ческих аспектов религии с нервной системой, как и того, что повреждения мозга влияют на религиозные взгляды и поведение. Нейротеология может изучать лишь материальные аспекты религии, как и виды откровений, но не способна осветить духовный мир. Божественные откровения, ниспосланные пророкам не относятся к сфере ее деятельности.
И.М. Цибизова
2017.02.024. СТЁРЧ Р. ИГРЫ В КРИКЕТ И ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.
STURCH R. Games of cricket and the general resurrection // Religious studies. - Cambridge, 2015. - N. 51. - P. 347-351.
Ключевые слова: христианское мировоззрение; доктрина всеобщего Воскресения; теолого-философские аспекты; Синезий Киренский.
В статье англиканского священника, секретаря Общества Чарльза Уильямса, Ричарда Стёрча христианская доктрина Воскресения освещается под новым углом. Ее оппоненты считают, что при отрицании дуализма и бестелесного существования даже у Бога отсутствует возможность сделать воскресшую личность не просто дубликатом, а идентичной оригиналу. Автор видит решение этой проблемы в признании факта того, что всемогущий Бог положил людям два периода существования - жизнь земную и жизнь после смерти. По аналогии, которую предлагает автор, в тестовых матчах по крикету бывает время, когда игра временно прекращается, трибуны и площадка пустеют, но никто не рассматривает возобновленную затем игру лишь как повторение прошедшей. По мнению Стерча, это же касается и восприятия Воскресения.
Традиционные представления о загробной жизни в христианстве складываются из двух частей: 1) тело после смерти разложится и перестанет существовать при сохранении души в бестелесной форме; 2) в Судный день они сольются, знаменуя всеобщее Воскресение, что англиканский епископ Том Райт назвал «жизнью после смерти». По словам автора, традиционное христианство обычно подчеркивает первую часть, умаляя вторую или пренебрегая ею. Подобная концепция утверждалась такими философами-дуалистами, как Платон и Декарт, а в христианстве она восходит к време-
нам патристики, когда неоплатоник Синезий Киренский также отвергал всеобщее и полное Воскресение. В последние годы, напротив, возросло количество «христианских материалистов», отрицающих бестелесное существование и основывающихся не на библейской, а на философской почве. Между тем истинные христиане должны сохранять надежду, представленную в доктрине Воскресения (с. 347). Однако личность, воскрешенная Богом, полагает Стерч, не останется прежней. Если Он того пожелает, она будет абсолютно идентичной, но все же только копией (с. 348-349). В случае гипотетического восстановления Колосса Родосского, разрушенного землетрясением 226 г. до н.э., появилась бы новая статуя, которую следовало бы назвать «новым Колоссом». При Воскресении Бог может воссоздать тело, воспоминания и образ мыслей, менявшиеся на протяжении жизни человека, хотя неизвестно, на какой из ее стадий. Более того, Он способен создать несколько дубликатов - данная тема успешно обыгрывается в научной фантастике. Это не воскресение Лазаря или сына вдовы Иисусом, а, скорее - воссоздание Колосса из прежних частей. Для «традиционных» дуалистов все обстоит в соответствии с Писанием: душа сохраняется и в Судный день воссоединяется с новым телом, таким образом, ее обладатель не прекращает своего существования. Для христианских материалистов в этом кроется проблема. Питер Ван Инваген предположил, что в момент смерти Бог создает новое тело ех nigilo (из ничего), одновременно перемещая данное тело в новую жизнь и давая ему возможность «отпочковать» новое тело. По автору, данная версия, имеющая мало общего с библейской доктриной, показывает, что полное и общее Воскресение отнюдь не невозможно (с. 348). Стёрч предлагает довольно простое решение, иллюстрируя его с помощью тестовой партии крикета, продолжающейся до пяти дней. Если в первый день не достигнуто результата, игроки, судьи, маркеры и зрители отправляются на отдых. Не знающий об игре не поймет, что она продолжается. Однако на следующий день матч возобновится, он будет тем же, и никто не скажет, что это новая игра или просто повторение предыдущего дня. Крикет сочетает перерывы с непрерывностью. Так, в 1883 г. Англия выиграла у Австралии два матча в серии из трех. В четвертом Австралия победила, но Англия все равно одержала верх, так как последняя игра не была запланирована. По мнению автора, по-
добная ситуация схожа с человеческими жизнями в христианском учении. Если правы христианские материалисты, а дуалисты ошибаются, Бог создал людей так, чтобы их существование было эпизодическим и прерывистым. Каждый умрет, но, как и в крикетном матче, получит новый период существования - т.е. фактически воскреснет. Воскресшая личность не станет идентичной покойному. Как и в случае с дополнительной игрой 1883 г., ее новая жизнь будет уже не частью прежней. Крикетный матч - продолжительное мероприятие, без фиксированных для других игр перерывов. Каждый, знакомый с его правилами, будет ожидать его возобновления (с. 349). Также и христиане не должны впадать в уныние из-за усопших и утративших надежду (с. 349-350). Футбольные болельщики уверены в продолжении матча, даже если во время перерыва они покинут трибуны. В своей концепции автор усматривает противоречие: игроки в крикет остаются теми же, между тем как человек воскресает в новом теле, хотя все равно узнаваем - особенно важно его сознание: воспоминания, убеждения, образ мыслей и т.д. Данное противоречие решается тем, что в крикете участники команд могут сменить одежду, а правила американского футбола и вовсе позволяют заменить всю команду. Однако автор не думает, чтобы Бог воссоздавал личность, совершенно отличную от той, какой она была в прежней жизни. При Воскресении тела, эта личность останется прежней, но при переселении души Бог не обязательно скопирует ее полностью. Важно лишь, чтобы сходство было достаточным. В качестве иллюстраций данного предположения автор предлагает и другие примеры. Литературная карьера может прерваться из-за болезни или отвлекающих обстоятельств, но после возобновления останется той же. Пьеса делится на акты, но исполнители стремятся представить действие единым целым. Какую бы параллель не предпочесть, если Господь намерен возвращать к жизни после смерти, надежда на воскресение сохраняется даже у христианских материалистов (с. 350).
И.М. Цибизова
2017.02.025. ТОРРЕ Р., МАРТИН Е. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ.
TORRE R., MARTIN E. Religious studies in Latin America // Annual review of sociology. - Palo Alto, 2016. - N. 42. - P. 473-492.