РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 96.02.001-96.02.091
МОСКВА 1996
и начала экономического роста более оптимистично. 8. Инноваторы лучше понимают экономическую политику правительства и реже да-ют ей отрицательную оценку.
В заключение автор отмечает, что “было бы преждевременным считать, что нововведения стали ведущим императивом для промышленности России, что осуществление или неосуществление инноваций коренным образом влияет на все сферы деятельности предприятий и непосредственно отражается на уровне их благополучия. Произошедшие к началу 1994 г. изменения в инновационной деятельности не дают пока твердых оснований к тому, чтобы констатировать необратимость прорыночной трансформации российских предприятий” (с. 53-54).
И. Ю. Жилина
96.02.043. ШАЙБАКОВА Л. Ф., ЛЕБЕДЕВ Ю. А. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В РЕГИОНЕ:-(ОРГ. ЭКОН. АСПЕКТ) / Урал гос. экон. ун-т.— Екатеринбург, 1995 .— 255 с.— Библиогр.: с. 206-211.
В работе, Состоящей из введения, четырех глав и заключения, рассматриваются проблемы экономического воздействия на региональные инновационные процессы.
В первой главе излагаются теоретические основы регионального управления инновационным процессом. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наибольшее распространение получили две точки зрения. Одна из них рассматривает нововведение как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии и т. д. Согласно другой, нововведение — это процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов. Авторы склоняются к определению инновации “как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лицо либо организация изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки”. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна потребительских свойств (с. 11).
Отмечая, что под инновационным процессом следует понимать последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, авторы анализируют эволюцию моделей инновационного процесса в промышленно развитых странах за последние десятилетия.
Инновационный процесс не заканчивается первым появлением на рынке нового продукта или услуги. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенству-
ется, приобретает новые потребительские свойства. Таким образом, инновационный процесс включает четыре основные стадии: наука — техника — производство — потребление.
Рассматривая предпосылки развития регионального управления наукой и техникой, авторы указывают, что его цель состоит в решении межотраслевых научно-технических проблем, а также в выработке стратегии научно-технического развития, обеспечивающего комплексное, сбалансированное, эффективное развитие региона; региональное использование местных минерально-сырьевых и трудовых ресурсов; эффективное использование научно-технического и производственного потенциалов региона.
Региональное управление инновационным процессом обусловлено усиливающейся потребностью народного хозяйства в решении научно-технических проблем межотраслевого характера; недостаточной эффективностью и конкурентоспособностью региональных научно-тех-нических разработок, их ограниченным народнохозяйственным эффектом; социальной ориентацией принимаемых на региональном уровне решений. В основу нового подхода к управлению инновационным процессом должны быть положены множественность источников финансирования и его программно-целевая ориентация.
Во второй главе анализируются тенденции и особенности инновационного процесса в условиях реформирования экономики на примере машиностроительного комплекса среднеуральского региона с привлечением статистических данных о научном обеспечении инновационного процесса (состоянии фундаментальной науки, особенностях развития отраслевой науки, развитии малого бизнеса в науке и научном обслуживании и продуктовых инновациях в машиностроительном производстве). Авторы приходят к следующим выводам.
Инновационный процесс в машиностроительном комплексе Свердловской области в условиях реформирования экономики характеризуется снижением количественных в стоимостных, показателей. Уменьшаются объемы выполнения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ, количество созданных впервые в России и освоенных производством новых видов техники, падают объемы капитальных вложений на техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства. Промышленная стадия инновационного процесса характеризуется имитационной стратегией и замкнутостью на собственных разработках. Это обусловливает практически полный отрыв научных исследований от производства и способствует ликвидации изолированной отраслевой науки путем ее частичного воссоединения с производством и перелива кадров в другие сектора экономики.
Вместе с тем развитие рыночных отношений ведет к усилению заботы производителей о конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Намечаются тенденции роста уровня новизны, патентоспособности и патентной чистоты продукт-инноваций, хотя ориентация на морально устаревшую аналоговую базу тормозит процесс выхода уральских машин и оборудования на международный рынок.
В реализации технических новинок преобладает заказной подход. На потенциального потребителя ориентировано в основном производство потребительских товаров как в гражданском, так и оборонном секторах машиностроения. Этому способствует слабое развитие оптовой торговли инвестиционными и промежуточными товарами.
Развитие малого инновационного бизнеса в Свердловской области, выполняющего незначительную долю научно-технических работ, связано прежде всего с возможностью получения дополнительных доходов работниками, занятыми в нем на договорных условиях или по совместительству. Малый инновационный бизнес характеризуется слабой оснащенностью основными фондами, низким уровнем производительности труда и малой доходностью.
В третьей главе рассматриваются современное состояние механизма управления инновациями в России (на примере Свердловской области) и зарубежный опыт регулирования инновационных процессов.
Авторы отмечают, что управление инновациями предполагает целенаправленное воздействие на процесс исследований, разработок и освоения производства нововведений и внедрения их в эксплуатацию в целях сокращения его сроков, повышения эффективности, постоянного обновления номенклатуры выпускаемой продукции, развитие научно-технического потенциала, удовлетворения койечных потребностей на более высоком техническом уровне. Оно отличается от управления другими социально-экономическими процессами по своим целям, содержанию, функциям, принципам и методам. Для методов воздействия яа отношения, складывающиеся в процессе научно-технического труда, характерна наибольшая специфика.
До 1990 г. в Свердловской области вопросами научного и технического развития занимался отдел НТП Главного производственно-экономического управления облисполкома. Деятельность этого органа при его образовании была направлена на выявление межотраслевых научно-технических проблем и подготовку предложений по их решению: разработку и реализацию планов развития науки и техники в народном хозяйстве региона; формирование и выполнение региональных на-учно-технических программ и долгосрочной программы НТП; определение социально-экономических последствий научно-технического прогресса для региона. В 1990 г. при перестройке органов государственного управления в регионе отдел НТП был ликвидирован без передачи функций, в результате чего регион потерял единственного организатора научно-технической политики и координатора выполнения научных
14 - 619
и технических разработок. К концу 1990 г. был образован Инновационный комитет Свердловской области. К его работе предполагалось привлекать ученых и специалистов народного хозяйства, депутатов местных Советов, работников исполнительных органов и т. д. Однако инноваторские функции комитета сводились к научно-методическому обеспечению разработки и реализации программы перехода области к рыночным отношениям, т. е. комитет практически не имел никакого отношения к инновационной политике. Дальнейшая перестройка органов регионального управления не повлекла за собой никаких изменений в организации управления инновационным процессом. На сегодняшний день в системе государственного управления регионом блок, осуществляющий научно-техническую и инновационную политику, отсутствует. То же самое относится и к органам местного самоуправления. Отсутствие единого центра управления инновационным процессом негативно отражается на использовании научно-технического потенциала региона, на осуществлении структурных изменений в развитии науки и техники, на разработке действенных стимулов и мер экономической поддержки научно-технических приоритетов (с. 131-132).
Проведенный авторами анализ источников финансирования научно-технических мероприятий показывает, что ведущее место занимают собственные средства для гражданских предприятий и банковские кредиты для оборонной промышленности. За последние годы произошло значительное сокращение бюджетных и централизованных внебюджетных ассигнований. Бели в 1990 г. их доля среди источников финансирования составляла 16,5 и 10,6% соответственно, то в 1992 г. она снизилась до 2,6 и 1,6% (с. 145). Снижение в общем объеме финансирования доли бюджетных средств и внебюджетных централизованных источников, а также нехватка средств у самих предприятий на приобретение дорогостоящего оборудования являются одной из важнейших причин падения темпов научнсьтехнического развития региона.
Касаясь опыта промышленно развитых стран в области регулирования инновационного процесса, авторы отмечают, что в 80-е годы наметился переход от традиционной инновационной политики, в рамках которой основным объектом регулирования являлся крупный бизнес, к активному государственному регулированию малого бизнеса и аналогичных ему форм. При этом крупный бизнес сохраняет за собой традиционную функцию массового Поточного производства и быстрого насыщения рынка новой продукцией, которая в значительной степени создается малым наукоемким бизнесом. За государством сохраняется роль координатора и стимулятора цикла “идея — рынок”.
В четвертой главе представлена модель организационно-экономического механизма регулирования инновационных процессов в регионе.
Авторы считают, что для решения проблем регулирования инноваций в регионе необходимо создать специальную структуру, обеспечивающую комплексное научно-техническое развитие территории. Такой структурой может стать ныне действующий Инновационный комитет при условии изменения его целей и задач. Целью Инновационного комитета является обеспечение комплексного научно-технического развития региона в органичном сочетании с решением приоритетных задач экономического и социального развития территории. На него могут возлагаться следующие функции: определение основных положений региональной научно-технической политики; комплексная оценка региональных проблем в аспекте научно-технического развития и формирование приоритетных направлений научно-технической политики; разработка и реализация приоритетных направлений развития наука и техники в регионе; содействие развитию малого инновационного бизнеса и инфраструктуры рынка научно-технической продукции; содействие развитию межрегиональных и международных научно-технических связей и т. д. Авторы описывают возможную структуру Инновационного комитета и функции отдельных подразделений.
Рассматриваются также методологические и организационные основы функционирования системы удовлетворения инновационных потребностей территории, в частности, через региональную контрактную систему, т. е. развитие договорных форм сотрудничества предприятий с государством в лице Инновационного комитета; методы финансово-кредитной поддержки и обеспечения развития науки и техники в регионе; некоторые проблемы компьютеризации механизма регулирования инновационных процессов.
И. Ю. Жилина
98.02.044-045. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ. (Сводный реферат).
1. ROSSEL P. Du tech parc au parc de competences // Rev. économique et aociale.— Lausanne, 1995 .— № 1 .— P. 21-31.
2. JENNY A. A quoi sert un technopole? // Rev. économique et sociale.—
. Lauzanne, 1995 .— № 1 .— P. 33-47.
В статьях швейцарских специалистов рассматриваются функции технопарков, условия их успешного функционирования и перспективы развития в Швейцарии.
Сотрудник Лозаннской федеральной политехнической школы П. Россель (I) отмечает, что такие образования, как технопарки (технополисы, центры инноваций и т. п.), призваны способствовать развитию технологических инноваций и доведению их до коммерческих результатов, концентрируя в одном месте различные предприятия, особенно
14*