Научная статья на тему '2018. 03. 017. Роль правительств штатов в развитии экономики и повышении технологической конкурентоспособности: материалы "круглого стола". The role of state governments in economic Development and r&d competitiveness: Proceedings of a Workshop - in brief. - Washington, DC: the National Academies Press, 2018. - February. - p. 1-8. - mode of access: https://doi. Org/10. 17226/25022'

2018. 03. 017. Роль правительств штатов в развитии экономики и повышении технологической конкурентоспособности: материалы "круглого стола". The role of state governments in economic Development and r&d competitiveness: Proceedings of a Workshop - in brief. - Washington, DC: the National Academies Press, 2018. - February. - p. 1-8. - mode of access: https://doi. Org/10. 17226/25022 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ШТАТОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВ ШТАТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пястолов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 017. Роль правительств штатов в развитии экономики и повышении технологической конкурентоспособности: материалы "круглого стола". The role of state governments in economic Development and r&d competitiveness: Proceedings of a Workshop - in brief. - Washington, DC: the National Academies Press, 2018. - February. - p. 1-8. - mode of access: https://doi. Org/10. 17226/25022»

средством выделения бюджетных средств автор считает необоснованным. В рассматриваемом законопроекте механизм бюджетного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, осуществляемой научными организациями (ст. 7375), отсутствует. «По умолчанию подразумевается, что указанные виды деятельности будут осуществляться на основе грантов. По-видимому, не случайно первым понятием в законопроекте (ст. 2) назван именно грант. А как же финансирование условно-постоянных затрат научных организаций?» (с. 35). На практике же основная часть средств по грантам приходит, как правило, в четвертом квартале. А «в январе-сентябре 2017 г. 29,7% научных организаций были убыточными».

Разработчики проекта в разделе финансово-экономического обоснования отмечают, что принятие нового закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ» не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета. А.В. То-досийчук, однако, утверждает, что при сохранении бюджетных ассигнований на науку на том уровне, который существует до принятия данного закона, бюджетные средства придется перераспределить между собственно научными исследованиями и разработками и дополнительными видами и объектами деятельности, предусмотренными проектом. Следовательно, финансирование того, что делается в настоящее время, будет уменьшено (с. 36).

В целом в рассмотренном законопроекте заметно «отсутствие системности в подаче текста законопроекта, наличие орфографических и синтаксических ошибок». В то же время присутствует ряд несогласованностей «как по терминам, так и по содержанию». Рекомендации включают тезис о том, что нормы о правовом статусе субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности должны быть ядром закона о науке и инновациях.

С.М. Пястолов

2018.03.017. РОЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВ ШТАТОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ И ПОВЫШЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: МАТЕРИАЛЫ «КРУГЛОГО СТОЛА».

The role of state governments in economic development and R&D competitiveness: Proceedings of a workshop - in brief. - Washington, DC:

The National academies press, 2018. - February. - P. 1-8. - Mode of access: https://doi.org/10.17226/25022

Ключевые слова: США; научно-техническая политика штатов; взаимодействие правительств штатов - университетов -промышленности; кибербезопасность; участие общества в управлении.

В октябре 2017 г. в Вашингтоне был проведен «круглый стол» по вопросам взаимодействия федерального правительства, правительств штатов, университетов и промышленности. В программном выступлении руководителя и генерального директора Национальной ассоциации губернаторов (NGA) С. Пэттисона (S. Pattison) были названы наиболее острые проблемы государственной политики: как подготовить американскую экономику, общество, трудовые ресурсы к грядущим «беспрецедентным изменениям»? Для того чтобы найти ответы на глобальные вызовы, по мнению участников «круглого стола», штатам следует встретить их «вместе, независимо от политических пристрастий» (с. 1).

В данном и других выступлениях были заявлены следующие замечания и тезисы: «двухпартийность» является помехой в управлении и поисках ответов на глобальные вызовы; штатам следует принимать активное участие в международном сотрудничестве; ввиду широкого распространения «цифровых систем» кибербезопасность стала проблемой «всеобщей значимости». Агентства штатов и местных органов власти собирают и хранят огромное количество данных о населении, и зависимость от объемов и качества государственных информационных услуг стала критической. Инструменты для осуществления политики кибербезопасности губернаторам штатов и их советникам предоставляет Ресурсный центр NGA.

Штаты должны быть активными партнерами федерального правительства в том, чтобы поддержать «предприятие науки и техники мирового класса»1. Однако на пути сотрудничества федерального правительства и правительств штатов встают серьезные препятствия. В ходе дискуссий были выделены пять тенденций (с. 2).

1 Комплекс институтов научно-технической сферы США в отчете Национальных академий наук США «Fostering integrity in research» называется «американское научно-исследовательское предприятие» (см.: РЖ «Науковедение», 2018.02.018).

1. Ресурсные ограничения. «Больше людей и больше государственных университетов конкурируют за часть бюджетного финансирования. Это - линза, через которую мы рассматриваем инвестиционные решения и приоритеты».

2. Деволюция. Передача ответственности от вершины вниз и от центра к периферии. «Это больше, чем причуда или идеология. Гибкость, эффективность, своевременность и живой отклик на запросы клиентов или граждан - все это становится драйверами быстрого развития технологий». Штаты приложат все усилия к проектированию «хаордической» окружающей среды, т.е. такой, где сосуществуют хаос и порядок.

3. Глобализация. «Штаты должны вкладывать капитал в центры превосходства, которые получат международное признание и привлекут международные инвестиции».

4. Ускорение изменений. Они затрагивают рабочие места, профессии и целые отрасли промышленности. «Для штатов важно поощрять радикальные изменения в институциональном поведении: от создания партнерств до своевременного реагирования на возникающие вызовы и обеспечения прозрачности поведения».

5. Возрождение традиций участия общества в управлении. «Крики о "благосостоянии корпораций" звучат со стороны предателей идей справедливости в нашем обществе; растущий разрыв в доходах усугубляется еще более быстрорастущим разрывом в профессиях; усиление социальных проблем, рост насилия в молодежной среде, эпидемия опиатов, старение нации и другие невзгоды вопиют о помощи, о свете, который могла бы пролить наука» (цит. по: с. 2).

Штаты могут принять участие в развитии предприятия науки и техники с помощью следующих способов.

1. Инвестиции в инфраструктуру. «В этих инвестициях мы должны соблюдать баланс между вложениями в научную сферу и вложениями в социальную инфраструктуру. Любая система инвестиций в ИР, которая препятствует регулярному общению лучших ученых с молодыми студентами, неверно настроена».

2. Выявление региональных сил. Местные таланты и компетенции традиционно являются ключом к экономической жизнеспособности. Их обычно находят в ведущих университетах и научно-исследовательских институтах.

3. Создание новых партнерств. «Важны меры, которые объединяют интересы людей и учреждений поверх традиционных границ... Партнерства - инструмент плодотворного динамического взаимодействия игроков научно-технической сферы».

4. Вовлечение руководства частного сектора. «Привлечение ключевых лидеров бизнеса придает энергию усилиям штатов, направленным на развитие ИР. Частный сектор должен быть глубоко вовлечен в продвижение исследований на рынке. Штаты должны упорно трудиться, чтобы выйти за пределы технологии кнопочных программ в сторону более рыночно ориентированных инициатив».

5. Упор на качество. «Поскольку штаты недостаточно инвестируют в развитие научно-технической сферы, они должны прилагать усилия для установления высокоэффективных стандартов... Действительность глобальной конкуренции требует качества мирового уровня».

6. Информирование заинтересованных лиц - представителей общественного управления. «Мы должны помочь людям мыслить вне рамок двухлетнего и четырехлетнего выборного цикла, понять метаболизм проникновения научно-технических достижений в общество» (с. 3).

На заседаниях соответствующих секций были представлены доклады по тематикам экономики знаний, региональных инноваций, производства и экономического развития, сотрудничества между штатами и федеральным правительством. Представители ведущих институций научно-технической сферы отдельных штатов сообщили о своих проблемах и достижениях.

В структуре министерства торговли штата Северная Каролина организован офис исследований и инноваций, которым руководит Дж. Хардин (J. Hardin). Инновационная система данного штата входит в так называемый регион Научного треугольника (Research Triangle Region). «В модели инновационной экосистемы Северной Каролины инновационные идеи и открытия превращаются в инновационные продукты и практики, которые служат для создания новых организаций и укрепления существующих, и все это в интересах экономического благосостояния и качества жизни людей» (цит. по: с. 3). Сотрудники офиса исследований и инноваций участвуют в подготовке доклада, который содержит данные об инновационном развитии штата и который представляется каждые два года.

Он основан на 40 показателях. В сотрудничестве со статистической компанией SAS были также проанализированы данные за 15 лет по 50 штатам. Оказалось, что наибольшее значение имеют три индикатора, которые связаны с показателями ВВП на душу населения, дохода на душу населения и средней величины годовой зарплаты. За последние годы офис Дж. Хардина осуществил целый ряд программ и проектов, включая составление дорожной карты по нано-технологиям, разработку методики расчетов индекса инноваций и т.д.

В докладе представителя Комиссии экономического развития штата Арканзас Т. Чилтона (T. Chilton) говорилось об историческом опыте экономического развития штата. В 1950-х годах член семьи Рокфеллеров выкупил значительную часть территории штата и основал Арканзасскую комиссию по промышленному развитию. В результате активной работы комиссии и последовавших инвестиций в течение следующих 20-25 лет экономика штата, ранее представлявшая собой в основном натуральное хозяйство, получила значительное промышленное развитие. Основным стимулом для корпораций была относительная дешевизна рабочей силы. Но поскольку рынки низкооплачиваемого труда появились и в других странах, эта модель потеряла привлекательность. «К счастью, к тому времени в Арканзасе появились компании из списка Fortune 100, хотя рабочие места, которые они обеспечили, находились главным образом в секторах услуг и розничной торговли» (с. 3). Сегодняшнее научно-исследовательское предприятие с точки зрения развития экономики, основанной на знаниях, представитель Арканзаса сравнивает с трехногим табуретом: его поддерживают только две ножки - общественный сектор и государственные университеты. Перед штатом стоит серьезная задача - привлечь частный сектор, тем более что есть положительный опыт. Необходимы усилия со стороны правительства штата, направленные на развитие профессиональных навыков населения и социальных инициатив.

Представитель Университета Невады (Рино) М. Гаутам (M. Gautam) говорил о том, как лидерство исследовательских университетов Невады обеспечило общий экономический успех штата после кризиса 2010 г. Коллектив ученых, сотрудников и студентов следует стратегическому плану, который был обновлен в 2014 г. Данная стратегия является частью стратегии развития штата и на-

целена на развитие гибкой и разнообразной экономики. Оценив привлекательность стратегии, такие инновационные фирмы, как «Tesla», «Google», «Switch», «Apple», выбрали Неваду в качестве площадки развития. Это вызвало подъем в малом бизнесе, основанном на знаниях, который в свою очередь помог создать высокооплачиваемые рабочие места. В первую очередь этот успех связан с деятельностью исследовательских университетов штата.

Основополагающий элемент плана развития «новой Невады» - Фонд знаний. Его учредителем стала администрация штата, вложив 30 млн долл., предназначенных для организации университетских высокотехнологичных предприятий (с. 4).

Экосистема инноваций штата включает два базовых центра -Университет Невады и Центр инноваций Рино. Этот центр находится в самом центре г. Рино (поддержан компанией «Switch»). Это место было выбрано преднамеренно так, чтобы оно находилось далеко от главного университетского городка университета. Центр прикладных исследований Невады (Nevada Center for Applied Research - NCAR) расположен уже в самом университетском городке. Первые результаты работы экосистемы: 102 рабочих места за 18 месяцев, еще сотни появятся в ближайшем будущем. В работе участвуют 50 компаний; запущены восемь новых предприятий; созданы четыре новых инвестиционных фонда (с. 4).

По мнению представителя Института инноваций Нью-Джерси Д. Себастьяна (D. Sebastian), американская промышленность зародилась в городе Патерсон (Patterson Falls), Нью-Джерси, благодаря усилиям Александра Гамильтона. Будучи первым министром финансов США, он полагал, что вся страна станет центром промышленности и дал задание П. Ланфану (Pierre L'Enfant) спроектировать первый национальный промышленный город. Пришла волна новых технологий, но первоначально созданные отрасли промышленности (текстильное, ткацкое, стекольное, кожевенное производства, шорное, дубильное дело) не разрушались; более того, возможности Нью-Джерси и доступ к рынкам привлекли изобретателей и предпринимателей, таких как А.Г. Белл, Т. Эдисон, Дж. Мерк, Дж. Рокфеллер и др.

Активно развивались организационные модели поддержки изобретательства, которые смогли пережить создавшие их фирмы. Это такие корпоративные центры инноваций, как Менло-Парк

Эдисона (Edison's Menlo Park), лаборатории Белла (Bell labs), Центр исследований и технологий Эксона (Exxon Research and Engineering) (с. 4).

Однако позже, в ХХ столетии, произошли кардинальные изменения в отношении корпораций к инвестициям в ИР и установившееся лидерство Нью-Джерси в финансовой сфере сопровождалось деструкцией обрабатывающей промышленности в штате. «Теперь мы пытаемся восстановить существовавшее прежде положение, - заявил Д. Себастьян. - Хорошей новостью является то, что штат все еще обладает такими ресурсами, как самая высокая в мире плотность докторов философии и инженеров; доступ к капиталу, мировым рынкам и транспортным активам и 10 тыс. производителей. Приблизительно восемь лет назад правительство штата задумалось о том, как идентифицировать кластеры, в которые можно инвестировать, и таким образом обеспечить рост экономики» (с. 5). Министерство труда и занятости (Department of Labor and Workforce Development) Нью-Джерси инициирует программы, реализуемые в университетах, с целью идентифицировать и каталогизировать промышленные кластеры, определить возможности трудоустройства потенциально трудоспособных работников. Другая цель состоит в том, чтобы должным образом готовить граждан к вхождению в высокотехнологичные отрасли. Этим заняты центры развития талантов (Talent Development Centers). Лозунг «65/25» отражает цель штата: к 2025 г. добиться того, чтобы 65% рабочей силы получали профессии вне системы среднего образования (с. 5).

В секции «Производство и региональные инновации» внимание было привлечено к роли новых институтов в поддержке региональных экосистем инноваций. Примером стало подразделение Массачусетского университета Совместные исследования электронной печати (Printed Electronics Research Collaborative - PERC). 3D-печать использует пластмассы и металлы в технологиях печати электронных схем. Печатная электроника обеспечивает преимущество быстрого прототипирования; это ускоряет разработку продукта, так как соответствующие процессы занимают уже не месяцы, а дни. Можно также спроектировать форму: изделие станет твердым или гибким, плоским или объемным.

Задача PERC - развить систему поставок для печатной электроники в штатах Массачусетс и Новая Англия. Для ее выполнения

PERC получает финансирование от корпораций и федерального правительства. Систему поставок необходимых материалов и оборудования обеспечивают 14 компаний. Создано партнерство с компанией «Raytheon» - «Raytheon-UMass Lowell Research Institute». Режим работы служащих «Raytheon» организован таким образом, что в любой день десять инженеров этой фирмы могут быть привлечены для консультирования и совместной работы со студентами. «Однако такие виды сотрудничества нуждаются в энтузиастах как на академической, так и на производственной стороне» (цит. по: с. 5).

Дж. Хопкинс (J. Hopkins), представитель Института новых методов производства композитных материалов (Institute for Advanced Composites Manufacturing Innovation - IACMI), рассказал о деятельности своего института. IACMI - один из 14 институтов, участвующих в госпрограмме поддержки производства в интересах национальной энергетической безопасности и развития торговли (Manufacturing USA Institutes). Поскольку IACMI получает финансирование из Министерства энергетики (DOE) (приблизительно 250 млн долл.), его исследования в основном проводятся в области энергетики, в частности институт занимается разработкой способов сокращения потребления энергии (с. 5). Кроме того, институт ведет прикладные исследования в таких областях, как транспортные средства (70% всей работы), изготовление лопастей ветряного двигателя и хранение газоконденсата. Подразделения IACMI расположены в Детройте, где ведутся разработки углеродистого волокна, и в Университете Пердью в Индиане.

Представитель Отдела инноваций и предпринимательства при офисе президента Калифорнийского университета (University of California - UC) К. Галбрэнсон (Ch. Gulbranson) заявила, что начиная с года своего основания в 1868 г. университет служил движителем развития экономики штата Калифорния. Администрация штата всегда была активным сторонником стратегических инициатив университета в сфере развития инноваций и предпринимательства. Именно финансирование со стороны региональных властей позволяет ему сегодня поддерживать 49 программ обучения предпринимательству, 33 бизнес-инкубатора и акселератора и 15 стар-тапов. Всего в период с 1968 по 2015 г. было основано 1267 старта-пов; с июня 2015 г. 622 из них остаются активными. 447 стартапов

обеспечивают занятость более чем 38 тыс. человек. В 2016 г. университет обосновал в законодательном собрании штата проект усиления предпринимательской экосистемы и получил на это 22 млн долл. «Эти фонды используются в качестве катализатора объединения ресурсов в университетских городках и в местных сообществах для развития навыков предпринимательства и помощи в коммерциализации наших продуктов и технологий» (с. 6).

Представитель Массачусетского университета К. Стеббинс (K. Stebbins) рассказала о том, как она использует свой профессиональный опыт в качестве эксперта в управлении экономиками штатов. Она консультирует региональных администраторов, которые «попадают в состояние фрустрации, безуспешно пытаясь привлечь местные университеты для подъема локальной экономики» (цит. по: с. 6). Все ее внимание сосредоточено на суперкластере штата Массачусетс, который объединил таких партнеров, как UMass, MIT, GE, Mitre Corp., Massachusetts General Hospital. Предметом другой части ее исследований является План экономического развития штата Массачусетс (Massachusetts Economic Development Framework), разработанный с целью поддержать экономическое развитие и создание рабочих мест во всех частях штата.

Подразделение К. Стеббинс учредило Фонд грантов совместных ИР (Collaborative R&D Matching Grant Fund), который сумел собрать 25 млн долл. Штат Массачусетс также вовлечен в программу «Manufacturing USA»; на последующие пять лет государство зарезервировало 113 млн долл. для передачи пяти центрам (с. 6). Кроме того, запущены программы инвестиционных субсидий, направленных на поддержку наук о жизни: кадровое обеспечение, научные исследования, коммерциализацию и производство. Однако в результате конфликта приоритетных целей государства и академической сферы могут возникнуть серьезные осложнения. «В то время как университеты хотят обучать талантливых работников, государство желает получить рабочую силу... В то время как университеты хотят выстроить свой мировой бренд, чиновники думают о том, что все усилия университета должны быть направлены на повешение конкурентоспособности штата» (цит. по: с. 7).

Докладчик от Исследовательского союза Джорджии (Georgia Research Alliance) М. Кэссиди (M. Cassidy) рассказал о совместной работе с Институтом науки и техники штата (State Science and

2018.03.018-019

Technology Institute - SSTI), объединившим практиков в области экономико-технологического развития. Ученые из этих учреждений признали, что основанное на технологии экономическое развитие нуждается в значительной государственной поддержке («в более сильном голосе в Вашингтоне») (цит. по: с. 7). Инструментом такой поддержки может стать Программа региональных инновационных стратегий (Regional Innovation Strategies - RIS), разработанная еще в 2010 г., когда пересматривался закон «О соревнующейся Америке» (America COMPETES Act). Однако тогда программа не получила финансовой поддержки. Этот документ предусматривает, что гранты на научно-технологические исследования оформляются на конкурсной основе в городах и муниципалитетах для тестирования инновационных идей.

«Мы называем себя Советом по защите инноваций (Innovation Advocacy Council). Мы начали серьезную деятельность приблизительно в 2012 г. и к 2014 фин. г. законопроект об ассигнованиях включал 10 млн долл. для RIS, предполагавших более 20 грантов» (цит. по: с. 7). Деньги поступили от Офиса инноваций и предпринимательства Управления экономического развития США. За последние несколько лет финансирование для программы RIS заметно увеличилось: более 100 грантов было предоставлено приблизительно 40 штатам. Гранты требуют совместного финансирования и в итоге составляют приблизительно 500 тыс. долл. на двухлетний период. Усилия Совета по защите инноваций получают серьезную поддержку в Конгрессе от двух партий. Разработана повестка дня для продвижения инноваций на региональной основе, состоящая из 12 пунктов. «Это была трудная, но полезная работа», -сказал в заключение М. Кэссиди.

С.М. Пястолов

2018.03.018-019. ИНДИКАТОРЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ, 2018. (Сводный реферат).

2018.03.018. Overview of the state of the US S&E enterprise in a global context // Science and engineering indicators, 2018 / Nat. science board. -Wash., 2018. - P. 0-1-0-451.

1 В реферируемом издании страницы нумеруются по главам: первая цифра или буква обозначают главу, вторая - страницу. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.