усиления роли того или иного фактора. Из различных аспектов технологического прорыва на рынке финансовых услуг два имеют принципиальное значение: компьютеризация финансовой отрасли и развитие средств коммуникации, давшие толчок развитию процесса интернационализации.

Интернационализация и глобализация рынка финансовых услуг, первые признаки которых обнаружились после окончания Второй мировой войны, наиболее ярко проявились в бурном росте так называемых офшорных рынков. Так, в 90-х годах более 50% всех срочных долларовых депозитов значились на счетах зарубежных банков. Хотя многие из этих банков представляют собой отделения американских банков, все же значительная их часть - это иностранные банки, способные конкурировать на рынке депозитных и кредитных операций, осуществляемых в долларах США. Доля офшорных банков в операциях, осуществляемых в других конвертируемых валютах, несколько меньше, но также значительна.

Главные последствия развития офшорного бизнеса: 1) существенное усиление конкуренции между банками; 2) стирание связей между характерными для каждой страны параметрами национального финансового рынка: валюта, регулирующая среда (национальное законодательство), управление финансовыми институтами. Как подчеркивает автор, именно последний феномен -

отделение друг от друга валюты, юрисдикции, института - составляет подлинную суть процесса глобализации финансовых рынков.

Дерегулирование и либерализация. Обычно выдвигают три причины более экстенсивного регулирования финансового рынка по сравнению с рынками большинства других продуктов: 1) банки - это институты, которые оперируют депозитами до востребования, являющимися важнейшими средствами платежа; 2) финансовые институты нуждаются в защите из-за негативных последствий их возможного дефолта для нефинансового сектора экономики; 3) необходимость обеспечения «соответствующего» или «справедливого» распределения кредитов.

В настоящее время в развитых странах активизировались силы, заинтересованные в ужесточении критериев эффективности государственного регулирования (финансовая система должна быть более безопасной и прозрачной для общественного контроля). Такой фактор, как глобализация финансовых рынков, также оказывает сильное воздействие на национальные регулирующие системы. Все сильнее проявляется потребность в трансграничной гармонизации и координации этих систем. В частности, на повестку дня встал вопрос о необходимости разработки международных правил, касающихся минимального размера банковских резервов (превышающих рабочий баланс банков) в центральном банке.

Многие финансовые аналитики полагают, что международная либерализация финансовых рынков, активно защищаемая большинством индустриальных стран и такими институтами, как МВФ и МБРР, чревата серьезными финансовыми кризисами. По мнению автора, эта точка зрения недостаточно обоснована. В ходе более тщательного анализа обнаруживается, что почти во всех странах, осуществляющих дерегулирование финансовых рынков, внешняя либерализация не совпадает с внутренней. Банковские крахи объясняются в большей мере внутренними причинами. На кредитную деятельность банков по-прежнему чрезмерно большое влияние оказывают национальная регулирующая система (особенно скрытые и явные государственные гарантии) и/или небанковское сообщество. В этом же направлении действуют такие факторы, как отсутствие у банков соответствующих побудительных стимулов для повышения требований при предоставлении кредитов, а также неограниченный доступ к финансовым средствам из-за рубежа.

Инновации на финансовом рынке. Процесс международной интеграции и либерализации финансовых рынков вызвал бурный рост финансовых инноваций. В ответ на увеличение спроса на новые финансовые продукты банки и другие финансовые институты начали экспериментировать с предложением этих продуктов на рынок, чему способствовали достижения в сфере компьютерной техники и моделирования.

Процесс финансовых инноваций, начавшийся в США в начале 80-х годов, захватил европейские страны в середине 80-х и Японию - в начале 90-х. Этот процесс включает в себя три составных элемента: разделение и совмещение финансовых контрактов, секьюритизацию неликвидных требований и развитие новых каналов распределения финансовых услуг (телефон и Интернет).

Под техникой разделения финансовых услуг подразумевается, что традиционный контракт, скажем, заем по фиксированной процентной ставке, представляет собой совокупность различных финансовых инструментов, которая может быть «разделена» на ряд компонентов. Среди последних, например, «гарантия доступности», которая может быть выделена из таких кредитных инструментов, как револьверная (возобновляемая) среднесрочная кредитная программа на базе евронот и программа выпуска евронот (NIF). К другим выделяемым компонентам относятся: кредитные деривативы, процентные фьючерсы, форвардные соглашения о норме процента (FRA), свопы, процентные опционы. Экономическая выгода «разделения» состоит в том, что у финансовых институтов появляется возможность продавать различные риски и «нагрузки» тем участникам рынка, которые способны использовать их с наименьшими издержками, тем самым снижая общую цену риска. Кроме того, существенно облегчаются арбитражные сделки. Разделяя контракты на отдельные элементы, можно объединить последние в пакеты, наиболее точно отвечающие запросам разных потребителей. Техника разделения/совмещения, отмечает автор, является сутью финансового конструирования, которое стало в последние годы отличительной чертой банковской отрасли.

Еще одна грань финансового конструирования - процесс секьюритизации - «переупаковка» неликвидных финансовых требований в рыночные ценные бумаги. Классическим примером в этой области является разработка свободно обращающихся на рынке депозитных сертификатов, которые заменили неликвидные срочные депозиты. Среди

экономических агентов распространено убеждение, что повышение уровня ликвидности, достигаемое с помощью секьюритизации, является важным средством увеличения маневренности, особенно в условиях падающих рынков. Однако, считает автор, это убеждение - в значительной степени иллюзия, если учесть высокую коммуникативность современных рынков. Одно бесспорно, подчеркивает автор, что новые финансовые технологии и продукты существенным образом усиливают уровень конкурентного противостояния на рынках финансовых услуг.

Изменяющаяся институциональная структура. Структура финансовой системы складывается в результате взаимодействия двух факторов: экономико-управленческого потенциала участников рынка и рамок государственного регулирования. Первое, что бросается в глаза при анализе структуры финансовых рынков в промышленно развитых странах, - это мозаичность этой структуры, одновременное существование самых разных по размеру, видам предоставляемых услуг, типам управления финансовых фирм. Наряду с огромными финансовыми супермаркетами, стремящимися предоставить своим клиентам индивидуальные наборы услуг, на рынке функционируют институты, которые преднамеренно сужают круг своих операций, сосредоточиваясь, например, на финансиро-вании розничной торговли или на инвестиционной деятельности, т.е институты, выбирающие для себя узкие сегменты рынка. Фирмы, как правило, выбирают свою рыночную стратегию методом проб и ошибок, исходя из имеющихся в их распоряжении ресурсов, законодательных ограничений и изменяющихся рыночных возможностей.

Автор обращает внимание на то, что, когда во многих странах законодательные ограничения были существенно ослаблены и фирмы получили большие возможности для экспансии как в географическом отношении, так и в плане расширения спектра предоставляемых услуг, в сфере управления проблемы обострились. Трудности в управлении сложными трансграничными организаци-ями, охватывающими фирмы с различной корпоративной культурой, стали играть роль главного ограничителя экспансии финансовых институтов. Особо сложным является управление персоналом, в частности

высокопрофессиональными специалистами. Нередко этот фактор определяет тип и функции института. В качестве примера автор приводит деятельность банков континентальной Европы, которые переводят свои операции в сфере инвестирования в Лондон, где щедрые бонусы

персоналу сочетаются с жесткими сокращениями его численности. Другой пример - отмена намеченного слияния «Dresdner Bank» и «Deutsche Bank» (несмотря на очевидную экономическую выгоду сделки) из-за сопротивления со стороны персонала обоих институтов. Отмечаются также частые случаи провалов сделок по приобретению коммерческими банками инвестиционных банков из-за неспособности менеджмента успешно соединять различные бизнес-культуры.

Серьезные проблемы существуют также в сфере управления активами. Здесь очевидны две противоположные тенденции. С одной стороны, развивается процесс концентрации активов - возникают крупные «фондовые фабрики», получающие экономию на продажах, маркетинге и продвижении на рынке своих продуктов. Только крупные финансовые институты имеют возможность противостоять слияниям или поглощать неэффективно функционирующие фонды в целях извлечения наибольшей выгоды в конкурентной борьбе. С другой стороны, всегда будут существовать инвесторы, надеющиеся на «менеджера с магической рукой, способного перехитрить рынок». Такая ситуация создает основу для возникновения небольших контор по управлению инвестиционными фондами, «хеджевых фондов» и других подобных учреждений.

В заключение автор дает прогноз развития банковской отрасли и всего сектора финансовых услуг с учетом двух основных факторов: 1) технологических достижений в сфере производства и поставки этих услуг; 2) изменений в законодательстве, регулирующем глобализированные финансовые рынки.

Что касается воздействия технологического фактора, то в ближайшие годы основная функция банков не претерпит существенных изменений - они по-прежнему будут главными посредниками в сфере финансовых сделок и платежных услуг благодаря их эффективности и доступу к средствам обслуживания, предоставляемым центральным банком, например, к клирингу и овердрафту. Банки сохранят свою стержневую роль в финансовой системе, несмотря на усиление конкуренции на рынке платежных услуг с ростом числа институтов, осуществляющих бизнес с предоплатой (кредитные карты и другие платежные средства).

Розничная сеть финансовых услуг может служить наглядной моделью тенденций развития всей финансовой сферы. Так, сохранится тенденция к развитию высококонцентрированной и одновременно сегментированной финансовой системы. Наряду с глобальными

финансовыми супермаркетами («Citibank Group», «Deutsche Bank», HSBC, «Merrill Lynch»), будет функционировать небольшое число узкоспециализированных институтов (имеющих глобальную сеть) преимущественно в области инвестиционной деятельности и управления активами, например таких, как «Goldman Sach», «Lehman», «Fidelity», «Schwab». Кроме того, будут существовать институты, имеющие сильные позиции на крупных национальных рынках, например в Японии и других экономически интегрированных регионах мира («Development Bank of Singapore», «Hypo-Vereinsbank»). У подножия этих традиционных относительно крупных институтов найдется место и для небольших финансовых «лавочек».

Итак, структура финансовой отрасли будет характеризоваться динамическими изменениями, по мере того как отдельные фирмы будут перестраиваться под воздействием связанного с технологическим прогрессом снижения издержек финансовой деятельности. Однако предъявляемое к банкам требование относительно достаточности собственного капитала и другие регулирующие ограничения создадут условия, при которых процесс изменений в отрасли не будет столь быстрым, как это позволяют технологические достижения.

Изменяющаяся институциональная структура финансовой отрасли обусловливает необходимость принятия адекватного регулирующего законодательства. Во-первых, возникает потребность в глобальной координации регулирующих режимов. Во-вторых, акцент должен быть сделан на изменении механизма государственного регулирования, который должен базироваться на: а) увеличении степени открытости финансовых институтов, тщательной сбалансированности частных интересов финансовых фирм и их клиентов и общественной потребности в расширении предоставляемой ими информации; б) замене прямого надзора за финансовыми институтами такой системой, которая стимулировала бы эффективное управление рисками. В настоящее время прослеживаются соответствующие тенденции в изменении законодательства. Так, например, разрабатываются и вводятся правила относительно величины собственных средств банка с учетом риска.

Однако в сфере законодательства существует масса нерешенных проблем: конфликт интересов, установление критериев моральной репутации, иррациональность рынков, неполная информация. К этой же категории нерешенных вопросов относится законодательство, касающееся страхования вкладов.

Вполне вероятно, что быстро изменяющаяся структура отрасли финансовых услуг потребует основательного пересмотра масштабов сферы регулирования. Государство может сосредоточить свой контроль только на банковском секторе. Это значит, что институты, осуществляющие уникальную функцию обеспечения всех экономических агентов ликвидностью, будут отделены от других участников финансового рынка, которые будут отданы во власть рыночных сил.

Е.Е.Луцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.