УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 4 Гуманитарные науки 2010
УДК 341.1/8
РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ЖИВОТНОГО МИРА
М.Ш. Яруллина Аннотация
Актуальность поставленной темы обусловлена возрастающим количеством объектов животного мира, которые находятся под угрозой исчезновения вследствие ускоряющихся темпов научно-технического и промышленного развития государств. В статье произведен обзор и критический анализ существующих региональных международных конвенций в области охраны объектов животного мира. Выделены проблемы в регулировании природоохранной деятельности объектов животного мира в региональном аспекте и сделаны соответствующие выводы о необходимости совершенствования международноправовой базы в исследуемой области.
Ключевые слова: международные конвенции, охрана животного мира, региональные акты.
В современном мире приоритеты расставлены таким образом, что интересы в области промышленности, развитие новых технологий, транспорта и т. д. стоят на первом месте. Сохранение живой природы отодвигается на второй план, в особенности это касается охраны животного мира. В конечном итоге это может привести к глобальным проблемам в будущем. Исчезновение отдельных представителей животного мира скажется на нашей планете в самых разных проявлениях - произойдут необратимые изменения в составе таких ресурсов, как пресная вода и древесина, нарушится баланс в составе мира микроорганизмов, отвечающих за процессы биологического разложения.
На национальном уровне природоохранная деятельность не всегда дает ожидаемый результат. Несмотря на то что государства предпринимают меры по сохранению эволюционных процессов в дикой природе, защите отдельных видов от истребления, эти действия не всегда оказываются эффективными без принятия совместных усилий. В связи с этим уже в начале прошлого столетия практически всем мировым сообществом стали заключаться международные соглашения по охране животного мира в целом и в отношении отдельных видов.
Коллективные меры государств направлены прежде всего на охрану редких и исчезающих видов животных. Тем не менее создание благоприятных условий существования животного мира в целом, с одной стороны, и охрана отдельных видов животных, с другой стороны, рассматриваемые в рамках общей проблемы охраны окружающей среды, являются все же самостоятельными проблемами, хотя и, несомненно, тесно взаимосвязанными [1, с. 111]. Как отмечает Н.А. Соколова,
«решение проблем на уровне отдельного региона в каких-то случаях, возможно, предопределяет восприятие идей такого решения и другой региональной группой государств. Впоследствии итоги этого сотрудничества могут найти отражение в международных документах более общего характера» [2, с. 157].
На сегодняшний день международное сотрудничество государств в области охраны животного мира осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях. Некоторые зарубежные исследователи включают в содержание регионального сотрудничества также и двусторонние отношения в области охраны окружающей среды. Мы в этом вопросе разделяем точку зрения А.С. Тимошенко, которая выделяет региональное природоохранительное сотрудничество в отдельную категорию наравне с сотрудничеством на универсальном и двустороннем уровнях [3, с. 144]. По нашему мнению, оба вида сотрудничества - региональное и двустороннее - представляют собой самостоятельные виды. Двустороннее сотрудничество имеет, как правило, локальный характер, его участниками являются два государства, региональное сотрудничество, в свою очередь, предполагает участие нескольких государств, связанных общим интересом.
Рассмотрим наиболее значимые региональные природоохранительные акты, направленные на охрану фауны определенной территории или определенных видов животных.
Международно-правовое сотрудничество государств в области охраны животного мира Африканского континента началось в то время, когда на ее территории правили еще колониальные державы. Экспансия европейцев нанесла большой урон всему комплексу естественных богатств Африки. Колонизаторы вырубали и сжигали леса, уничтожали диких животных. Вследствие этого к началу первой четверти XX в. многие виды животных были полностью истреблены, некоторые виды находились на грани исчезновения.
Однако колониальные державы не торопились проводить природоохранительные мероприятия, направленные на сохранение диких животных. Так, подписанная 19 мая 1900 г. Конвенция по охране охотничьей дичи в Африке южнее Сахары так и не была ратифицирована ни одной подписавшей ее страной-участницей [4, с. 132-133]. По инициативе Великобритании в 1933 г. была заключена Лондонская конвенция о сохранении фауны и флоры в их естественном состоянии [5, с. 101-112]. Основной причиной принятия данного документа стало спасение дикой природы Африки от действий колониальных держав.
В Лондонской конвенции весьма основательно были продуманы действия по восстановлению окружающей среды, регулировалась торговля охотничьими трофеями, которая должна была предотвратить контрабандную торговлю. Однако на практике незаконная продажа рогов носорогов, слоновой кости, хвостов анти-лоп-гну продолжала процветать. Связано это было с тем, что в Конвенции было закреплено правило, согласно которому все найденные мертвые животные (убитые случайно или при защите любого лица) принадлежат правительствам соответствующих колониальных государств, на территории которых они были найдены. Недостатком данной Конвенции, по мнению А.С. Тимошенко, было то, что охрана окружающей среды Африканского континента предусматривалась с позиции интересов колониальных держав и это никак не соответствовало современным требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды [3, с. 160].
Большим недостатком Конвенции, на наш взгляд, было еще то, что колониальные страны изъяли из-под ее действия и охраны определенные территории Африки и некоторые виды животных, тем самым снижая ее эффективность.
Остановить уничтожение животных на этом континенте стало возможным после обретения африканскими государствами своей независимости и подписанием в 1968 г. Африканской конвенции об охране природы и природных ресурсов. Конвенция носит комплексный характер, так как регулирует почти все области охраны и защиты окружающей среды. Для защиты животных и растений предусматривается создание природных заповедников и национальных парков дикой природы. Справедливо замечание М.Н. Копылова о том, что эта Конвенция содержит два принципиально новых момента: «признание необходимости защищать среду обитания находящихся под угрозой исчезновения видов наравне с защитой и самих таких видов и заявление об особой ответственности тех государств, чья территория является единственным местом обитания редких видов» [6, с. 69]. Основным достоинством Конвенции является то, что ее нормы основываются на фундаментальном принципе, который устанавливает неразрывную связь между охраной, использованием и развитием возобновляемых природных ресурсов с учетом научных принципов и насущных интересов народа.
Международное сотрудничество в области охраны животного мира складывается и на другом континенте земного шара - в Америке. Поскольку видовой состав фауны Северной и Южной Америки отличается, они не имеют единого базиса международной охраны. В Америке невелик круг вопросов, связанных с охраной окружающей среды, которые можно было бы решить совместными усилиями государств. Поэтому, как верно замечено В.А. Чичвариным, принятие общих конвенций по охране окружающей среды может основываться «не на совместных, а на индивидуальных действиях договаривающихся сторон в решении специфических проблем охраны национальных природных богатств, но единообразными методами» [4, с. 150]. В связи с этим принятая в 1940 г. Конвенция о защите окружающей среды и сохранении дикой природы в Западном полушарии [5, с. 112-116] строится не на совместных, а на индивидуальных действиях договаривающих сторон. Поэтому в основном положения Конвенции носят формальный, декларативный характер. Конвенция не обязывает, а лишь призывает государства принять законы по охране находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, перелетных птиц.
Страны Латинской Америки сотрудничают между собой в рамках защиты и сохранения своих природных богатств. Так, например, в 1979 г. странами Латинской Америки была подписана Конвенция об охране и рациональном использовании ламы-витони. Конвенция ввела запрет на охоту на данных видов лам и незаконную торговлю ими [7, с. 651]. Латиноамериканские страны участвуют также в ряде международных соглашений, направленных на сохранение животного мира, в частности в Конвенции о защите окружающей среды и сохранении дикой природы в Западном полушарии 1940 г., Конвенции о рыболовстве и сохранении живых ресурсов открытого моря 1958 г.
Нужно отметить, что отсутствует должный уровень сотрудничества государств Латинской Америки в области международно-правовой охраны животного мира. В основном на континенте преобладает хищническое отношение к живой
природе. Из-за неэффективности принятых мер по охране природной среды происходит загрязнение воздуха, вод и почв промышленными отходами, сельскохозяйственными ядохимикатами, прогрессирует опустынивание засушливых и по-лузасушливых территорий - все это оказывает отрицательное воздействие на фауну Латинской Америки, ведет к исчезновению многих видов [8, с. 126].
Международно-правовые акты, направленные на сохранение фауны, принимаются и в отношении полярных районов - Антарктики и Арктики. Рассматривая особенности охраны окружающей среды Антарктики, необходимо начать с Договора об Антарктике, принятого 1 декабря 1959 г. на конференции в Вашингтоне. Необходимость принятия данного договора была обусловлена тем, что назревало противостояние между государствами, претендовавшими на различные районы Антарктики [7, с. 474].
Договор содержит ряд положений, касающихся охраны и сохранения живых ресурсов Антарктики. Так, в ст. 9 Договора говорится, что стороны должны принимать меры по охране и сохранению живых ресурсов Антарктики. На базе Договора действует Консультативное совещание для разработки норм - рекомендаций, направленных на сохранение арктических морских живых ресурсов в районе действия Договора. В 1977 г. IX Консультативное совещание приняло рекомендацию «Морские живые ресурсы Антарктики» по сохранению фауны. Данная рекомендация обязывает государства сотрудничать по обмену статистическими данными, относящимися к улову, и по возможности проявлять осторожность при промысле морских живых ресурсов, для того чтобы не возникло угрозы истощения данных видов ресурсов [12, с. 229].
На территории Антарктики обитает большое количество видов животных. И выпадение из экологической цепи хотя бы одного вида может привести к разрушению всей антарктической среды. Поэтому на сегодняшний день некоторые виды животных взяты под международно-правовую охрану. Так, антарктических китов защищает Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., в отношении тюленей действует международная Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г., для сохранения морских живых ресурсов (включающих популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и всех других видов живых организмов и птиц) в 1980 г. была принята Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики [9, с. 477-482, 453-459, 415-428].
Что же касается Арктики, то нужно отметить, что до середины прошлого столетия какого-либо международно-правового регулирования и охраны фауны этого полярного региона нашей планеты не существовало. Это отрицательно сказалось на существовании многих видов животных, населяющих данный полярный континент. Охрана природы арктического региона, в отличие от охраны Антарктики, основана не на каком-то едином международно-правовом акте, а на ряде общих и региональных международно-правовых актов, а также на актах, принятых внутри государства для сохранения живой природы арктического региона [10, с. 175-176]. На сегодняшний день для сохранения некоторых обитателей арктического региона приняты следующие международно-правовые акты: Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. [9, с. 429-431], Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана 1949 г. (в 1963 г.
участниками Конвенции был подписан протокол, согласно которому действие Конвенции было распространено на гренландского тюленя и тюленя-хохлача) [11].
В отношении морских котиков в 1957 г. была заключена Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана, но с 1968 г. действие Конвенции было приостановлено [12, с. 232]. Некоторые меры охраны фауны высокоширотных районов Арктики предусматриваются Конвенцией по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенцией по охране птиц 1950 г., Конвенцией по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., а также договорами, которые запрещают загрязнение моря разными промышленными отходами и другими материалами (нефтью, радиоактивными отходами и др.).
Странами Европейского региона также принимаются международные акты, направленные на сохранение фауны своего региона. Так, в 1968 г. была принята Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке. Конвенция установила единые положения, связанные с перевозкой (железнодорожной, воздушной, автомобильной, водной) домашних животных, млекопитающих, птиц и холоднокровных животных. Целью принятия данной Конвенции явилось желание Европейского Союза оградить животных от страданий при перевозке. В 1979 г. европейскими государствами была подписана Конвенция по сохранению европейской живой природы и естественных сред обитания. Особое внимание в Конвенции уделяется видам, чье сохранение требует сотрудничества сразу нескольких государств, а также видам, которые находятся на грани исчезновения, и мигрирующим видам. В связи с ухудшающимся состоянием живой природы Европейского региона в 1988 г. Европейской экономической комиссией была принята Декларация о сохранении флоры, фауны и среды их обитания [9, с. 211-213], которая предусматривает многостороннее и двустороннее сотрудничество по сохранению флоры, фауны и среды их обитания в Европе и соседних регионах в интересах нынешнего и будущих поколений.
Обеспокоенность на сегодняшний день вызывает состояние окружающей среды Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальное хозяйство и благосостояние большинства стран данного региона связано с Мировым океаном. Это является главной особенностью региона. В связи с этим для обеспечения и удовлетворения основных потребностей стран данного региона необходимо поддержание на высоком уровне запасов животных и растительных ресурсов Мирового океана. Международное природоохранное сотрудничество также имеет место в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, Япония, Сингапур, Филиппины сотрудничают в области борьбы с загрязнением воздуха; экологические стандарты разрабатываются в Индии, Японии, Таиланде и на Филиппинах; борьбу с загрязнением воды ведут Индия и Таиланд, с опустыниванием - КНР, Непал, Таиланд, Индия, Индонезия, Бангладеш [13, с. 146-148]. Некоторыми странами СНГ в 1992 г. было заключено Соглашение о взаимодействии в области охраны окружающей среды. Стороны договорились проводить согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды, в частности в области охраны и использования животного мира. В 1992 г. между Россией, Японией, Канадой и США была заключена Конвенция о сохранении запасов анадромных
рыб в северной части Тихого океана. В 1995 г. было заключено Соглашение по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц.
Международное сотрудничество осуществляется также в области охраны определенного вида животного мира. Так, например, многие страны Европейского региона, страны Азии и Тихоокеанского региона, африканские государства и страны Северной Америки сотрудничают в области охраны живых ресурсов рек и морей. В 1966 г. государства, ведущие промысел тунцов в Атлантическом океане (Бразилия, Испания, Канада, Марокко, Республика Куба, Сенегал, СССР, США, Франция, Япония и др.), заключили Конвенцию о сохранении атлантических тунцов. В 1983 г. Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Швеция и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) заключили Конвенцию о сохранении лосося в северной части Атлантического океана. Основной целью Конвенции является международное сотрудничество в целях сохранения, восстановления и увеличения запасов лососей [9, с. 405-414].
Основной причиной ухудшения состояния животного мира на нашей планете и исчезновения отдельных его видов следует считать развитие производительных сил, которое входит в противоречие с окружающей средой. Сохранение окружающей среды является первостепенной задачей для сохранения природных богатств для будущих поколений людей. На сегодняшний день мы наблюдаем быстрый рост промышленности, увеличение транспортных средств, усиленное развитие морских и сухопутных перевозок, что в конечном итоге способствует загрязнению воздуха, почв и воды. Все это отрицательно сказывается на состоянии животного мира, приводит к исчезновению многих видов фауны.
Несмотря на то что количество международных актов, касающихся охраны животного мира, имеет тенденцию к увеличению, количество животных, которым грозит опасность, тоже продолжает увеличиваться. Таким образом, международное сотрудничество не всегда дает положительный результат. Это видно на примере Международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. Хотя Международная китобойная комиссия с 1986 г. ввела запрет на китовый промысел, разрешив только аборигенный промысел китов исключительно для удовлетворения потребностей коренного населения, а также изъятие китов в научных целях по специальным разрешениям правительств, в настоящее время коммерческим китовым промыслом продолжают заниматься Исландия и Норвегия. Япония истребляет китов, ссылаясь на научно-исследовательские цели. Таким образом, помимо установления международно-правовых норм по охране представителей фауны необходимо предусматривать меры по обеспечению исполнения этих норм государствами - участниками международных соглашений. На практике наблюдается низкая эффективность международно-правовых норм, что свидетельствует о необходимости установления санкций за их нарушение.
Однако нельзя не отметить, что региональные акты оказывают значительное влияние на охрану фауны. Указанные акты не имеют глобального характера, не решают проблемы общепланетарного значения, но они по своей природе предусматривают конкретные средства защиты животных, сотрудничество в области исследования подлежащих охране видов, выявление проблемных территорий, устанавливают пределы добычи или запрет добычи животных. В целом эти соглашения содержат более конкретизированные нормы в сравнении с универсальными актами.
Summary
M.Sh. Yarullina. Regional International Law Acts on the Wildlife Protection.
The urgency of the given subject is caused by the increasing number of wildlife objects, which are under the threat owing to the increasing growth of scientific and technical and industrial development of the states. The article provides the critical analysis of the existing regional international conventions in the field of wildlife protection. The author determines the problems in regulation of the fauna protection activities in the regional aspect and makes the conclusions about the necessity of improvement of the international legal base in the area under examination.
Key words: international conventions, fauna protection, regional acts.
Литература
1. Боуман М.Дж. Охрана животного мира нормами международного права // Право окружающей среды в СССР и Великобритании. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1988. - 133 с.
2. Соколова Н.А. Теоретические проблемы международного права окружающей среды. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2002. - 240 с.
3. Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. - М.: Наука, 1986. - 190 с.
4. Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. - М.: Междунар. отн., 1970. - 260 с.
5. Международные соглашения по охране природы: Сб. документов / Сост. В.А. Чичварин. - М.: Юрид. лит, 1966. - 420 с.
6. КопыловМ.Н. Введение в международное экологическое право. - М.: РУДН, 2007. -267 с.
7. Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 784 с.
8. Гаврилова Т.С., Тарасов К.С. Латинская Америка: экология и политика. - М.: Наука, 1985. - 145 с.
9. Международное экологическое право в документах / Сост. Т. Гусейнов. - Баку: Чашыоглы, 2007. - 1136 с.
10. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М.: Междунар. отн., 1982. - 237 с.
11. Протокол к международной конвенции о рыболовстве в северо-западной части Атлантического океана (подписан в г. Вашингтоне 15.07.1963). - URL: http://www.lawmix.ru/ abro.php?id=894, свободный.
12. Бекяшев К.А., Волков А.А., Каргополов С.Г. Морское и рыболовное право. Охрана природы. - М.: Агропромиздат, 1990. - 368 с.
13. Гальцева Т.В., Перелет Р.А., ЩендерукГ.Н. Региональные аспекты международного природоохранного сотрудничества // Итоги науки и техники. Сер.: Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. - М.: ВИНИТИ, 1989. - Т. 24. - 170 с.
Поступила в редакцию 18.01.10
Яруллина Мадина Шамилевна - аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]