ческие проблемы наглядно свидетельствуют о необходимости хотя бы минимального объема общеобязательной власти.
Экологически ориентированная экономика требует значительного увеличения исследовательских программ и создания механизмов контроля. Необходимо расширить исследования в двух направлениях: а) жизненные системы Земли, их поведение, а также влияние на них человеческой деятельности; б) структура управления, наиболее приемлемая для обеспечения верховенства экологического права.
Требуется установить границы человеческой деятельности, которые небезопасно пересекать с экологической точки зрения. В настоящее время они проходят между самыми безопасными условиями и теми, которые могут привести к экологической катастрофе. При этом неопределенность научных знаний требует установления определенного «запаса» безопасности.
Существенную роль в вопросе о границах играет также возможность наступления экономической катастрофы, которая обычно рассматривается столь же серьезно, как и экологическая. Автор не согласен с подобным подходом, считая, что он игнорирует альтернативные экономические сценарии, включая концепцию антироста и иные инновационные разработки в области распределения благосостояния. Принцип экологической предосторожности в контексте верховенства экологического права требует отказа от взвешивания таких несоизмеримых ценностей и рисков, как экологические и экономические.
Наконец, экологическое право должно быть гибким, способным к адаптации в зависимости от получения новых знаний об окружающей среде, а также о системе управления человеческой деятельностью. Адаптация также необходима по причине неравновесной природы экосистем, т.е. их развития часто случайными и нелинейными путями.
И.И. Нагорная
2016.03.024. ХОУП Э. ОТСУТСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ ЛЕСОВ: КАКИЕ МЕРЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ПРИНИМАЮТ ГОСУДАРСТВА. HOPE E. A lack of international agreement over the protection of forests: How nations have risen to the challenge of forest management //
Journal of environmental law and litigation. - Eugene, 2014. - Vol. 29, N 1. - P. 247-272.
Ключевые слова: охрана лесов; программа ООН по сокращению выбросов парниковых газов; международное соглашение об охране лесов; экологически устойчивое управление лесами; США; Бразилия; Индонезия.
Автор статьи Элизабет Хоуп - доктор права из Правовой школы Университета Орегона (University of Oregon School of Law; Юджин, США), отмечает, что основной причиной отсутствия международного договора по охране лесов являются разногласия между развитыми странами Севера и развивающимися странами Юга. Первые стремятся обеспечить сохранность лесных экосистем и экологически устойчивое управление тропическими лесами, которые не находятся на их территории. Вторые отстаивают право на развитие своего экономического потенциала путем разработки лесов. До сих пор экономические интересы преобладали над экологическими.
По оценке 2010 г., леса покрывают 31% от общей площади суши. Более чем половина лесов расположена в России, Бразилии, Канаде, США и Китае. Почти 75% лесов управляются в соответствии с национальными лесными программами (с. 249).
Обезлесение в большей степени происходит из-за преобразования тропических лесов в земли сельскохозяйственного назначения. Хотя в настоящее время темпы обезлесения снижаются, они все еще высоки. Рост сельского хозяйства, лесозаготовок и развитие инфраструктуры, в частности, строительство дорог, приводят к уничтожению лесного массива. Более глубинные причины обезлесения - бедность, необходимость экономического роста, демографические и культурные факторы.
20% выбросов парниковых газов в атмосферу происходит по причине деградации и потери лесов. Четыре крупнейших эмитента углекислого газа - США, Китай, Индонезия и Бразилия. США и Китай осуществляют выбросы в основном из промышленного сектора и энергетики, однако большая часть выбросов Индонезии и Бразилии происходит по причине лесных пожаров и обезлесения.
В настоящий момент достигнут международный консенсус о необходимости экологически устойчивого управления лесами. Это
означает, что леса должны управляться как целостные экосистемы для удовлетворения потребностей в различных товарах и услугах для настоящего и будущего поколений.
В отсутствие четких критериев экологически устойчивого управления лесами различные организации разработали свои собственные стандарты. Среди них принципы и критерии мексиканской некоммерческой организации «Попечительский лесной совет» («Forest stewardship council»), применимые к экологической маркировке и сертификации древесины, а также критерии в области разработки древесины Канадской ассоциации стандартизации (Canadian standards association).
Реализация экологически устойчивого управления лесами затрудняется из-за финансовых проблем. В 2009 г. Форум ООН по лесам (United Nations forum on forests) принял резолюцию о стимулировании борьбы государств с обезлесением с помощью финансирования. Форум признал общую, но в то же время дифференцированную ответственность государств, а также недостаток текущего финансирования. Была создана межправительственная экспертная группа, призванная предлагать развивающимся странам различные стратегии для доступа к финансированию. Форум также взял на себя роль контролирующего органа.
Идея о компенсации государствам за предотвращение обезлесения дала начало Программе ООН по сокращению выбросов парниковых газов по причине обезлесения и деградации лесов (Reduced emissions for deforestation and degradation - REDD; далее -Программа ООН по сокращению выбросов). Данная Программа была создана в рамках Канкунских соглашений (Cancun agreements), принятых на конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата.
Развивающимся странам рекомендуется принять участие в реализации данной Программы и разработать национальный план по анализу причин обезлесения и поиску способов его предотвращения. Таким образом, была предпринята попытка обязать развитые страны платить развивающимся за экологические услуги - поглощение углекислого газа лесами, находящимися на территории последних. В настоящее время в Программу по сокращению выбросов вовлечены 46 стран (с. 258).
Одна из возможностей финансирования указанной Программы - включение ее в международный рынок квот на выбросы углерода. Основная проблема подобного механизма заключается в возможном притоке дешевых кредитов, которые дестабилизируют рынок. Вдобавок во многих развивающихся странах высок уровень коррупции, что также может помешать эффективной работе рынка.
В статье анализируется состояние лесов в отдельных странах.
США являются четвертой страной в мире по количеству лесов. Служба США по лесам (United States forest service) была создана в 1905 г. Первоначально ее целями стали защита земли от чрезмерного выпаса скота, борьба с пожарами, защита рыб и диких животных, обеспечение общественного отдыха. С 1960 г. Служба по лесам управляет лесами как частью целостной экосистемы. Она реализует самую масштабную в мире исследовательскую программу по вопросам лесного хозяйства, которая направлена, в частности, на анализ углеродного цикла в зависимости от типа и возраста леса.
Служба по лесам разработала международные программы по развитию международного управления лесами и сохранению биоразнообразия. Работая с другими странами, Служба получает результаты исследований для улучшения национальной системы управления лесами. Она сотрудничает с Государственным департаментом США с целью обмена знаниями о связи лесного хозяйства с изменениями климата, в том числе в рамках Международной группы по климатическим изменениям (International panel on climate change). Кроме того, Служба по лесам является одним из учредителей группы Мега Флорестес (Mega Florestais group) - информационной сети публичных лесных органов 20 крупнейших лесных держав, предназначенной для развития международного диалога в области реформирования лесного хозяйства. Служба сотрудничает с правительствами и неправительственными организациями таких стран, как Мексика, Либерия, государства бассейна реки Конго, Россия, Индонезия, Иордания и Бразилия.
Закон США об управлении лесами 1976 г. (National forest management act), чтобы предотвратить ущерб национальным лесам, ограничил сплошную лесосечную рубку, т.е. рубку главного пользования, при которой весь древостой на лесосеке вырубается за один прием. Закон также регулирует восстановление лесного по-
крова и требует производить заготовку древесины только при условии, что это не нанесет ущерба экосистеме. Так, заготовка не должна вредить почве, склонам, берегам водотока, озерам, болотам и другим водным объектам.
Бразилия является страной с наибольшим количеством тропических лесов в мире. Однако с 1990 по 2005 г. страна потеряла большую суммарную площадь лесного покрова, чем любая страна в мире.
Бразилия - пилотный участник Программы по лесному инвестированию (Forest investment program) Всемирного банка. В 2008 г. был создан Фонд Амазонии (Amazon fund) для обеспечения выплаты компенсаций развивающимся странам за предпринятые меры по сокращению обезлесения. Средства Фонда формируются за счет пожертвований развитых стран. Первоначальный взнос правительства Норвегии составил 100 млн. долл.
Несмотря на то что в Бразилии отсутствует нормативная база для реализации Программы ООН по сокращению выбросов, в стране проводятся меры по замедлению климатических изменений и противодействию обезлесению. Национальный план по климатическим изменениям был создан в 2008 г. Его целью является сокращение обезлесения на 70% к 2018 г. План также предусматривает ведение реестра национальных публичных лесов.
Отдельные штаты Бразилии, находящиеся в бассейне р. Амазонки, создали свои собственные методы для реализации программы ООН по сокращению выбросов.
Так, в 2003 г. была образована «Зеленая зона свободной торговли» (Green free trade zone), которая предлагала варианты экологически устойчивого развития для местных сельских жителей. Этот шаг привел к увеличению защищенной бразильским законодательством лесной зоны на 133% и снижению темпов обезлесения на 53% (с. 266).
Основываясь на успехе данного проекта, в 2006 г. была разработана инициатива Амазонас (Amazonas initiative), которая предусматривала программу добровольной компенсации лицам, реализующим меры по предотвращению вырубки лесов.
С 2007 г. в Бразилии действует Пакт по нулевому обезлесению (Zero deforestation pact), предписывающий губернаторам штатов в бассейне р. Амазонки сокращать вырубки лесов. По мнению
автора, несмотря на успехи на уровне штатов, реализация Программы ООН по сокращению выбросов на федеральном уровне может стать наилучшим способом защиты лесов в Бразилии.
Индонезия занимает третье место в мире по площади тропических лесов. Из-за масштабного обезлесения она в 1994 г. была третьей в мире по объему выбросов парниковых газов (с. 268).
Как и в Бразилии, в Индонезии достигнуто общественное согласие о необходимости компенсации развивающимся странам за меры по охране лесов. Соответствующее заявление было сделано министром окружающей среды в январе 2007 г.
Правительство Индонезии поставило цель сократить эмиссию парниковых газов и обеспечить устойчивое экономическое развитие страны. Кроме того, было введено новое определение понятия «обезлесение» - «потеря лесов в результате деятельности человека, в том числе вырубки лесов для использования в деятельности, не связанной с низкими выбросами углерода, а также деградация лесного массива по причине пожаров и незаконной вырубки» (с. 269).
В отличие от Бразилии Индонезия является участником Программы ООН по сокращению выбросов. Национальная программа Индонезии предусматривает методологию по определению выбросов (Reference emission level methodology) и создание Национальной базы данных по инвентаризации лесов (National forest inventory database).
Важной задачей является обеспечение защиты прав человека и местных сообществ, повседневная жизнь которых зависит от леса. Предпринимаемые меры должны учитывать необходимость сохранения рабочих мест, сокращения уровня бедности и обеспечения экономического роста. Ключевую роль в этих вопросах играет Министерство лесного хозяйства Индонезии (Indonesia'sMinistry of forestry).
В заключение автор еще раз обращает внимание на трудности создания единой международной стратегии в области охраны лесов. Рамочное регулирование поможет обеспечить интересы различных стран в борьбе с обезлесением. Кроме того, возможно принятие на себя отдельными государствами обязательства перед ООН по разработке и реализации соответствующих национальных законов.
И.И. Нагорная