Научная статья на тему '2016. 04. 035. Тошович Б. Интернет-стилистика. - М. : Флинта: Наука, 2015. - 238 с'

2016. 04. 035. Тошович Б. Интернет-стилистика. - М. : Флинта: Наука, 2015. - 238 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1012
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СТИЛИСТИКА / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИАЛЬНОСТЬ / АНТИСТИЛИСТИКА / КОНТРСТИЛИСТИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / ТЕОРИЯ СТИЛЯ / ТЕОРИЯ ТЕКСТА / ТЕОРИЯ ДИСКУРСА / ОФЛАЙНСТИЛИ / ОНЛАЙН-СТИЛИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИЛИ / СЕТЕВЫЕ МЕЖСТИЛИ / СЕТЕВЫЕ ЖАНРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 035. Тошович Б. Интернет-стилистика. - М. : Флинта: Наука, 2015. - 238 с»

жанры близки к анекдотам, однако в них, в отличие от анекдотов, нет контрастных смысловых частей, формируемых разносубъект-ными репликами, и смысловой сдвиг выражен очень концентрированно. С этой точки зрения автор сравнивает анекдоты о Василии Ивановиче, часто построенные на диалогах между их главным персонажем и Петькой, и фразу из объявления в глазном отделении больницы: «Больных в семь утра закапывать всех». В более распространенных текстах, написанных для сценического исполнения, комическим средством становятся также несемантизированные отклонения от нормы, например акцентологические или морфологические («... у меня и Дюмы, и Гюгы дома целая библиотека» - из спектакля Е. Петросяна).

В русскоязычной печати мини-высказывания и мини-тексты с речевыми ошибками давно функционируют как отдельный жанр. Они объединяются в специальные рубрики, такие как общеизвестные «Нарочно не придумаешь», «Не вырубишь топором», «Рога и копыта». Подобные рубрики популярны и в местной прессе. Например, в армавирской газете «Информ-Бюро» встречаются разные типы смысловых ошибок, включая курьезные сложные слова («Продается пасека и пчеловод-инвентарь»), ошибки в применении устойчивых словосочетаний («... гражданин в легком опьянении, который приставал к окружающей среде»), синтаксические неправильности («... бригадир сгноил семенной картофель на сумму 13 тыс. рублей вместе с кладовщиком»).

Автор подчеркивает, что все типы отклонений от речевых норм функционируют в рассматриваемых жанрах как эстетически значимое явление, нацеленное на создания комического - юмористического или сатирического - эффекта.

Е.О. Опарина

2016.04.035. ТОШОВИЧ Б. ИНТЕРНЕТ-СТИЛИСТИКА. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 238 с.

Ключевые слова: интернет-стилистика; гипертекстуальность; интерактивность; мультимедиальность; антистилистика; контрстилистика; функциональный стиль; теория коммуникации; теория стиля; теория текста; теория дискурса; офлайн-

стили; онлайн-стили; экспериментальные стили; сетевые межстили; сетевые жанры.

Бранко Тошович - д-р филол. наук, проф. ин-та славистики Ун-та им. Карла Франца в г. Грац (Австрия), специалист в области грамматики и стилистики славянских языков и интернет-комму-никации1.

Современный этап развития стилистики автор определяет как интернет-стилистику XXI в., занимающуюся экспрессивными, выразительными и функционально-стилевыми особенностями письменных и устных текстов, полноценное функционирование которых связано только с Сетью.

Книга состоит из введения и трех глав.

Во введении выделяются четыре периода в развитии стилистики: 1) античная стилистика; 2) риторическая стилистика (до конца XIX в.); 2) стилистика XX в., во многом принявшая положения структурализма, теории информации и кибернетики; 4) интернет-стилистика XXI в., основными маркерами которой являются гипертекстуальность, интерактивность и мультимедиальность.

Излагая в главе первой основные теоретические положения своей концепции, Б. Тошович подчеркивает, что объектом стилистики являются два процесса - процесс порождения стилистического материала и процесс его исследования. В стилистических исследованиях сложились две тенденции, которые автор условно называет антистилистикой и контрстилистикой. «Первая находится в русле стилистики, но для нее такая ориентация является непродуктивной, вредной и ненужной. Вторая действует за рамками стилистики и направлена на ее нейтрализацию, маргинализацию, вытеснение, отрицание» (с. 11). В антистилистике автор различает антистилистическое порождение и изучение стилистического материала. Первое проявляется в нарушении стилистической нормы и проявлении языкового бескультурья, второе имеет место, если: «(а) для анализа выбираются примеры, в которых нет стилистического

1 Автор работ: Экспрессивный синтаксис глагола русского и сербского / хорватского языков. - М., 2006. - 559 с.; Корреляционная грамматика сербского, хорватского и бошняцкого языков. - М., 2011. - Ч. I: Фонетика - фонология - просодия. - 640 с.; Tosovic B. Korelaciona sintaksa: Projektional. - Graz, 2001. - 456 s.; Funkcionalni stilovi: Funktionale Stile. - Graz, 2002. - 502 s.

выбора, (б) стилистическими называются приемы, являющиеся нестилистическими, (в) не различаются, путаются и неадекватно используются стилистические понятия (например, 'стиль' и 'функциональный стиль'), (г) стилистическим считается то, что не имеет стилистического характера» (с. 12). Антистилистика проявляется, в частности, в замене стилистических понятий / терминов модными заимствованиями из других дисциплин. Контрстилистика проявляется в отрицании лингвистического статуса стилистики и отождествлении ее с прагматикой, лингвистикой текста, культурой речи и другими филологическими дисциплинами.

Автор называет четыре смежные теории, занимающиеся различными, но близкими предметами исследования, - теорию коммуникации, теорию стиля, теорию текста и теорию дискурса, которые Б. Тошович считает не конкурирующими, а взаимодействующими научными направлениями. Однако приблизительно с 80-х годов ХХ в. теория текста, а затем и теория дискурса стала в некоторых исследованиях вытеснять теорию стиля, с сожалением констатирует Б. Тошович. Теорию дискурса автор считает перспективным направлением в современном языкознании, потому что понятие дискурса открывает новые перспективы для толкования коммуникативных феноменов. Слабость теории дискурса Б. Тошович видит в механическом использовании термина «дискурс», которым формально заменяются термины и понятия «коммуникация», «текст» и «функциональный стиль». Исследование дискурса является продуктивным, если оно проводится на своем уровне - надтекстуаль-ном и надстилистическом. В соотнесении текста, стиля и дискурса стилисты должны подчеркивать не только статическую, но и динамическую природу функционального стиля. В отличие от многозначного термин «дискурс» термин «функциональный стиль» однозначно указывает на то, что речь идет об использовании языка в определенных сферах человеческой деятельности (в художественной литературе, публицистике, науке, делопроизводстве, повседневном общении), в которых доминирует определенная функция языка.

В главе второй перечисляются звенья коммуникативной цепи, функционирующей в интернет-общении: «отправитель (программист - администратор - модератор) - узел (программного обеспечения, управления, отправления, распределения, распространения, конусирования) - средство (программа, программное обеспе-

чение, базы данных, провайдер, браузер) - структурный элемент (веб-страница, сайт, портал) - пользователь (клиент) - блоки клиента (поисковые средства)» (с. 29). Подчеркивается важность рассмотрения следующих проблем в рамках онлайн-стилистики:

I. Соотношения «стилистика - Интернет»: 1) переориентация современной стилистики под влиянием новых коммуникативных пространств; 2) трактовки Интернета как генератора стилистической революции / эволюции; 3) влияния особенностей интернет-общения (многоканальности, мультимедийное™, нелинейности, объединения кодов и т.д.) на стилистический уровень порождаемых текстов и т.д.

II. Различения видов интернет-стилистики: нелинейная стилистика, стилистика языка больших и малых сетевых групп, стилистика электронной почты, чатов и SMS, функциональная интернет-стилистика и т. д.).

III. Интернет-стилей (автохтонный сетевой, интерактивный, контентный, портальный, сайтовый и другие стили).

IV. Стилистических норм Интернета (наличие / отсутствие системности в нарушении стилистических норм в Интернете, стилистическое своеобразие языков людей, не владеющих литературными нормами).

Автор утверждает, что язык глобальной сети является не новой функциональной разновидностью языка, а новой реализацией существующих разновидностей литературного языка в новых каналах связи и в новых сетевых жанрах. Большую часть фактов интернет-языка Б. Тошович считает целесообразным рассматривать в функционально-стилистическом, социальном и возрастном аспектах.

Отмечается, что Интернет внес скорее технические и психологические инновации в общение, нежели языковые и стилистические, так как не появилось новых языковых уровней, грамматических форм и функциональных стилей, нет изменений в области экспрессии. При этом Интернет произвел революцию в области расширения материала, его доступности и объединения текстов в гипертекст.

Интернет-пространство состоит из двух основных частей -официальной и неофициальной, языковые особенности которых разбираются в этой же главе. Официальный Интернет отличает выраженная персональная и коллективная ответственность за пуб-

личное слово, что «сокращает возможность проявления радикализма на языковом и стилистическом уровнях» (с. 56). Характерной особенностью неофициального Интернета является создание некоего гибрида между устной и письменной речью, формирование «блиц-стиля» как формы выражения, а также возникновение экспериментальных стилей (языка дебилов, языка падонкафф, языка аф-фтаров и т.п., языка «рунглиш», в котором употребляется латиница для создания русскоязычного текста).

Подчеркивается значимость для интернет-стилистики электронных корпусов, поскольку она является «сугубо текстуальной дисциплиной» (с. 62).

Называются следующие важнейшие составляющие сетевых жанров: гипертекст, линк, лид и тег. Гипертекст предоставляет возможность пользователям расширять и заканчивать его по собственному усмотрению (поэтому гипертекст имеет множество авторов), в результате чего появляется новая категория в интернет-общении, объединяющая читателя и писателя, - «чисатель» (с. 63).

Трактовка веб-сети как гигантской гипертекстовой системы соответствует разработанной Б. Тошовичем модели корреляциона-ла1 как «мегасферы всевозможных взаимодействий, в которых отсутствуют понятия первичности / вторичности, главного и второстепенного, иерархии, начала и конца, линейности, а существуют равноправные узлы и связи... В гипертексте понятие центра отсутствует, текст децентрализуется и становится многоуровневым» (с. 63-64).

Отмечаются следующие тенденции в плане стилистического оформления текстов: 1) все более активное использование специальных средств для передачи эмоций - эмотиконов и / или смайликов; 2) написание двух или трех версий одного и того же текста (женской, мужской и ап^о§то)2; 3) белой и черной3; 4) бета-версии4.

1 Корреляционная грамматика сербского, хорватского и бошняцкого языков. - М., 2011. - Ч. 1: Фонетика - фонология - просодия. - 640 с.; Tosovic B. Korelaciona sintaksa: Projektional. - Graz, 2001. - 456 s.; Funkcionalni stilovi: Funktionale Stile. - Graz, 2002. - 502 s.

2

Pavic M. Hazarski recnik. - Beograd, 2006. - 396 s.

3

Акунин Б. Инь и Янь: Пьеса. - М., 2012. - 176 с.

4 Sanych [Саныч: Александр Чубарьян]. Хакеры: Beta-version. - M., 2005. -

320 c.

В главе третьей характеризуются следующие виды сетевых стилей: 1) функциональные: литературно-художественный, публицистический, научный, официально-деловой, разговорный (имеет две формы - устную и письменную); 2) жанровые; 3) неординарные; 4) экспериментальные.

Функциональные стили существуют как вне киберпростран-ства («офлайн ф-стили», с. 91), так и в Сети (онлайн ф-стили», с. 91). Они могут полностью соответствовать друг другу, иметь некоторые отличия (онлайн ф-стиль имеет сетевые модификации в виде стиля гипертекста), не соответствовать друг другу. Жанровые интернет-стили формируются в блогах, чатах, на форумах и в других сетевых разновидностях. К неординарным относятся те, которые выделяются своей оригинальностью, непредсказуемостью (например, блиц-стиль). Экспериментальные стили возникают как результат попыток создания «вымышленных языков для вымышленных миров» (с. 92).

Далее рассматриваются вышеназванные сетевые функциональные стили. Так, например, отмечается, что сетевой литературно-художественный стиль возникает в случаях, нетипичных для существования традиционного литературно-художественного стиля. Этот стиль присущ коллективным произведениям, создаваемым интерактивным путем, т.е. начинаемых определенным автором и продолжаемых читателями / слушателями / зрителями. Существуют также стилистически специфические тексты, порождаемые сетевыми генераторами стихов и рифматорами. Они могут за несколько секунд составить стихотворный текст по указанным параметрам или продолжить уже существующие стихи и отправить их по нужному электронному адресу.

В сетевом публицистическом стиле объединяются различные коды (языковой, аудиовизуальный, графический) и различные медиа (печать, радио, телевидение) в форме медиаконвергенции. Происходит также соединение информации и развлечения (инфо-тейнмент), обучения и игры (эдютейнмент). Стилистически для сетевых СМИ релевантна интерактивность, которая, однако, не приводит к взаимозамене позиций журналиста и пользователя.

Сетевой научный стиль представлен как традиционными жанрами (статьями, монографиями, учебниками и т.п.), так и жанром, который не представлен в офлайн-коммуникации, - жанром

рефератов для студентов и школьников. Эти тексты автоматически порождаются генераторами научных текстов.

В сетевом официально-деловом стиле Б. Тошович выделяет следующие подстили: законодательный, административный, политический, дипломатический, корпоративный, индивидуальный. Сетевой официально-деловой стиль отличается гипертекстуальностью, интерактивностью, мультимедийностью. Для него не характерна анонимность, т.е. эти тексты сопровождаются информацией об авторе.

В сетевом разговорном стиле автор выделяет три типа: 1) первичный (автохтонный), полноценно функционирующий только в Интернете и реализующийся в неформальном общении в вопросах, ответах, советах и т.д.; 2) вторичный, полноценно функционирующий в несетевом пространстве (в повседневном общении, на радио, на телевидении; в Сети реализуется в «болтанках», например на форумах); 3) транслятивный, т.е. стилизованный, обработанный в рамках других функциональных стилей; реализуется в «мэйловой и чатовой литературе» (с. 174).

Монография завершается краткой характеристикой «сетевых межстилей» (с. 176), например стиля блогов, эпистолярного стиля и стиля рекламы. Отмечается стилистическое своеобразие эпистол, порождаемых онлайн-генераторами (например, генераторами комплиментов, афоризмов или рекламных слоганов).

Уникальные стили проявляются в контенте и дизайне сайтов (стили «ретро». «классика», «гранж», «журнальный», «мультипликационный» и т. д.).

Н.Н. Трошина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.