НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМА ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2000.01.024. МИТТЕЛЬХАУЗЕР М. ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ США В 1996-2006 ГГ.: ПОЗАБОТЬСЯ О СЕБЕ САМ.
MITTELHAUSER M. The outlook for college graduates, 1996-2006: prepare yourself // Ocupational Outlook Quart. - Wash., 1998. - Vol. 42, N 2. - P. 3-9.
В работе экономиста Бюро трудовой статистики (БТС) США рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников американских колледжей. Проблемы рынка труда для выпускников колледжей не новы, они существуют уже более десятилетия и, как ожидается, сохранят свою актуальность и в будущем. По данным БТС, число выпускников колледжей ежегодно пополняющих ряды рабочей силы в 1986-1996 гг., на 250 тыс. превышало спрос на рабочую силу с высшим образованием. Судя по прогнозам, такое же соотношение сохранится и в 1996-2000 гг. Это означает, что 18% новых выпускников колледжей не смогут найти работу по специальности.
Почему же так много выпускников средней школы стремятся закончить колледж, если у них нет полной уверенности в получении работы, требующей высшего образования? Наиболее простой ответ состоит в том, что рынок труда поощряет выпускников колледжей: у них выше зарплата, а процент безработных ниже, чем у работников, не имеющих диплома колледжа. Например, в 1996 г. специалисты со степенью бакалавра имели среднегодовой доход в размере 36 тыс. долл., выпускники колледжей с более продвинутой степенью - около 40 тыс., а выпускники средней школы получали лишь 23 тыс. долл. В течение жизни эта разница увеличивается в пользу тех, кто имеет диплом колледжа. К тому же уровень безработицы для окончивших колледж в 1996 г. составлял 2,4%, а среди окончивших среднюю школу - 5,7% (с. 3).
Однако представленные цифры не дают полной картины занятости, с которой сталкиваются выпускники в поисках работы. Многие из них довольны работой, которая не требует степени, но при этом имеет другие привлекательные черты - такие, как, например, гибкое рабочее время или хорошие условия труда. Кроме того, некоторые выпускники средней школы выполняют обязанности, обычно связанные с высшие образованием, а специалисты с дипломом колледжа решают зачастую задачи, не требующие высшего образования.
Показатели спроса на выпускников колледжей, представленные в работе, рассчитаны на основе перспектив занятости, представленных БТС. Анализ будущей занятости выпускников колледжей в составе рабочей силы базируются на данных, поступающих от национального центра статистики в области образования министерства образования США. БТС и Национальный центр оценивают число дипломов бакалавра, присвоенных в 1982-1995 гг. и дают прогноз на период до 2007 г. с определением числа поступающих в колледж в каждом году.
Установить прямую корреляцию между числом студентов открывающихся для них вакансий, исходя из данных вышеназванных источников, довольно сложно, так как при этом необходимо подсчитать и число других лиц, поступающих на рынок труда: иммигрантов, недавно уволенных с военной службы, а также тех работников, кто возвратился на
рынок труда после большого перерыва. Кроме того, хозяйственный рост предполагает расширение числа новых вакансий для выпускников колледжей. Рабочие места возникают также в связи с профессиональными изменениями. Так, повышаются требования к уровню образование в профессиях, которые ранее не требовали высшего образования. Специалисты же, имеющие диплом колледжа, нередко покидают рабочие места и должны быть заменены другими.
Сложность в определении перспектив для выпускников колледжей вызвана прежде всего отсутствием четкой классификации рабочих мест, требующих высшего образования. Существует достаточно небольшой перечень профессий, где требуется диплом колледжа. К ним в первую очередь относятся врачи и адвокаты, в большинство же профессий включены работники с различной степенью подготовки и опыта. Профессиональные требования меняются по мере адаптации рабочих мест и изменения экономических условий. Кроме того, описание работы может "кроиться по мерке" того лица, которое занимает это место, наконец, зачастую бывает сложно определить, какие именно знания и навыки приобретены в колледже, а какие - в процессе других типов подготовки или трудовой деятельности.
БТС перечисляет профессии, где зачисление на должность предполагает обязательное наличие диплома об окончании колледжа. Это -специалисты (инженеры, врачи, юристы, преподаватели, медицинские и социальные работники); административно-менеджерский персонал, инженерно-технический и связанный с ним вспомогательные персонал. например, 76% инженеров и статистиков имеют диплом об окончании колледжа (с. 4). С другой стороны, высшее образование необязательно для работы в розничной торговле, сервисе (за исключением полицейских и детективов), в сельском хозяйстве (за исключением менеджеров фирм), а также для должностей оператора и лаборанта. Независимо от уровня образования лица этой категории считаются занятыми на рабочих местах, не требующих диплома колледжа.
В 1996 г. в общей численности занятых в США около 33 млн. составляли выпускники колледжей. Они имели широкий круг профессий, но большая часть из них была сосредоточена в группе специалистов и административно-менеджерского персонала. Эти две группы включали 2/3 рабочих мест, требующих диплома колледжа, причем первая из них насчитывала около 14 млн., а вторая - 8,4 млн. Остальные, около 10 млн., были разбросаны по другим профессиональным группам. Около 3,8 млн. из них были заняты в сфере маркетинга и торговли, в том числе в оптовой торговле потребительскими товарами, работали также супервайзерами, агентами по недвижимости, брокерами и страховыми агентами. Еще 2,6 млн. приходилось на административно-вспомогательный персонал. И хотя все эти лица имели диплом колледжа, не все они были заняты на рабочих местах, требующих высшего образования, около 5,6 млн. человек занимали должности, не требующие диплома колледжа (с. 5).
Касаясь трудоустройства лиц с высшим образованием, автор отмечает, что наиболее многочисленную группу поступающих на рынок труда каждый год составляют только что окончившие колледжи. В 1996 г. диплом бакалавра получили примерно 1,19 млн. человек. В 1986-1996 гг. число получающих степень выросло примерно на 20%, несмотря на постепенное снижение числа студентов традиционного возраста, обучающихся в вузах (18-24 лет). Увеличение числа лиц, получающих дипломы колледжа, произошло прежде всего за счет роста численности женщин и лиц старшего возраста. Согласно прогнозам, к 2000 г. ожидается сокращение числа получающих степень бакалавра, а затем его постепенное увеличение к 2006 г., при этом женщины составят почти 58% получающих степень бакалавра, а число мужчин сохранит свои прежние показатели (с. 6).
Между тем в 1996-2006 гг. не все выпускники колледжей войдут в состав рабочей силы. Некоторые из них поступят в аспирантуру, а другие начнут семейную жизнь или возьмут перерыв по различным причинам. Из 1,19 млн. ежегодно получающих степень бакалавра на рынок труда, по оценкам БТС, поступят 1,15 млн. (97%). В 1996-2006 гг. в дополнение
к новым выпускникам около 230 тыс. других обладателей дипломов колледжей будут ежегодно пополнять состав рабочей силы. Таким образом, общее количество вступающих ежегодно на рынок труда в период 1996-2006 гг. достигнет, по оценкам, 1,38 млн. по сравнению с 1,3 млн. человек в течение предыдущего десятилетия (с. 6).
Согласно прогнозам, экономика США в течение 1996-2006 гг. должна ежегодно открывать 1,19 млн. вакансий для лиц с высшим образованием, что на 8% превышает аналогичный показатель за предыдущее десятилетие. Рост занятости происходит вследствие общего экономического роста, изменения спроса на товары и услуги и повышения образовательного уровня населения. По мере того как растет потребность в работниках тех профессий, где заняты многие выпускники колледжей, растет и спрос на лиц с высшим образованием во всей экономике.
В период 1996-2006 гг. ожидается увеличение числа рабочих мест, требующих высшего образования, на 27%, что значительно больше ожидаемого увеличения (на 14%) для занятых в целом. В результате доля рабочих мест, требующих образования в объеме колледжа, по отношению ко всей рабочей силе возрастет, как ожидается, с 21% в 1996 г. до 23% в 2006 г. (с.
6). Наиболее удачная перспектива сложится для специалистов, ежегодный рост которых (включая лиц и со средним образованием) составит в среднем около 4000 тыс. рабочих мест (с.
7). Наиболее востребованными здесь будут инженеры и ученые в области компьютерных наук, а также системные аналитики. Согласно прогнозу, совокупная профессиональная занятость этих специалистов в экономике в 1996-2006 гг. удвоится. Большое количество вакансий откроется также для инженеров, преподавателей, дипломированных медсестер, физиотерапевтов и социальных работников. Рост вакансий для многих их этих профессий - результат более широкого использования компьютеров и увеличения потребностей в услугах здравоохранения в связи со старением поколения бэби-бума.
Ожидается, что занятость в административно-менеджерских профессиях в 1996-2006 гг. будет ежегодно увеличиваться в среднем на 185 тыс. рабочих мест. 164 тыс. вакансий будут появляться ежегодно в других профессиональных группах. В маркетинге и торговле наибольшее количество должностей откроется для продавцов финансовых облигаций, риэлтеров, торговцев автомашинами и другими потребительскими товарами.
Рост числа многих новых профессий связан с повышением образовательного уровня занятого населения. Когда организации реструктурируются, их владельцы рассчитывают на то, что работники определенных профессий смогут успешно выполнять и новые функции. Наряду с новыми обязанностями возникают и новые названия должностей, как, например, ассистент администратора, однако в государственной статистике эти работники классифицируются по-прежнему. Когда же требования к образовательному уровню повышаются. то открывающиеся новые рабочие места уже рассматриваются как вакансии для лиц с высшим образованием.
По расчетам БТС, из 750 тыс. вакансий, открывающихся ежегодно для бакалавров в 19962006 гг. вследствие экономического роста, около 160 тыс. - результат повышения образовательного уровня. Этот показатель ниже, чем в предыдущем десятилетии, когда он составлял 250 тыс. вакансий.
За рассматриваемый период вакансии, возникающие в результате ухода на пенсию, перерывов в работе и т.д., ежегодно будут расти в среднем на 380 тыс. (в предыдущем десятилетии - на 219 тыс.). Примерно 4/5 таких вакансий будут приходиться на первую и вторую профессиональные группы.
Прогнозы БТС показывают, что в 1996-2006 гг. число лиц с высшим образованием, ищущих работу, будет превышать число вакансии для работников с этим уровнем образования: на 1,38 млн. вступающих на рынок труда ежегодно будет приходиться 1,13 млн. вакансий. Эта разница остается почти неизменной с предыдущего десятилетнего периода. Доля выпускников колледжей, не получающих соответствующие должности, прогнозируется на уровне 18%. Скорее всего они найдут себе работу в
качестве торговых агентов, секретарей, работников в сфере обслуживания и т.п. (с. 9).
Проблема трудоустройства по-прежнему будет служить причиной озабоченности многих выпускников вузов. Их положение во многом будет зависеть от области специализации, личных обстоятельств и географического местонахождения. Так, ситуация для инженеров-компьютерщиков, по всей вероятности, будет намного благоприятней, чем, например, для философов. То же можно сказать и об экономически процветающих регионах, где бакалавры добьются больших успехов, чем те, кто ищет работу в экономически слабых регионах. Существенно возрастет и необходимость в более широком информировании о рынке труда в избранной области, о возможности адаптации своих знаний и навыков к требованиям работодателей. Выпускники колледжей должны понять, что наличие диплома не является полной гарантией удачной карьеры. Выпускники с высоким уровнем "функциональной грамотности" -умением быстро анализировать необходимую документацию, производить правильные расчеты в реальной жизненной ситуации - имеют больше шансов получить соответствующую образованию работу, и, наоборот, работники с высшим образованием, но низким уровнем "функциональной грамотности" могут претендовать лишь на должность, требующую подготовки в объеме средней школы. Само понятие "функциональной грамотности", считает автор, требует дополнительного изучения. Успех же на рынке труда в значительной степени зависит от усилий самого выпускника колледжа.
Л.Г.Можаева