Научная статья на тему '2017. 02. 028. Вазкез Мартинез Р. А. Экологическая безопасность и роль права. Vazquez Martinez R. A. environmental security and the role of law // International environmental law-making and diplomacy review / Melissa Lewis, ed сouzens and Tuula Honkonen (editors). - joensuu, 2015. - p. 31-45'

2017. 02. 028. Вазкез Мартинез Р. А. Экологическая безопасность и роль права. Vazquez Martinez R. A. environmental security and the role of law // International environmental law-making and diplomacy review / Melissa Lewis, ed сouzens and Tuula Honkonen (editors). - joensuu, 2015. - p. 31-45 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ОБЕЗЛЕСЕНИЕ / ОХРАНА БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 028. Вазкез Мартинез Р. А. Экологическая безопасность и роль права. Vazquez Martinez R. A. environmental security and the role of law // International environmental law-making and diplomacy review / Melissa Lewis, ed сouzens and Tuula Honkonen (editors). - joensuu, 2015. - p. 31-45»

свидетельствует о том, что такие знания все больше рассматриваются в качестве легитимной основы для принятого решения.

В то же время, если выводы западной науки противоречат результатам традиционных экологических знаний, суды склоняются к научной точке зрения. Таким образом, органы власти вынуждены полагаться на традиционные знания только в тех областях, где научные данные остаются неполными.

И.И. Нагорная

2017.02.028. ВАЗКЕЗ МАРТИНЕЗ Р.А. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РОЛЬ ПРАВА.

VAZQUEZ MARTINEZ R.A. Environmental security and the role of law // International environmental law-making and diplomacy review / Melissa Lewis, Ed ^uzens and Tuula Honkonen (editors). - Joensuu, 2015. - P. 31-45.

Ключевые слова: экологическая безопасность; национальная безопасность; изменение климата; обезлесение; охрана биологического разнообразия.

Концепция экологической безопасности включает проблемы охраны окружающей среды и проблемы безопасности человеческого общества в их взаимосвязи, делая акцент, во-первых, на поддержании экосистем и устойчивом использовании природных ресурсов; во-вторых, на предотвращении природных бедствий и конфликтов, приводящих к деградации окружающей среды и истощению запасов полезных ископаемых.

Данная концепция развилась из понятия национальной безопасности, которое первоначально понималось в контексте вооруженной защиты суверенной территории от любой иностранной угрозы. Однако внутренние угрозы, такие как гражданские конфликты, перенаселенность, ухудшение общественного здоровья, также ассоциируются с национальной безопасностью. В последние десятилетия ученые стали уделять внимание климатическим изменениям, обезлесению, экстремальным погодным явлениям, нехватке питьевой воды и ухудшению качества пищи. Это усложнило понятие национальной безопасности, стало очевидно, что угрозы могут носить как внешний, так и внутренний характер или иметь смешанное происхождение. Стараясь нейтрализовать экологические угрозы,

государства должны быть готовы к сотрудничеству с иными странами.

В июне 2012 г. был проведен Всемирный конгресс по вопросам правосудия, управления и права в целях экологической устойчивости. В нем участвовали ведущие эксперты из разных стран мира, которые заявили, что дипломатические усилия, связанные с охраной окружающей среды, потребуют соблюдения принципа верховенства права с целью реализации намеченных программ на национальном уровне.

24 сентября 2012 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 67/1 была принята Декларация по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях, которая подчеркнула значимость справедливой, стабильной и предсказуемой юридической основы для обеспечения всеохватного, устойчивого и равноправного развития.

В 2013 г. перед Управляющим советом Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был представлен доклад по вопросам обеспечения верховенства права в области охраны окружающей среды. По результатам Доклада Совет принял Решение 27/9 «О дальнейшем развитии правосудия, управления и законодательства с целью обеспечения экологической устойчивости», которое подчеркнуло, что верховенство права и эффективное управление играют главную роль в сокращении количества нарушений экологического права.

В 2014 г. был проведен Глобальный симпозиум по верховенству экологического права параллельно с первой сессией Экологической Ассамблеи ООН.

Результатом данных усилий стало признание международным сообществом принципа верховенства права в качестве основного практического инструмента для преодоления угроз экологической безопасности. На практике это означает, что проекты по преодолению сложных экологических проблем, не имеющих однозначного решения, должны обязательно включать в себя юридические механизмы и быть основанными на правовых принципах. Это относится и к национальному, и к международному праву.

Автор отмечает, что большинство инициатив выдвигается на внутригосударственном уровне, однако некоторые чрезвычайно значимые экологические проекты имеют дело с трансграничными

проблемами - вторжением под воздействием человека новых видов животных на определенную территорию, переменой миграционных путей под влиянием климатических изменений, истощением водных ресурсов, которыми государства пользуются совместно, и т.д.

В экологической сфере возникают сложные взаимосвязи между актами национального и международного права. Последние часто отражают опыт отдельных государств, первые испытывают влияние международно-правовых норм или в целом принимаются для их исполнения.

Национальное законодательство сочетает принцип верховенства права с основными принципами экологического права. Хотя нужды населения и условия жизни в различных странах отличаются, повсеместно признается, что для поддержания экологической безопасности необходимо обеспечить участие заинтересованных лиц в принятии решений, прозрачность и подотчетность, четко установить права, обязанности и ответственность участников, а также механизмы разрешения споров.

Для иллюстрации роли принципа верховенства права в развивающихся странах автор обращается к опыту Непала, Никарагуа и Парагвая.

Огромная часть биологического разнообразия находится в развивающихся странах, а его истощение представляет одну из главных угроз экологической безопасности. Потеря некоторых видов животных влечет существенное изменение экологии и исчезновение ряда экономических возможностей, в частности, экологического туризма.

Национальный парк Читван в Непале покрывает площадь в 93 200 га с богатейшей флорой и фауной и является домом для одной из последних популяций индийского однорогого носорога. Парк был образован решением правительства Непала и охраняется согласно Закону о национальных парках и охране животного мира 1973 г. (далее - Закон о национальных парках). Также правительством Непала были приняты Распоряжение о национальном парке Читван 1974 г. и Распоряжение о санитарной зоне 1996 г. Последнее призвано защитить не только природные ресурсы, но и социально-экономические интересы населения, проживающего в данной зоне, и представляет собой пример партнерства государства и населения по вопросам охраны окружающей среды (с. 38-39).

К охране национального парка Читван была привлечена Непальская армия, а согласно поправке 1975 г. к Закону о национальных парках за уничтожение любого охраняемого животного, включая индийского носорога, правонарушителю стало грозить от пяти до 15 лет лишения свободы. В результате случаи браконьерства существенно сократились. В 2014 г. в парке не было зарегистрировано ни одного подобного преступления, а популяция индийских носорогов выросла с менее чем 100 особей в конце 1950-х годов до более 500 к 2011 г. (с. 39)

Автор отмечает, что экологические преступления угрожают не только окружающей среде, но и безопасности человека, поскольку в них вовлечены транснациональные преступные группировки, использующие полученную от браконьерства прибыль для покупки оружия, финансирования гражданских войн и терактов.

В 2001 г. Межамериканский Суд по правам человека принял решение по делу Mayagna (Sumo) Awas Tingni Community vs Nicaragua, в котором оспаривалась законность 30-летней концессии, предоставленной правительством Никарагуа иностранной корпорации на земли, поскольку на них претендовало коренное сообщество ау-ас тингни. Сообщество состояло из 1100 человек, зависимых от земли, которую они исконно использовали для земледелия, охоты, собирательства и рыбной ловли. Кроме того, сообщество играло важную роль в охране леса и животных.

Суд постановил, что Американская конвенция о правах человека 1969 г. гарантирует права коренных народов на земли и природные ресурсы общины, в связи с чем потребовал от правительства Никарагуа изменить существующее правовое регулирование. Кроме того, Суд обязал правительство учитывать обычное право сообщества при разделении, разграничении и присвоении наименований землям, что представляет собой важный пример признания роли обычаев коренных народов международным судом. При отсутствии юридических документов факт владения землей должен был признаваться достаточным основанием для получения официального признания права и его регистрации. В 2008 г. правительство Никарагуа передало сообществу ауас тингни право на 20 000 га общинной земли (с. 40-41).

Указанное решение Межамериканского Суда по правам человека является первым в своем роде. Оно иллюстрирует действие

принципа верховенства права на практике. Признание прав коренных народов на землю поможет предотвратить и разрешить многие внутренние конфликты, связанные с экологической безопасностью, запрещая неправомерное вмешательство в жизнь коренных сообществ добывающих ресурсы компаний. В свою очередь, сообщества могут внести существенный вклад в противодействие климатическим изменениям и предотвращение обезлесения, осуществляя свои неотъемлемые права

В Парагвае проблемы экологической безопасности были связаны с вырубкой Атлантического леса, которая грозила разрушением озонового слоя, истощением природных ресурсов, эрозией почвы, потерей фауны, переселением людей, потерей пропитания и т.д.

Население Парагвая составляет примерно 6 млн человек, живущих преимущественно на восточной территории страны, которая является частью Атлантического леса и одной из наиболее биологически разнообразных экосистем на земле.

До 2004 г. Парагвай находился на втором месте по скорости обезлесения в мире. Потеря 7 млн га леса за несколько десятилетий была связана с расчисткой территории для расширения земледелия и разведения крупного рогатого скота, составляющих основу экономики страны. В 2004 г. был принят Закон о нулевом обезлесении, который на два года наложил мораторий на вырубку Атлантического леса.

В результате обезлесение сократилось на 90%. Это было дополнено мероприятиями по восстановлению леса. В указанном процессе ключевую роль сыграло правительство, однако успех его зависел также от инициатив институтов гражданского общества, включая добровольные движения фермеров (с. 42).

Действие Закона о нулевом обезлесении было продлено на два года в 2006 г., на пять лет в 2008 г. и еще раз на пять лет в 2014 г. Вдобавок в 2006 г. был принят Закон об экологических платежах, установивший механизм выплаты компенсаций владельцам лесных угодий за сохранение леса (с. 43).

Автор подчеркивает, что обеспечение экологической безопасности путем реализации государственных проектов всегда должно сопровождаться широкой поддержкой населения, что обеспечит их легитимность и успех.

И.И. Нагорная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.