Научная статья на тему '2019.02.033. ЛОПУ Л.М., КАРДОН Э.Б., РЭЙССАН К.М. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СТРАХОВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПО ЗАКОНУ О ДОСТУПНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ. LOPOO L.M., CARDON E.B., RAISSIAN K.M. Health insurance and human capital: evidence from the affordable care act’s dependent coverage mandate // J. of health politics, policy and law. – 2018. – Vol. 43, N 6. – Р. 917–939.'

2019.02.033. ЛОПУ Л.М., КАРДОН Э.Б., РЭЙССАН К.М. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СТРАХОВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПО ЗАКОНУ О ДОСТУПНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ. LOPOO L.M., CARDON E.B., RAISSIAN K.M. Health insurance and human capital: evidence from the affordable care act’s dependent coverage mandate // J. of health politics, policy and law. – 2018. – Vol. 43, N 6. – Р. 917–939. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформы здравоохранения США / медицинское страхование / образование молодежи
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.033. ЛОПУ Л.М., КАРДОН Э.Б., РЭЙССАН К.М. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СТРАХОВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПО ЗАКОНУ О ДОСТУПНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ. LOPOO L.M., CARDON E.B., RAISSIAN K.M. Health insurance and human capital: evidence from the affordable care act’s dependent coverage mandate // J. of health politics, policy and law. – 2018. – Vol. 43, N 6. – Р. 917–939.»

2019.02.033. ЛОПУ Л.М., КАРДОН Э.Б., РЭЙССАН КМ. МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СТРАХОВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПО ЗАКОНУ О ДОСТУПНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

LOPOO L.M., CARDON E.B., RAISSIAN K.M. Health insurance and human capital: evidence from the affordable care act's dependent coverage mandate // J. of health politics, policy and law. - 2018. -Vol. 43, N 6. - Р. 917-939.

Ключевые слова: реформы здравоохранения США; медицинское страхование; образование молодежи.

Преподаватели Сиракузского университета (США) изучили проблему человеческого капитала в контексте доступа к медицинскому страхованию. До 2010 г. молодые люди в возрасте 18-34 лет имели самую низкую долю застрахованных среди всех возрастных групп. Закон 2010 г. «О защите пациентов и доступном здравоохранении» позволил молодым людям пользоваться семейным медицинским полисом своих родителей до достижения 26 лет. Американские ученые изучили последствия принятия этого закона. В 2009-2011 гг. доля людей в возрасте 19-26 лет, не имеющих медицинского страхования, сократилась c 31,4 до 27,7% (с. 917). Улучшение доступа к медицинскому страхованию имеет позитивный эффект, который выходит за рамки сферы здравоохранения. Выяснилось, что на 3-5% увеличилось поступление женщин в возрасте 23-25 лет в высшие учебные заведения. Правда, среди молодых мужчин такого эффекта не выявлено. Рост числа людей с высшим образованием оказывает позитивное влияние на экономическое положение населения и социальную мобильность.

До реформы здравоохранения Б. Обамы в 2010 г. около 30 штатов имели мандат на страхование молодых людей старше 18 лет. Впрочем, имелось несколько ограничений, которые приводили к тому, что половина молодых людей фактически не могли воспользоваться этой возможностью. Во-первых, в законодательстве зачастую имелись ограничения по статусу (проживание в конкретном штате, семейный статус молодого человека, учеба на дневном отделении). Во-вторых, нормативно-правовые акты Службы внутренних доходов (Internal revenue service) трактовали полисы, предоставляющие медицинские услуги лицам старше 18 лет,

как доход этих людей, с которого требовалось платить налоги. В-третьих, закон 1974 г. «О безопасности и доходе пенсионеров» (The employee retirement income and security act of 1974) запрещал штатам вводить какие-либо регуляторные нормы в отношении независимых планов1. В 2010 г. 57% лиц, имевших страховые полисы от работодателей, являлись пользователями таких независимых планов, в результате более половины потенциальных бенефициаров старше 18 лет не имели доступа к медицинскому страхованию, поскольку корпоративные программы страхования не распространялись на детей работников (с. 919).

Мандат на страхование молодых людей вступил в силу 22 сентября 2010 г. и помог решить проблемы законодательства штатов. Во-первых, он применим ко всем молодым людям 1925 лет вне зависимости о их семейного положения (женаты / холосты), обучения в вузе, проживания в том или ином штате. Во-вторых, медицинское страхование молодых людей не облагается налогом, поскольку более не является формой дохода. В-третьих, мандат распространяется на множество видов страхования, включая корпоративное страхование пенсионеров и независимые планы, о которых речь шла ранее.

В 2017 г. Бюро переписи населения провело исследование среди 295 тыс. домохозяйств местных сообществ. Для анализа была выбрана группа людей в возрасте 23-25 и 27-29 лет за период с 2001 по 2016 г. Выборка имела 1,9 млн наблюдений, среди которых 914 тыс. касались женщин и 1 млн - мужчин.

По мнению американских экономистов, для того чтобы ответить на вопрос о влиянии наличия медицинской страховки на решение молодых людей поступить в вуз, данные должны содержать сведения, во-первых, о длительном периоде до реформы, а для анализа долгосрочных тенденций - и о существенном периоде после осуществления реформы. Во-вторых, нужны данные о молодых людях с указанием их возраста и образовательного статуса (студент / работающий). Опрос американских местных сообществ содержит

1 Независимый план (self-insured plan) - корпоративная программа страхования, в которой работодатель выполняет функции страховой компании - собирает ежемесячные взносы с работников (зачастую автоматически вычитаемые из заработной платы), с тем чтобы оплачивать их медицинские нужды в случае необходимости. - Прим. реф.

сведения о молодых людях в возрасте 23-29 лет за каждый год, начиная с 2001 г., и отвечает на вопрос о том, является ли респондент студентом в данный момент. Проведенный статистический анализ показал, что вслед за реализацией мандата на страхование молодых людей в возрасте 19-25 лет, введенного реформой Б. Обамы, когорта 23-25-летних имела на 0,85% большую вероятность поступить в вуз на дневное отделение, чем когорта 27-29-летних. Учитывая, что около 20% группы 23-25-летних учились в вузах в 2001-2010 гг., вышеозначенная тенденция представляет собой 4%-ный рост вероятности поступить в вуз. Для женщин эта точечная оценка (point estimate) составляет 1,12%. В 2001-2010 гг. доля студенток среди молодых женщин 23-25 лет составляла 22,1%, таким образом, наблюдался 5%-ный рост вероятности поступления в вуз. Для молодых мужчин эффект мандата на страхование выражался в росте вероятности поступления в вуз на 3% (с. 930).

Отдельному анализу был подвернут период 2001-2009 гг., т.е. до реформы здравоохранения. Не выявлено статистически значимых различий в росте доли студентов между когортами 23-25-летних и 27-29-летних. Таким образом, очевидно, что появление различий между этими когортами после 2010 г. является результатом реформы здравоохранения Б. Обамы, а не длительной тенденцией.

В заключение американские экономисты подчеркивают, что закон 2010 г. «О защите пациентов и доступном здравоохранении» наверняка сказался на решении о поступлении в вуз среди 23-25-летних молодых людей. Данный вывод особенно заметен на примере женщин, в отношении мужчин он не является статистически валидным. В зависимости от спецификации регрессионной модели отмечается увеличение доли студенток на 3-5% среди вышеуказанной возрастной группы (с. 934). Дополнительные статистические процедуры показали, что отмеченный рост числа студенток не является продолжением долговременной тенденции, имевшей место до реформы здравоохранения Б. Обамы. Данные выводы имеют большое значение для политиков, поскольку опора на корпоративное медицинское страхование, по всей видимости, ограничивает инвестиции в человеческий капитал, в частности высшее образование. Иными словами, как только прервалась связка между медицинским страхованием и работой, наметилось увеличение числа

женщин, обучающихся в вузах на дневном отделении. Наконец, было отмечено, что реформа здравоохранения, помимо краткосрочных эффектов в отношении финансового положения индивидов, улучшения физического и психического состояния, имеет долгосрочные позитивные эффекты в виде снижения неравенства и экономического развития страны из-за увеличения числа людей с высшим образованием.

С. С. Костяев

2019.02.034. КОЛОМБЬЕ К., БРЕНДЛ Т. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИСКАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ШВЕЙЦАРИИ.

Colombier C., Braendle T. Healtcare expenditure and fiscal sustainabi-lity: evidence from Switzerland // Public sector economics. - 2018. -N 42(3). - P. 279-301.

Ключевые слова: здравоохранение; государственные расходы; хронические заболевания.

В экономически развитых странах в условиях старения населения финансируемые из различных источников расходы на здравоохранение в последние десятилетия увеличиваются как в абсолютном, так и в относительном выражении. Например, в Швейцарии в 1960 г. они составили 5,2% ВВП, в 2013 г. - 10,8% ВВП, а в 2015 г. - уже 12,2% ВВП. (В США этот показатель составил немного меньше 17%.) Если ВВП Швейцарии в этот период увеличивался ежегодно в среднем на 1,5%, то расходы на здравоохранение - на 3,4%.

В 2013 г. в Швейцарии структура источников финансирования здравоохранения была следующей: средства бюджетов всех уровней - 3,5% ВВП, средства системы обязательного медицинского страхования - 3,3% ВВП, средства домохозяйств - 2,6% ВВП, средства из других источников (систем обязательного страхования от несчастных случаев и страхования военнослужащих, дополнительных программ медицинского страхования, частных фондов и др.) - 1,4% ВВП. В том же году основная часть расходов на здравоохранение приходилась на базовые программы (8,6% ВВП) и меньшая - на программы лечения хронических заболеваний лиц в возрасте старше и младше 65 лет (соответственно 1,6 и 0,6% ВВП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.