РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.01.001-96.01.048
МОСКВА 1996
96.01.036. БРЫЛЕВ В. И. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСКРЫТИЯ, РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НАРКОБИЗНЕСА / МВД России. Екатеринбург, высш. шх.'— Екатеринбург, 1994 .— 190 с.— Библиогр: с. 17&-190.
В монографии на основе материалов исследования и обобщения практики рассматриваются ранее не изученные вопросы криминалистической характеристики наркобизнеса, дается его понятие и структура. Наркобизнес, пишет автор, — это многоструктурное и многофункциональное антисоциальное явление, разновидность организованной преступности, в которой на различных уровнях сочетаются отдельные виды общеуголовных и экономических преступлений. Анализ практики органов внутренних дел, отмечает он, позволяет достаточно четко определить, что в наркобизнесе наиболее крупные организованные преступные структуры возникают и стабильно функционируют именно на стыке указанных направлений, организованной преступности. Следует отметить, что характер преступной деятельности этих двух криминальных направлений наркобизнеса обладают общими чертами и свойствами (с. 8). На наш взгляд, указывает автор, наркобизнес — это особый вид широко разветвленной и строго законспирированной организованной преступной деятельности международного масштаба, направленной на систематическое получение не облагаемых налогом высоких прибылей путем незаконного приобретения, изготовления, хищения, сбыта и контрабанды наркотических средств (с. 14).
В книге показаны оптимальные методы выявления и раскрытия преступлений в сфере наркобизнеса, их расследования в зависимости от следственных ситуаций, исследуются основные формы взаимодействия правоохранительных органов.
В нашей стране, пишет автор, наряду с резким ростом преступности одновременно увеличивается и число преступлений в сфере наркотизма. Анализ отечественной практики свидетельствует о том, что на изменение криминалистической характеристики преступлений в сфере наркотизма серьезное влияние оказывают новые негативные тенденции. Можно, считает автор, обоснованно утверждать, что в сфере наркотизма значительно раньше, чем в других криминалистических направлениях и разновидностях, возникли преступные объединения (сообщества), которые следует определить как организованные формирования наркобизнеса или наркомафии.
Этим формированиям полностью присущи все признаки, свойственные организованной преступности: стабильная корыстная деятельность, имеющая межрегиональный, а порой и международный характер; разветвленная и дифференцированная оргаяизационно-упра-вленческая структура с распределением функций (ролей); глубокая конспирация, наличие собственной разведки и контрразведки; система
внешних, в том числе коррумпированных связей; стремление к монопольному распространению своего незаконного влияния.
В незаконном обороте все чаще появляются новые виды опасных по своим последствиям синтезированных наркотиков, изготавливаемых по современным технологиям в подпольных лабораториях специ-алистами-химпками. Активизировался нелегальный ввоз наркотиков в Россию из-за границы, по территории страны проложены контрабандные маршруты транзита наркотиков. Русский транзит всерьез беспокоит зарубежные правоохранительные органы. Через нашу страйку наркотики попадают практически во все скандинавские страны, Германию, Грецию, Францию, Польшу.
Зарубежные дельцы от наркобизнеса, пишет автор, устанавливают контакты с нашим преступным миром, что может повлечь слияние международного наркобизнеса с внутренним “черным рынком” По оценкам российских экспертов, наркомафия в скором времени сможет конкурировать с международными картелями поставщиков наркотиков. Предпринимаются действия по “отмыванию” у нас зарубежных наркодолларов путем инвестирования в совместные и иные предприятия.
Не вызывает сомнений, пишет автор, что на территории республик, составлявших ранее Советский Союз, в последнее десятилетие возникла и постоянно развивается наиболее мощная и опасная разновидность организованной преступности, которую по аналогии с зарубежными криминальными направлениями можно с полным основанием рассматривать как наркобизнес.
По официальным данным, в России за последние 30 лет число преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось в 45,7 раз, из них, связанных со сбытом наркотиков, — в 5 раз (с. 5). По оценкам экспертов, оборот наркомафии в России составляет сегодня 60 млрд рублей. Число больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики, приближается в России к 1,5 млн человек. Однако фактический уровень употребления наркотиков значительно выше статистического, что связано с глубокой латентностью этих деяний.
Наркобизнес является серьезным криминогенным фактором, способствующим обострению оперативной обстановки в стране. В некоторых регионах преступниками-наркоманами осуществляется 70-80% корыстных и корыстно-насильственных преступлений с целью получения средств для приобретения наркотиков (с. 5-6). Но, несмотря на резко обострившуюся криминальную ситуацию, правоохранительные органы не смогли перестроить свою работу, а поэтому нередко допускают серьезные ошибки и слабо используют свои специфические возможности для выявления и привлечения к ответственности организаторов этой опасной сферы преступной деятельности. Отмечается так-
же недостаточная организация работы правоприменительных органов по преодолению противодействия предварительному расследованию со стороны преступных структур. Участились случаи похищения и уничтожения уголовных дел, давления на свидетелей и других участников процесса с целью склонения их к отказу или даче ложных показаний.
Такое положение, пишет автор, объясняется тем, что в теории криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, уголовного процесса недостаточно уделялось внимания научной разработке эффективных рекомендаций по выявлению, раскрытию и расследованию организованных преступлений в сфере наркобизнеса, имеющих определенную специфику.
Раскрытие и расследование преступлений наркобизнеса невозможно без хорошо организованного и эффективного взаимодействия правоохранительных органов (органов внутренних дел, контрразведки, прокуратуры, таможенных и пограничных органов). Взаимодействие осуществляется в рамках процессуальных и организационно-тактических форм, а выбор той или иной формы зависит от криминалистической характеристики этих преступлений и от следственных ситуаций, возникающих на стадии возбуждения уголовного дела и в начале расследования. Данные преступления выявляются в основном по оперативно-розыскной информации, поэтому важно тесное сотрудничество всех субъектов оперативнсьрозыскной деятельности. В связи с тем, что таможенные органы по закону не относятся К органам, имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории РФ, по мнению автора, следует включить данный орган в качестве субъекта ОРД. Это тем более важно, поскольку таможенные органы осуществляют борьбу с контрабандой наркотиков.
Меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений в сфере наркобизнеса, пишет автор, могут быть подразделены на организационно-управленческие, медицинские, воспитательные, правовые и технические. Задача правоохранительных органов состоит в сбалансированном применении воспитательных и принудительных мер, в соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в РФ.
В целях координации усилий, совершенствования разных служб органов внутренних дел в борьбе с наркобизнесом необходимо, пишет автор, создать региональные специализированные подразделения, в состав которых (кроме оперативных работников УР, БЭП) следует включать следователей, экспертов-кримнвалястов, инспекторов-кино-логов. Их создание целесообразно закрепить нормативным актом МВД РФ. Для сотрудников данных специальных подразделений следует разработать Инструкцию по организации их взаимодействий.
В настоящее время в борьбе с наркобизнесом чрезвычайно остро
стоит проблема, решение которой не терпит отлагательства — организация в рамках Интерпола эффективного международного сотрудничества с правоприменительными органами ряда зарубежных государств.
Не менее важной представляется и сложнейшая проблема научного прогнозирования состояния и динамики .организованной преступности в сфере наркобизнеса с учетом имеющегося международного многолетнего опыта борьбы с наркобизнесом.
Л. Л. Ананиан
96.01.037. ФИЛИМОНОВ Б. А. ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ГЕРМАНИИ / МГУ им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак-т.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994 .— 102 с.— Библиогр.: с. 100-101
В книге изложены основные положения уголовного процесса Германии. Рассматриваются понятия, задачи и принципы германского уголовного процесса. Основополагающее значение понятия уголовного процесса, пишет автор, состоит в том, что оно содержит исходные, фундаментальные идеи, которые определяют форму (систему) уголовного судопроизводства, правовую природу его стадий, основы доказательственного права, важнейшие процессуальные институты. В истории возникновения и развития германского уголовного процесса его понятие первоначально определялось как процессуальное правоотношение.
Такое определение было прогрессивным и демократическим по сравнению с понятием германского инквизиционного уголовного процесса. Понятие уголовного процесса как процессуальное правоотношение оказало большое влияние на формирование демократических идей, связанных с требованием строгого правового регулирования производства по делу, закрепления прав и обязанностей участников уголовного процесса, признания обвиняемого субъектом процессуальных прав, введения понятия сторон, их процессуального равенства, принципа состязательности на основе разделения процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения дела по существу, отведения важной роли функции защиты. Однако, пишет автор, эта модель уголовного процесса так и осталась лишь теоретическим изысканием немецких процессуалистов, не найдя закрепления в уголовно-процессуальном законе.
В начале XX в. в теории уголовного процесса Германии появилась тенденция обоснования уголовного процесса как управляемого государственного института за счет усиления властных полномочий, ограничения прав обвиняемого и их гарантий. Эта тенденция, в частности, нашла свое отражение в новой концепции уголовного процесса — процесс как положение права. Под положением права, пишет автор, по-
13-3653