идентичности стран Латинской Америки теряет свой господствующий и монополистический статус. Религиозные изменения по всему миру привели к тому, что в так называемых католических странах в настоящее время примерно одна шестая населения являются представителями различных протестантских деноминаций, в частности в Латинской Америке широко представлено движение пятидесятников. Авторы рассматривают исследования по проблеме распространения евангелических направлений христианства в странах Латинской Америки, отдельно останавливаясь на анализе ситуации в Мексике, Аргентине и Бразилии (с. 481-483). В связи с темой религиозного многообразия описываются походы к осмыслению феноменов синкретизма, гибридных форм религиозности, неоязыческих верований, движения Нью-эйдж (с. 483-486).
Таким образом, заключают авторы, религиоведческие исследования, появившиеся в рамках католической мысли и попыток осмысления движения «теология освобождения», перешли к анализу процессов секуляризации и проблем взаимоотношений церкви и государства, а начиная с 1990 годов, все большее внимание уделяется изучению феномена религиозного плюрализма. Один из важных эпистемологических сдвигов в латиноамериканском религиоведении заключается в том, что у исследователей присутствует стремление изучать религию не как социальный феномен, но осмысливать ее «изнутри», в ее собственных терминах, что значительно повлияло на оценку статуса католицизма и других религиозных движений (с. 486-487).
С.В. Мельник
2017.02.026. НОРЕНЗАЯН А. ТЕОРАЗНООБРАЗИЕ. NORENZAYAN A. Theodiversity // Annual review of psychology. -Palo Alto, 2016. - N 67. - P. 465-488.
Ключевые слова: религиозный плюрализм; религия; психология религии; секуляризация; культура; ритуалы; духовные ценности; восприятие; христианство; религиозная этика; карма.
Начиная с 2000-х годов рядом исследователей, в том числе Т. Лестером (T. Lester), для описания факта сосуществования различных религий в пределах одного региона используется коррелирующий с понятием биоразнообразия термин «теоразнообразие»
(Шео&уегеЬу). Концепт «теоразнообразия», в противоположность тезису о секуляризации, указывает на высокий уровень религиозности в современном глобализированном мире, при этом подчеркивается пестрое многообразие и разнотипность различных верований, норм, практик в разных духовных традициях, многоликость форм проявлений духовности внутри отдельных религий, которые живут своей динамичной жизнью, появление новых религиозных движений, т. е. делается акцент на гетерогенности и неоднородности того, что принято обозначать широким понятием религии (с. 466-467).
В статье представлена попытка осмыслить феномен «теораз-нообразия» не с точки зрения антропологии, истории, социологии и религиоведения, а в рамках психологии. Такой подход не получил развития у исследователей, вместе с тем, по мнению автора, он оправдан по ряду причин: психология позволяет выявить некоторые закономерности, лежащие в основе «теоразнообразия человеческой популяции», в том числе «ментальные основы» процессов секуляризации; теоразнообразие имеет важнейшее значение для понимания истории культуры и многих психологических процессов; психологический анализ теоразнообразия может внести существенный вклад в понимание путей преодоления антагонизма между различными религиозными группами, а также между религиозным и се-кулярным сознанием (с. 467).
Рассматривая феномен теоразнообразия, описываются когнитивный, мотивационный и культурный аспекты религиозной веры (с. 469-472). Далее анализируются три главных культурных аспекта феномена теоразнообразия в контексте психологических процессов. Во-первых, это трансформация от отдельных локальных религиозных практик и верований к мировым религиям, что автор обозначает как «переход от маленьких богов к большим богам» (с. 472). А. Норензаян указывает, что в небольших сообществах, где распространено взаимодействие «лицом к лицу», отношения строятся на принципах альтруизма, взаимности, уважения к культурным традициям. Когда же масштабы социальных групп становятся слишком большими, анонимность членов общества может провоцировать иждивенчество и рискует нарушить сотрудничество между людьми, поэтому появляется необходимость в этических нормах, или, например, представлении о сверхъестественном нака-
зании за проступки, имеющимся в авраамических религиях (с. 473474).
Вторым культурным аспектом теоразнообразия, требующим осмысления с точки зрения психологии, является многообразие форм, вариативность внутри отдельных религий, в связи с чем ана-лизирутся феномен просоциального поведения в мировых религиях, т. е. доминат общественных ценностей над частными, и учение о карме в индуизме и буддизме (с. 474-477). Третий аспект теоразнообразия связан с переходом «от больших богов к отсутствию богов» (с. 478), т.е. феноменом секуляризации, который автор рассматривает в контексте анализа психологических и социально-культурных условий, приводящих к возникновению различных форм неверия, и того, как секуляризация влияет на различные психологические процессы. Автор приходит к выводу, что психологический подход к осмыслению теоразнообразия может быть весьма полезен для понимания различных аспектов феномена религиозности и процессов секуляризации и десекуляризации в современном мире (с. 478-481).
С.В. Мельник
2017.02.027. БЕРГЕР П. БОЛЬНИЦА: МЕЖДУ СЕКУЛЯРНО-СТЬЮ И РЕЛИГИЕЙ.
BERGER P. The hospital: On the interface between secularity and religion // Society. - New Jersey, 2015. - N 52. - P. 410-412.
Ключевые слова: секуляризация; религия; современность; плюрализм; светское государство; медицина.
Центральный тезис разрабатывающейся рядом видных мыслителей XIX-XX вв. теории секуляризации заключается в том, что современность приводит к упадку религии. Однако социологи, изучающие феномен религии в современном мире, пришли к выводу, что классическая теория секуляризации оказалась ошибочной. В действительности, указывает П. Бергер, мы живем не в «секуляр-ную эпоху», а в «плюралистическую эпоху» (pluralistic age). Секуляризация долгое время служила моделью, описывающей взаимоотношение религии и современности, однако ввиду ее несостоятельности, в соответствии с концепцией смены эпистемологических парадигм Т. Куна, она должна быть заменена другой теорией. Таковой, счи-