РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091
МОСКВА 1996
Управление инновациями и научно-техническая политика
96.02.042. ГРАЧЕВА М. В. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОПРОСЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / РАН. Ин-т мировой экономики и меж-дунар. отношений.— М., 1994 .— 56 с.— Библиогр.: с. 54-55.
Книга состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматриваются основные положения современной теории нововведений. Автор отмечает, что концепция неравномерности нововведений или инновационной активности занимает важное место в современных исследованиях технического прогресса и долговременных колебаний в странах с рыночной экономикой. Основоположником этой концепции является И. Шумпетер. Свое дальнейшее развитие теория получила в конце 70-х — начале 80-х годов в работах таких западных экономистов, как Г. Менш, X. Фримен, Я. вен Дейн, А. Кляйкнехт и др.
Согласно теории нововведений каждый крупный технологический сдвиг порождает множество больших и малых нововведений и открывает новые сферы приложения капитала. Ускоренное накопление в новых отраслях способствует долговременному экономическому подъему. Однако когда рост производства новой продукции приводит к насыщению рынка и спрос на новые товары резко падает, объем капитала, задействованного в бывших новых отраслях, в период активного расширения производства, оказывается избыточным. Наступает длительная депрессия, преодолеть которую удается только в результате следующего технологического рывка. Масштабы нововведенческой активности, таким образом, периодически меняются, причем эти изменения происходят в тесной связи с долговременными колебаниями состояния экономической конъюнктуры в целом. Неравномерность потока нововведений определяет, таким образом, неравномерность технического прогресса и экономического развития, и наоборот.
Инновации делятся на технологические и нетехнологические. К первым относятся изменения в средствах и методах производства, ас-срциируемые с понятием научно-технического прогресса (НТП). Ко вторым — изменения, затрагивающие организационные формы хозяйственной деятельности и связанные с факторами социального характера, а также прочие сдвиги, лежащие за пределами производства в узком смысле слова. Критериями классификации собственно технологических инноваций являются либо их экономический эффект, либо отраслевое происхождение.
Общепризнано, что в основе механизма инновационной деятельности лежит прибыль. Осуществление первичных и вторичных инно-
13 - 619
ваций имеет свои особенности. Что касается конкретного механизма первичных инноваций, то Г. Менш и А. Кляйнкнехт полагают, что ухудшение состояния фирмы порождает стимулы к нововведениям. И наоборот, когда фирма процветает, ей нет необходимости что-либо серьезно менять в уже отлаженном производстве. Таким образом, по мнению этих авторов, наибольшее число базисных нововведений приходится на тяжелые и продолжительные депрессии. X. Фримен, Дж. Кларк, Л. Сутэ, напротив, считают, что именно процветающая фирма, уверенная в перспективах расширения рынка и роста прибылей, проявляет повышенную нововведенческую активность. В случае же затруднений фирме становится уже не до технологических новшеств, поскольку вырастает степень риска, связанного с нововведениями. Отсюда вывод: основная масса первичных инноваций реализуется в период долговременного улучшения конъюнктуры. По сути дела, противоречие между этими двумя подходами кажущееся, поскольку их сторонники по-разному оценивают горизонт внутрифирменного планирования.
Механизм вторичных инноваций связан с теорией их жизненного цикла, согласно которой каждое базисное нововведение приводит к созданию новой отрасли производства, последовательно проходящей цикл своего развития от бурного роста к постепенному упадку. Этот процесс происходит в двух измерениях: по вертикали (от более существенных нововведений к менее существенным) и по горизонтали (от маг лой распространенности нововведения до полного насыщения им рынка).
Завершающим звеном теории нововведений является анализ взаимосвязей между неравномерностью инновационной деятельности, с одной стороны, и долговременными тенденциями изменения общеэкономической конъюнктуры — с другой. Ключевой категорией в этой части концепции выступает понятие кластера нововведений, т. е. совокупности базисных нововведений, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном "экономическом пространстве". Причем это не случайное скопление отдельных технических новинок, а некая целостная система новых продуктов и технологий. Категория инновационных кластеров в современной теории нововведений выполняет двоякую функцию. Она отражает, во-первых, количественную неравномерность потока инноваций, во-вторых, их качественную совместимость; инновации, не вписывающиеся в целостную систему, оказываг ются бесперспективными.
Практическое воплощение теория нововведений получила в исследованиях, посвященных новым измерителям НТП. Одно из направлений таких исследований рассматривает понятие технологической активности. Работы, проводимые в русле данного направления, посвящаются сравнительному анализу уровня и динамики технологической актив-
ности в разных странах, а также инновационным опросам промышленных компаний. Последние получили наибольшее развитие в ФРГ.
Во второй главе представлен традиционный набор вопросов, включат емых в инновационные тесты в ФРГ (в том числе в восточных землях после объединения), проводимые Мюнхенским научно-исследовательским институтом экономических исследований (ИФО-Институтом), а также методика инновационных опросов, проведенных в России редакцией независимого бюллетеня "Российский экономический барометр" (РЭБ) в 1992-1993 гг.
Сравнительный анализ результатов инновационных тестов в ФРГ и России позволил констатировать следующее.
1. Инновационная активность обрабатывающей промышленности. В западных землях ФРГ в 1979-1990 гг. этот показатель (измеряемый инновационной квотой — долей компаний, осуществляющих нововведения, в общем числе компаний) вырос с 61 до 74%. В восточных землях инновационная деятельность резко активизировалась уже через год после объединения Германии — инновационная квота обрабатывающей промышленности выросла с 39% в 1990 г. до 64% в 1991 г. (с. 17). В России инновационная квота в конце 1993 г. составила 66%, т. е. повысилась по сравнению с периодом 1990-1992 гг. в среднем на 10 процентных пунктов, а по сравнению с 1992 г. — на 21 процентный пункт (с. 19). Таким образом, активизация нововведенческого процесса (характерный признак переходной экономики) в России, в отличие от Восточной Германии, произошла позже — не в первый, а во второй год реформ. Несмотря на это, инновационная активность в российской обрабатывающей промышленности находится на заметно более низком уровне, чем в западных землях ФРГ.
2. Дифференциация нововведенческой активности по секторам промышленности и в зависимости от размера компаний. В западных землях ФРГ наиболее активен сектор инвестиционных товаров, затем идет сектор промежуточных товаров и сектор потребительских товаров. В восточных землях наиболее активным является сектор потребительских товаров, немного отстает инвестиционный сектор, а последнее место занимает сектор промежуточных товаров. В западных землях наибольшую активность обнаруживают наиболее крупные предприятия с числом занятых более 1 тыс. человек, а в восточных — наиболее активны средние компании. В России дифференциация инновационной активности по секторам в 1990-1992 гг. демонстрировала сходство скорее с западными, чем с восточными землями ФРГ. По итогам 1993 г. максимальную квоту показал промежуточный сектор, немного отстал от него инвестиционный, а на последнем месте оказался потребительский. Наиболее высока инвестиционная квота у предприятий с числом занятых более 1 тыс. человек.
3. Величина расходов на инновационную деятельность. В Западной Германии в 80-е годы объем расходов промышленных компаний на нововведения увеличился в 1,7 раза (с. 20), по восточным землям таких данных нет, а в опросах РЭВ такой вопрос отсутствовал.
4. Соотношение двух главных типов инноваций: продукт- и процесс-инноваций. В западных землях ФРГ оно составляет 52:48, в восточных — 56:44. В России в 1990-1992 гг. это соотношение составляло 56:44, а в 1993 г. —68:32 (с. 21). Наиболее существенный сдвиг в сторону продукт-инноваций произошел в секторе потребительских товаров, что свидетельствует об активизации нововведенческой деятельности.
5. Содержание инноваций. В западных землях ФРГ на первом месте среди продукт-инноваций улучшение уже выпускаемых продуктов, на втором — выпуск совершенно новых продуктов, на третьем — применение новых материалов и нового сырья. В восточных землях данный вопрос в тесты не включался. В России с точки зрения содержания продукт-инноваций в целом важнейшим является выпуск совершенно новой продукции, на втором месте оказалось улучшение уже производимой продукции, на последнем — применение нового сырья и материалов. Однако выделение выпуска совершенно новой продукции в качестве важнейшего направления продукт-инноваций для российских предприятий имеет принципиально иной смысл, чем для германских компаний: первые считают "совершенно новым" для себя то, что для вторых представляет собой "вчерашний день". В содержании процесс-инноваций в западных землях ФРГ центральное место в сфере производства занимают автоматизация и внедрение новых технологий. В восточных землях и России вопрос о содержании процесс-инноваций в тесты не включался.
6. Цели инноваций. В западных землях ФРГ иерархия целей в области продукт-инноваций выглядит следующим образом. С точки зрения продуктовой политики приоритет имеет выпуск новой продукции в рамках своей базовой отрасли, затем идут выпуск субститутов ранее производившейся продукции и диверсификация. С точки зрения рыночной политики важнее всего сохранение доли рынка, принадлежащей данной компании, затем идут завоевание новых рынков за границей и новых категорий потребителей. В восточных землях с точки зрения продуктовой политики почти одинаковый рейтинг имеют введение новых модификаций уже выпускаемых продуктов и выпуск новой продукции в рамках своей базовой отрасли. Диверсификация занимает последнее место. С точки зрения рыночной политики приоритеты распределяются так же, как и в западных землях. В России иерархия целей продукт-инноваций примерно соответствует германской Что касается процесс-инноваций, то в ФРГ важнейшей целью янляется не снижение издержек, а повышение гибкости произ-
водства. В России же данное направление — лишь на втором месте.
7. Инновации и НИОКР. В западных землях ФРГ реализованные нововведения потребовали проведения научных исследований (58% ин-новаторов), опытных разработок (87%), конструкторских разработок и изменения дизайна (93%). Степень опоры инновационной деятельности на НИОКР возрастает с ростом размера компаний (с. 26). В восточной Германии и России данные вопросы в тесты не включались.
8. Структура выпускаемой продукции по фазам жизненного цикла. В западных землях ФРГ доля продуктов, находящихся в первых двух фазах жизненного цикла, в среднем по обрабатывающей промышленности выросла в 1982-1990 гг. с 29 до 48%. Доля продукции в фазах роста и стабилизации составляет 80%. В восточных землях соотношение между продукцией в фазах выхода на рынок, роста, стабилизации и снижения составляло 12:11:47:30 в 1990 г. и 21:20:41:18 в 1991 г. (с. 27). Таким образом, на товары в фазах роста и стабилизации, обеспечивающие основной поток наличности, приходится 60% оборота восточногерманских компаний. В России структура выпускаемой продукции по фазам жизненного цикла имеет более неблагоприятные характеристики. Соотношение между четырьмя фазами жизненного цикла составляет в целом по обрабатывающей промышленности 25:13:38:24 (с. 28). Для обеспечения долгосрочного выживания на рынке предприятия должны формировать структуру своей продукции таким образом, чтобы добиваться максимальной положительной разницы межйу долями продукции, находящимися в I и IV фазах. Кроме того, сумма долей продукции, находящейся в фазах II и III, должна составлять не менее 75%.
9. Продолжительность "цикла рождения" продукта (от появления идеи до выхода серийного продукта на рынок) и жизненного цикла продукта (от выхода на рынок до введения модификации или снятия с производства). В западных землях ФРГ продолжительность "цикла рождения" продукта в среднем составляет 28 месяцев, в средняя продолжительность жизненного цикла — 4 года. В восточных землях данные вопросы в тесты не включались. В России средний "цикл рождения" оказался довольно коротким — 21 месяц, что объясняется использованием российскими предприятиями имитационной стратегии, т. е. внедрением товаров, уже получивших признание на мировом рынке. Такая стратегия требует от предприятия затрат лишь на опытные и конструкторские разработки. В то же время жизненный цикл продукта является в России чрезвычайно продолжительным и составляет в среднем 13 лет (с. 32).
10. Инновационные импульсы. В западной части ФРГ важнейший источник инновационных импульсов — маркетинговые и сбытовые подразделения самих компаний, далее следуют информация от потре-
бителей, деятельность конкурентов и т. д. В восточных землях и России этот вопрос в тестах не фигурировал.
Факторы, сдерживающие нововведение. Основными факторами, сдерживающими инновации в западных землях ФРГ, респонденты называют недостаточно высокую окупаемость нововведений и недостаток квалифицированного персонала в сфере НИОКР. Другие причины упоминаются редко. В восточных землях два главных фактора сдерживания: недостаток финансовых ресурсов и недостаточно высокая рентабельность инноваций. В России иерархия причин, тормозящих нововведения, выглядит следующим образом: недостаток финансовых ресурсов (66% респондентов), общая нестабильность ситуации на предприятии (40%), недостаточная квалификация персонала (24%), трудности с поставками оборудования и компонентов (21%), нехватка подходящих научно-исследовательских разработок (19%), прочие факторы (10%) (с. 35). Таким образом, превалируют жалобы на финансовые ограничения, достаточно высок рейтинг "специфически постсоциалистического" фактора — трудностей с поставками материальных ресурсов.
12. Редакция РЭБ включила в один из своих опросов два вопроса, не фигурировавших в немецких тестах: об источниках разработок, послуживших основой для нововведений, и участии банков в финансировании промышленных нововведений. Ответы свидетельствуют о практически полной замкнутости российских предприятий на свои собственные разработки. Что касается банковских ссуд, то почти половина российских предприятий даже не пытались их получить, а из обратившихся к услугам банков успеха добились лишь чуть больше четверти (с. 37).
В третьей главе анализируются различия между российскими предприятиями — инноваторами и неинноваторами, которые прослеживаются по следующим направления. 1. Инноваторами являются более крупные предприятия. 2. Среди инноваторов выше доля негосударственных предприятий. 3. Средняя зарплата на предприятиях-инноваторах выше. 4. Группа показателей, которые у инноваторов хуже: ниже степень загрузки производственных мощностей; хуже динамика соотношения цен выпускаемой продукции и цен используемых в производстве материальных компонентов. 5. Группа показателей, которые у инноваторов лучше: большая степень свободы в установлении цен на. выпускаемую продукцию; лучшее финансовое положение; более высокая инвестиционная активность. 6. У инноваторов выше рейтинг мер, связанных с инновационной деятельностью (поиск, новых рынков сбыта и изменение состава выпускаемой продукции), среди мер, направленных на более быструю адаптацию к текущей ситуации. 7. Иннова-торы оценивают сроки окончания переходного экономического кризиса
и начала экономического роста более оптимистично. 8. Инноваторы лучше понимают экономическую политику правительства и реже дают ей отрицательную оценку.
В заключение автор отмечает, что "было бы преждевременным считать, что нововведения стали ведущим императивом для промышленности России, что осуществление или неосуществление инноваций коренным образом влияет на все сферы деятельности предприятий и непосредственно отражается на уровне их благополучия. Произошедшие к началу 1994 г. изменения в инновационной деятельности не дают пока твердых оснований к тому, чтобы констатировать необратимость прорыночной трансформации российских предприятий" (с. 53-54).
И. Ю. Жилина
96.02.043. ШАЙБАКОВА Л. Ф., ЛЕБЕДЕВ Ю. А. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В РЕГИОНЕ:-(ОРГ. ЭКОН. АСПЕКТ) / Урал гос. экон. ун-т.— Екатеринбург, 1995 .— 255 с.— Библиогр.: с. 206-211.
В работе, Состоящей из введения, четырех глав и заключения, рассматриваются проблемы экономического воздействия на региональные инновационные процессы.
В первой главе излагаются теоретические основы регионального управления инновационным процессом. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наибольшее распространение получили две точки зрения. Одна из них рассматривает нововведение как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии и т. д. Согласно другой, нововведение — это процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов. Авторы склоняются к определению инновации "как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лицо либо организация изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки". При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна потребительских свойств (с. 11).
Отмечая, что под инновационным процессом следует понимать последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, авторы анализируют эволюцию моделей инновационного процесса в промышленно развитых странах за последние десятилетия.
Инновационный процесс не заканчивается первым появлением на рынке нового продукта или услуги. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенству-