ление СССР в целом с пониманием относилось к подобной политике советских властей» (с. 207).
В. С. Коновалов
2019.02.019. ФРИЗ Г. КОНФЕССИИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИОГРАФИИ. FREEZE G. Confessions in the soviet era: Analytical overview of historiography // Russian history. - Leiden, 2017. - Vol. 44, N 1. -P. 1-24.
Ключевые слова: историография Церкви в советскую эпоху; Церковь и власть; Церковь и государство; Церковь в годы Великой Отечественной войны; антирелигиозная кампания 1954-1958 гг.
Грегори Фриз (Университет Брэндайса, США) отмечает, что в годы советской власти историки практически игнорировали историю религии и историю Церкви. В немногочисленных исследованиях религиозные институты и верующие маргинализировались и демонизировались. Ситуация изменилась в 1990-е годы. Западные ученые, вдохновленные культурным поворотом, стали активнее изучать культуру в целом, развивать разные субдисциплины, в том числе религиозную историю. Одним из последствий поворота стала критика модели «секуляризации», которая долгое время доминировала в исторических исследованиях. Большое влияние на гуманитарное научное сообщество оказала книга С. Хантингтона1. Международные конфессиональные конфликты 1990-х годов заставили пересмотреть роль религии в современном обществе. Теперь на повестку дня вышел вопрос не об исчезновении религий, а об их трансформациях.
«Религиозный поворот» в гуманитарном знании дал импульс как светским, так и церковным ученым. Теоретики «национализма» стали все чаще признавать значимость религиозного фактора. Также благотворно повлияло открытие в годы перестройки советских архивов - появился доступ к закрытым ранее религиозным материалам. Созданные в России религиозные учреждения, например, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, стали издавать научные труды, публиковать сборники до-
1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2003. - 603 с.
кументов. В общем, история религии и история Церкви стали равноправными и развивающимися субдисциплинами исторических исследований.
В постсоветскую эпоху эти направления на подъеме: издаются научные работы1; выходят биографии выдающихся религи-
"2 3
озных деятелей ; защищаются диссертации ; изучаются церковная
4
и религиозная история в регионах .
Тематически исследования сфокусированы главным образом на изучении элит (биографии высших церковных иерархов) и отношениях церковь - государство, также заметен интерес к истории епархий и к разным аспектам религиозной истории. Примером тому служат оживленные обсуждения широкого круга тем - от роли Церкви в Февральской революции до обсуждения масштаба репрессий. Причем, отмечает Г. Фриз, споры идут и среди церковных историков, и среди светских, и между обеими группами специалистов. Можно сказать, что теперь историки стали изучать не только «историю Церкви», но и «Церковь в истории» (с. 9).
В работах, посвященных периоду Временного правительства, поднимаются «внутрицерковные вопросы», например, чистка «прораспутинских» священнослужителей, а также более широкие темы: подготовка к Поместному собору, отношения между Церковью и Временным правительством5 и т.п.
Пересматриваются оценки в отношениях Церкви и большевистского режима. Долгое время историки Церкви изображали
1 Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). - М., 2005. - 440 с. и др.
2 Кифа. Патриарший Местоблюститель, священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862-1937) / Авт.-сост. протоиерей В. Воробьёв. - М., 2012. -952 с. и др.
Алленов А.Н. Власть и церковь в русской провинции в 1917-1927 гг.: На материалах Тамбовской губернии: Дис. ... канд. ист. наук. - Тамбов, 2004. -336 с. и др.
4 Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений 1917-1922. -Пермь, 2004. - 334 с. и др.
5 Редькина О.Ю. Вероисповедная политика временного правительства России (февраль-октябрь 1917 года): Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1996. - 151 с.; Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 г. (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). - СПб., 2008. - 224 с. и др.
ухудшение отношений между Церковью и новой властью только как результат антирелигиозной и антицерковной политики большевиков. В новых работах показано, что Церковь играла активную роль, открыто бросая вызов большевикам и проводимой ими политике.
Принятие Декрета об отделении Церкви от государства радикально изменило ситуацию: Церковь была уничтожена как юридическая организация, лишена права владеть имуществом, осуществлять юридические процедуры; была запрещена религиозная пропаганда и религиозное обучение. Однако, как подчеркивается в исследованиях последних лет, по существу Декрет был декларацией, «в нем не были указаны подробности, оговорки, или инструкции по осуществлению, а применение его возлагалось на усмотрение местных властей» (с. 11).
Г. Фриз отмечает расхождения в оценках отношений церковь - государство в первые годы советской власти в работах церковных и светских историков. Церковные историки описывают это время как «эскалацию "варварских преследований", в результате которых Церковь была лишена имущества, подавлялось отправление религиозных обрядов, преследовали и убивали священнослужителей и верующих, оскверняли иконы и святыни. Хоть эта историография более сосредоточена на поиске мучеников, а не на объяснениях, все же в ней представлены ценные данные о церковных учреждениях и элитах. Светские историки, отвергая утверждение "пассивной жертвенности" Церкви, подчеркивают ее управленческую и институциональную неоднородность, так же как неоднородность духовенства и верующих. Согласно этой позиции, Церковь не только открыто критиковала большевистскую политику, но и мобилизовала священников и мирян на защиту церковного имущества и прав. Светская историография к тому же расширила фокус исследований от столицы и элиты на провинции и приходы, где ситуация менялась с калейдоскопической быстротой» (с. 12).
Несмотря на отдельные точки соприкосновения, оба направления в историографии различаются по существу в решении следующих вопросов: «1) Эволюционировала ли и каким образом большевистская церковная политика в ходе Гражданской войны? 2) Могли ли действия Церкви вызвать усиление большевистских
репрессий? 3) Как приходы, к которым перешли полномочия, влияли на это церковно-государственное противостояние? 4) Были ли репрессии столь масштабны, как это изображают некоторые исследователи - защитники Церкви и духовенства?» (там же).
Историки занимаются изменениями церковной политики государства в годы Великой Отечественной войны. Восстановление Патриархата, открытие и создание семинарий, монастырей, церквей - традиционные темы исследований, считает автор. Кстати, они освещались, хоть и не так широко, в советской историографии. Другие историки, используя материалы из архивов, рассматривают изменения в политике в отношениях Церкви и верующих. Например, создание и роль Совета по делам Русской Православной Церкви, или особенности религиозной политики в разных ре-гионах1.
В работах показан патриотический вклад Церкви во время войны, в том числе и на оккупированных территориях, изменения в отношениях между церковью и государством, вызванные как обстоятельствами войны, так и внешнеполитическими факторами, отмечает Фриз.
Антирелигиозная кампания 1954-1958 гг. давно изучается историками. В работах последних лет заметно, что внимание сместилось от политики Центра к тому, как кампания проводилась местными органами власти.
Особое значение имеет растущий исследовательский интерес к «альтернативному православию», различным движениям, отвергшим и бросившим вызов Патриаршей церкви. Много работ посвящено «обновленчеству», просуществовавшему при поддержке государства с 1926 по 1946 г. и, как подчеркивает автор, в какой-то мере сохранившемуся до наших дней. Другая важная тема, разрабатываемая светскими историками - «катакомбная церковь». Автор особенно выделяет книгу А.Л. Беглова «В поисках "безгрешных катакомб". Церковное подполье в СССР»2.
1 Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь и верующие. 1941-1961 гг. - М., 1999. - 248 с. и др.
2 Беглов А.Л. В поисках безгрешных катакомб. Церковное подполье в СССР. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви: Арефа, 2008. -352 с.
В общем, подводя предварительный итог, Фриз пишет, что за последние 25 лет экспоненциально возросло количество и качество работ по истории религии и Церкви. В научный оборот вводятся ценные архивные данные. Вместе с тем автор отмечает недостатки: «Прежде всего заметна тенденция сосредотачиваться на репрессиях, проводимых государством, на институциональной Церкви и духовенстве; гораздо меньше внимания уделяется действующим лицам на местном уровне (клиру, прихожанам), их действиям в ответ на политику государства и церковных чиновников. Исследования не всегда объективны - как в отношении обновленчества, так и по отношению к другим конфессиям в СССР или к религиозной жизни за рубежом. Тем не менее, в работах приводится много новых эмпирических данных по епархиальным и местным инстанциям, что позволяет пересмотреть то, как государство воспринимало и контролировало православие в советские годы» (с. 19).
Что касается остальных конфессий и религий, то литературы заметно меньше, пишет автор. Он выделяет несколько наиболее значимых работ российских и зарубежных ученых, среди них книги о старообрядцах1; протестантизме2; меннонитах Сибири3; лютеранской церкви и др.
С 1990-х годов ученые создали значительное количество статей, книг и диссертаций. Основная масса исследований сосредоточена на Православной церкви, хорошо изучена деятельность центральных органов и элит. Вместе с этим заметен «моноконфессиональный уклон», т.е. межконфессиональные взаимодействия
1 Петров С.П. Русская Православная Старообрядческая церковь в Бурятии. Очерки из истории старообрядческой епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока. - Улан-Удэ, 2011. - 56 с.; Rogers D. The old faith and the Russian land: A historical ethnography of ethics in the Urals. - Ithaca, 2009. - 360 р.
2 Никольская Т. Русский протестантизм и государственная власть в 19051991 гг. - СПб., 2009. - 370 с.
3 Савин А.И. Этноконфессия в советском государстве - Меннониты Сибири - эмиграция и репрессии. - Новосибирск, 2009. - 752 с.
4 Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920-1941 гг: Документы и материалы / Сост., вступ. ст. и коммент. Савина А.И. - Новосибирск, 2004. - 428 с.
исследуются редко, несмотря на имеющуюся богатую эмпирическую базу, заключает Г. Фриз.
Ю.В. Дунаева
2019.02.020. СИДОРОВА Л.А. СОВЕТСКИЕ ИСТОРИКИ: ДУХОВНЫЙ И НАУЧНЫМ ОБЛИК. - М.: Институт российской истории РАН: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 248 с.
Ключевые слова: советские историки; духовный мир; научный облик; три поколения советских историков.
В монографии, основанной на богатом документальном материале, предпринята попытка воссоздать собирательный образ советского историка с особым вниманием не столько к общественно-политическим взглядам, сколько к духовно-ментальным основам научной деятельности. Исследуется духовный мир и научный облик крайне неоднородного сообщества советских историков, принадлежавших к трем поколениям: дореволюционному, первому марксистскому и послевоенному. В центре внимания находятся ключевые фигуры советской исторической науки: С.В. Бахрушин, М.М. Богословский, С.Б. Веселовский, Ю.В. Готье, Н.М. Дружинин, Н.А. Ивницкий, М.К. Любавский, И.И. Минц, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.А. Пионтковский, А.Е. Пресняков, Б.А. Романов, М.Н. Тихомиров и др. Выбор, по словам автора, был обусловлен наличием и доступностью источников личного характера (которых, к сожалению, историки послевоенного поколения оставили крайне мало) (с. 8).
Суммируя скупые и разрозненные данные, автор воссоздает такую важную составляющую облика историков, как духовно-нравственные принципы, которые включают в себя вопросы религии и веры. Гораздо больше свидетельств сохранилось о восприятии, осмыслении и использовании советскими историками в своей деятельности художественной литературы и искусства. Как пишет Л.А. Сидорова, художественная литература являлась «неотъемлемой частью научного быта советских историков», «с ее помощью открываются многие потаенные стороны личности исследователей, идейное богатство и содержание мира их интеллектуальной деятельности» (с. 102).