2003.02.015. ДОЛОРЕ Д. ЧТО НАМ НАДО ЗНАТЬ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ.
DOLOREUX D. What we should know about regional systems of innovation // Technology in soc., Bradford, 2002. - Vol.24, N 3. -P. 243-263.
Ключевые слова: инновационная деятельность за рубежом; региональные инновационные системы (РИС).
Дэвид Долоре с февраля 2002 г. является сотрудником факультета технологии и социальных сдвигов в Линчёпингском университете (г. Линчёпинг, Швеция). Во введении отмечается, что начиная с 1980 г. в различных странах появляются локальные производственные системы, которые оказывают возрастающее влияние на региональное развитие. Проблемы такого рода - в центре интересов специалистов, занимающихся региональной экономикой. В этой связи в литературе активно обсуждается концепция региональных инновационных систем (РИС). Дискутируются такие вопросы, как отличие РИС от других территориальных систем, происхождение и характеристика РИС, компоненты данной системы, ее функционирование и ее оценка. В то же время, отмечает автор, пока мало внимания уделялось такой стороне вопроса, как «элементы и механизмы», определяющие развитие РИС.
Концепция РИС, отмечает автор, возникла в ходе дискуссий о национальной инновационной системе. По одному из определений, РИС - это «система, в которой фирмы и прочие организации систематически заняты интерактивным обучением с помощью институционального окружения». Другое определение обозначает РИС как «региональную инновационную систему, включающую производственную и институциональную структуру».
Поясняя приведенные определения, автор отмечает, что «интерактивное обучение» - это процесс, в ходе которого «знания объединяются» и становятся коллективным достоянием различных участников производственной системы. Под определением «окружение» понимают «открытый территориальный комплекс», охватывающий «правила, стандарты, ценности, трудовые и материальные ресурсы». Приведенные определения дают общее представление о РИС. Существуют более точные обозначения РИС, учитывающие такие основные элементы системы, как внутренняя организация фирм, межфирменные связи, роль государственного сектора,
институциональная структура финансового сектора, интенсивность и организация ИР.
Автор отмечает, что концепция РИС строится на следующем допущении: инновации - это процесс, базирующийся на разнообразных факторах, внутренних и внешних по отношению к компаниям. Функционирование РИС зависит не только от накопленного фонда знаний в компаниях и институтах, но и от того, каким образом эти организации взаимодействуют друг с другом и со своим окружением. Таким образом, инновации не могут производиться на базе лишь внутренних ресурсов компании. РИС формируется на основе потоков знаний и информации, инвестиций, партнерских связей и т.п. Приведенные определения, подчеркивает автор, дают лишь общую картину концепции РИС. Для более детального представления необходимо, в частности, ответить на такие вопросы, как степень значимости РИС для понимания инновационных и технологических изменений, степень отличия РИС от других форм территориальных систем.
Специальный раздел реферируемой статьи посвящен характеристике внутреннего механизма РИС. Основу данной системы составляют четыре базовых элемента: фирмы, институты, инфраструктура знаний и инновационная политика. Фирмы играют важную роль, выступая в качестве «производителей и распространителей знаний». Институты - промышленные лаборатории, университеты, правительственные НИИ - являются важными участниками РИС, влияющими на создание, разработку, передачу и использование технологий. Инфраструктура знаний - это материальная и организационная инфраструктура, обеспечивающая поддержку инноваций. Она может приобретать разные формы: структуры для распространения технологий (научные парки, технологические парки), организации, ориентированные на развитие новых видов промышленной деятельности на региональном уровне (технологические инкубаторы). Особую форму составляют государственные консультативные агентства по передаче технологий и инноваций. Задача последних - предоставление информации и технической поддержки наукоемким фирмам. Еще один участник инфраструктуры - исследовательские институты (университеты, НИИ, правительственные лаборатории). Они активные участники производства и координации научно-технических знаний и предоставления услуг по подготовке специального персонала.
Инновационная политика. На уровне региона такая политика ориентирована на совершенствование взаимодействия между инфраструктурой знаний, фирмами и институтами. Эта политика поддерживает местный потенциал ИР с помощью распространения технологий.
Отличается ли РИС от других форм территориальной организации? Выяснению этого вопроса автор посвятил специальный раздел реферируемой статьи. Он останавливается на четырех формах промышленной организации: промышленные районы; технополисы; инновационное окружение; обучающие регионы.
Промышленные районы. Могут рассматриваться как частная форма агломерации, характеризуемая «локальным уплотнением» межиндустриальных отношений. Фирмы, как правило небольшие, узко специализированные, тесно «вросшие» в рассматриваемую территорию. Инновации выступают как результат кооперации, взаимной зависимости и доверия.
Технополисы. Их считают важной инфраструктурой промышленной инновационной деятельности и переноса технологий. Технополисы создают возможности институциональной кооперации университетов и промышленности. Они могут стимулировать рост высоких технологий, их перенос и в конечном счете разработку прибыльных новых продуктов и процессов. Типы технополисов в разных странах отличаются заметным разнообразием. В то же время все они обладают общими качествами. Речь идет, во-первых, о научном компоненте - присутствии в технополисе университетских исследовательских подразделений. Во-вторых, здесь отмечен «производственный компонент» в лице наукоемких предприятий, способных производить и распространять знания и новую технологию. В-третьих, технополисы предлагают «структурный компонент» -специальные службы и механизм переноса технологий на предприятия. Для концепции технополиса главным является размещение университетов и исследовательских центров в непосредственной близости от инновационных фирм. В целом, технополисы можно рассматривать как «социальные лаборатории», главной задачей которых является снижение производственных затрат участников, вовлеченных в процесс инноваций.
Инновационное окружение. Эта концепция основывается на процессах локализованного обучения и инноваций и изучает социологические и культурные параметры местных конкурентных
преимуществ. Понятие среды предусматривает не столько географические факторы, сколько комплекс, «способный инициировать синергические процессы». Фактор территориальной близости имеет значение для снижения затрат на реализацию контактных связей. Инновационное окружение обеспечивает снабжение ресурсами, которое облегчает экономический и технологический процесс для инновационных предпринимателей.
Обучающий регион. Главные элементы, определяющие концепцию обучающего региона, - это производители и потребители знания, межфирменные связи и сети, высокий уровень конкуренции среди участников. Сторонники подобной концепции полагают, что инновации являются результатом комбинаций, привязанных к определенному региону. «Инновационное пространство», отмечает автор, становится «территориальным пространством» для фирм, вовлеченных в инновационные и обучающие процессы. Такая территория создает для инновационных фирм условия, которые им необходимы для сокращения «неопределенностей», связанных с экономическим и технологическим контекстом инноваций. Обучающий регион принято рассматривать, как окружение, в рамках которого фирмы и институты могут обучаться, взаимодействуя друг с другом.
Знакомство с перечисленными концепциями, отмечает автор, обнаруживает ряд общих признаков с РИС. Во-первых, для всех характерно признание важности географического фактора для инноваций и коллективного обучения. Во-вторых, акцент в названных подходах делается на сходстве моделей экономических, технологических и социальных связей между фирмами и организациями, стимулирующими «внутреннюю динамику системы».
Сравнение выявляет также важные различия. Так, концепция РИС отличается высокой оперативностью, в ней участвуют многочисленные региональные исполнители. В то же время в концепции технополиса или обучающего региона центр тяжести направлен на поддержку неких элементов, призванных поощрять инновации и реализацию соответствующей политики. РИС придает особое значение не оценке эффективности с точки зрения экономических последствий, а взаимодействию между фирмами и организациями. Наконец, РИС несовместима с инновационным процессом, который опирается, как в технополисе, на централизо-ванные «иерархические» инструменты регионального развития.
В специальном разделе реферируемой статьи автор, основываясь на результатах, полученных П.Куком (Cook) и другими исследователями, перечисляет и кратко характеризует факторы, определяющие особенности РИС. Принято считать, что таких факторов - пять. Сюда входят: региональный потенциал, уровень региональной интеграции, социальная «встроенность», способы управления переносом технологий, региональные барьеры.
В заключение автор обращает внимание на то, что, поскольку концепция РИС является сравнительно новой, она включает факторы, заслуживающие дальнейшего анализа. Требуют уточнения и унификации такие понятия, как «инновации», «регион». Дальнейшее изучение РИС требует проведения более четкого различия между региональной инновационной политикой, географическими и экономическими компонентами.
До последнего времени, пишет автор, объектом РИС были высокотехнологичные отрасли промышленности. Фирмы рассматривались либо как «производители», либо как «потребители» науки и технологии. При этом в стороне оставалась такая проблема, как специализация компаний. В частности, не проводилась разделительная линия между производством промышленной продукции и производством услуг. Нет пока ясности и в таком вопросе, как способы вовлечения разных участников в РИС и формы их взаимодействия с другими наукоемкими фирмами.
Те, кто изучает концепцию РИС, должны, на взгляд автора, обратить внимание на опыт стран, где такая система применяется на практике. Речь идет прежде всего о Скандинавии и некоторых странах Европы. Что касается США, то там «реализация РИС находится в зачаточном состоянии».
Т.В.Горбунова