РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
3
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,6 рефераты 96.03.001-96.03.045
МОСКВА 1996
96.03.027.ОЛЬХОВСКИЙ B.C., ЕВДОКИМОВ Г.Л. СКИФСКИЕ ИЗВАЯНИЯ VII-III вв. до н.э. /РАН. Ин-т археологии; АН Украины. Ин-т археологии,- М., 1994,- Библиогр.: с.78-84.
Монография посвящена публикации и источниковедческому анализу скифских каменных изваяний. Основное внимание уделяется морфологии и иконографии памятников, установлению или уточнению их хронологии, выявлению особенностей хронологических и локальных групп. В работе учтены 137 каменных изваяний и 17 баз к ним, т.е. почти все образцы скифского монументального искусства VII-III вв. до н.э., найденные в Причерноморье, Крыму и Предкавказье в период 1870-1993 гг.
Рассматриваемые памятники (их общая характеристика дается в главе I) представляют собой объемные, вытянутых пропорций, устанавливаемые вертикально изображения, которые передают обобщенный (стилизованный), либо реалистический образ человека, реже - его семантический эквивалент в виде столбообразной (фалломорфной) стелы. Соответственно, в зависимости от наличия или отсутствия сходства с человеческой фи1урой, они именуются в работе антропоморфами, антропоморфными изваяниями, либо стелами, столообразными изваяниями или менгирами.
В семантическом плане они, по мнению авторов, символизировали "центральный элемент упорядоченной мифологической Вселенной - вертикальную ось (ось мира, мировой столб, древо, фалл и тд.). С течением времени антропоморфность данного символа усиливалась путем его персонификации отождествления с образом первопредка-родоначальника, солярного героя-демиурга, земным "заместителем" которого выступала социально значимая личность - царь, военный предводитель, иной выдающийся член общества. Функционально скифские изваяния являлись и надгробными памятниками, и культовыми символами, устанавливались нд вспиине кургана либо в центре святилища"(с.7).
Вторая глава представляет собой сводный Каталог скифских изваяний и баз к ним. Для удобства пользования весь материал
разделен на три части по географическому принципу. В первой части дается описание памятников, обнаруженных на территории Западного и Северного Причерноморья (без Крыма), а также Северного Приазовья (причерноморская группа). Во второй части представлены изваяния и базы, найденные на Крымском полуострове (крымская группа). Наконец в третьей части публикуются изваяния и базы, происходящие с территории Северного Кавказа (северокавказская или предкавказская группа). Подобное членение материала, как отмечают авторы, обусловлено относительной природно-географической изоляцией указанных регионов и, соответственно, определенной спецификой их этнокультурного развития, отразившейся и на рассматриваемых памятниках.
В каталоге отражены сведения о месте обнаружения каждого конкретного памятника, обстоятельствах находки, степени сохранности, характере повреждений и размерах памятника, предметном репертуаре изображений, датировке изваяния и месте хранения.
В третьей главе представлены результаты изучения хронологии, морфологии и иконографии изваяний. Анализ их территориально-хронологического распределения показал, что единственным регионом с абсолютным преобладанием ранних образцов скифской монументальной традиции являются предгорные и степные районы Северного Кавказа. Из 35 обнаруженных здесь изваяний 77% относятся к VII-VI вв. до н.э. При этом наиболее насыщено памятниками Центральное и Северо-Восточное Предкавказье, в то время как на Тамани и прилегающих к восточному берегу Азовского моря территориях их нет или почти нет. В течение V в. до н.э. количество скифских памятников на Северном Кавказе резко сокращается, а к концу IV в. до н.э. они практически исчезают, что, несомненно, свидетельствует о почти полном исчезновении здесь скифского населения (с.45).
В наиболее многочисленной причерноморской группе памятников (79 экз.) также присутствует некоторое количество изваяний, датируемых концом VII-VI вв. до н.э., но оно и относительно (только 13% от общего числа), и абсолютно (10 против 27) уступает ранней хронологической группе северокавказских памятников. В V в. до н.э. распространенность изваяний в Причерноморье заметно возрастает. К следующему хронологическому этапу(1У - начало III вв. до н.э.) относится максимальное количество причерноморских памятников (45% от общего числа). Тем не менее, степень рапространенности изваяний относительно числа погребений на этом этапе становится ниже, чем раньше (21 изваяние на 120 погребений в V в. до н.э. и 28 изваяний на 1205 погребений в IV-III вв. до н.э.) (с.40). Концентрация их заметна прежде всего в районах, прилегающих к Днепру, а также в Побужье, Поингулье и Северном Приазовье. Значительно реже изваяния встречаются в Буго-Днестровском и Днестро-Дунайском междуречье, и крайне редко - севернее границы степи и лесостепи. На рубеже IV-III вв. до н.э. традиция создания скифских каменных изваяний в рассматриваемом регионе практически прекращается.
Иное, по сравнению с причерноморской группой, хронологическое распределение изваяний дает значительно уступающая ей численно крымская группа (23 экз.). Наиболее ранние памятники данного типа появляются в Крыму только в V в. до н.э. Основная их масса (83%) датируется IV - началом III вв. до н.э., фиксируя интенсивный рост здесь скифского населения в этот период. Видоизменяясь в позднескифской этнической среде, обычай установки изваяний доживает на полуострове до первых веков н.э. (с.45).
Анализ всей совокупности изваяний свидетельствует о наличии локальных и хронологических особенностей в их морфологии. Прежде всего памятники делятся на две неравные морфологические группы - антропоморфов и неант ропоморфов. Вторая группа, крайне немногочисленная, представлена четырьмя
памятниками, имеющими вид стелы или менгира. Антропоморфные изваяния подразделяются на пять видов. Это - антропоморфные плиты, распространенные главным образом на Северном Кавказе, где они датируются преимущественно второй половиной VI в. до н.э.; антропоморфные столбы, составляющие около 50% всех причерноморских изваяний VII-VI вв. до н.э., и представленные в тот же период на Северном Кавказе; плоская скульптура (более совершенный вид изваяний, достаточно реалистично передающий очертания человеческой фигуры), в ранний период (VII-VI вв. до н.э.) широко распространенная в Предкавказье и, особенно, в Причерноморье, где количество ее возрастает с 50% в VII-VI вв. до н.э. до 86% в V в. до н.э. и до 81% среди памятников V-IV и IV -начала П1 вв. до н.э., а также в Крыму (в поздней хронологической группе изаяний). Все три перечисленных морфологических вида являются наиболее древними по происхождению и широкораспространенными. К числу более поздних и нетипичных принадлежат статуарные рельефы и круглая скульптура, встречающаяся лишь в Крыму и на Северном Кавказе в IV-III вв. до н.э. (с.48-51).
Изучение иконографии изваяний показывает, что на протяжении всего периода существования скифской монументальной скульптуры господствующей оставалась антропографическая схема стоящей вертикально мужской фигуры в разных вариантах: полная фигура (наиболее популярна в Крыму и на Северном Кавказе в IV -начале III вв. до н.э.), полуфигура (обычна в Причерноморье в VII-Vbb. до н.э. и на Северном Кавказе в VII-VI ввдо н.э.), бюст (изредка встречается во всех регионах), силуэт (распространен в Причерноморье в IV - начале III вв. до н.э.). Появление фигур, полуфигур и бюстов относится к VII-VI вв. до н.э., силуэтов - к рубежу V-IV 6в. до н.э. Другой основной вариант вертикальной антропографической схемы - фигура, сидящая в седле или на вершине столба - явно архаичен; в VII-V вв. до н.э. он изредка
встречается в Причерноморье и на Северном Кавказе, а в начале IVb. до н.э. практически исчезает (с.55).
Важной составной частью иконографической характеристики является также репертуар антропоморфных черт, многие из которых имеют значение в качестве территориально-хронологических индикаторов. Среди таковых особое место занимают, в частности, изображения усов, ушей, наличие (или отсутствие) моделировки шеи, взаиморасположение рук (являющихся, при всей статичности и каноничности иконографической схемы скифских изваяний, ее наиболее "подвижным" графическим элементом), проработка ног.
В четвертой главе рассматривается предметный репертуар изображений на изваяниях, который можно разделить на четыре основные группы: 1) одежда, обувь, головной убор; 2) символы власти и украшения; 3) предметы быта и хозяйственной деятельности; 4) оружие и доспех. Среди элементов одежды наиболее часто изображаемым предметом в течение всего периода бытования изваяний был пояс, отмеченный на 48% памятников VII - начала III вв. до н.э. (чаще на более ранних, чем на более поздних) (с.63). Другим широкораспространенным атрибутом иконографии скифских изваяний являлись шейные гривны, служившие не только украшением, но и знаком власти. Они встречаются на 44% памятников, причем популярность этого атрибута заметно снижается от более ранних изваяний (70% причерноморских монументов VII-VI вв. до н.э.) к более поздним (25% памятников IV -начала III вв. до н.э. в том же регионе)(с.б5). Из числа предметов вооружения на скифских изваяниях чаще всего изображались налучья с луками (гориты) и мечи-акинаки (50-100% памятников по разным регионам)(с.73).
В целом, как отмечают авторы, на памятниках воспроизводились реальные предметы, бывшие в употреблении в момент создания изваяний. Их набор, достаточно устойчивый в своей основе, претерпевал со временем некоторые изменения. "Ранние памятники (VII - сер. VI вв. до н.э.) отличаются более скромным
набором атрибутов, изваяния конца VI-V вв. до н.э. иконографически весьма насыщены, ассортимент представленных на них предметов достигает максимума. В IV в. до н.э. (с середины века?) происходит существенное сокращение набора изображаемых атрибутов, снижение художественного уровня их воспроизведения"(с.76).
Процесс упадка скифского монументального искусства, заметный в 1У-Ш вв. до н.э., в меньшей степени 'затронул Крым, остававшийся последним оплотом его существования и даже своеобразного "ренессанса" (в результате прямого воздействия античного изобразительного искусства) вплоть до полного заката и исчезновения позднескифской культуры (с.77).
Заключительная (и наиболее обширная по объему) часть книги (с.89-177) представляет собой таблицы иллюстраций к каталогу скифских изваяний.
А.Е.Медовичев
ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
96.03.028-029. НАРОДЫ КАВКАЗА. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА (Сводный реферат)
96.03.028. ДЗУСЕВ Х.В., БЕСАЕВА Т.З. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА У ОСЕТИН.- Владикавказ,1994.-113 с. - Библиогр.:с.89-94.
96.03.029. СОЛОВЬЁВА ТЛ. ГРУЗИЯ. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА /РАН.Ин-т этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. - М., 1995. - 129с.
Оба исследования посвящены изучению одной из сфер традиционно-бытовой культуры народов Кавказа - комплексу обычаев, связанных с рождением ребенка и его социализацией.
Обряды детского цикла непосредственно связаны с различными сторонами семейного и общественного быта, они отражают особенности мировоззрения и религиозных верований