Выдвигаются следующие задачи в области обеспечения медицинской помощью особо в ней нуждающихся детей: 1) включить семьи в специализированную программу медицинской помощи; 2) сделать медицинские центры реально доступными; 3) сформировать программу мобильной медицинской помощи в этой области; 4) оказывать нуждающимся детям поддержку со стороны сообщества; 5) обеспечить этих детей необходимой медицинской страховкой; 6) обеспечивать ранний и непрерывный мониторинг здоровья детей.
Забота о здоровье детей, особо нуждающихся в медицинской помощи, - это комплексная программа, включающая в себя многие аспекты. «Цель этой программы - обеспечить качество жизни будущей нации» (p. 2). Любые изменения (сокращения) в программе государственного медицинского обеспечения ставят эту категорию детей на грань жизни и смерти. Принимать участие в решениях, касающихся детей с особыми потребностями в медицинском обслуживании, должны не только врачи, но и родители.
К. Крамп приходит к выводу, что, согласно известному этическому принципу справедливости распределения медицинских ресурсов, различия в уровне удовлетворенности медицинской помощью между обычными здоровыми детьми и детьми с особыми потребностями в медицинском обслуживании должны быть преодолены.
О.В. Летов
2018.04.016. ЛЭНДРИ К. НЕЗНАНИЕ, КАК «ПРАВИЛЬНО ПОСТУПИТЬ»: МОРАЛЬНЫЕ СТРАДАНИЯ И ТЕРПИМОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В МЕДИЦИНЕ.
LANDRY Ch. Not knowing the «right thing to do»: moral distress and tolerating uncertainty in medicine // Clinical ethics. - New York, 2017. -Vol. 12, N 1. - P. 37-44.
Ключевые слова: биоэтика; моральные страдания; ситуация моральной дилеммы; неопределенность морального выбора; принцип свободы выбора пациента; принцип благодеяния.
К. Лэндри отмечает, что моральные страдания могут возникать в силу разных причин, таких как угроза смерти, конфликты в коллективе, конфликт в рамках иерархии ценностей, ситуация мо-
рального выбора. Под ситуацией морального выбора понимается невозможность субъекта сохранить в одно и то же время все имеющиеся альтернативы. Эта ситуация представляет собой конфликт между имеющимися моральными императивами, когда выбор одного пути предполагает разрушение другого. В этой ситуации субъект вынужден выбирать между двумя альтернативами, каждая из которых представляется ему неверной. Ситуация моральной дилеммы свидетельствует о том, что не все поступки могут быть успешными: большая часть из них обречена на провал. Иными словами, в рамках морального выбора потери неизбежны. Моральные страдания служат проявлением неопределенности морального выбора. Согласно американскому философу А. Джемто-ну, моральное страдание имеет место тогда, «когда субъект знает, как поступить правильно, однако институциональные ограничения не дают ему это сделать» (с. 38).
В ситуации, когда субъект испытывает моральные страдания, он не знает точно, как ему правильно поступить. Это говорит о том, что природа человека нуждается в дальнейшем изучении. Имеющиеся стандарты принятия морального решения не исчерпывают сложности межчеловеческого общения. В целях решения указанных проблем К. Лэндри обращается к концепции экзистенциальной этики, разработанной Симоной де Бовуар. Данную концепцию также называют «этикой неопределенности». «Хотя представители экзистенциальной этики и не дают читателям готовых рецептов, как поступить в той или иной ситуации морального выбора, они предлагают путь переосмысления отношений субъекта с другими людьми» (с. 37). Подобный путь помогает субъекту разрешить сложности его моральных обязательств.
В особенности положения экзистенциальной этики могут быть полезны в ситуации отношений неопределенности, нередко существующих между врачом и пациентом. Примером подобной ситуации может служить выбор, продолжать ли давать безнадежно больному пациенту поддерживающие его жизнь препараты даже в том случае, когда сам пациент склонен от них отказаться. В этой ситуации могут вступать в конфликт два основных биоэтических принципа: принцип свободы выбора пациента, с одной стороны, и принцип благодеяния - с другой. Ни один путь не представляется оптимальным: если следовать настояниям родных и близких паци-
ента, согласно которым его жизнь должна быть продолжена во что бы то ни стало, то это решение способно принести новые страдания самому пациенту. Согласно концепции экзистенциальной этики, любой поступок, совершенный в интересах конкретного индивида, может всегда обернуться против этих интересов. Этот выбор между Сциллой и Харибдой неизбежно вызывает у субъекта моральные страдания.
К. Лэндри приходит к выводу, что моральное страдание учит субъекта, что значит быть человечным. Любой индивид чувствует свою ответственность перед другими людьми даже в ситуации моральной неопределенности. Этическая дилемма представляет собой призыв к поступку. Если понять источник моральной неопределенности и сопровождающие ее моральные страдания, то можно до минимума сократить исходную неопределенность.
О. В. Летов
2018.04.017. ОГАР Дж.Н., АКПАН Б.С. ОБРЕЗАНИЕ ЖЕНСКИХ ГЕНИТАЛИЙ: ФИЛОСОФСКИЙ ОБЗОР.
OGAR J.N., AKPAN BS. Female genital cutting: A philosophical exposition // Eubios journal of Asian and international bioethics. -Christchurch, 2018. - Vol. 28, N 2. - P. 45-51.
Ключевые слова: биомедицинская этика; практика обрезания женских гениталий; принцип свободы выбора человека; целостность здоровья пациента.
Дж.Н. Огар и Б.С. Акпан (сотрудники отделения философии Калабарского университета, Нигерия) отмечают, что широко распространенная в африканских странах практика обрезания женских гениталий в последнее время подвергается широкому осуждению. Особенность подобной практики выражается в том, что она идет вразрез с медицинскими показаниями: инициаторы подобных акций руководствуются исключительно авторитетом обычаев и традиций. «Эта практика неизбежно сопровождается ущербом здоровью женщины и препятствует естественному функционированию ее организма» (p. 45).
Практике обрезания гениталий обычно подвергаются женщины в возрасте от 10 до 22 лет. Некоторые историки считают, что указанная традиция насчитывает более 5 тыс. лет. Она имеет свое