исследуются редко, несмотря на имеющуюся богатую эмпирическую базу, заключает Г. Фриз.
Ю.В. Дунаева
2019.02 020. СИДОРОВА Л.А. СОВЕТСКИЕ ИСТОРИКИ: ДУХОВНЫЙ И НАУЧНЫЙ ОБЛИК. - М.: Институт российской истории РАН: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 248 с.
Ключевые слова: советские историки; духовный мир; научный облик; три поколения советских историков.
В монографии, основанной на богатом документальном материале, предпринята попытка воссоздать собирательный образ советского историка с особым вниманием не столько к общественно-политическим взглядам, сколько к духовно-ментальным основам научной деятельности. Исследуется духовный мир и научный облик крайне неоднородного сообщества советских историков, принадлежавших к трем поколениям: дореволюционному, первому марксистскому и послевоенному. В центре внимания находятся ключевые фигуры советской исторической науки: С.В. Бахрушин, М.М. Богословский, С.Б. Веселовский, Ю.В. Готье, Н.М. Дружинин, Н.А. Ивницкий, М.К. Любавский, И.И. Минц, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.А. Пионтковский, А.Е. Пресняков, Б.А. Романов, М.Н. Тихомиров и др. Выбор, по словам автора, был обусловлен наличием и доступностью источников личного характера (которых, к сожалению, историки послевоенного поколения оставили крайне мало) (с. 8).
Суммируя скупые и разрозненные данные, автор воссоздает такую важную составляющую облика историков, как духовнонравственные принципы, которые включают в себя вопросы религии и веры. Гораздо больше свидетельств сохранилось о восприятии, осмыслении и использовании советскими историками в своей деятельности художественной литературы и искусства. Как пишет Л.А. Сидорова, художественная литература являлась «неотъемлемой частью научного быта советских историков», «с ее помощью открываются многие потаенные стороны личности исследователей, идейное богатство и содержание мира их интеллектуальной деятельности» (с. 102).
Тесная связь между историей и беллетристикой подчеркнута в книге рассмотрением достаточно интересного сюжета. Автор обращается к анализу поэмы Наума Коржавина «Танька» (1957), прототипом главной героини которой явилась Анна Михайловна Панкратова. В ней создан психологический портрет советского историка первого марксистского поколения, показана трудная внутренняя борьба, которая шла параллельно с успешной научной карьерой, что позволяет понять мотивы деятельности А.М. Панкратовой и подчас необъяснимые изломы ее жизненного пути (с. 114).
Анализ восприятия советскими историками творчества отечественных и зарубежных писателей, живописцев самых разных направлений, театра и музыки, приводит автора к выводу о необходимости учитывать взаимосвязь между развитием отечественной исторической науки и искусства в целом. В особенности это касается основополагающих принципов исторического исследования, его методологии, понимаемой в самом широком смысле (с. 197-198).
Выходя за рамки изучения противостояния «старой» и «красной» профессуры, Л.А. Сидорова высказывает идею о существовании «третьего пути», который «давал возможность исключить или минимизировать ущерб от противостояния генераций в исторической науке, чреватого разрывом нормальной преемственности» (с. 136). Этот путь выбрал, например, академик Н.М. Дружинин, не принимавший ни изоляционизм «старой профессуры», ни беспощадную нетерпимость первых историков-марксистов. Не примкнув ни к одному из двух лагерей, Дружинин высоко ценил свойственные каждому из них творческие начала. Следование по среднему пути, пишет автор, давало возможность соединить достижения русской классической историографии и научный потенциал марксистского подхода к изучению истории (с. 198).
О.В. Большакова
2019.02.021. РОГАЧЕВА М.А. ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКИХ УЧЁНЫХ ОТ СТАЛИНА ДО ГОРБАЧЁВА.
ROGACHEVA M.A. The private world of soviet scientists from Stalin to Gorbachev. - Cambridge; N.Y.: Cambridge univ. press, 2017. - XI, 211 p.: ill.