РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 97.04.001 -97.04.025
МОСКВА 1997
дачи, которую компания ставит перед своим зарубежным подразделением: развитие технологии; разработка продукта; техническая поддержка других операций фирмы. В каждом случае действуют свои стимулы интернационализации, свои доводы в пользу выбора места размещения и свой способ управления.
Т. В. Горбунова
97.04.018. КЬЕЗА В., МАНЦИНИ Р. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕНОСОМ ЗНАНИЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФИРМАХ
CHIESA V., MANZINI R. Managing knowledge transfer within multinational firms// Intem.j. of technology management = J. intern, de la gestion technologique.-Geneva, 1996.- Vol. 12, N 4.-P.462-487.
Итальянские исследователи, избравшие темой реферируемой статьи передачу технологий в условиях растущей интернационализации исследований, отмечают, что данная проблема имеет особое значение для многонациональных компаний, осуществляющих инновационную деятельность в подразделениях, географически "рассеянных" по разным странам. Материал для анализа получен авторами в ходе обследования 12 компаний, действующих в наиболее наукоемких отраслях (химической, нефтехимической, электронной и телекоммуникационной).
В статье подчеркивается, что ИР являются той разновидностью деятельности компаний, которая долгое время "не поддавалась" интернационализации. Наиболее эффективной считалась централизованная модель размещения ИР. Перенос исследовательских задач "на поле" зарубежных филиалов - явление сравнительно новое, существующее не более двух десятилетий. Подобному развитию событий способствовали различные факторы. Во-первых, децентрализованные подразделения ИР открыли новые источники внешней информации. Во-вторых, перенос исследовательских задач в отделы, непосредственно связанные с производственной и коммерческой деятельностью фирмы за рубежом, позволил ускорить сроки разработки продукции, что дало временной выигрыш в конкурентной борьбе. В-третьих, дифференциация и специализация инновационной деятельности в разных регионах определила соответствующее размещение в них исследовательских ресурсов компании.
Децентрализация ИР выдвинула в число важнейших задач проблему организации переноса технологической информации. Практика успешных многонациональных фирм дает многочисленные примеры способов и форм такого переноса. В таблице, приведенной авторами на с.465, перечисляются десять наиболее типичных "механизмов” обмена информацией между подразделениями многонациональной компании. В их числе, в частности: обмен персоналом; регулярные совещания специалистов фирмы, работающих в разных странах; использование электронной почты, телеконференций, системы "Network"; формирование "интернациональных групп" и др.
Механизм переноса технологической информации в многонациональных фирмах следует, по мнению авторов, изучать отталкиваясь от следующих параметров. Во-первых, географические масштабы деятельности : носит ли деятельность подразделения местный или глобальный характер. Во-вторых, объем и разнообразие технологических задач подразделения. Особого внимания заслуживает анализ взаимодействия между разными отделами компании. При этом важно определить, на какой стадии инновационного процесса происходит отмеченное взаимодействие и каким образом международные структуры ИР формируют процесс разработки новой продукции на глобальном уровне.
Анализ типов "интернационализованных" подразделений и характера их взаимоотношений с материнской компанией позволил авторам идентифицировать следующие четыре структуры: 1)"изолированная специализация"; 2)"поддерживаемая специализация"; 3)”структура специального вклада”; 4)’’интегрированная структура".
Изолированная специализация. Данная структура наделяет "глобальным мандатом" на проведение разработки новых-лродуктов и процессов одну единственную лабораторию. Считается, что это повышает эффективность ИР, дает экономию на масштабах и улучшает координацию инновационной деятельности. Передача знаний при такой форме организации ограничена этапом выбора проекта ИР и внедрением продукции на зарубежные рынки. Сам выбор осуществляется "в центре", периферийные подразделения подключаются к инновационной программе на этапе эксплуатации результатов ИР. В этом случае они становятся источником технологической и коммерческой информации для "центра".
Пплле.пживаемая специализация. Ресурсы ИР и инновационной деятельности по соответствующей области технологии также сосредоточены в одном центре. Зарубежные подразделения занимаются поиском технической и коммерческой информации и снабжают ею центр. Это позволяет материнскому подразделению быть в курсе запросов местного рынка.
Структура специального вклада. Каждое подразделение вносит свой вклад в программу ИР, которая управляется и контролируется из единого центра. Таким образом, знания, полученные в "периферийных" зарубежных отделениях, передаются в центр структуры. Обычно, подразделения "вкладчики" берутся за разработку сравнительно узких, специальных направлений, выступающих в качестве отдельных звеньев общей, координируемой из центра инновационной программы. При данной структуре взаимодействие среди географически распыленных организационных субъектов является более сложным, чем у первых двух типов. Потоки информации идут не только от периферии к центру, но и между отдельными подразделениями. На этапе определения проекта (когда идет распределение работы между отдельными лабораториями-исполнителями) решающее слово часто принадлежит смешанным группам, в которых представлены специалисты из различных зарубежных подразделений.
Интегрированная структура. При такой системе лаборатории фирмы, расположенные в разных странах, ведут разработки самостоятельно, но в рамках скоординированной из центра программы. Авторы полагают, что следует различать две разновидности указанного типа. В первом случае, в условиях дифференцированных рынков и отсутствия однородной группы потребителей, каждое зарубежное подразделение наделяется полномочиями в реализации программ нововведений, важных для местного рынка. Такого рода подразделения авторы называют "местными интегрированными лабораториями". Вторая разновидность организации годится для разработки "глобальной продукции" в географически разбросанных подразделениях. В этом случае многонациональная компания стремится формировать структуру взаимосвязанных лабораторий, которые должны обмениваться результатами своих ИР? Таким образом, каждое подразделение выступает в качестве отдельного звена инновационной цепи, ориентированной на выпуск глобального продукта. Такую форму ор-
ганизации авторы определяют как "интегрированную глобальную лабораторию".
Т.В.Горбунова
97.04.019. МИАН С. ОЦЕНКА ДОБАВЛЕННОГО ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИНКУБАТОРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
MIAN S. Assessing value-added contributions of university technology business incubators to tenant firms // Research policy, Amsterdam, 1996.-Vol. 25, N 3.-P. 325-335.
Автор — сотрудник Школы бизнеса при университете штата Нью-Йорк. Во введении он дает разъяснение некоторых новых понятий, используемых в реферируемой статье. Университетские инкубаторы коммерческой технологии (university technology business incubators - UTBI) — это "современная форма предпринимательской деятельности, используемая некоторыми университетами для поддержки новых технологоемких фирм". Автор подчеркивает, что "концепция инкубации" направлена на эффективную связь талантов, технологии, капитала и ноу-хау в целях ускоренного развития таких компаний. Добавленный вклад (value-added contribution) в том смысле, в котором он используется в данной статье -это специфические способы расширения коммерческих возможностей фирм, арендующих помещения и использующих услуги, предлагаемые университетскими инкубаторами.
Материалом для исследования, результаты которого представлены в статье, послужили дацные о деятельности шести UTBI в США, действующих не менее пяти лет. Общая характеристика этих инкубаторов и предлагаемых ими программ содержится в данных таблицы.