Научная статья на тему 'Скифские антропоморфные изваяния Северного Причерноморья: эмблемы власти и войны'

Скифские антропоморфные изваяния Северного Причерноморья: эмблемы власти и войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1202
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗВАЯНИЯ / ЛУК / СЕКИРА / МЕЧ / РОГ / НАГАЙКА / СКИФЫ / ГЕРОДОТ / ВОЕННЫЕ ВОЖДИ / АNTHROPOMORPHIC SCULPTURES / BOW / AXE / SWORD / HORN / WHIP / SCYTHIANS / HERODOTUS / MILITARY CHIEFS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молев Е. А., Молева Н. В.

Рассматриваются символы власти и воинской доблести, изображавшиеся на скифских антропоморфных изваяниях, дается их характеристика, определяется возможный сакральный смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCYTHIAN ANTHROPOMORPHIC SCULPTURES OF THE NORTHERN BLACK SEA REGION: EMBLEMS OF POWER AND WAR

The article examines the symbols of power and military valour on Scythian anthropomorphic sculptures and determines their possible sacral significance and origins.

Текст научной работы на тему «Скифские антропоморфные изваяния Северного Причерноморья: эмблемы власти и войны»

УДК 930.1

СКИФСКИЕ АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗВАЯНИЯ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ: ЭМБЛЕМЫ ВЛАСТИ И ВОЙНЫ

© 2013 г. Е.А. Молев, Н.В. Молева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 15.12.2013

Рассматриваются символы власти и воинской доблести, изображавшиеся на скифских антропоморфных изваяниях, дается их характеристика, определяется возможный сакральный смысл.

Ключевые слова: антропоморфные изваяния, лук, секира, меч, рог, нагайка, скифы, Геродот, военные вожди.

К настоящему времени нам известны многие аспекты жизни скифского общества. Кроме памятников материальной культуры скифов, полученных путем археологических исследований на протяжении двух веков, в распоряжении ученых имеются сведения Геродота, Страбона, Диодора и других античных авторов. Это позволяет дать более точную оценку роли отдельных элементов их культуры, в частности антропоморфных изваяний, использовавшихся в скифском обществе на всем протяжении его истории.

В жизни скифских племен междоусобные и захватнические войны имели определяющее значение. Не случайно поэтому авторитет военных вождей, называемых царями, был очень велик и непререкаем. Экономика (кочевое скотоводство, зарождавшееся земледелие, домашние ремесла) также в основе своей были подчинены военным нуждам. Изготовление наступательного и защитного вооружения, одежды, походной бронзовой посуды, коневодство и выращивание зерна для животных - все это характерные черты хозяйственной жизни скифов.

Вместе с тем скифы уже в VII-VI вв. до н. э. имели развитые мифологические и религиозные представления о структуре мироздания и пантеоне богов, что нашло отражение не только в информации Геродота, но и в скифском изобразительном искусстве. Оно представлено двумя группами ярких и своеобразных памятников: торевтикой, где в бронзе и золоте воплощен скифский звериный стиль с аллегорическими изображениями различных животных, и антропоморфными каменными изваяниями, воплощавшими человека. Именно последним посвящена наша работа.

Скифские антропоморфные изваяния представляют собой памятники монументальной

пластики высотой от 1 до 2.5 метров. В настоящее время их известно более 120 на территориях Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Все они воплощают фронтально стоящую (изредка сидящую) мужскую фигуру с согнутыми под прямым углом руками, располагающимися над поясом. Часто в руке у них - ритон. Ниже пояса всегда размещается различное вооружение. Нередко имеется изображение фалла. Нижняя часть изваяния закапывалась в землю (см. табл. I). Об их датировках некоторое время назад не было единого мнения, поскольку до 50-х гг. ХХ в. большинство из них не имели паспортных данных. К примеру, А.И. Мелюкова относила их ко второй половине V—III вв. до н. э. [1, с. 128]. Раскопки скифских курганов в последние десятилетия дали более объективные даты для большинства этих изваяний: VI—V вв. до н. э. И лишь немногие из них датируются более поздним временем - ГУ-Ш вв. до н. э. Такого мнения придерживаются почти все современные скифологи: Б.Н. Граков, П.Н. Шульц, Д.С. Раевский, В.С. Ольховский, Г.Л. Евдокимов, Н.Л. Членова.

Таким образом, очевидно, что скифские антропоморфные изваяния существовали на протяжении 500 лет и являли собой канонический образ, который, однако, претерпевал существенные изменения с течением времени. Все эти памятники были связаны с погребальным обрядом вождей и устанавливались на вершинах курганов [2, с. 104]. Они представляют собой обобщенный тип воина-героя, характеризующийся устойчивым набором иконографических признаков [3, с. 139]. Силуэт их слаборас-члененный, столбообразный; реже - в виде плоской стелы. Все детали - черты лица, элементы костюма, руки, оружие, гривны, ритоны

Таблица I

Скифские антропоморфные изваяния Северного Причерноморья VI—IV вв. до н.э.

Крым. IV в. да

0 Крым. IV—11Г ВВ. ДО Н.Э. 8 9

- тщательно, с этнографической точностью трактовался неоднозначно различными иссле-проработаны в рельефе. Они являются главным дователями, делавшими акцент на тех или иных ключом к пониманию образа, который аксессуарах. Так, Б.Н. Граков видел в этих из-

ваяниях героизированных умерших [4, с. 102103]. Н.Г. Елагина обратила внимание на совпадение символики на них со скифской мифологией, освещенной Геродотом (Ш1 IV. 5) и олицетворяющей сакральность власти: лук со стрелами, секира, меч. Она полагала, что эти своеобразные статуи воспроизводили облик умершего царя с регалиями, пожалованными божеством в знак царской власти [5, с. 195]. Е.В. Попова считала такие изваяния изображениями племенных вождей [6, с. 118]. М.И. Артамонов трактовал их как воплощение не конкретного человека, а мифологического персонажа, обожествленного героя-предка скифов [7, с. 82]. А.И. Мелюкова интерпретировала их как изображения божеств войны Арея или Акинака [1, с. 128]. П.Н. Шульц постарался примирить столь разные точки зрения и предложил ранние изваяния VI в. до н. э. считать образами героя-родоначальника, а более поздние - военачальника-басилея [8, с. 227; 9, с. 226]. С.С. Бессонова высказала мнение о том, что такие памятники ставились скифам очень высокого социального ранга, но не царям (у погребенных царей все атрибуты власти, выполненные из золота, располагались на них самих). Кроме того, эти изваяния могли быть охранными знаками территории, утверждающими право на нее [10, с. 99-100]. Д.С. Раевский впервые обратил внимание на то, что воплощенные в скифских изваяниях персонажи (скорее всего, это Таргитай-Геракл, прародитель скифов и их первый царь) являются одновременно и космическими воплощениями. В них хорошо заметна подчеркнутая трехчлен-ность деления мира: голова отделена гривной от туловища; последнее делится на две части поясом (вверху эмблемы сакральной власти, внизу - военной). Нижняя часть всегда зарывалась в землю и ее хтонический характер очевиден. Таким образом, скифские изваяния представляют собой, кроме всего прочего, модель мироздания [11, с. 52; 3, с. 140-144].

Рассмотрим семантические индикаторы, представленные на этих изваяниях. В последнее время комплекс изображений, имеющийся на таких памятниках, рассматривается как «идеологически нагруженная знаковая система, изобразительный код» [12, с. 5-7]. Начнем с деталей костюма. Это гривна и пояс (табл I, 1-6).

Что касается гривны, то это массивное мужское шейное парадное украшение, выполненное из золота. Различают гладкие и витые их разновидности. В скифских подкурганных погребальных комплексах их известно довольно много. Пекторали, появившиеся в IV в. до н. э., являются их усложненной модификацией. Грив-

на - это атрибут власти и высокого социального ранга [12, с. 65]. Ее присутствие на шее погребенного или изваяния является символом близкой к деспотической власти вождя-царя. Скифскому обществу были присущи и культ вождей с их беспрекословным авторитетом, и почитание умерших вождей [13, с. 65].

Пояс, присутствующий на всех скифских антропоморфных изваяниях VI-V вв. до н. э., делит фигуру на верхнюю и нижнюю части. Он имеет символическое и практическое (для прикрепления оружия) назначение. Символика этого атрибута несет в себе понятие силы и отражена Геродотом в легенде о происхождении царской власти. Таргитай-Геракл, покидая зме-еногую богиню, завещает власть тому из своих сыновей, кто натянет его лук и опоясается его поясом (Ш1 IV. 9). На конце пояса висела золотая чаша. В память об этом скифы носят чаши на поясе (Ш1 IV. 10). На некоторых антропоморфных изваяниях имеются изображения таких чаш на боку; они предназначались для культовых возлияний и являлись сакральным атрибутом. Вполне вероятно, что опоясывание боевым поясом и натягивание лука являлись непременным условием военных инициаций молодых скифов.

Переходя к оружию, представленному на скифских антропоморфных изваяниях, отметим следующее. У скифов оружие было не только неотъемлемой частью военного бытия, но и символом военной власти, будучи связано с культом героев и вождей [13, с. 49]. Существует предположение, что у скифов мог существовать обычай ритуального ограбления могил после захоронения умерших с целью изъятия особо ценных вещей и возвращения их роду [14, с. 148-149, 152]. Для скифов такими предметами прежде всего могло быть оружие. Культ оружия был свойственен многим народам Древнего мира, начиная с эпохи бронзы, когда война становится приоритетным занятием в жизни общества. Его можно проследить, начиная с Эгейского мира, затем - у хеттов, хурритов, мидийцев, персов. Скифы - это тоже часть ближневосточного мира, где они провели долгое время и из которого, может быть, произошли.

Набор вооружения на скифских изваяниях хотя и кажется однотипным и стандартным, зависит и видоизменяется от хронологической позиции памятника [15, с. 350]. На ранних изваяниях конца VII - первой половины VII в. до н. э. таких изображений меньше (табл. I, 1-2). С середины VI в. до н. э. по V в. до н. э. их больше и они разнообразнее (табл. I, 4-6). На поздних антропоморфных изваяниях IV-III вв.

до н. э. их немного или они отсутствуют вовсе (табл. I, 8-9).

Чаще всего ассортимент оружия представлен секирой, луком в горите, мечом или кинжалом. Реже встречается плеть (табл. I, 4). Все оружие размещалось в нижней части изваяния, под поясом, в сфере земного бытия. Рассмотрим символику каждого предмета вооружения.

Лук у скифов - один из главных видов оружия. Легким луком с очень тугой тетивой они пользовались и в конном, и в пешем строю. Даже в захоронениях рядовых скифов всегда помещался лук со стрелами. Он указывал на принадлежность к высшему военному сословию. Вместе с тем лук был символом царя-победителя и его военного могущества, выступая в качестве одной из инсигний царской власти [13, с. 23]. Следует также заметить, что натягивание лука считалось проявлением божественного героизма и власти, что нашло отражение в уже упоминавшейся выше скифской легендарной традиции, переданной Геродотом. А сам лук являлся атрибутом богов и даже мог олицетворять собой вертикальную модель мира [16, с. 75-77]. Он размещался на левом боку воинов как это отражено на изваяниях (табл. I, 4, 6, 7).

Секира (боевой топор) подвешивалась к поясу под правой рукой, рукоятью вниз. Особенно часто изображения этого вида оружия встречаются на ранних изваяниях VI-V вв. до н.э. (табл. I, 4). Секира входила в состав набора магических золотых предметов, упавших с неба (дар богов) и данных в руки герою-богатырю Колаксаю, ставшему царем скифов (Ш1 IV. 5). Уже в силу этого обстоятельства боевой скифский топор был не только оружием, но и служил эмблемой богоданности царской власти. Тем не менее как традиционное оружие в V в. до н.э. секира вытесняется копьем и, вероятно, поэтому реже встречается на антропоморфных изваяниях. Можно отметить находку ритуальной секиры в золотой обкладке с изображением зверей, олицетворяющих скифскую модель мира, в царском погребении Келермесского кургана [17, № 3740]. Этот топор также связывается с ритуалом жертвоприношений [18, с. 9-10].

Меч (скифский акинак) или кинжал в ножнах подвешивался к поясу ближе к центру (табл. I, 7). Оружие это колющее, обоюдоострое, сравнительно легкое, в основном предназначавшееся для пешего боя. Так же, как и лук, он являлся принадлежностью скифского воина и был главным оружием скифской аристократии [13, с. 23]. Он часто встречается в мужских погребениях. Прежде всего он являлся ипостасью скифского бога войны, которого Геродот

называет Аресом. Олицетворением его и был акинак. Ему воздвигались алтари и приносились кровавые человеческие жертвы (пленники) с распитием крови. Об этом есть подробный пассаж у Геродота (Ш1 IV. 62-63). Скифы поклонялись мечу и как символу владычества над территорией [13, с. 50]. Вместе с тем исследователи считают, что меч имеет амбивалентную семантику, знаменующую собой жизнь и смерть в их нерасторжимой связи [19, с. 149]. Фаллическая форма меча отождествляется с творческим актом божественного творения [20, с. 220]. На скифских изваяниях меч не случайно размещается рядом с фаллом или замещает его, являясь не только воинским и царским атрибутом, но и символизируя собой потенциальную силу вождей, дающих продолжение роду.

Иногда на скифских антропоморфах среди оружия помещается плеть (нагайка), являвшаяся индикатором кочевнической культуры [21, с. 96]. Кроме того, плеть, безусловно, символизирует собой принадлежность ее владельца к касте воинов и господ (табл. I, 4). Геродот повествует о том, как, вернувшись из длительного похода в Азию, скифы обнаружили, что их территории захвачены потомками скифских женщин и рабов. Не сумев одержать над ними верх при помощи оружия, они изгнали их плетьми, как поступили бы с рабами (Ш1 IV. 3-4).

Наконец, еще одним предметом, часто встречающимся на скифских антроморфных изваяниях (ок. 40 %), является ритон в виде рога, размещенный в верхней (сакральной) половине туловище, прижатый к груди левой или правой рукой (табл. I, 3, 5-8). Культовое, ритуальное назначение такого сосуда прослеживается еще с верхнего палеолита и присуще многим племенам и народам [22, с. 46]. В скифских мужских подкурганных погребениях ритоны из золота и серебра обнаружены в 18 случаях [22, с. 46-47]. Рог встречается и на памятниках скифской торевтики с изображением клятвенного обряда и ритуала братания. Он применялся для церемониального питья вина, смешанного с кровью, или возлияний в честь богов, являясь непременным атрибутом религиозных действий. Рог, таким образом, был символом сакральной власти вождя, маркируя его героизацию после смерти [13, с. 65, 116]. Его также считают олицетворением божественной силы и защиты [20, с. 278].

Отметим также изображения фаллов, которые чаще всего присутствуют на ранних изваяниях VI-V вв. до н. э. (табл. I, 1, 6). Гениталии начинают обозначаться на антропоморфных монументальных памятниках еще со II тыс. до

Таблица II

Антропоморфные стелы киммерийского (предскифского) времени второй половины II - первой половины I тыс. до н. э.

шш

Керчь. Тиритака

Алалах. Сирия

Оренбургская область

Самарская область

7

Болгария

Крым

н. э. Причем такие гендерные признаки, переданные в пропорциях фигур, как обозначение груди и половых органов, присущи и женским, и мужским изваяниям (табл. II, 1-4).

На скифских антропоморфах фаллы - это символы мужской силы, обеспечивающей продолжение рода и его бессмертие. В абстракт-

ном, сакральном смысле, который несомненно отображен в изучаемых памятниках, фалл знаменует творение, космическую энергию, упорядочивающее начало, продолжение жизни после смерти [20, с. 376-377], т. е. круговорот жизни и смерти [20, с. 26-27]. Такой атрибут прямо указывает на воплощение в памятнике божествен-

ного генеалогического родоначальника с его неиссякаемым плодородием, обеспечивающим неисчерпаемость рождений [13, с. 65].

Заканчивая анализ символов власти и воинской доблести, отображенных на скифских антропоморфных изваяниях, отметим следующее. Очевидна связь этих памятников с погребальными ритуалами, культом предков, почитанием умерших вождей, олицетворявших деспотическую власть. Эмблемы, маркирующие воинскую доблесть и власть военачальника, представлены оружием; власть сакральная, полученная от богов, - гривной и ритоном; круговорот жизни и смерти и неиссякаемость рождений в племени - фаллом.

Обратимся теперь к вопросу о происхождении традиции изображения предметов вооружения на стелах и изваяниях. Антропоморфные памятники появились в Северном Причерноморье и в Крыму еще во II тыс. до н. э. (табл. II, 12). Подобные памятники имеются также на Ближнем Востоке (табл. II, 3-4) и в Малой Азии (Троя). Имея антропоморфные абрисы, они являются носителями гендерных признаков, выраженных в пропорциях фигур и детородных органах. Вполне возможно, что они принадлежали к доскифским и даже докиммерийским культурам сравнительно оседлого земледельческого населения и являлись олицетворением идеи плодородия. Парность фигур (мужчина-женщина) в еще большей степени усиливала эту идею. Они не содержат изображения оружия или символов власти.

Впервые инсигнии воинской доблести и власти появляются на каменных стелах, закругленных сверху и слегка сужающихся книзу, получивших распространение в IX-VII вв. до н. э. в степях юга Европы от Оренбурга до Волги, Северного Причерноморья, Болгарии, Румынии (табл. II, 5-8). А.И. Тереножкин считает, что именно таким путем с востока на запад продвигались киммерийские племена, осевшие в Северном Причерноморье [23, с. 212]. Отмечая в каменных стелах того времени отдаленное сходство с «оленными камнями» из Тувы, а также с памятниками карасукской и ананьин-ской культур, он полагает возможным считать их принадлежностью срубной культуры, фактически отождествляя ее с киммерийской, включая черногоровский и новочеркасский ее этапы [23, с. 119, 211]. Действительно, Геродот сообщает, что страна, которую в его время занимали скифы, раньше принадлежала киммерийцам (Ш1 IV. 11-12). Так же, как и скифы, они были ираноязычным народом, в гораздо большей степени архаичным, но имеющим зарождаю-

щуюся воинскую организацию и аристократию. Об этом свидетельствуют погребения конных воинов с боевыми топорами и стрелами в руках, мечами и кинжалами на поясе [23, с. 213-215]. Вполне возможно, что с такими захоронениями связаны стелы с изображенным на них оружием. Вероятно, они относятся к позднему этапу предскифских культур и датируются второй половиной VIII - началом VII в. до н.э. [24, с. 68]. Эти памятники можно назвать антропоморфными условно, поскольку они не имеют изображения головы, рук и других частей тела. Однако их поле расчленено на верхний и нижний ярусы, а в районе талии, иногда подчеркнутой поясом, располагаются секира-молот, кинжал или меч, лук или горит, выполненные в рельефе. На стеле из Оренбургской области окружностью обозначен овал лица, а под ним -фигурная гривна (табл. II, 5). Несмотря на некоторые локальные различия, все такие памятники однотипны и, вероятнее всего, действительно принадлежали киммерийцам, предшественникам скифов, родственным им по культурному развитию и этнически. Именно они и являлись прототипом более поздних скифских изваяний, отражавших собой более высокий уровень социального развития и идеологических (сакральных) представлений, связанных с культом предков-героев-вождей.

Что касается эволюции образа, представленного на скифских антропоморфных изваяниях, то отметим следующее. Их развитие прослеживается от плоской, условно-антропоморфной стелы киммерийского времени до столбообразного антропоморфного изваяния VI в. до н. э. с обозначенными в рельефе чертами лица, гривной, секирой, мечом, горитом, плетью, поясом, ритоном. Все эти предметы редко сосредоточены на одном памятнике, но пояс, меч, гривна присутствуют почти всегда. Иногда на них имеется изображение фалла. Изваяния V в. до н. э. в целом продолжают традиции памятников VI в. до н. э. Отметим лишь, что меч, горит и ритон изображены на них почти всегда, боевой топор и фалл - редко; гривны имеются на всех изваяниях.

Начиная с IV в. до н. э. скифские антропоморфные изваяния испытывают очень сильное влияние греческой объемной скульптуры. Особенно это заметно в памятниках Крыма, соседствующих территориально с греческими колониями. Изображения рук и торса становятся ближе не к архаическому канону, а к реализму. К началу III в. до н. э. такие изваяния почти исчезают, а те, что находят со скифскими погребениями, представляют собой точную копию греческих

боспорских или ольвийских антропоморфных надгробий, геометрично-схематичных, с четкими боковыми гранями, даже с обозначенным углом хитона на груди (скифы, вероятно, отождествляли его с гривной). Иногда складывается впечатление, что такие памятники заказывались и изготовлялись в боспорских городах. Первым эту особенность поздних скифских изваяний, лишенных каких-либо деталей, символизирующих власть и воинскую доблесть, заметил Ю.В. Болтрик, обозначив ее как «боспоризацию» скифской антропоморфной скульптуры в конце IV-III вв. до н. э. [25, с. 149].

В заключение отметим, что антропоморфные изваяния, так или иначе маркирующие собой погребения военных вождей и являющиеся воплощением их сакральной власти и воинской доблести, сопровождали скифское общество на протяжении его существования с конца VII по III вв. до н. э.

Список литературы

1. Мелюкова А.И. Каменная фигура скифа-воина // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. XLVIII. M., 1952. С. 125-129.

2. Петренко В.Г. Скифская каменная скульптура// Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1989. С. 104-106.

3. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М.: Наука, 1985. 256 с.

4. Граков Б.Н. Скифы: Научно-популярный очерк. М.: Изд-во МГУ, 1971. 167 с.

5. Елагина Н.Г. Скифские антропоморфные стелы Николаевского музея // Советская археология. 1959. № 2. С. 190-198.

6. Попова Е.А. Об истоках традиций и эволюции форм скифской скульптуры // Советская археология. 1976. № 1. С. 115-121.

7. Артамонов М.И. Антропоморфные божества в религии скифов // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 2. Л., 1961. С. 80-89.

8. Шульц П.Н. Скифские изваяния Северного Причерноморья // Античное общество. М., 1967. С. 225-231.

9. Шульц П.Н. Скифские изваяния // Художественная культура и археология античного мира. М.: Наука, 1976. С. 218-247.

10. Бессонова С.С. К вопросу о скифских каменных изваяниях в Крыму // Боспорский феномен. Погребальные памятники и святилища. Т. II. СПб., 2002. С. 98-104.

11. Раевский Д.С. Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей // Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983. С. 50-53.

12. Ольховский В.С., Евдокимов Г.Л. Скифские изваяния VII-III вв. до н.э. М.: МТО Метео, 1994. 188 с.

13. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова Думка, 1983. 137 с.

14. Кузьмин Н.Ю. Ограбление или обряд? // Реконструкция древних верований: источники, метод, цель. СПб., 1991. С. 146-156.

15. Ольховский В.С. Скифская монументальная скульптура (к проблеме достоверности источника) // Kimmerowie. Scitowie. Sarmaci. Krakow, 2004. С. 349-360.

16. Ерофеева Н.Н. Лук // Мифы народов мира. М., 1982. Т. II. С. 75-77.

17. Skythian Art. Leningrad, 1986. 184 р.

18. Кисель В.А. Секира из Келермесса как культовый памятник скифов // Сакральное в культуре. СПб., 1995. С. 7-11.

19. Мейслих М.Б. Меч // Мифы народов мира. М., 1982. Т. II.

20. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: ВЛАДОС, 1996. 285 с.

21. Кузнецова Т.М., Кузнецов С.В. Плеть как индикатор кочевой культуры // Вещь в контексте культуры. СПб., 1994. С. 96-97.

22. Власова Е.В. Скифский рог // Античное Причерноморье. СПб., 2000. С. 46-67.

23. Тереножкин А.И. Киммерийцы. Киев: Науко-ва Думка, 1976. 229 с.

24. Мурзин В.Ю. Скифская архаика Северного Причерноморья. Киев: Наукова Думка, 1984. 133 с.

25. Болтрик Ю.В. Скифские силуэтные изваяния IV в. до н.э. // Проблемы охраны и исследования памятников археологии в Донбассе. Донецк, 1989. С. 148-150.

SCYTHIAN ANTHROPOMORPHIC SCULPTURES OF THE NORTHERN BLACK SEA REGION:

EMBLEMS OF POWER AND WAR

E.A. Molev, N.V. Moleva

The article examines the symbols of power and military valour on Scythian anthropomorphic sculptures and determines their possible sacral significance and origins.

Keywords:anthropomorphic sculptures, bow, axe, sword, horn, whip, Scythians, Herodotus, military chiefs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.