Лилия Владимировна Земнухова
младший научный сотрудник Социологического института Российской академии наук,
Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]
IT-работники на рынке труда
Специалисты сферы информационных технологий (IT) практически с любым уровнем квалификации востребованы на рынке труда, поскольку IT распространяются на все области социальной жизни. IT-работники рассматриваются как профессиональная общность, которая может быть специфицирована по различным критериям. Предлагается классификация представителей IT-общности по категориям занятости — работающие в данной сфере по основному месту занятости, студенты и выпускники соответствующих специальностей, «фрилансеры» и «совместители». Выделенные категории служат ориентирами в анализе положения работников сферы информационных технологий на отечественном рынке труда.
Ключевые слова: информационные технологии, IT-специалисты, профессиональная общность, рынок труда, занятость.
Введение
Информационные технологии (далее — IT, от Information Technology) как профессиональная сфера продолжают успешно развиваться на отечественном рынке труда. Специалисты IT занимаются созданием и поддержкой работоспособности информационно-технической инфраструктуры, которая стала неотъемлемой частью и базовым условием деятельности современных организаций.
Отечественная IT-сфера представляет собой часть глобальной IT-индустрии. IT-профессия в России (как и во всем мире) находится в постоянном процессе трансформаций, а работники этой сферы являются участниками глобальных процессов. В результате, на отечественном рынке труда спрос на специалистов IT зависит, в том числе, от мировых тенденций. Вне зависимости от специфики области работы, будь то программные продукты и операционные системы (software) или устройства и девайсы с технической точки зрения (hardware), IT-специалисты занимаются проблемами создания и разработки условий для возможности взаимодействия человека и компьютера, его поддержания и устранения неполадок. Таким образом, специалисты области информационных технологий обеспечивают возможность встроенности информационных технологий в современную жизнь.
Состав представителей этой профессии дифференцирован. Он включает в себя специалистов и профессионалов разного профиля, характера труда и направленности. Этот факт, однако, не мешает нам говорить о них как о самостоятельной социально-профессиональной общности. IT-работники не только занимают особое место на рынке труда, но и характеризуются особым языком общения, образом жизни, условиями труда и другими чертами. Эти аспекты находятся в центре нашего внимания.
Мы представляем результаты эмпирического исследования: 1) серия интервью с представителями ГГ (15 информантов); 2) вторичный анализ статистической информации о состоянии рынка труда, индикаторах информационного общества.
Положение работников сферы информационных технологий на рынке труда
Востребованность ^-работников обусловлена развитием и распространением информационно-технологической инфраструктуры. Компьютеризация производства, автоматизация систем, распространение персональных устройств и девай-сов — это лишь небольшая часть того, с чем связана потребность в специалистах ГГ. Для выявления степени распространенности инфраструктуры часто используют показатели по информационно-коммуникативным технологиям (далее — ИКТ), которые охватывают чуть более широкую область, включающую, помимо ГГ, еще телефонию и телекоммуникационные системы. Обратимся к доступным данным исследований ИКТ для выявления общего состояния данной сферы.
Последние пять-семь лет доля отечественных организаций, использующих современные технические средства, продолжает увеличиваться (табл. 1). В целом компьютерная техника востребована подавляющим большинством организаций, и их доля приближается к стопроцентной отметке. Несколько другая ситуация наблюдается с использованием сети Интернет: с 2005 года произошел сильный рост показателя — с 53 % до 78 % в 2009 году. Наличие веб-сайта остается все еще невостребованным подавляющим большинством организаций: в 2009 году доля таких организаций составляла всего 24 %. Учитывая высокие темпы развития технологий, можно предположить, что за три года эти показатели выросли еще на несколько пунктов. Их рост означает, что область востребования специалистов продолжает расти.
Таблица 1
Удельный вес организаций, использующих ИКТ в общем числе организаций, в процентах (Индикаторы, 2011: 13)
Использование ИКТ 2005 2006 2007 2008 2009
Использование персональных компьютеров 91,1 93,3 93,3 93,7 93,7
Использование Интернета 53,3 61,3 67,8 73,7 78,3
Наличие веб-сайта 14,8 21,1 19,8 22,8 24,1
Обслуживание ^-сервисов в организациях реализуется, в основном, двумя путями. В первом случае организации имеют собственные отделы информационного обеспечения и штатных сотрудников для поддержания работоспособности компании. Во втором случае организации обращаются к специализированным компаниям, обслуживающим ИКТ, поэтому наибольшим спросом среди видов деятельности этих компаний пользуются ИКТ-услуги (см. диагр. 1).
Диаграмма 1
Структура организаций сектора ИКТ по видам экономической деятельности
(Индикаторы, 2011: 20)
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
47,4 44,9 44,0 45,8
17,0 18,6 18,3 18,0
18,1 23,1 26,3 25,0
1/,Ь 13,4 11,4 11,2
I Деятельность, связанная с оказанием ИКТ-услуг
I Деятельность в области электросвязи
з Оптовая торговля ИКТ-товарами
I Деятельность, связанная с производством ИКТ-оборудования
2005
2007
2008
2009
С другой стороны, создание собственного ГГ-отдела гарантирует надежное обеспечение работоспособности всей компании. Услуги в сфере ИКТ оказываются там, где есть соответствующая инфраструктура. Принцип организации этой инфраструктуры характеризуется как комплексная сеть. Так, сети могут быть, например, закрытыми или открытыми. Примером закрытой сети является локальный Интранет, который устанавливается сейчас в большинстве крупных организаций. Локальная сеть требуется для внутренней передачи сообщений и информации; доступ к ней возможен только через стационарные компьютеры данной организации. Экстранет представляет собой более сложный вариант внутренней коммуникации. Пользователями этой сети могут быть не только сотрудники данной организации, но и внешние пользователи (например, партнеры). Открытой сетью является Интернет, хотя доступ к нему может быть также ограниченным (например, защищенным паролем). Использование разных видов сетей с каждым годом продолжает увеличиваться (см. табл. 2). Это означает, что работники, обслуживающие эти сети, становятся все более востребованными. В зависимости от сложности закрытых сетей количество работников ГГ в данной организации может варьироваться. Открытая сеть зачастую и вовсе не требует постоянного обслуживания.
Таблица 2
Использование глобальных информационных сетей в организациях России, в единицах
(Индикаторы, 2011: 84)
Использование информационных сетей 2007 2008 2009
Интернет 115 257 125 165 136 287
Интранет 15 870 18 415 20 628
Экстранет 5316 6383 7830
Другие глобальные сети 16 323 11 171 10 726
В целом информационно-коммуникативные сети условно можно разделить по уровню сложности работы с ними. Примером низкого уровня сложности служит системное администрирование сети небольшого предприятия/офиса, где осуществляется обслуживание одной программы (например, бухгалтерской). Средний уровень предполагает администрирование систем с ограниченным набором функций (например, гипермаркет с системой видеонаблюдения, кассовыми аппаратами и бухгалтерской программой). Высший уровень характеризуется комплексной автоматизацией (например, аэропорт). От сложности сети зависит количество, специализация, квалификация работников ^-отдела. ^-специалисты различаются также по типу деятельности, не связанной с сетями. Например, разработка, тестирование, внедрение или обслуживание программного обеспечения требуют разных специалистов.
Статистическое описание данной профессиональной общности вызывает определенные трудности. Дифференциация ^-работников может проводиться по разным основаниям. Так, внутри общности могут быть условно выделены следующие категории: (1) работники сфер компьютерного, программного и технического обеспечения, которые числятся в качестве таковых в соответствии с трудовым законодательством или классификатором занятости; (2) студенты и выпускники средне-специальных и высших учебных заведений с соответствующей специальностью (инженеры и техники, отмеченные данными статистики), которые действительно работают в данной сфере; (3) «фрилансеры», выполняющие работу в сфере информационных технологий на заказ; (4) «совместители», занятые в сфере ГГ в качестве дополнительной занятости. Хотя указанные группы могут пересекаться, цель такого деления состоит в том, чтобы подчеркнуть многообразие возможных форм занятости в сфере ГГ.
ГГ-работники — это кто?
Первая категория — специалисты ^-сферы, работающие по трудовому законодательству — частично отражается в данных официальной статистики. В соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) работников ИКТ подразделяют на специалистов высшего и среднего уровня квалификации. К первым относятся разработчики и аналитики компьютерных систем, программисты, другие специалисты по компьютерам и инженеры-электроники по связи и приборостроению. Ко вторым — техники-электроники и техники по коммуникациям, техники и операторы по обслуживанию ЭВМ, компьютерных устройств, промышленных роботов, аппаратуры для радио-, телевещания и телесвязи (диагр. 2).
Как видно из диаграммы, по численности программисты составляют основную долю среди других групп специалистов. Вторая по размеру группа включает специалистов разного профиля, но остается неясным, кто именно в ней учитывается. В результате, официальные классификации, с одной стороны, подтверждают сложность внутренней структуры профессиональной общности, с другой стороны, не показывают их содержательной специфики.
Работники с большим стажем в данной профессиональной сфере (более 20 лет) могут дать оценку того, как менялись особенности различных отраслей и специальностей. Дело в том, что в разные периоды развития информационных технологий специалисты выполняли разные задачи и были ответственны за разные этапы или
Диаграмма 2
Удельный вес специалистов по ИКТ в общей численности работников организаций
(Индикаторы, 2011: 194)
Специалисты высшего уровня квалификации
Разработчики и аналитики компьютерных систем
Программисты
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы
Инженеры-электроники, инженеры по связи и приборостроению
Специалисты среднего уровня квалификации
Техники-электроники и техники по телекоммуникациям
Техники и операторы по обслуживанию ЭВМ
Техники и операторы по обслуживанию компьютерных
Техники и операторы по обслуживанию промышленных
Техники и операторы аппаратуры для радио-, телевещания и телесвязи
циклы процессов. Это предопределяло и структуру работников этой сферы, и комплекс решаемых ими задач. История одного из респондентов демонстрирует подобные нюансы.
«Когда перешел из программистов в сисадмины, я сильно почувствовал. В программистах был главным результат. Приходилось программировать на работе, не было важно, что сидел 8 часов. Атмосфера расслабленная, эстетская. Люди делали полный цикл. Сейчас программированием называют кодинг. Задача от постановщика, который знает, что хочет заказчик, прописывает техническое задание. В то время это было сродни искусству. Человек от начала до конца все делал сам. Даже от анализа рынка: что продастся, будет иметь коммерческий успех. Сам, с привлечением сил по необходимости. Это было интересно. Сейчас большие проекты невозможно тянуть одному человеку, тогда было проще. Я сделал свой кусок, хорошо. В команде в рамках своего куска я был хозяином. В госконторе такого не было. Пришел — звонок, ушел — звонок. В разъездной части работа в основном. А сисадмины сидят на местах. Хотя они завязаны на пользователе» (М, 44, системный администратор).
О 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6
Таким образом, отдельные профессии и специальности IT-сферы меняются с течением времени. На примере программистов мы видим, что круг их задач расширяется. Это ведет за собой дробление цельного проекта на части и, как следствие, привлечение человеческих ресурсов. Тенденция усложнения IT-задач характерна не только для программистов, но и, скажем, для службы технической поддержки.
«Есть эникейщик. Прокладка сети, закупка, настройка, установка, железа, софта, телефонии, вопросы пользователя, все, что вы можете себе представить такого плана, — все на нем. Ключевой вопрос, конечно, где на клавиатуре “эникей”. Знаете, там пишут: “Нажмителюбую кнопку”, по-английски понятно “Press any key”. Вот и получается, что техподдержка — это первый барьер обороны. Там в основном малоквалифицированные ребятки сидят. Техслужбам уже достаются более квалифицированные вопросы. Они инженеры поддержки. Следующая ступень админов — элита, они делают сервера, кластерные системы, большие базы данных. Пользователи к ним почти никогда не добираются. Разные уровни оплаты, круг вопросов, степень интересности задач. Я побывал на разных уровнях. По жизни мне проще оказалось побыть эникейщиком, можно между несколькими конторами лавировать, не засиживаться на месте» (М, 44, системный администратор).
Кардинальные изменения в информационных технологиях обусловливают, таким образом, постоянное усложнение IT-общности. В результате, более молодое поколение специалистов имеет уже другое представление о том, как структурирована работа в отдельных отраслях современных IT, особенно если имеется опыт управления IT-компанией.
«Есть создание продукта, продажа и там же интеграция. Продажники вообще отдельно. Существенно различаются администраторы и некоторая версия интеграторов. Это вторая версия развития айтишников. Тестировщики очень близко к программистам. Low class по сравнению с программистами. <...> Сначала идут ручные тестеры. Им дают приложение, они в него тыкают пальцем в попытке вызвать критическую ошибку. Дальше идет автоматизированное тестирование. Это когда человек тестирует уже с применением какого-то интеллекта, средств специального тестирования. Есть сервер, и он строит систему и настраивает некоторые инструменты, чтобы они исполняли его приказы. Это более продвинутая версия тестера. Дальше уже такие продвинутые программисты. Просто это разные ветки, их нельзя так сравнивать, в явном виде. Программисты есть совсем кодеры, которые называются манки-кодеры [от monkey-coder. — Л. З.], — люди, которым даешь конкретную задачу. Человек идет и пишет ее, она совершенно очевидная. А есть люди, которые архитектурой занимаются. То есть они видят весь программный продукт целиком. <...> Там очень продвинутые люди. Есть исследователи, которые с точки зрения программирования, никакой особой работы не выполняют, но решают более интересные вопросы, считают нагрузки, еще что-нибудь. У них мало кода, и он обычно не очень хорош. Но он выполняет очень интеллектуальные и очень важные функции. Это три основных типажа — исследователь, тот, кто кодит, и тот, кто занимается архитектурой» (М, 28, директор IT-компании).
Примечательно, что, владея подобной информацией о своем узком поле, IT-профессионалы могут не знать об особенностях других отраслей: «У сисадминов я вообще ничего не понимаю» (М, 28, директор IT-компании). Это свидетельствует, в том числе, о дифференцированной структуре общности.
Выпускники IT-специальностей: вопрос выбора
По второй категории статистические данные также ограничены: не все выпускники, получившие дипломы по ^-специальностям, продолжают работать в этом направлении. В большинстве случаев специалисты и профессионалы ГГ имеют техническое образование. Специализацией может быть не только «Программирование» или «Информационные технологии», а практически любые технические направления. Обучение осуществляется как на предназначенных для этого факультетах (например, технические вузы готовят ГГ-специалистов узкого профиля — кораблестроение, машиностроение и др.), так и специализациях более общих (прикладная математика и процессы управления, физико-математический факультет). Кроме того, на многих гуманитарных факультетах существуют специализации и кафедры, готовящие специалистов по специальности «Прикладная информатика» в конкретной сфере (например, экономика, социология). Согласно исследованиям одного из сайтов по подбору персонала, работодатели предпочитают выпускников таких вузов, как МФТИ, МГУ им. М. В. Ломоносова (факультет ВМК), МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИИТ (НеаёНиШег, 2012).
Сфера ГГ как потенциальная профессиональная область востребована среди тех, кто получает соответствующую специальность. Согласно данным опроса студентов, посетивших одну из крупнейших ярмарок вакансий «Найти 1Т», 53,5 % не имеют опыта работы по специальности, но хотели бы его приобрести1. Подобные ярмарки вакансий, фестивали проходят все чаще, укрепляется ниша предоставления данной услуги для ГТ-бизнеса. В результате налаживается механизм поиска работы для студентов: есть заинтересованные студенты, есть рынок предложений, есть организаторы встречи работодателей с потенциальными сотрудниками. Особенное внимание со стороны студентов уделяется тому, что средний уровень предлагаемых зарплат в сфере ГГ в среднем выше, чем в других профессиях. Более того, руководящие позиции в ГТ входят в число самых высокооплачиваемых профессий (табл. 3).
Таблица 3
Топ-10 максимальных зарплат в профобласти «Информационные технологии/Интернет/Телеком», январь, 2012 (HeadHunter, 2012)
Позиция Уровень предлагаемой зарплаты
Генеральный директор компании (дистанционная торговля) от 300 000 руб.
Руководитель направления продаж интернет-рекламы (тематический портал) от 200 000 до 450 000 руб.
Head of Marketing от 300 000 до 300 000 руб.
Директор по логистике до 350 000 руб.
Руководитель группы SAP FI от 250 000 руб.
Директор по продажам от 250 000 руб.
Коммерческий директор (ИТ-решения) от 250 000 до 300 000 руб.
Главный аналитик (Руководитель проекта внедрения ERP) от 7 000 USD
Начальник Управления ИТ инфраструктуры и телекоммуникации до 300 000 руб.
Account manager/Executive Consulting sales manager от 150 000 до 350 000 руб.
1 Количество опрошенных — 1968 студентов вузов Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.
Диаграмма 3
Наличие сертифицированного статуса Microsoft (HeadHunter, 2011)
Руководитель 1Т-отдела Другое Специалист/инженер Разработчик
более 45 лет 36-45 лет 25-35 лет 18-24 года
ОН/
■Да
і Нет
0%
20% 40% 60% 80% 100%
Профессионализация в сфере IT подразумевает постоянное совершенствование, обучение или переобучение, вследствие чего распространена практика получения сертификатов по результатам прохождения курсов или сдачи экзаменов. Так, примерно четверть IT-работников разного уровня имеют сертифицированный статус Microsoft (см. диагр. 3).
Сертификаты не являются необходимым условием поступления на работу.
«В крупных оффшорных компаниях часто требуют сертификаты, там, майкрософтовские, например. Но я не могу сказать, что это важно и нужно. Смотря где работаешь» (М, 28, директор IT-компании).
Тем не менее они могут оказаться вспомогательным фактором при смене рода деятельности. В этом случае курсы переподготовки являются альтернативой распространенному среди IT-работников самообучению.
«Я пошел на курсы тестирования в конце 5-го курса. Сертификатик лежал, через 1,5 года с ним пришел на другую, новую работу. Всегда нужно сферу в IT, нужно либо самому, либо курсы. Какие-то навыки принципиальные знать необходимо — методологию и методику. Если ты программист, тебе обязательно. <...> Тут возможность выбрать, что ты хочешь. Большинство друзей прошло курсы: базы данных, языки, тестировщики» (М, 24, тестировщик).
Получаемые по результатам таких курсов сертификаты предоставляют возможность работы по специальности даже в тех случаях, когда базовое профессиональное образование получено не в сфере IT. Статистически трудно отследить все возможные переходы внутри профессии, связанные с образованием.
Фрилансеры и совместители: особенности IT-занятости
Третья выделенная нами категория — «фрилансеры» (от freelance) — включает тех профессионалов, которые не состоят официально в штате организации, но самостоятельно предоставляют услуги разным заказчикам (подр. см.: Вязникова,
2009; Стребков, Шевчук, 201009; Стребков, 2010). Частично данные по деятельности фрилансеров могут быть доступны благодаря тому, что часть из них учреждает и регистрирует индивидуальные предпринимательства, часть зарегистрирована в специализированных базах данных или форумах. Но здесь также возникают трудности: во-первых, не все фрилансеры действительно работают как предприниматели; во-вторых, сведения доступны не по всем ИП; в-третьих, многие ГТ-компании зарегистрированы за рубежом. Последнее облегчает работу и развитие компании в нескольких аспектах. С одной стороны, они автоматически становятся участником глобального рынка и деятельность компаний регламентируется законами той страны, в которой они зарегистрированы. С другой стороны, что более важно, зарубежные компании имеют больше шансов на получение грантов, инвестиций и фондирования по всему миру, причем процедура оказывается доступнее, чем в России.
Категория «совместителей» включает тех, у кого ГТ не является первичной сферой занятости, или основное место работы совмещается с административно-управленческой деятельностью. В ГТ-среде доминирует проектная логика работы. Примером может служить установка нового программного обеспечения в организации. В этом случае формируется группа реализации проекта; руководителем проекта становится начальник подразделения.
«Есть крупные проекты, есть отдел руководителей проектов, внедренцев, отдел сопровождения. РП-шники [руководители проектов. — Л. З.] берут себе, кого надо, тащат себе на проекты. Согласовывают с начальником, собирают команду» (М, 27, программист).
Руководитель проекта, с одной стороны, выполняет только организационнокоординационную функцию; с другой стороны, он — профессионал в конкретной области (например, программирование), но непосредственно эта область не является его основной работой. В некоторых случаях совместители частично пересекаются с фрилансерами: те, кто постоянно работает в одной компании, могут наряду с этим иметь свое предприятие.
Итак, выделенные категории дают представление о том, кто составляет ГТ-общность с точки зрения особенностей занятости. Это одна из попыток провести границу данной общности и обозначить ее внутреннюю дифференциацию по критерию форм занятости работников.
В то же время существуют и другие способы различения ГТ-специалистов. Большую роль в этом играют кадровые агентства и службы по подбору ГТ-персонала, которые появились сравнительно недавно, но быстро развиваются. Их появление стало этапом в институционализации профессии. Службы становятся своеобразным транслятором информации: кто включен в данную профессию, какие существуют критерии отбора, какие применяются названия должности и т. п. В частности, благодаря их деятельности, формируется представление об актуальности и востребованности профессий данной сферы, о требованиях к ним, о потенциальных работодателях.
П-работники в повседневной жизни
Об ГТ-работниках формируется внешнее представление, особенно с позиции тех, кому требуются ГТ-услуги. Основные стереотипы складываются на основе характеристик внешнего вида ГТ-работников и языка-сленга. Последний возникает
вследствие универсальности IT-продуктов. Иными словами, IT-специалисты работают с такими продуктами, которые имеют общую базу или корни, стандартизированы и основаны на английском языке. В результате, формируется общий язык, который распространяется не только среди организаций или пользователей того или иного продукта, но и во всем мире. Профессиональный язык становится сленгом (основанным на английском языке) и затрудняет вход в эту профессию. Этот сленг быстро трансформируется, т. к. постоянно возникают новые феномены, требующие называния. Новые термины ассимилируются в языке, а некоторые даже выходят за пределы IT-общности. Из интервью и блогов можно привести следующие примеры компьютерного сленга: сокращенные слова (клава — клавиатура, комп — компьютер); заимствованные из английского (хард — hard-disk — жесткий диск; юзер — user — пользователь; апгрейдить — upgrade — усовершенствовать; апдейтить — update — обновлять); пришедшие из других языков (глючить — работать со сбоями, тормозить — длительная работа процессора, зависать — не реагировать на попытки ввода информации или работы в целом, сносить — удалять, переустанавливать). Подобные слова употребляются в повседневной речи и понятны для многих пользователей.
Несмотря на активную экспансию многих слов из профессионального IT-словаря, их собственный «узкий» язык также сохраняется и воспроизводится. Причем, это воспроизводство может быть ограниченным для специалистов разных профилей. Например, для специалистов «по железу», то есть тех, кто работает преимущественно на аппаратной части компьютеров, характерны такие слова, как бэд-блок (испорченный участок диска), монстр (программное обеспечение мобильного устройства), север (северный мост — одно из устройств материнской платы) (Словарь, 2012).
Язык, таким образом, в случае с IT-работниками является одним из средств автономизации профессии. Автономизация выражается также и в том, что не ослабляется необходимость обращения за помощью к IT-специалистам, а они, в свою очередь, продолжают позиционировать себя в качестве самостоятельной и необходимой профессии. Само по себе специфическое «компьютерное» знание не закрыто, оно доступно, и им можно пользоваться. В то же время нет необходимости в том, чтобы специально его изучать. Современные поколения становятся все более грамотными в пользовании новыми технологиями и понимании логики их работы.
Другой критерий восприятия IT-работников — внешность и поведение, на основе которых также складываются стереотипы. Наличие подобных стереотипов подтверждается и самими IT-работниками. Как правило, они мало соотносятся с реальным положением дел, поскольку быстро теряют актуальность. Иными словами, исторически сложившиеся «персонажи» в этих стереотипах имели место раньше, еще на начальном этапе формирования сообщества инженеров-компьютер-щиков. Среди наиболее расхожих стереотипов встречаются описания системных администраторов:
«Сисадмин бородатый, ест пельмени» (М, 18, системный администратор).
«Сисадмин — толстый чувак, бородатый, в свитере, с пивом, с ногами на столе» (М, 24, тестировщик).
Не менее популярен образ программиста:
«Сложившийся стереотип про программиста в толстых очках и с грязными длинными волосами тоже откуда-то взялся» (Ж, 24, инженер-программист).
Подобные образы могут быть примерами внешнего вида некоторых представителей ГТ-сферы, но не являются правилом. Однако наличие этих стереотипов подчеркивает особенности образа жизни, условий работы и особенностей занятости.
«1Т — отрасль неординарная. Это не менеджер, управленец. Это не те 1Т. Да, стиль жизни есть. Есть такие, которые любят впахивать, например, у них нет личной жизни. Вот, пример: сисадмин — толстый чувак, бородатый, в свитере, с пивом, с ногами на столе. Но на самом деле, это возможно, когда он месяц пахал, настраивал все. Жизнь удалась. Стереотипы же не зря такие. Видимо, диктует специальность, диктует определенный стиль жизни. По тестировщику ты никогда не скажешь, что это тестировщик. Иногда не скажешь, что программист. Отражается на тех, кто “тру проггер” — нравится ему, как фанат математики, преподаватель. Некоторые серьезные программисты живут в своем мире, мышление по-другому, как шахматисты» (М, 24, тестировщик).
Итак, не все специальности сферы ГТ имеют характеристики, которые различимы извне и складываются в стереотипы. В целом, тема стереотипов об ГТ-работниках заслуживает отдельного внимания, поскольку включает множество факторов, объясняющих их существование, воспроизводство, смену. Мы не будем углубляться в анализ всех факторов, обратим внимание лишь на некоторые из них. По признанию респондентов, существуют определенные качества, которые позволяют, например, девушкам чаще распознавать «своего в толпе».
«Любая работа накладывает свои отпечатки. Было неоднократно такое, что можно определить по внешнему виду. Моя девушка, тоже айтишник, определяла. Как, я не знаю. Что-то, наверное, связано с поведением, одеждой. То, что работа эта, с одной стороны, располагает к большей свободе, с другой стороны, больше обязательств, вот это очевидно» (М, 21, программист).
«Я из толпы вычисляю. Это как-то видно. Сейчас реже уже, а раньше как-то очевидно было» (Ж, 32, программист).
Хотя конкретные стереотипы перестают быть актуальными, имеет смысл говорить о наличии определенных характеристик повседневной жизни. Работники ГТ, возможно, в наибольшей степени включены в глобальные сети и связи, как следствие, испытывают влияние «профессиональной культуры». Особые предпочтения, работа с новейшими продуктами, контакты с зарубежными странами, обладание экспертным знанием обуславливают «особость» ГТ-работников.
«Нет особого типажа, но, наверное, есть особая культура» (М, 18, системный администратор).
«Если говорить опять же о внешнем виде, то по сложившемуся стереотипу, 1Тотличаются от других, хотя, работая в 1Т-компании, я бы опровергла этот образ. Хоть и есть отдельные личности. Что 1Т — это стиль жизни, я в какой-то степени согласна. Иногда для людей их работа становится стилем жизни, но это относится не только относится к 1Т» (Ж, 24, инженер-программист).
«Есть стереотип, что проггер — это человек с посаженным зрением, который сутки напролет сидит перед монитором. Я пока такого не заметил. Есть и тощие очкарики в потертом свитере, и вполне обычные люди» (М, 26, программист).
Специалисты, которые наблюдали «эволюцию» ГТ собственными глазами в течение длительного периода ее формирования, скорее склонны говорить
об отсутствии внешнего стиля жизни. Поскольку в настоящее время рынок ГГ очень насыщен, работники этой сферы растворяются в общем рынке многих других профессий.
«Сейчас программистов слишком много стало, чтобы их как-то видеть отдельно. Они все такие обычные, рядовые ребята. Сейчас айтишники уже ничем почти от других не отличаются. Какая-то общая европеизированность, трезвая оценка реальности, социальная направленность» (М, 28, директор ^-компании).
Итак, внешние описания складывались под влиянием времени и особенностей развития сферы информационных технологий. Их наличие (или отсутствие) подтверждает существование неких схватываемых извне характеристик, благодаря которым данная профессиональная общность может быть идентифицирована. Актуальность таких представлений недолговечна, стереотипы продолжают существовать, сменяя друг друга. Это говорит о развитии сферы информационных технологий, увеличении ее значимости и присутствия в повседневной жизни.
Социально-демографические характеристики работников дополняют общую картину ГГ-общности. Существует мнение, что представители данной профессиональной
Диаграмма 4
Портрет специалиста № распределение по полу, возрасту, образованию, владению английским языком (HeadHunteг, 2008)
общности, как большинство работников технической сферы, преимущественно мужчины любого возраста. Тем не менее женщины также занимают позиции в этой сфере (диагр. 4.).
Хотя это распределение представлено в обобщенном виде, следует заметить, что внутри ГГ наблюдаются тенденции гендерных распределений. Например, программистами чаще становятся мужчины, в то время как тестировщиками оказываются как женщины, так и мужчины. Web-дизайнерами также успешно могут быть и женщины, и мужчины, а вот на руководящие должности чаще попадают мужчины. Это означает, что внутри ГГ-профессии сохраняются инженерные паттерны, в соответствии с которыми технические специальности больше востребованы мужчинами. Они, в свою очередь, приобретают социальный капитал, достаточный для карьерного роста.
Выводы
Программисты, системные администраторы, web-дизайнеры и другие «компьютерщики» занимают сейчас прочную позицию на рынке труда. Их формальный статус может определяться в профессиональных классификациях (ОКЗ, ISCO, ISIC). Профессиональная IT-общность настолько внутренне дифференцирована, что официальные классификаторы не могут учесть всех особенностей. Мы попытались выявить специфику данной общности с позиции занятости, учитывая при этом особенности положения работников на рынке труда — работающие официально по трудовому законодательству, студенты и выпускники, фрилансеры и совместители. Такая категоризация позволила нам увидеть комплексность внутренней структуры IT-общности и особенности занятости в данной сфере. Так, были показаны факторы развития и институционализации сферы, некоторая специфика профессионализации работников, характерные черты IT-специалистов, выраженные в стереотипах и образах. Неслучайно в обыденном языке сформировались соответствующие маркеры и названия для этой общности: слово «айтишники» уже не ново в обыденной жизни.
Литература
Вязникова В. В., Стребков Д. О. (2009) Финансовое поведение российских фрилансеров: возможности и ограничения // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 41—64.
Индикаторы информационного общества (2011) / стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2011.
Стребков Д. О. (2009) Познавательные возможности онлайн-опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса Интернет-фрилансеров) // Социология: Методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 31. С. 135—161.
Стребков Д. О., Шевчук А. В. (2010) Фрилансеры на российском рынке труда // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 45—56.
HeadHunter.ru
Словарь молодежного сленга, категория «Айтишники». (2012). иКЬ: http://teenslang.su/ content/&slang=it
IT-workers at the labour market
Lilia V. Zemnukhova
Junior research fellow,
The Sociological Institute of the Russian Academy of Sciences,
St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
All IT specialists are demanded as information technologies continue to extend to all spheres of social life. Information technology workers are considered to be a professional community which could be specified with diverse criteria. In this article, the community representatives are classified with occupation categories, namely: primary workers, students and graduates in IT, freelancers and secondary workers. These categories serve as reference points in the analysis of IT-workers position at the domestic labour market.
Keywords: information technology, IT-specialists, professional community, labour market.