ента, согласно которым его жизнь должна быть продолжена во что бы то ни стало, то это решение способно принести новые страдания самому пациенту. Согласно концепции экзистенциальной этики, любой поступок, совершенный в интересах конкретного индивида, может всегда обернуться против этих интересов. Этот выбор между Сциллой и Харибдой неизбежно вызывает у субъекта моральные страдания.
К. Лэндри приходит к выводу, что моральное страдание учит субъекта, что значит быть человечным. Любой индивид чувствует свою ответственность перед другими людьми даже в ситуации моральной неопределенности. Этическая дилемма представляет собой призыв к поступку. Если понять источник моральной неопределенности и сопровождающие ее моральные страдания, то можно до минимума сократить исходную неопределенность.
О. В. Летов
2018.04.017. ОГАР Дж.Н., АКПАН Б.С. ОБРЕЗАНИЕ ЖЕНСКИХ ГЕНИТАЛИЙ: ФИЛОСОФСКИЙ ОБЗОР.
OGAR J.N., AKPAN BS. Female genital cutting: A philosophical exposition // Eubios journal of Asian and international bioethics. -Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 2. - P. 45-51.
Ключевые слова: биомедицинская этика; практика обрезания женских гениталий; принцип свободы выбора человека; целостность здоровья пациента.
Дж.Н. Огар и Б.С. Акпан (сотрудники отделения философии Калабарского университета, Нигерия) отмечают, что широко распространенная в африканских странах практика обрезания женских гениталий в последнее время подвергается широкому осуждению. Особенность подобной практики выражается в том, что она идет вразрез с медицинскими показаниями: инициаторы подобных акций руководствуются исключительно авторитетом обычаев и традиций. «Эта практика неизбежно сопровождается ущербом здоровью женщины и препятствует естественному функционированию ее организма» (p. 45).
Практике обрезания гениталий обычно подвергаются женщины в возрасте от 10 до 22 лет. Некоторые историки считают, что указанная традиция насчитывает более 5 тыс. лет. Она имеет свое
распространение в 40 странах мира, в том числе в 27 африканских государствах, а также среди арабских народов Персидского залива, отчасти в Индии, Индонезии, Малайзии и Бразилии. Ее сторонники обосновывают необходимость подобной практики тем, что при этом ограничиваются сексуальные желания женщины и она неизбежно сосредоточивает свое внимание на семье и детях. При этом право семьи и воля родителей считаются приоритетными по отношению к воле отдельного индивида или позиции общества или государства. В качестве иной причины также указывается преодоление женской мастурбации и избежание психических отклонений. Некоторые женщины также убеждены в том, что обрезание гениталий в той или иной степени спасает их от угрозы насилия.
В некоторых африканских странах обрезание женских гениталий настолько укоренилось в культуре, что лишенные этой традиции женщины считаются как бы «ненастоящими». Многие африканские женщины столь же легко соглашаются с этой операцией, как западные женщины прибегают к пластической операции по увеличению груди. Это обстоятельство объясняется тем, что религиозные обычаи и традиции среди народов развивающихся стран редко подвергаются сомнению. Эти традиции тесно связаны с этическим кодом той или иной социальной группы, а большинство людей не представляют своей жизни вне этой группы. «Иными словами, быть другим означает быть вне социальной группы, вне общества» (р. 46).
Вместе с тем многие врачи подчеркивают, что при проведении подобных процедур велика вероятность инфекционного заражения организма будущей матери. К числу вероятных инфекционных заболеваний может относиться в том числе и вирус иммунодифицита человека. Подобная практика привлекает внимание специалистов в таких областях знания, как религия, философия, социология, право, медицина и др. Поскольку эта практика имеет свои истоки в древних обычаях, осуществляют ее, как правило, лица, далекие от медицины и не способные обеспечить необходимые при этом гигиенические требования. В качестве инструментов при этом чаще всего используются ножи, изготовленные из бамбукового дерева. Однако даже при условии соблюдения всех необходимых медицинских требований практика обрезания жен-
ских гениталий, согласно Дж.Н. Огар и Б.С. Акпан, должна быть прекращена.
Дж.Н. Огар и Б.С. Акпан приходят к выводу, что практика обрезания женских гениталий должна быть осуждена как варварство, поскольку она нарушает основные права человека, этический принцип свободы выбора человека и целостность его здоровья.
О. В. Летов
2018.04.018. ТАПА Б., МЕЙСЕР Д. ИСТОКИ РАННИХ БРАКОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ДЖИРУБАСЕ, ПАЛЬПЕ, НЕПАЛЕ. THAPA B., MACER D. Bases of early marriage & consequences on the well-being of mother and child in Jhirubas, Palpa, Nepal // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2017. -Vol. 28, N 2. - P. 51-65.
Ключевые слова: биоэтика; право на личную свободу и развитие; многонаправленный фактор.
Б. Тапа (член Молодежного клуба ЮНЕСКО, Непал) и Д. Мейсер (президент Американского университета независимых наций, Аризона, США) указывают, что на основе социологического исследования, проведенного в городе Джирубас (Непал) среди женщин, вступивших в брак до 19 лет и имеющих детей в возрасте до трех лет, можно сделать вывод, согласно которому ранние браки характерны для женщин, не владеющих грамотой.
В ходе данного исследования были отмечены определенные социальные сдвиги. Во-первых, имеет место тенденция к постепенному переходу от родителей к самим молодым людям права принимать решение о вступлении в брак. Во-вторых, брак, организованный родителями, все более уступает место браку по любви. Такой мотив вступления в брак, как давление родителей, все более вытесняется личностными предпочтениями молодых людей. Молодые женщины описывали такие проблемы, касающиеся их благополучия, как плохое материальное положение как матери, так и ребенка, незрелость родителей, угроза выкидыша, сексуальная совместимость, отсутствие возможности планирования рождаемости, низкий вес новорожденных и т.п. Ученые нередко ставят вопрос о том, способствует ли рост народонаселения в той или иной стране