Н.И. Сенчук
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация
В статье представлен механизм перераспределения долгосрочных инвестиций как элемент государственной политики протекционизма. Рассматриваются направления инвестиционной стратегии, методы активизации инвестиционной деятельности посредством государственного регулирования и контроля.
Annotation
In article the mechanism of redistribution of long-term investments as an element of a state policy of protectionism is submitted. Directions of investment strategy, methods of ac-tivization of investment activity by means of state regulation and the control are considered.
Ключевые слова
Инвестиции, рынок, инвестиционная активность, государственное регулирование, иностранный капитал, финансы, контроль.
Key words
Investments, the market, investment activity, state regulation, the foreign capital, the finance, the control.
Экономическая политика государства в современных экономических условиях связана с активизацией инвестиционной деятельности. Необходимость привлечения долгосрочных инвестиций обусловлена потребностью повышения жизненного уровня населения и обеспечения социальной стабильности. Для этого целесообразен переход от защитной реструктуризации к стратегической, которая включает создание новых продуктов, рынков, управленческих технологий, развитие отношений собственности и финансов. Реструктуризация промышленности предусматривает создание и развитие отраслей, производящих высокотехнологичную продукцию на основе нанотехнологий.
Существующий механизм управления инвестициями не согласован с динамичными процессами реструктуризации российской экономики. Положение усугубляется отсутствием перспективной стратегии реформ, что снижает
мотивацию к долгосрочным инвестициям. В этой связи важнейшим представляется проведение эффективной и быстрой реструктуризации промышленного производства, перемещение ресурсов от старых отраслей к инновационным, создаваемым на основе принципиально новых технологий. Создание инвестиционного механизма рыночного перераспределения средств является необходимым приоритетом государственной структурной политики протекционизма.
Среди инвестиционных механизмов, способствующих структурным изменениям в промышленности, можно выделить две группы. К первой группе относятся меры, проводимые частными инвесторами, ко второй — государственная инвестиционная политика, составной частью которой является скрытое субсидирование инвесторов путем предоставления финансовых льгот. Необходимо учитывать, что конкурентное преимущество базируется на способно-
сти и готовности фирм к инновациям. Достижение высшей для национальной промышленности стадии эффективности зависит от способности государства мотивировать бизнес на активизацию инвестиционных процессов.
Выделим следующие направления инвестиционной стратегии: обновление производственных фондов; построение вертикально-интегрированных цепочек; расширение и диверсификацию бизнеса; консолидацию производства с финансовыми институтами.
С инвестиционной активностью связана конкуренция между крупным и малым бизнесом. Известно, что ведущие мировые корпорации тратят огромные средства на инвестиционные разработки. Приоритеты научно-
технического развития все более связываются не с демонстрационными дорогостоящими проектами прорывного характера, а со сбалансированным развитием всех звеньев инвестиционного процесса. Этот баланс должны обеспечить малые и средние компании. Развитие малого и среднего бизнеса является индикатором инвестиционной ориентации национальной экономики.
Главной проблемой в развитии инвестиций, как части государственной политики, является не отсутствие финансовых ресурсов, а отсутствие мотивации к изменению структуры экономики. Инвестиции в реструктуризацию экономики требуют длительных и постоянных вложений и они носят рискованный характер
Отметим, что в России нарушены пропорции между денежным обращением и отраслевой структурой промышленности и экспорта, поэтому следует создать стимулы для межсекторных, межотраслевых и межрегиональных переливов капитала. Задача перелива капитала из сырьевых в высокотехнологические отрасли может быть достигнута за счет изменения ставок налога: в пе-
рерабатывающих отраслях его уменьшить, в сырьевых — увеличить.
Для поддержания уровня промышленного производства необходимо осуществление многомиллиардных вложений, а для развития металлургии еще и проведение промышленной политики по увеличению выпуска в отраслях металлоемкого машиностроения, строительства и электроэнергетики. При необходимости больших инвестиций в освоение нефтяных и газовых месторождений государство должно обеспечить масштабное перераспределение средств от добывающих отраслей в высокотехнологичный комплекс.
Для поощрения активности в инвестиционной сфере имеет смысл провести инвентаризацию существующих технологий, что позволит устранить распыление государственных средств и передать неиспользуемую федеральную собственность в управление муниципалитетам для создания инновационнотехнологических центров. При этом государству следует избегать жесткого регулирования рынка высоких технологий, поскольку инвестиционный процесс отличается высокой неопределенностью результата, требует инициативности, обширных знаний в области технологий и маркетинга. В будущем основное внимание необходимо сосредоточить на институциональной сфере.
За счет высвобождения доходов промышленных компаний инвестиционные ресурсы могут быть увеличены в ближайшие 2-3 года до 4,5% ВВП. Значительным резервом является сокращение вывоза капитала и привлечение валютных активов резидентов, а также снижение производственных издержек в результате роста эффективности использования факторов производства. Общая величина возможного прироста инвестиций от сокращения потребления и без привлечения дополнительных иностранных инвестиций может составить к 2010 г. около 13-16% ВВП. Дру-
гими словами, имеющиеся ресурсы позволят только за счет внутренних источников увеличить объем инвестиций почти вдвое.
Те механизмы, которые необходимо задействовать для осуществления инвестиционно-активного развития, могут и не иметь желаемой эффективности. Чтобы структура пассивов коммерческих банков изменилась в пользу активизации инвестиций, необходимы мощные институциональные инвесторы, такие как Пенсионный фонд, аккумулирующий на длительные сроки часть сбережений. В настоящий момент институциональные инвесторы находятся на начальных стадиях формирования.
Одним из главных средств достижения инвестиционной активности в экономике является создание развитой системы финансовых институтов. Существуют различные концепции развития финансового рынка и банковской системы в России, тесно увязывающие между собой государственное регулирование и инвестиционную активность.
При современной экономической ситуации в России справедлива точка зрения, согласно которой российские банки могут развиваться лишь настолько, насколько им позволяет система государственного регулирования. Реальный вклад финансового сектора в возрождение российской экономики весьма ограничен, а размеры финансовых компаний, универсализм их деятельности и качество предоставляемых услуг далеки от желаемого. С участием государства происходит активная перестройка банковской системы, банки все больше диверсифицируют свою деятельность, осваивают новые финансовые инструменты, типы операций, новейшие банковские технологии.
Одним из важнейших приоритетов инвестиционной стратегии является оживление рынка прямых инвестиций. Исходя из условий инвестирования и финансовых ресурсов России, целесо-
образно сосредоточиться на мерах по стимулированию иностранных инвесторов. Они могут применяться в различных сочетаниях:
— освобождение вновь создаваемых совместных и иностранных компаний от отдельных видов налогов и платежей на период от 3-х до 10 лет с момента объявления ими балансовой прибыли;
— вычет убытков первых лет финансирования из налоговых платежей после объявления прибыли;
— снижение ставок налога на прибыль и подоходного налога;
— уменьшение или отмена налога на добавленную стоимость, а также на прибыль, переводимую за границу;
— освобождение от налогов компаний, ориентированных на экспорт;
— специальные гарантии правительства в части сохранения налогового режима по конкретным проектам на срок окупаемости инвестиций;
— специальные меры по защите внутреннего рынка посредством пошлин и налогов в рамках структурной перестройки экономики;
— сокращение или освобождение от экспортных и/или импортных пошлин на оборудование и материалы, вводимые иностранными инвесторами;
— освобождение от квотирования и/или лицензирования экспорта товаров, производимых на предприятиях с иностранными инвестициями или на территории свободных экономических зон (СЭЗ).
Для наиболее важных и эффективных проектов целесообразны стимулы (регуляторы) нефинансового характера, которые могут быть использованы для создания общей благоприятной обстановки эффективного функционирования иностранного капитала. Они связаны:
(а) с улучшением условий для новых инвесторов; консультированием
инофирм по вопросам инвестиционной деятельности в России;
(б) с развитием инвестиционной инфраструктуры, в том числе связи, транспорта, дорог, портов и т. д.
Результаты применения таких мер, как наличие современных средств связи, могут стать для иностранной компании решающим фактором при определении целесообразности своего предприятия в данном регионе.
Влияние компаний с иностранными инвестициями на макроэкономические показатели развития России пока незначительны. Вызывает озабоченность, что среди 10 с лишним тысяч зарегистрированных в России предприятий с иностранным капиталом большинство относится к маломощным. Это отражает сравнительно неблагоприятный инвестиционный климат в России, а также то, что инвестиции направляются в отрасли, не требующие крупных вложений и обеспечивающие быструю отдачу. Около 50% всех инвестиций приходится на увеличение уставного капитала совместных предприятий. Крайне низкой — около 2% остается доля портфельных инвестиций (инвестиций, составляющих менее 10% в общем фонде компаний и не дающих права на участие в управлении). Это свидетельствует о том, что западные инвесторы не рассчитывают на стабильный доход по акциям компаний, действующих на территории России, хотя отдельные фирмы обещают дивиденды до 35% в валюте, что значительно превышает процентные ставки в Западной Европе. Они предпочитают прямое участие в управлении компанией, в которую они вкладывают средства: прямые инвестиции составляют около 90% от всего объема инвестиций. Оценивая в целом деятельность СП в России, следует сказать, что их возможности остаются нереализованными.
Среди мер, способствующих активизации и регулированию иностран-
ных инвестиций, особое место занимают свободные экономические зоны. Их финансирование и поддержка со стороны государства осуществляются, главным образом, за счет кредитов и налоговых «каникул» (отсрочек). При этом полномасштабная реализация в краткосрочном плане может способствовать росту бюджетного дефицита. Существенные недостатки в организации СЭЗ, низкий уровень их эффективности побуждают искать новые подходы к механизму их формирования, соответствующие моделям международной практики.
Речь идет о торгово-таможенных, производственных и иных субзонах, ограниченных по территории и числу резидентов. Формирование новых экономических субзон положительное явление, и оно необходимо для обеспечения системного подхода, при котором субзоны следует рассматривать как составную часть более сложных комплексных свободных экономических зон. При правильном выборе целей и направлений деятельности субзон, соблюдении критериев определения местоположения субзоны возможно достичь необходимой эффективности. Соблюдение целой системы требований при проектировании экономических субзон позволит предотвратить грубые ошибки при их образовании и функционировании. Так, в конце 90-х годов был принят закон, обязывающий экспортеров 75% полученной выручки продавать Центральному банку России, что сдерживало формирование как внутренних, так и внешних инвестиционных ресурсов. На рубеже XXI века сложилась ситуация, когда из-за высоких мировых цен на нефть и жесткого регулирования экспортеры возвращали в Россию и сдавали часть полученной валютной выручки Центральному банку РФ, что порождало рост денежной массы, падение курса доллара, ускорение инфляции и снижение темпов экономического роста.
Мировая практика различных стран свидетельствует о том, что приток иностранных инвестиций является катализатором технического прогресса, инноваций и сокращения сроков окупаемости инвестиций. Привлечение прямых инвестиций — процесс, требующий изменения реформирования экономики с соответствующим изменением законодательства, формированием строгих и стабильных правил по организации ведения бизнеса. В этой связи необходима разработка комплекса инструментов, включая создание оптимальной структуры прямых инвестиционных вложений, что должно способствовать активизации направления капитала на промышленные инновации. В последние годы крайне неблагоприятно изменяется структура поступающих прямых инвестиций: так доля кредитов от зарубежных совладельцев компаний в структуре ПИИ выросла почти в 3,5 раза. Хотя ПИИ и представляют собой значительный дополнительный источник финансирования, но они не играют значительной роли в формировании инвестиционного климата.
Библиографический список
1. Артамонов Е.С. Инвестиции в промышленность. - М.: Омега-Л, 2007. С.198.
2. Кныш М.И., Перематов Б.А., Тюти-ков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учеб. пособие. Изд-е 2-е. - СПб.: Дом «Бизнес-Пресса», 2005. С.157.
3. Смоленцев К.Ю. Проблемы управления инвестиционными процессами: зарубежный опыт и современная Россия. -М: Дэллина, 2003. - 214 С.
4. Разумов И.В. Влияние состава основных фондов на динамику инвестиционных вложений промышленных предприятий // Финансы и кредит. - 2008. -№ 2 . С.24-43.
5. Хмыз О.В. Глобальные тенденции 2006 г.: Рост прямых иностранных инвестиций // Финансы и кредит. - 2008. -№ 3 . С. 24-43.
6. www.investbiz.ru
ВШ1^гарЫе list
1. Artamonov E.S. Investment in the industry. - M.: Оmega-L, 2007. 198 p.
2. Knysh M.I., Perematov B.A., Тutikov Y.P. Strategic planning of investment activity: Manual. - SPb.: Business-press, 2005. 157 p.
3. Smolensev K.Y. Problem of management of investment processes: foreign experience and modern Russia. - M: Dallina, 2003. - 214 p.
4. Razumov I.V. Influence's reasons of structure of a fixed capital on dynamics of investment investments of the industrial enterprises // Finance and credit. - 2008. -№ 2. 24-43 p.
5. Hmyz O.V. Global of the tendency 2006: Growth of direct foreign investments // Finance and credit. - 2008. - № 3. 24-43 p.
6. www.investbiz.ru