РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издастся с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс сврии 2,2 рефераты 96.03.001-96.03.108
МОСКВА 1996
И конверсия топлива, технологии сжигания со слабым уровнем выбросов, очистка газов, появляющихся в результате сжигания, экономия энергии и производство энергии в других формах
И Ю Жилина
96 03 055 МИХАЭЛОВА А ПРОЕКТ СОВМЕСТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ КЛИМАТА MICHAELOVA A Joint împlementation A promising instrument for climate protection // Interecon — Hamburg, 1995 — Vol 30, № 4 — P 163-171
Сотрудница Гамбургского института экономических исследований анализирует так называемый Проект совместного применения — международный механизм компенсации за сокращение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, принятый на Первой конференции ООН в рамках Конвенции по изменению климата
Автор отмечает, что выброс в атмосферу газов, возникающих в результате чёловеческой деятельности, ведет к повышению температуры и изменению климата По расчетам специалистов, эти выбросы могут быть сокращены на 60%, однако в настоящее время для этого нет стимулов, поскольку разрушение окружающей среды происходит на глобальном уровне и по прошествии определенного времени, не отражаясь явно на ее состоянии в местном или региональном масштабе Поэтому, пишет автор, необходима разработка глобальной политики защиты климата, в которой примут участие все государства Первый шаг в этом направлении — принятие Конвенции по изменению климата на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г По условиям этой Конвенции выброс в атмосферу газов, вызывающих парниковый эффект, должен быть ограничен уровнем 1990 г в основном за счет сокращения выбросов в промышленно развитых странах (ПРС) При этом на развивающиеся страны (PC) не налагается никаких ограничений В рамках Конвенции был разработан международный механизм компенсации за сокращение выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, который заключается в освобождении от уплаты налога на выброс газов компаний, добившихся сокращения выбросов в соответствии с государственной программой той или иной страны
Были предложены различные методы реализации этого механизма
1 Страны — участницы Проекта совместного применения должны либо вносить определенные суммы в независимый фонд, либо предлагать проекты ограничения выбросов, классифицируемые по степени их эффективности Страна, предложившая проект, получает кредит,
величина которого пропорциональна степени его эффективности. Реализация этой модели сталкивается с институциональными проблемам и практически неприемлема.
2. То или иное государство разрабатывает проект сокращения выбросов и. реализует его в других странах на государственном, региональном или муниципальном уровне на основе межправительственных соглашений. Например, голландская государственная компания реализует проекты восстановления лесов во многих странах. Иногда государство поручает выполнение проекта частным компаниям и организациям.
3. Инвестиции в фонд Проекта совместного применения осуществляют отдельные компании, заинтересованные в участии в проекте, что позволяет им выплачивать меньше налогов. Если расходы на реализацию проекта меньше величины сокращения налогов, компании получают чистый доход. В свою очередь, страны, на территории которых реализуются проекты, получают новые технологии и приток капиталов. Частные проекты имеют определенные преимущества перед государственными, поскольку они свободны от неэффективных бюрократических расходов, могут привлекать дополнительный капитал, а их трансакционные издержки сводятся к минимуму.
4. В Проекте совместного применения могут быть задействованы и негосударственные организации (НГО), осуществляющие проекты в областях, непривлекательных для частных компаний и правительств. Это проекты с большим количеством участников и небольшими бюджетами или проекты, включающие учебные программы или распространение информации. При этом многие НГО не спешат приступать к реализации проектов, исходя из того, что прежде чем проводить мероприятия по ограничению выбросов в атмосферу вредных веществ в РС, необходимо изменить экономическую структуру и поведение потребителей в ПРС. НГО, однако, могут эффективно способствовать реализации проекта после завершения первоначальной стадии.
Главным стимулом для участия предприятий в Проекте совместного применения являются налоговые льготы, основанием для предоставления которых служит сертификат, выданный предприятию государственными экспертами, который подтверждает сокращение выбросов загрязнителей в атмосферу. В странах, где налог на загрязнение не предусмотрен, предприятиям, работающим в рамках проекту, могут предоставляться субсидии, финансируемые за счет средств, полученных в результате повышения косвенных налогов.
На государственном уровне вместо налога может использоваться система продажи “прав на загрязнение”. Банк, продающий “права на загрязнение”, регулирует количество выбрасываемых загрязнителей. Снижение уровня загрязнения в результате осуществления Проекта
совместного применения позволяет выпускать дополнительные “права на загрязнение". Компания, получившая такие дополнительные права, может воспользоваться ими или продать их другой фирме.
Для привлечения потенциальных участников должна существовать “биржа проектов”, где можно получить немедленную и исчерпывающую информацию о всех имеющихся проектах и их финансировании. Важным элементом Проекта совместного применения являются надежные проверки результатов его осуществления. В этой связи автор считает целесообразной разработку международных стандартов проверки, а также унификацию санкций, применяемых к участникам, не достигших результатов в ходе выполнения проекта.
Н. Н. Иванова
96.03.056. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В г. ЗАГРЕБЕ.
Sustav financiranja unapreienja zastite okolisa u gradu Zagrebu / Ekon. inst.; Red. Baric P. et al.— Zagreb: Ekon. inst., 1994 .— III, 101 s.— Bibliogr.: 8. 97-101.
В работе, подготовленной сотрудниками Экономического института г. Загреба (Хорватия), рассматриваются экологическая ситуация в городе и источники финансирования охраны окружающей среды (ОС) в условиях независимости Хорватии и перехода экономики на рыночные отношения.
Авторы отмечают, что 1990 год является переломным в развитии Загреба, ставшего столицей нового государства, которая, по хорватским меркам, считается довольно крупной городской агломерацией с площадью 1293 кв. км и населением в 867 950 тыс. человек (с. 12). Агломерация представляет собой единую территориально-административную единицу с весьма разнообразными территориями, включая заповедные зоны. Наличие многочисленных производств, в частности, химической и фармацевтической промышленности, на относительно небольшой площади города оказывает существенное влияние на ОС. Кроме того, значительные проблемы порождает отставание развития коммунальных инфраструктур (сооружений для водоочистки, канализации и переработки производственных и бытовых отходов). Так, в 1992 г. только 8% промышленных сточных вод подвергалось очистке, 62% — сливалось непосредственно в почву, реки или озера (с. 20).
Хотя загребские власти относительно давно начали предпринимать меры для улучшения качества ОС, результаты этой деятельности из-за ее нескоординированности и бессистемности оказались неудовлетворительными. В этой связи в 1992 г. городская Скупщина выделила средства на осуществление специального экологического про-