жизнь нуклеарной семьи). Наоборот, отрицание применимости к таким отношениям ст. 8 Конвенции следует признать безосновательным, это создает положение, когда любые ограничения права остаются вне судебного надзора [2, с. 52].
Список литературы
1. Black I. Refusing life-prolonging medical treatment and the ECHR // Oxford journal of legal studies. - Oxford, 2018. - Vol. 38, N 2. - P. 299-327.
Блэк И. Отказ от медицинского лечения, продлевающего жизнь, и ЕСПЧ.
2. Draghici С. Adult children and elderly parents in Strasbourg proceedings: A misconstrued approach to «family life» // International journal of law, policy and the family. - Oxford, 2018. - Vol. 32, N 1. - P. 42-62
Драгичи К. Взрослые дети и престарелые родители в Страсбургском судопроизводстве: Искаженный подход к «семейной жизни».
3. Stoyanova V. Causation between state omission and harm within the framework of positive obligations under the European convention on human rights // Human rights law review. - Leiden, 2018. - Vol. 18, N 2. - P. 309-346.
Стоянова В. Связь между бездействием государства и вредом в рамках позитивных обязательств по Европейской конвенции о правах человека.
2019.03.045. ФОРЕТ ИВ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИИ МИГРАНТОВ И БЕЖЕНЦЕВ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. - Воронеж: Изд-во «Ритм», 2018. - 122 с.
Ключевые слова: Европейский союз; миграционное законодательство; миграционная политика; мигранты; беженцы.
В трех разделах данной работы внимание автора сфокусировано на проблемах натурализации мигрантов в Европейском союзе. Рассматриваются особенности и противоречия европейского права в области натурализации мигрантов и беженцев в странах ЕС, общеевропейские ценности и принципы миграционной политики, основные формы и методы натурализации мигрантов и беженцев, программы натурализации мигрантов и проблемы социального иждивенчества в странах ЕС, региональные тенденции в отношении мигрантов и беженцев. В приложении представлены таблицы и диаграммы, отражающие статистические данные по мигрантам и беженцам в странах ЕС, а также законодательные акты стран ЕС и ООН, регулирующие миграцию, статус мигрантов и беженцев и процедуру натурализации.
Натурализация рассматривается как одна из форм интеграции мигрантов и понимается как «юридический процесс приобретения гражданства на основе добровольного желания соискателя гражданства» [с. 5]. Отмечается, что Договор о функционировании ЕС является в значительной степени промиграционным документом, гарантирующим: единообразный статус убежища и статус дополнительной защиты для граждан третьих стран; общие процедуры предоставления и изъятия этого статуса; критерии и механизмы определения государства-члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища или дополнительной защиты; стандарты в отношении условий приема лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища или дополнительной защиты; партнерство и сотрудничество третьими странами в целях управления потоками таких лиц. Вместе с тем современный миграционный процесс показал, что общие документы ЕС, прописывающие процедуру реализации миграционной политики в целом и политики в отношении мигрантов в частности, фактически оказываются нерабочими ввиду того, что, с одной стороны, есть неготовность и нежелание стран - членов ЕС проводить общую политику, а, с другой стороны, элиты национальных государств склонны придерживаться в большей степени национальных интересов, а не общеевропейских ценностей и принципов.
Фактически в Евросоюзе одновременно действуют два механизма натурализации мигрантов: первый представлен государственными программами, второй предусматривает гражданство в обмен на инвестиции, например, 8 млн евро в Австрии, 800 тыс. евро на Мальте, 2,5 млн на Кипре [с. 14]. Например, с 2012 г. Португалия реализует программу получения ВНЖ за инвестиции (Golden Residence Permit Program). Суть программы состоит в следующем: инвестор может выбрать один из семи вариантов инвестиций, но самым востребованным остается недвижимость, покупая которую инвестор получает ВНЖ для всей семьи. Недвижимостью необходимо владеть пять лет. Кроме этих двух форм натурализации существуют частные случаи получения гражданства беженцами и мигрантами - вступление в брак или по праву крови.
Автором представлена сравнительная таблица социальных и экономических преференций и льгот для мигрантов в странах ЕС. Отмечается, что программы натурализации беженцев и мигрантов
являются источником социального и политического недовольства граждан европейских стран. Почти все программы являются крайне продолжительными, и фактически никто не может гарантировать успешную натурализацию мигрантов и беженцев. Как правило, эти лица предпочитают пребывать в своих этнических сообществах, игнорируя традиции стран ЕС, национальное право и не платя налоги. На примерах национального законодательства Эстонии и Латвии рассматриваются вопросы натурализации мигрантов и беженцев в этих государствах.
О.Л. Алферов