Научная статья на тему 'Численность и география расселения армянской диаспоры в контексте миграционной политики Соединенных штатов Америки (1960–1990-е гг. )'

Численность и география расселения армянской диаспоры в контексте миграционной политики Соединенных штатов Америки (1960–1990-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
407
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ / ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ / ARMENIAN DIASPORA IN UNITED STATES OF AMERICA / TERRITORIAL DISTRIBUTION / POPULATION / IMMIGRATION POLICY OF UNITED STATES OF AMERICA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мкртчян Тагуи Гегамовна

Изучена динамика численности и территориального расселения армянской диаспоры Соединенных Штатов Америки в 1960–1990-е гг. под воздействием изменений в миграционной политике Соединенных Штатов Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARMENIAN DIASPORA’S NUMBER AND TERRITORIAL DISTRIBUTION IN THE CONTEXT OF UNITED STATES OF AMERICA IMMIGRATION POLICY (1960–1990-S)

The study of population dynamics and territorial settlement of the Armenian diaspora in the United States in 1960–1990s under the influence of changes in the immigration policy of the U.S. is the purpose of this article.

Текст научной работы на тему «Численность и география расселения армянской диаспоры в контексте миграционной политики Соединенных штатов Америки (1960–1990-е гг. )»

УДК 325.2(479.25)

ЧИСЛЕННОСТЬ И ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (1960-1990-е гг.)

© Тагуи Гегамовна МКРТЧЯН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра всеобщей истории, e-mail: m.taguhi@gmail.com

Изучена динамика численности и территориального расселения армянской диаспоры Соединенных Штатов Америки в 1960-1990-е гг. под воздействием изменений в миграционной политике Соединенных Штатов Америки.

Ключевые слова: армянская диаспора Соединенных Штатов Америки; география расселения; численность; миграционная политика Соединенных Штатов Америки.

1960-1990-е гг. можно обозначить как период активной фазы второй волны иммиграции армян в США. После переселенческого затишья 1930-х гг. в 1940- 1950-е гг. рост числа иммигрирующих обеспечивался за счет беженцев из стран Европы, охваченных Второй мировой войной, послевоенной разрухой, советским присутствием в Восточной Европе, армян Палестины после образования государства Израиль в 1948 г. и спасающихся от правительств арабских стран социалистической ориентации (Египта, Сирии, Ирака).

По оценкам Дж. Ташчьяна, во время Второй мировой войны в США переселились 18 тыс. 500 человек [1, р. 449]. После войны в 1947 г. была создана институция для перемещения - «Американский Национальный Комитет помощи армянам, лишенным родины». С его помощью в 1947-1965 гг. около 25 тыс. беженцев армянского происхождения уехали в США [2, р. 11].

Из-за изменившейся международной обстановки после Второй мировой войны число квотных иммигрантов, въехавших в США обычным порядком, становится в два раза меньше количества внеквотных иммигрантов [3], что на практике демонстрирует неэффективность старого иммиграционного законодательства. Политика рестрикционизма (термин используется для характеристики политики сознательного ограничения миграционного потока США) уже не отвечает экономическим и внешнеполитическим интересам США. Принятие новой иммиграционной системы, ориентированной на привлечение в

страну не только беженцев, но и квалифицированных рабочих кадров, становится насущной необходимостью.

В Конгрессе 89 созыва сенаторы Ф. Хард и Э. Целлер вносят на обсуждение законопроект по реформированию иммиграционной политики США - «Закон об иммиграции и гражданстве 1965 г.». После двухдневных дебатов Палата представителей 25 августа 1965 г. принимает его 318 голосами. 22 сентября законопроект одобряется Сенатом, а

3 октября президент Л. Джонсон подписывает новый иммиграционный закон, который вступает в силу 1 июля 1968 г. [4, р. 55].

В соответствии с законом 1965 г., все иностранцы, желавшие въехать в США, были подразделены на две категории: неимми-гранты и иммигранты. Годовая квота для стран восточного полушария в 170 тыс. человек впервые превысила квоту для стран западного полушария в 120 тыс. человек [3, р. 113]. При этом из одной страны в США не могло въехать более 20 тыс. человек в год. Сверх квоты в США могли иммигрировать супруги граждан США и их не состоящие в браке дети в возрасте до 21 года, родители американских граждан, иностранцы, более 15 лет находившиеся на государственной службе в США, а также священнослужители [5].

На практике закон 1965 г. решил проблему обеспечения американского рынка труда рабочей силой, а также проблему воссоединения семей. Для нас же первостепенное значение имеет то обстоятельство, что в результате принятия акта 1965 г. не только увеличился общий объем иммиграции, но и

изменился ее этнический состав. Это выразилось в увеличении числа иммигрантов из стран Азии, к которым причислялись и армянские иммигранты.

В конце 1960-х - 1980-е гг. вторая волна армянской иммиграции переживает свой максимальный подъем. Арабо-израильские войны 1967 г. и 1973 г. становятся одной из причин иммиграции армян с Ближнего Востока, которая продолжается в дальнейшем из-за гражданской войны в Ливане в 1975 г. и иранской революции 1978-1979 гг. Иммиграция из Советской Армении также продолжает набирать оборот.

По данным Переписи населения США 1980 г. только 8 % армян Ирана иммигрировали в США до 1959 г. Остальная иммиграция приходится на 1960-1980-е гг. (25 % приходятся на 1960-1974-е гг., остальные

65 % - на 1975- 1980-е гг.) [6]. В 1989 г. диаспоровед К. Мартиросян проводит свой личный опрос среди 195 семей иранских армян США. 35 % опрошенных указывают, что приехали в США между 1952-1978 гг., 24 % называют 1979 г. и 41 % отмечают 1978-

1979-е гг. [2, р. 11], что примерно соответствует данным Переписи 1980 г.

По оценкам Гарольда Такушяна, профессора Фордхамского университета США, от 60 до 160 тыс. ливанских армян, возможно, иммигрировали в США после 1975 г. [7, р. 138]. В записях Переписи 1970 г. и Службы иммиграции и натурализации США не находятся подтверждающие цифры данные. Доподлинно лишь известно, что армянское население Ливана в 1970-е гг. оценивалось в 250 тыс. человек и снизилось до 100 тыс. в конце 1980-х гг. [2, р. 11]. Бесспорно, не все покинувшие Ливан переехали жить в США, тем не менее, считается, что большая часть именно так и поступила.

На это время приходится и пик иммиграции армян из Советской Армении. По большей части это были те армяне и их потомки, которые переехали в Армянскую ССР между 1946-1960 гг., но не смогли найти консенсус с местным населением. В дальнейшем, получив шанс уехать, они переселились во Францию и в США. Специалисты дают неоднозначную оценку численности иммигрантов из Советской Армении. М. Ре-нер оценивает численность армянских иммигрантов СССР в 77 тыс. человек (80 % из

общего количества иммигрирующих армян из СССР). По оценкам Дж. Поуелла, около 30 тыс. армян приехали в США в 19601984-е гг. и еще 60 тыс. иммигрировали в конце 1980-х гг., в эпоху перестройки [8, р. 17-18]. По оценкам С. Хейтман, между 1971-1988 гг. 47 тыс. 700 армян эмигрировали из Армянской ССР в США. Из них 71,3 % уехали между 1971-1980 гг., 13,4 % - между 1981-1986 гг. и 15,3 % - между 1987-1988 гг. [9, р. 2-3; 10]. М. Джендян, ссылаясь на Г. Бурнутян, отмечает, что, воспользовавшись разрядкой и ослаблением иммиграционной политики, около 80 тыс. советских армян в течение 1970-1980 гг. переехали в США [11, р. 48].

В целом мы располагаем отрывочными данными о численности армян США в 19601970-е гг. Самые полные американские источники - Переписи населения США и ежегодные отчеты Службы иммиграции США -содержат весьма ограниченный набор данных об армянских иммигрантах. Объяснение этому - их относительная малочисленность по отношению к общей численности иммигрирующих в США в 1930-1970-е гг. и как следствие - редкое выделение данных об армянах в самостоятельные графы при публикации официальных результатов переписи.

Зоны расселения армян в 1960-1970-е гг. не изменяются в сравнении с периодом раннего заселения. Специалисты по армянской диаспоре США оценивают ее численность на 1970 г. в пределах 350-400 тыс. Из них 45 % относят к региону Новой Англии и Среднеатлантических штатов, другие 15 % - к штатам Мичиган, Иллинойс, Огайо и Висконсин, 25 % - к Калифорнии и оставшиеся 15 % приходятся на остальные штаты [2, р. 14].

Перепись населения США 1980 г. и ежегодные отчеты Службы иммиграции США за

1980-е гг. содержат более полный набор информации об армянских переселенцах. С 1980 г. при публикации официальных результатов Переписей США данные об армянах стали выделять в самостоятельные графы. Хотя специалисты указывают на явно заниженную в Переписи 1980 г. численность армян США [12], тем не менее, прочие статистические данные 1980 г. дают возможность смоделировать полную картину по остальным демографическим показателям армянской диаспоры, включая зоны проживания.

По оценкам бюро Переписи населения в 1980 г. на территории США проживало 212 тыс. 621 американцев, указавших на свое армянское происхождение [13]. Из них 88 тыс. 628 человек (41,7 %) проживали в Западном регионе. Второе место по численности заняли Северо-Восточные штаты, где был зафиксирован 83 тыс. 241 этнический армянин (39,1 %). На третьем месте оказался Средний Запад, там отметили свое армянское происхождение 30 тыс. 107 человек (14,2 %). И меньше всего жителей США армянского происхождения было на юге страны -10 тыс. 645 человек (5 %).

Статистика свидетельствует, что армяне селились по преимуществу в административных центрах штатов.

Первое место по численности армянского населения, как и в настоящее время, занимал штат Калифорния. Там было зафиксировано 81 тыс. 709 армян (38,4 % от общего количества армян США). На втором месте по численности армянского населения - 27 тыс. 361 человек (12,9 %) - находился Массачусетс. Третьим излюбленным штатом армян-американцев оставался Нью-Йорк, где проживали 21 тыс. 692 американца армянского происхождения (10,2 %). В других штатах численность армянского населения была существенно ниже. Так, в штате Нью-Джерси насчитывалось 6,7 %, в Мичигане 6,7 %, в Иллинойсе 3,4 %, в Пенсильвании 3,3 %, Род-Айленде 2,9 %, Коннектикуте 1,9 %, Флориде 1,4 % от общей численности армян [13].

Наименьшая численность этнических армян (в абсолютном выражении не более 100 человек) была зафиксирована на Юге и в регионе Северо-западных центральных штатов: Арканзас, Миссисипи, Западная Вирджиния, Алабама, Вайоминг и территория Северной Дакоты [13].

В целом Статистика армянской диаспоры США в 1980 г. по-прежнему свидетельствовала о неравномерном поштатном селении. Основная масса армян-американцев проживала в пределах региона Новая Англия, в Среднеатлантических штатах США и в границах Тихоокеанского региона.

В 1981-1990-е гг. в иммиграционном процессе США продолжили развиваться тенденции, сложившиеся в предыдущее десятилетие: увеличивался процент иммигрантов из

Латинской Америки и Азии и сокращался процент из Европы (в 1981-1990 гг. из Европы иммигрировало 10,3 %, объем иммиграции из Азии составил 37,3 %, иммиграция из Латинской Америки составила 47,7 % от общего числа иммигрантов, 4,7 % приходились на прочие зоны [3, с. 125]).

В 1980-е гг. основными направлениями иммиграционной политики становятся борьба с нелегальной иммиграцией и проблема беженцев. 20 декабря 1981 г. принимается закон об эффективности Службы иммиграции и натурализации, расширивший полномочия данной организации (например, предоставил право задерживать или захватывать транспортные средства, которые перевозили нелегальных иммигрантов). Данный акт в дополнение к закону об иммиграции и натурализации 1952 г. требовал от иностранцев ежегодно сообщать адрес своего местожительства [14].

В 1986 г. принимается закон об иммиграционной реформе и контроле. Акт установил правила легализации иммигрантов, незаконно находившихся в США и утвердил систему санкций за прием на работу иностранцев, нелегально прибывших в США. Основная задача закона - установление барьера на пути нелегальной иммиграции [15].

На борьбу с нелегальной иммиграцией также был направлен закон об иммиграционном брачном мошенничестве, принятый 10 ноября 1986 г., согласно которому лицо. получившее статус иммигранта на основании брака с гражданином или гражданкой США, заключенного менее двух лет, объявлялось условным иммигрантом [14].

Но эти действия не привели к ощутимым результатам. По данным переписи 1990 г., доля жителей, родившихся за пределами США, превышала население, родившееся в пределах страны на 9 %.

Что касается армян, то, по данным бюро Переписи населения, в 1990 г. были зафиксированы 308 тыс. 96 армян-американцев. Это составило 0,83 % от общей численности населения страны [16]. Из них 267 тыс. 975 человек (87 %) отнесли себя к первому поколению армян-американцев, 40 тыс. 121 человек (13 %) - второму поколению армян, родившихся в США. По сравнению с 1980 г. численность армянского населения США

увеличилась на 95 тыс. 475 человека (примерно на 44 %).

Из 308 тыс. 96 армян-американцев

162 тыс. 775 человек (52,80 %) проживали на западном побережье. На северо-востоке США было зафиксировано 89 тыс. 331 этнических армян (29,00 %). На третьем месте оказался Средний Запад, где проживало 32 тыс. 365 армян-американцев (10,50 %). И меньше всего представителей армянского этноса было на юге страны - 23 тыс. 625 человек (7,70 %).

По регионам картина армянского расселения выглядела в 1990 г. следующим образом: Новая Англия - 44 тыс. 314 человек; Среднеатлантические штаты - 45 тыс. 17 человек; Северо-восточные центральные штаты США - 29 тыс. 465 человек; Северозападные центральные штаты - 2 тыс. 900 человек; южноатлантические штаты США -18 тыс. 17 человек; Юго-восточные центральные штаты США - 1 тыс. 309 человек; Юго-западные центральные штаты США -

4 тыс. 299 человек; Горные штаты США -7 тыс. 242 человека; Тихоокеанские штаты США - 155 тыс. 533 человека.

Поштатная численность на 1990 г. показала значительный прирост армянского населения в Калифорнии - 85 %, где проживали 151 тыс. 340 армян-американцев. Армянское население Массачусетса увеличилось незначительно - на 3,7 % - и составило 28 тыс. 714 человек. На третьем месте по численности жителей армянского происхождения по-прежнему был Нью-Йорк, там проживали 23 тыс. 590 человек, прирост составил 1 тыс. 898 человека, или 8%. Значительный прирост в 4 тыс. 424 человек наблюдался и в штате Флорида, где по сравнению с 1980 г. армянское население увеличилось с 3 тыс. до 7 тыс. 424 человек (140 %) . Ощутимый прирост наблюдался и в штате Виргиния, где армянское население увеличилось в 3,8 раза (280 %) и составило 4 тыс. 78 человек по сравнению с 1980 г. (1 тыс. 72 человека).

В некоторых штатах шел обратный процесс: в штате Мичиган армянское население уменьшилось на 26 человек, в штате Пенсильвания - на 316 человек, в штате Айдахо - на

66 человек и в штате Индиана - на 149 человек. Но подобное незначительное уменьшение не повлияло на общую картину расселения армян в этих субъектах федерации [16].

Принятый закон об иммиграции 199Q г. представлял собой кардинальный пересмотр иммиграционной политики, предпринятый через 25 лет после начавшейся либерализации. Закон усовершенствовал и кодифицировал отдельные аспекты иммиграционной системы, введя в действие новый визовый режим, направленный на решение проблемы воссоединения семей и привлечение в США высококвалифицированных кадров в области экономической науки и культуры.

Закон об иммиграции 199Q г. устанавливал количественную квоту для иностранцев, получивших иммиграционный статус, в 1992-1994 финансовом годах по 7QQ тыс. человек, а начиная с 1995 финансового года -1967 тыс. человек. Вместе с тем в качестве иммигрантов из отдельно взятой страны в США не могли въехать более 7 % от общего числа [17].

В 1996 г. Конгресс США принял два новых законодательных акта, решительным образом влиявших на судьбы иммигрантов: «Акт о согласовании личной ответственности и благоприятных возможностях трудоустройства», или более известный как «Закон

о пенсиях и пособиях», и «Акт о нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов» [14]. Американская пресса характеризовала оба акта как дискриминационные. О проекте закона о пенсиях и пособиях, затрагивавшем потенциальных иммигрантов и беженцев, газета “New York Times” отозвалась резко критически: «Это не иммиграционный закон, а закон, «убивающий» иммигрантов» [18].

Принятие законодательных актов 199Q^ гг. означало возвращение иммиграционной политики США на рельсы рестрикционизма, стремление США не только максимально сократить нелегальную иммиграцию, но и значительно лучше регулировать качественный состав иммиграции в целом.

Но если кардинальная либерализация иммиграционной системы США в 196Q^ гг. привела к увеличению численности армянского иммиграционного потока, то возвращение к политике рестрикционизма в 199Q^ гг. не увеличило, но и не снизило армянскую иммиграцию. Кроме того, международная обстановка вокруг Армянской ССР и ее внутреннее положение после землетрясения 1988 г. настолько ухудшились, что многие армяне

уезжали в США со статусом беженца, и это шло вне установленной квоты. Так, с сентября 1988 г. по сентябрь 1989 г. 13 тыс. 500 армян уехали в США из советской Армении в качестве беженцев [2, p. 13].

В 1990-е гг. распад СССР и ухудшение экономической ситуации в Армении из-за блокады со стороны Азербайджана в связи с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха привели к тому, что тысячи армян снова нашли выход в иммиграции в США. Если для 1960-1980 гг. среди причин иммиграции армян в США приоритетными были политические, то в 1990-е гг. армяне переселялись в США по экономическим причинам. Это была уже трудовая эмиграция из Армении.

По данным бюро Переписи населения, в 2000 г. армянская диаспора в США насчитывала 385 тыс. 488 человек [19]. По сравнению с 1990 г. численность армян США увеличилось на 23,7 % (77 тыс. 392 человек). Из 385 тыс. 488 армян США 223 тыс. 106 человек (57,9 %) проживали на Западном побережье. На северо-востоке США было зафиксировано 94 тыс. 980 человек (24,6 %). На третьем месте оказался Средний Запад, где насчитывалось 36 тыс. 88 армян-американцев (9,30 %). И меньше всего армян по-прежнему жило на Юге страны - 29 тыс. 924 человек (7,8 %).

По регионам картина расселения армян в 2000 г. выглядела следующим образом: Новая Англия - 45 тыс. 206 человек; Среднеатлантические штаты - 49 тыс. 774 человек; Северо-восточные центральные штаты США - 32 тыс. 188 человек; Северо-западные центральные штаты - 3900 человек, Южноатлантические штаты США - 21 тыс. 800 человек; Юго-восточные центральные штаты США - 2 тыс. 38 человек; Юго-западные центральные штаты США - 6 тыс. 86 человек; Горные штаты США - 12 тыс. 136 человек; Тихоокеанские штаты - 223 тыс. 106 человек.

Поштатная численность армян на 2000 г. показала ощутимый прирост: Калифорния -53 тыс. 291 человек, Аризона - 1 тыс. 13 человек, Флорида - 1 тыс. 802 человек, Джорджия - 1 тыс. 35 человек, Мичиган -

1 тыс. 483 человек, Невада - 1 тыс. 656 человек, Нью-Джерси - 2 тыс. 430 человек, Нью-Йорк - 870 человек, Огайо - 717 человек, Орегон - 753 человек, Пенсильвания - 1 тыс.

457 человек, Техас - 1 тыс. 758 человек, Юта - 1 тыс. 114 человек, федеральный округ Вашингтон - 1 тыс. 817 человек.

В ряде случаев армянское население по сравнению с 1990 г. уменьшилось: Коннектикут - на 369 человек, Иллинойс - на 473 человек, Айова - на 10 человек, Западная Вирджиния - на 19 человек. Но так же, как и в 1990 г. подобное незначительное уменьшение в 2000 г. существенным образом не повлияло на общую географию расселения армян. Данное обстоятельство скорее указывало на наличие внутренней миграции армян в США.

В трех городах Калифорнии отметили свое армянское происхождение 152 тыс. 910 американцев. Их доля в численности всего населения этих городов составляла в среднем 1,6 %. Из них 64 тыс. 997 человек проживали в Лос-Анджелесе (1,8 % всего населения города), 53 тыс. 840 человек проживали в Глендейле (27,6 % от всего населения города) и 8 тыс. 312 человек отметились в Бербанке (8,3 %) [19].

Быстрее остальных бесспорно выросло число армяно-американского населения Лос-Анджелеса. В целом в 1970-1990 гг. армянское население Лос-Анджелеса увеличилось многократно (с 18 тыс. в 1970 г. до 115 тыс. в 1990 г.) [20, р. 345-378].

В Массачусетсе наиболее заселенными городами были Уотертаун, где проживало 7,2 % от общего количества этнических армян и Вайтинсвил (3,1 %).

В Нью-Джерси армяне компактно проживали в Клифсайде Парк, Енгелвуд Клифс и Орадел - 3,6; 3,4; 3,1 % армянского населения США соответственно [21].

В штате Нью-Йорк численность армян-горожан была незначительной: Манси Парк -2,4 %, Плендом Менор - 1,9 % и Плендом Хайтс - 1,9 % от общей численности армянской диаспоры [21].

В целом материалы Переписи населения 2000 г. позволяют утверждать, что анклавная модель расселения армянского населения по территории США не утратила свои позиции. Об этом свидетельствуют высокая концентрация армянской диаспоры в одних и тех же регионах страны, т. е. отсутствие серьезных изменений местожительства в сравнении с данными 1980-1990 гг.

К характерным чертам географии расселения армян в США в 1960-1990-е гг. можно отнести традиционность в географическом размещении, неравномерность распределения по регионам и штатам страны; приоритетность штатов с крупными мегаполисами.

Большинство армян сосредоточены в крупных городах, особенно на Северо-Востоке страны и в Калифорнии, что привело к образованию компактных районов их проживания. В совокупности эти штаты приняли до 85 % от всей армянской иммиграции. В меньшей степени армяне были представлены на Среднем Западе.

Вместе с тем весьма вероятно, что среди армян, как и среди других иммигрантских групп, проживающих в США, есть неучтенные переписями, в которых обычно преуменьшается численность этнических меньшинств. Известный отечественный этнолог

В.А. Тишков подчеркивает, что особенно критически надо относиться к статистическим данным по иммиграции [22, с. 129]. В случае с армянской этнической группой погрешность в подсчетах считается недопустимо высокой. Но за неимением других официальных источников мы ссылаемся именно на них.

1. Tashjian J.H. The Armenian American in World War II. Boston, 1952.

2. Bakalian A. Armenian American: From Being to Feeling Armenia. New Brunswick; New Jersey, 1993.

3. Иванов О. А . Нелегальная иммиграция в США

(199Q-C годы) II США и Канада. 2QQ4 г. № 5.

С. 113-126.

4. US Immigration Law and Policy: 1952-1979:

A Report Prep. at the Request of Senator

E.M. Kennedy, Chairman Comm. of the Judiciary, us Senate upon the Formation of the Select Commission on Immigration and Refugees Policy. Washington, 198Q.

5. Immigration and Nationality Act of 1965 I Public Law 89-236. P. 911-922.

6. Year of Immigration of Persons of Armenian Ancestry, Native-Born, and Foreign-Born from Selected Countries, Los Angeles, 19SQ. Census of Population and Housing 19SQ: Public-Use Microdata Sample A. I U.S. Bureau of the Census. URL: http:IIwww.census.govI (дата обращения: 3.12.2Q12).

7. Takooshian H. Armenian Immigration to the United States from the Middle East // Journal of the Armenian Studies. 3 (1-2). P. 133-155.

8. Powell Jh. Encyclopedia of North American immigration. N. Y., 2005.

9. Heitman S. Parallels and Differences between Jewish, German and Armenian Emigration from the Soviet Union // Armenian Reporter. 1986. 15 May.

10. Heitman S. German and Armenian Emigration from the USSR // Armenian Reporter. 1986. 14 August.

11. Jendian M.A. Becoming American, Remaining Ethnic. The Case of Armenian-Americans in Central California. N. Y., 2008.

12. Lieberson S., Water M.C. From Many Strands: Ethnic and Racial Groups in Contemporary America. N. Y., 1988.

13. Rank of States for Selected Ancestry Groups With 100.000 or More Persons: 1980 / U.S. Bureau of the Census. URL: http://www.census. gov/ (дата обращения: 3.12.2012).

14. Immigration Law (U.S.). URL: http://www.law. georgetown.edu/library/research/guides/Immi grationLaw.cfm (дата обращения: 3.12.2012).

15. Immigration Reform and Control Act of 1986.

URL: http://www.uscis.gov/ilink/docView/

PUBLAW/HTML/PUBLAW/0-0-0-15 .html (дата обращения: 3.12.2012).

16. Detailed ancestry groups for states 1990. CPH-L-97 / U.S. Bureau of the Census. URL: http://www.census.gov/ (дата обращения:

3.12.2012).

17. Immigration Act of 1990 / 101st Congress. November 29, 1990. 104 Stat. 4978. Public Law 101-649.

18. New York Times. 1996. September 27.

19. Ancestry 2000: Census 2000 Summary File 3 (SF 3) - Sample Data / U.S. Census Bureau. URL: http://www.census.gov/ (дата обращения:

3.12.2012).

20. Bozorgmehr M., Der-Martirosian C., Sabah G. Middle Easterners: A New Kind of Immigration. N. Y., 1996.

21. Ancestry 2000: 110th Congressional District Summary File (Sample), Matrices PCT15 and PCT18/ U.S. Census Bureau. URL: http:// www.census.gov/ (дата обращения: 3.12.2012).

22. Тишков В.А. Этнодемографические исследования. Этнология в США и в Канаде. М., 1989.

Поступила в редакцию 14.Q1.2Q13 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 325.2(479.25)

ARMENIAN DIASPORA’S NUMBER AND TERRITORIAL DISTRIBUTION IN THE CONTEXT OF UNITED STATES OF AMERICA IMMIGRATION POLICY (1960-1990-S)

Tagui Gegamovna MKRTCHYAN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General History Department, e-mail: m.taguhi@gmail.com

The study of population dynamics and territorial settlement of the Armenian diaspora in the United States in 19601990s under the influence of changes in the immigration policy of the U.S. is the purpose of this article.

Key words: Armenian Diaspora in United States of America; territorial distribution; population; Immigration Policy of United States of America.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.