Научная статья на тему '2017. 02. 025. Торре Р. , Мартин Е. Религиоведение в Латинской Америке. Torre R. , Martin E. religious studies in Latin America // Annual review of Sociology. - Palo Alto, 2016. - N. 42. - p. 473-492'

2017. 02. 025. Торре Р. , Мартин Е. Религиоведение в Латинской Америке. Torre R. , Martin E. religious studies in Latin America // Annual review of Sociology. - Palo Alto, 2016. - N. 42. - p. 473-492 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / КАТОЛИЦИЗМ / ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 025. Торре Р. , Мартин Е. Религиоведение в Латинской Америке. Torre R. , Martin E. religious studies in Latin America // Annual review of Sociology. - Palo Alto, 2016. - N. 42. - p. 473-492»

добная ситуация схожа с человеческими жизнями в христианском учении. Если правы христианские материалисты, а дуалисты ошибаются, Бог создал людей так, чтобы их существование было эпизодическим и прерывистым. Каждый умрет, но, как и в крикетном матче, получит новый период существования - т.е. фактически воскреснет. Воскресшая личность не станет идентичной покойному. Как и в случае с дополнительной игрой 1883 г., ее новая жизнь будет уже не частью прежней. Крикетный матч - продолжительное мероприятие, без фиксированных для других игр перерывов. Каждый, знакомый с его правилами, будет ожидать его возобновления (с. 349). Также и христиане не должны впадать в уныние из-за усопших и утративших надежду (с. 349-350). Футбольные болельщики уверены в продолжении матча, даже если во время перерыва они покинут трибуны. В своей концепции автор усматривает противоречие: игроки в крикет остаются теми же, между тем как человек воскресает в новом теле, хотя все равно узнаваем - особенно важно его сознание: воспоминания, убеждения, образ мыслей и т.д. Данное противоречие решается тем, что в крикете участники команд могут сменить одежду, а правила американского футбола и вовсе позволяют заменить всю команду. Однако автор не думает, чтобы Бог воссоздавал личность, совершенно отличную от той, какой она была в прежней жизни. При Воскресении тела, эта личность останется прежней, но при переселении души Бог не обязательно скопирует ее полностью. Важно лишь, чтобы сходство было достаточным. В качестве иллюстраций данного предположения автор предлагает и другие примеры. Литературная карьера может прерваться из-за болезни или отвлекающих обстоятельств, но после возобновления останется той же. Пьеса делится на акты, но исполнители стремятся представить действие единым целым. Какую бы параллель не предпочесть, если Господь намерен возвращать к жизни после смерти, надежда на воскресение сохраняется даже у христианских материалистов (с. 350).

И.М. Цибизова

2017.02.025. ТОРРЕ Р., МАРТИН Е. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.

TORRE R., MARTIN E. Religious studies in Latin America // Annual review of sociology. - Palo Alto, 2016. - N. 42. - P. 473-492.

Ключевые слова: религиоведение; Латинская Америка; католицизм; теология освобождения; социальное неравенство; права человека; государственно-религиозные отношения; религиозный плюрализм; секуляризация.

В Латинской Америке религиоведение (religious studies) получает распространение в 1980-х годах в связи с академическим изучением движения «теология освобождения», проблем взаимоотношений церкви и государства, а также политических аспектов религии. Характеризуя направления исследований в области религии в странах Латинской Америки, в настоящее время можно выделить три основных тематических блока. Во-первых, это работы католических исследователей, представляющие теологическое осмысление различных общественных проблем, таких как эксплуатация, колонизация, социальное неравенство. Второе направление исследует социальные и культурные аспекты процесса секуляризации, в том числе в контексте вопросов отношений церкви и государства, религиозного и светского сознания, религиозных оснований борьбы за права человека и деятельности общественных движений. Третья группа исследований концентрируется на изучении темы религиозного многообразия, актуальность которой связана с ростом численности евангелических и пятидесятнических церквей, распространением различных форм неоязычества, неоиндуизма, синкретических верований и их влиянием на религиозную географию Латинской Америки. В рамках этого направления также осмысливаются темы меньшинств (религиозных, этнических, гендерных) и вызова со стороны появляющихся новых форм идентичностей для традиционно доминирующего в странах Латинской Америки католического мировоззрения (с. 474-475).

Значительная часть исследований в области религиоведения начинает развиваться в контексте осмысления появившегося в 1960-х годах движения «теология освобождения», которое продолжает оставаться важной составляющей интеллектуальных дискуссий в странах Латинской Америки и в настоящее время. В центре внимания современной европейской теологии находятся темы выстраивания диалога с неверующими, рационалистических способов проповеди о Боге, влияния секуляризации на социальные процессы. Находясь на стыке марксизма и прогрессивного католического богословия, основной тезис «теологии освобождения» заключается

в том, что христианская миссия должна выражаться не только в нравственном и духовном совершенствовании отдельной личности, но и в защите угнетенных, борьбе с бедностью, утверждении социальной справедливости, причем достигать желаемых общественных преобразований следует посредством политической деятельности. Фундаментальной работой по данной теме, освещающей историю и различные аспекты взаимодействия сторонников «теологии освобождения» с государством, интеллектуальными, политическими и общественными движениями, ядром многих из которых были католики, является выпущенная в 1983 г. коллективом авторов под редакцией Е. Дюссела (E. Dussel) книга «Всеобщая история Церкви Латинской Америки (General History of the Church in Latin America) (c. 475-476).

Вторым основным направлением латиноамериканских религиоведческих исследований является осмысление секуляризации и связанной с этим феноменом темы государственно-религиозных отношений. Тип и степень секуляризации в странах Латинской Америки ряд исследователей оценивают на основе четырех параметров: (1) конституционные принципы, регулирующие отношения Церкви и государства; (2) структура религиозной сферы страны («монополизм», «мейнстрим», «разнообразие»), что важно, поскольку степень секуляризации зависит не только от государства, но также от национального статуса религии; (3) состав различных социальных и религиозных сил, которые обеспечивают привилегированное положение одной из конфессий в противоположность признанию их равноправия в рамках религиозного плюрализма; (4) степень влияния религии в культуре и повседневной жизни верующих, а также присутствие религиозной проблематики в публичной сфере. На основании этих признаков авторы анализируют степень и специфику процесса секуляризации в разных странах Латинской Америки (Боливия, Аргентина, Мексика, Бразилия), указывая, что наименьшая степень секуляризации наблюдается в Чили, Колумбии, Эквадоре и Перу, а наибольшая - в Уругвае (с. 476478). Р. Торре и Р. Мартин отдельно рассматривают подходы к осмыслению генезиса, социальной роли и специфики феномена «народной религии» в странах Латинской Америки (с. 478-481).

Современные исследования свидетельствуют, что католицизм как фактор культурного единства и определяющий элемент

идентичности стран Латинской Америки теряет свой господствующий и монополистический статус. Религиозные изменения по всему миру привели к тому, что в так называемых католических странах в настоящее время примерно одна шестая населения являются представителями различных протестантских деноминаций, в частности в Латинской Америке широко представлено движение пятидесятников. Авторы рассматривают исследования по проблеме распространения евангелических направлений христианства в странах Латинской Америки, отдельно останавливаясь на анализе ситуации в Мексике, Аргентине и Бразилии (с. 481-483). В связи с темой религиозного многообразия описываются походы к осмыслению феноменов синкретизма, гибридных форм религиозности, неоязыческих верований, движения Нью-эйдж (с. 483-486).

Таким образом, заключают авторы, религиоведческие исследования, появившиеся в рамках католической мысли и попыток осмысления движения «теология освобождения», перешли к анализу процессов секуляризации и проблем взаимоотношений церкви и государства, а начиная с 1990 годов, все большее внимание уделяется изучению феномена религиозного плюрализма. Один из важных эпистемологических сдвигов в латиноамериканском религиоведении заключается в том, что у исследователей присутствует стремление изучать религию не как социальный феномен, но осмысливать ее «изнутри», в ее собственных терминах, что значительно повлияло на оценку статуса католицизма и других религиозных движений (с. 486-487).

С.В. Мельник

2017.02.026. НОРЕНЗАЯН А. ТЕОРАЗНООБРАЗИЕ. NORENZAYAN A. Theodiversity // Annual review of psychology. -Palo Alto, 2016. - N 67. - P. 465-488.

Ключевые слова: религиозный плюрализм; религия; психология религии; секуляризация; культура; ритуалы; духовные ценности; восприятие; христианство; религиозная этика; карма.

Начиная с 2000-х годов рядом исследователей, в том числе Т. Лестером (T. Lester), для описания факта сосуществования различных религий в пределах одного региона используется коррелирующий с понятием биоразнообразия термин «теоразнообразие»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.