РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 2
издмтся с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.02.001-96.02.032
МОСКВА 1996
точное следование закону является первейшим и обязательным условием, без которого не может быть правильно расследовано, а затем рассмотрено в суде ни одно уголовное дело.
В книге указывается на недопустимость отождествления обвиняемого и виновного. Обвиняемый приравнивается к невиновному. Только с момента вступления в законную силу обвинительного приговора процессуальная фигура обвиняемого исчезает из судопроизводства и ее место занимает другая — осужденный, т. е. виновный, преступник.
Действующее законодательство безоговорочно закрепляет за судом основную, решающую роль в осуществлении правосудия по уголовным делам. В книге освещается принятый 26 июня 1992 г. закон “О статусе судей в Российской Федерации”, который заложил фундамент организации нового суда, построенного на совершенно иных, чем в прошлом, условиях подбора судей об особом порядке наделения их полномочиями.
В заключение автор, обосновывая правило, сформулированное в п. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации о том, что неустранимые сомнения в невиновности лица толкуются в пользу обвиняемого, на примере из практики показывает, к каким страшным последствиям может привести малейшее отступление от принципа, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана.
Л. Л. Ананиан
96.02.022-025. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Тр. Калинингр. высш. шк. МВД РФ / М-во внутр. дел РФ. Калинингр. высш. шк. Редкол.: Китченко В. Г. и др. — Калининград, 1995 .— 173 с. Библиогр. в конце ст. (Сводный реферат).
В сборник включены статьи (12 статей и одна рецензия), посвященные проблемам правового регулирования, состоянию криминалистической, криминологической, уголовно-правовой и процессуальной характеристик совершения преступлений в условиях свободной экономической зоны.
96.02.022. ВОЛКОВ В. Р. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ. С. — 5-14.
Под организованной преступностью, указывает автор, большинство ученых и специалистов понимают общественно опасное социальное явление, характеризующееся высококвалифицированным сплочением криминальной среды на региональном и межнациональном уровнях, с выделением лидеров, осуществляющих организаторские, идеологические функции, коррумпированием, вовлечением в орбиту преступлений работников государственных, в том числе и правоохранительных, органов для обеспечения безопасности участников преступного сообщества, деятельность которого направлена на противоправ-
ное получение максимальных материальных доходов. К важнейшим общим признакам организованной преступности, пишет автор, исследователи относят: устойчивость преступного объединения, существо задач его участников, наличие системы защиты, создаваемой путем подкупа должностных лиц в правоохранительных, государственных и других органах, экономические цели, извлечение доходов. Указывается также и на другие не менее важные признаки: наличие структуры и организации с разделением ролей и функций, конспирация; долгосрочный планируемый характер преступной деятельности; наличие крупных денежных фондов, инвестируемых в различные сферы преступной деятельности, постоянное расширение сферы преступной деятельности и др. Основой организованной преступности являются преступные организации. В этих сообществах со сложной социально-психологической иерархией, достаточно четким распределением ролей и функций, подчинением низовых звеньев высшим исключительно значение лидера или лидирующего ядра. Элита организованных преступников, пишет автор, состоит как бы из двух частей. Первая — крупные расхитители государственного имущества, дельцы, основной смысл жизни которых — накопление значительных ценностей, личное обогащение, ведение паразитического образа жизни. У них больше всего развиты тенденции к доминированию, лидерству, укреплению окружением, честолюбию, целеустремленности, стойкости эмоции и отношении, взглядов и мировоззрения, жизненных позиций. Их поведение активно, свидетельствует о завышенной самооценке и высоком уровне притязаний. Аналогичными чертами обладает и другая группа лидеров — из числа общеуголовных преступников. Однако их социальное положение в общепринятой структуре почти всегда ниже, чем у первых. То же можно сказать об уровне их культуры, потребностей и интересов.
Организованная преступность активизируется. Идет консолидация мафиозных структур, дельцов “теневой экономики" и коррумпированных элементов.
В заключение отмечается, что серьезных выводов из уроков борьбы с организованной преступностью ни в научном, ни в социально-право вом аспектах пока не сделано, и называется ряд мер, которые следует федпринять в данной области.
96.02.023. КУРСКИЙ А. Ю. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ОБСТАНОВКИ.— С. 15-18.
В статье указывается, что в экстремальных ситуациях, вызванных, как правило, природными явлениями, технической безграмотностью и непрофессионализмом или преднамеренным умыслом, а так-
же при возникновении массовых беспорядков в созданных оперативными подразделениями МВД войсковых группировках предусматривается использование как штатных, так и приданных технических средств разнообразного назначения. Так, пишет автор, в группах рассечения активно используются бронетехника, пожарные и другие специальные машины, а для образования заграждений — бульдозеры и атомобили повышенной проходимости. Как правило, эта техника является приданной, следовательно, не может использоваться с необходимой степенью оперативности. Проблемой в применении разнообразной техники в качестве средств блокирования, заграждения или рассечения транспортных и людских потоков является возможность захвата этой техники правонарушителями с целью применения против сил правопорядка. Анализ действий оперативных подразделений МВД в экстремальных ситуациях, пишет автор, показывает, что применяемая техника не обеспечивает эффективности предупреждения, противодействия и локализации массовых беспорядков Для выполнения основной задачи специальных операций — полное блокирование мест групповых нарушений общественного порядка с целью недопущения их разрастания — в статье предлагается специальная машина милиции (СММ), представляющая собой модернизированный автомобиль повышенной проходимости, оснащенный возимыми комплектами. К основным преимуществам использования СММ автор относит: сокращение времени оказания технического содействия оперативным подразделениям в чрезвычайной обстановке, повышение надежности ограждения опасных объектов, районов массовых беспорядков, пожаров, районов захвата воздушных и морских судов и т. п.; достижение требуемой оперативности при маневре техническими средствами. Разработка предлагаемого в статье варианта СММ и ее комплекта, пишет автор, является начальным этапом работ по созданию универсального технического средства милиции.
96.02.024. ВИНОКУРОВ С. И. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМИ МЕРАМИ — С. 19-26.
В статье указывается, что угрозы экологическому благополучию человека, общества, государства, всей планеты достигли в настоящее время столь опасного критического уровня, за которым только один шаг до вполне вероятной гибели всей земной цивилизации. В России, пишет автор, экологические проблемы характеризуются пЪвышенным неблагополучием. Эффективное решение сложного комплекса проблем обеспечения экологической безопасности в современных условиях, указывает он, требует коренной реорганизации всей правоохранительной
деятельности государственных органов в данной сфере. Подтверждением этому тезису могут служить, в частности, сведения, показывающие серьезные расхождения между фактическим состоянием экологической преступности и данными официальной статистики, отражающими число возбужденных, расследуемых и законченных уголовных дел в рассматриваемой сфере. Одной из основных причин огромной латентности экологических преступлений является, пишет автор, отсутствие должной системы организации борьбы с ними как на региональном, так и на федеральном уровнях. Многообразие, сложность и. противоречивость проблем обеспечения экологической безопасности, указывает он, диктуют необходимость выделения автономной государственной системы специализированных правоохранительных органов, способных обеспечить в полном объеме: организацию оперативного обслуживания всех природных объектов и природопользователей; выявление, предупреждение и пресечение экологических преступлений; быстрое и полное их раскрытие; оперативное сопровождение процессов расследования экологических преступлений, а также судебное разбирательство по ним; справедливое наказание виновных адекватно тяжести содеянного и степени их вины.
Масштабность и сложность решаемых задач требует, пишет автор, четкого определения правового статуса я компетенции такого рода правоохранительных учреждений. В первую очередь, речь должна идти об экологическом органе дознания, наделение»! правом осуществления оперативно-розыскных функций. Это может быть, указывает он, Государственный департамент экологической полиции, который через свои подразделения на местах будет осуществлять оперативнорозыскные меры по выявлению, оперативной проверке, документированию преступных действий лиц, посягающих на экологическую безопасность, а также выступать в качестве важного контролирующего органа по отношению к другим многочисленным правоохранительным органам. Кроме того, система государственных учреждений обеспечения экологической безопасности, по мнению автора, должна быть организационно дополнена созданием соответствующих специализированных прокурорских и судебных органов. В этой связи нуждаются в глубокой научной разработке проблемы, связанные с определением процедур, технологии дознания, расследования и судебного разбирательства по экологическим преступлениям. Здесь же возникают вопросы назначения и исполнения наказания за их совершение. Естественно, что предлагаемый подход к решению рассматриваемых проблем потребует существенного переосмысления, переработки соответствующих норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполни-тельного, административного и оперативно-розыскного законодательства.