Научная статья на тему '2019.02.034. КОЛОМБЬЕ К., БРЕНДЛ Т. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИСКАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ШВЕЙЦАРИИ. Colombier C., Braendle T. Healtcare expenditure and fiscal sustainability: evidence from Switzerland // Public sector economics. – 2018. – N 42(3). – P. 279–301.'

2019.02.034. КОЛОМБЬЕ К., БРЕНДЛ Т. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИСКАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ШВЕЙЦАРИИ. Colombier C., Braendle T. Healtcare expenditure and fiscal sustainability: evidence from Switzerland // Public sector economics. – 2018. – N 42(3). – P. 279–301. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / государственные расходы / хронические заболевания
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С Н. Смирнов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.034. КОЛОМБЬЕ К., БРЕНДЛ Т. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИСКАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ШВЕЙЦАРИИ. Colombier C., Braendle T. Healtcare expenditure and fiscal sustainability: evidence from Switzerland // Public sector economics. – 2018. – N 42(3). – P. 279–301.»

женщин, обучающихся в вузах на дневном отделении. Наконец, было отмечено, что реформа здравоохранения, помимо краткосрочных эффектов в отношении финансового положения индивидов, улучшения физического и психического состояния, имеет долгосрочные позитивные эффекты в виде снижения неравенства и экономического развития страны из-за увеличения числа людей с высшим образованием.

С. С. Костяев

2019.02.034. КОЛОМБЬЕ К., БРЕНДЛ Т. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИСКАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ШВЕЙЦАРИИ.

Colombier C., Braendle T. Healtcare expenditure and fiscal sustainabi-lity: evidence from Switzerland // Public sector economics. - 2018. -N 42(3). - P. 279-301.

Ключевые слова: здравоохранение; государственные расходы; хронические заболевания.

В экономически развитых странах в условиях старения населения финансируемые из различных источников расходы на здравоохранение в последние десятилетия увеличиваются как в абсолютном, так и в относительном выражении. Например, в Швейцарии в 1960 г. они составили 5,2% ВВП, в 2013 г. - 10,8% ВВП, а в 2015 г. - уже 12,2% ВВП. (В США этот показатель составил немного меньше 17%.) Если ВВП Швейцарии в этот период увеличивался ежегодно в среднем на 1,5%, то расходы на здравоохранение - на 3,4%.

В 2013 г. в Швейцарии структура источников финансирования здравоохранения была следующей: средства бюджетов всех уровней - 3,5% ВВП, средства системы обязательного медицинского страхования - 3,3% ВВП, средства домохозяйств - 2,6% ВВП, средства из других источников (систем обязательного страхования от несчастных случаев и страхования военнослужащих, дополнительных программ медицинского страхования, частных фондов и др.) - 1,4% ВВП. В том же году основная часть расходов на здравоохранение приходилась на базовые программы (8,6% ВВП) и меньшая - на программы лечения хронических заболеваний лиц в возрасте старше и младше 65 лет (соответственно 1,6 и 0,6% ВВП).

Оценка устойчивости финансирования здравоохранения в Швейцарии проведена с использованием различных сценариев динамики расходов на него. Референтный сценарий предполагает дальнейший рост расходов относительно ВВП. Предполагается, что в 2030 г. они достигнут 12,2% ВВП, а в 2045 г. - 14% ВВП, увеличившись по сравнению с 2013 г. соответственно на 1,4 и 3,2 п.п. Предполагается, что наиболее заметно увеличатся расходы на лечение хронических заболеваний лиц старше 65 лет, которые в 2030 г. составят 2,3% ВВП, а в 2045 г. - 3,4% ВВП. При этом такие расходы по лицам в возрасте до 65 лет останутся на прежнем уровне (0,6% ВВП). Согласно этому сценарию, расходы на базовые программы здравоохранения в 2030 г. составят в Швейцарии 9,3% ВВП, а в 2045 г. - 9,9% ВВП.

Бюджет здравоохранения увеличится за счет повышения расходов на эти цели в бюджетах различных уровней до 5% ВВП в 2045 г., обязательного медицинского страхования - до 4,1% ВВП, бюджетов домохозяйств - до 3,3% и расходов прочих источников финансирования - до 1,5% ВВП.

Референтный сценарий является средним, и его показатели отличаются от показателей оптимистического сценария «здорового старения» (когда качество жизни с возрастом принципиально не изменяется) и пессимистического сценария «чистого старения» (когда здоровье пожилых заметно ухудшается). Потребность в государственных расходах на здравоохранение в оптимистическом сценарии оказывается меньше по сравнению с пессимистическим сценарием на 0,7% ВВП, что в 2045 г. составит 15% всех государственных расходов на здравоохранение в 2045 г.

Прогнозы расходов на здравоохранение, финансируемых из бюджетов и средств медицинского страхования, сделаны также для стран ОЭСР в целом, включая Швейцарию. Согласно прогнозам, эти расходы возрастут с 6,9% ВВП в среднем в 2006-2010 гг. до 9,5% ВВП в 2030 г. при условии, что никакие изменения в политике в области здравоохранения происходить не будут (так называемый сценарий «ценового давления»). В референтном сценарии для Швейцарии этот показатель составит 7,9% ВВП. Различия объясняются тем, что в последнем случае в модельных расчетах учтен технический прогресс в медицине.

Прогноз был разработан в 2015 г. Рабочей группой по старению населения Комитета по экономической политике ЕС и Евро-комиссии. Его показатели оказались близки к показателям, разработанным авторами статьи. Предполагается, что прирост государственных расходов на здравоохранение в 28 странах ЕС в 2045 г. составит 1,7% ВВП (в том числе в Нидерландах - 3,2% ВВП, в Дании - 2,5% ВВП, в Австрии - 2,1% ВВП и т.д.).

Старение населения в Швейцарии приведет в первую очередь к росту (относительно ВВП) государственных расходов на лечение хронических заболеваний лиц старших возрастных групп. В то же время амортизирующими факторами в формировании относительных потребностей финансирования базовых программ здравоохранения станут прогресс в области медицинских технологий и опережающий рост самого ВВП. Снижение потребности в финансировании здравоохранения обеспечивается уменьшением числа хронических заболеваний за счет правильного питания, активного образа жизни и медицинского просвещения населения. Важны также разумное сочетание амбулаторного и стационарного лечения; организация профессионального ухода за пожилыми людьми в домашних условиях, с тем чтобы избежать перенаселенности домов престарелых. Необходимо также усилить роль врачей общей практики, формировать списки рекомендуемых лекарств, а также ввести механизм оценки медицинских технологий.

С.Н. Смирнов

2019.02.035. БЕДНОСТЬ И НЕРАВЕНСТВО ВО ФРАНЦИИ. (Сводный реферат).

1. Rapport sur la pauvreté en France / Observatoire des inégalités. -2018. - Mode of access: https://www.inegalites.fr/IMG/pdf/web_ rapport_sur_la_pauvrete_en_france_2018_observatoire_des_inegalites_ et_compas.pdf

2. Birchem N. Pour en finir avec quelques idées reçues sur la pauvreté. -2018. - 11.10. - Mode of access: https://www.la-croix.com/France/Exc lusion/finir-quelques-idees-recues-pauvrete-2018-10-11-1200975319

Ключевые слова: Франция; бедность; неравенство.

По данным статистических исследований, проведенных во Франции в 2018 г., 5 млн человек живут в бедности. Более 399 тыс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.