МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
2016.04.010. МЕЛЕНДЕЗ-ОРТИЗ Р., САМАНС Р. УКРЕПЛЕНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ И ИНВЕСТИЦИЙ В XXI в. MELENDEZ-ORTIZ R., SAMANS R. Strengthening the global trade and investment in the 21 st century. Executive summary / World economic forum. - Geneva: International centre for trade and sustainable development (ICTSD), 2016. - 15 p. - Mode of access: http://e15initiati ve.org/publications/executive-summary-synthesis-report-full-report/
Ключевые слова: мировая торговля; иностранные инвестиции; региональные торговые соглашения; ВТО; продовольственная безопасность; конкурентоспособность; наименее развитые страны; страны со средними доходами.
Неспособность государств - членов ВТО достичь соглашения по продолжению работы Дохийского раунда по проблемам многосторонних торговых переговоров лишило мировое сообщество единой повестки дня в области развития системы глобальной торговли. В 2012-2015 гг. Международный центр по торговле и устойчивому развитию (International centre for trade and sustainable development), Всемирный экономический форум и 16 институтов -партнеров этих организаций в рамках Инициативы Е151 организовали более 80 интерактивных обсуждений, которые были посвящены эволюции международной торговли и инвестиций, с привлечением более 375 мировых экспертов. Следствием этих дискуссий стали около 150 аналитических работ, результаты которых обобщены в реферируемом докладе «Укрепление мировой торговли и инвестиций в XXI веке». Главы доклада (перечисленные ниже и выделенные курсивом) посвящены самым значительным, по мнению экспертов, факторам развития глобальной торговли и инвестиций.
Стимулирование роста и занятости. В этой области эксперты предлагают:
- обеспечить глобальное распространение высокопроизводительных технологий посредством развития международной торгов-
1 Подробнее см.: The E15 Initiative. - Mode of access: http://el5initiative.org/ -Прим. реф.
ли, осуществляемой малыми и средними предприятиями и поддерживаемой интернет-коммуникациями; установить четкие правила, касающиеся передачи данных и сопряженных с ними услуг; начать переговоры по учреждению многостороннего торгового соглашения или «электронного ВТО» (eWTO) для имплементации обновленной глобальной политики в сфере торговли; создать в рамках ВТО рабочую группу по цифровой торговле;
- оптимизировать аллокации капитала и квалифицированной рабочей силы за счет расширения доступности банковских услуг в развивающихся странах, углубления региональной кооперации в сфере финансовых услуг; расширить практику совместного государственного и частного финансирования инфраструктурных и промышленных проектов; совершенствовать процедуры получения виз и разрешений на работу и создания «открытых» инновационных зон;
- стимулировать рост торговли и инвестиций в трудоемких отраслях, чему должна способствовать разработка всеобъемлющей программы ВТО для фасилитации торговли услугами (с. 7-8).
Сокращение препятствий для ведения коммерческой инвестиционной деятельности. Учитывая, что вовлечение в глобальные цепочки создания стоимости требует как совершенствования транспортной и коммуникационной инфраструктуры, так и повышения качества институтов, стандартов качества и безопасности, совершенствования таможенных процедур, предлагается:
- учредить Партнерство глобальных цепочек создания стоимости (global value chain partnership), представляющее собой платформу, упрощающую сотрудничество государств, стремящихся интегрировать свои экономики в международные цепочки поставок, с потенциальными партнерами в лице компаний и экспертов;
- упростить ведение бизнес-операций, регулируемых в настоящее время более чем 400 региональными торговыми соглашениями (regional trade agreements, ЯТА), через создаваемую платформу RTA Exchange с открытой информацией;
- упростить ведение бизнес-операций, регулируемых более чем 3200 международными инвестиционными соглашениями путем разработки модели инвестиционного соглашения для мировой экономики XXI в. Отправной точкой для этого процесса, по мнению авторов доклада, может стать недавно разработанный ЮНКТАД
документ «Основы инвестиционной политики в интересах устойчивого развития»1;
- повысить прозрачность национального регулирования международной торговли; интегрировать правила, регламентирующие оборот товаров и услуг; распространить на RTA принципы «конкурентного нейтралитета» (competitive neutrality principles) для государственных предприятий, включенных в соглашение о Транстихоокеанском торговом партнерстве и Всеобъемлющее экономическое торговое соглашение ЕС и Канады (Comprehensive economic trade agreement, CETA) (с. 8-9).
Стимулирование устойчивого развития в наименее развитых странах (НРС) предполагает:
- максимизацию преференции для НРС при доступе на мировой рынок; предоставление НРС свободного от пошлин и квот доступа на рынки развитых стран, а также стран со средним доходом (ССД);
- улучшение условий для иностранных инвестиций в НРС с использованием в будущем Модели инвестиционных соглашений, а также создания Консультационного центра по международному инвестиционному законодательству;
- увеличение финансирования процессов развития, опирающегося на торговлю, через расширение инфраструктуры поддержки и помощи для осуществления торговли в целом, и инициативу ВТО Содействие торговле (Aid for trade), а также учреждение солидарного фонда субсидирования сельского хозяйства для поддержки продовольственной безопасности и адаптации к изменению климата в НРС.
Стимулирование диверсификации экономики и конкурентоспособности стран со средним доходом. Эксперты считают, что лучшим способом для ССД избежать ловушки средних доходов2 является повышение их конкурентоспособности за счет совершенствования инфраструктуры, институтов, влияющих на инвестици-
1 Investment policy framework for sustainable development / UNCTAD. - 2015. -156 p. - Mode of access: http://investmentpolicyhub.unctad.org/Upload/Documents/ INVESTMENT%20P0LICY%20FRAMEW0RK%202015%20WEB_VERSI0N.pdf
2 Ловушка средних доходов возникает, когда при достижении среднего уровня доходов и потере конкурентного преимущества в виде дешевой рабочей силы в развивающейся стране замедляется экономический рост. - Прим. реф.
онный климат, уровня квалификации рабочей силы, а также открытости к иностранным инвестициям ключевых секторов экономики, что в свою очередь способствует трансферту технологий и ноу-хау. Планируется разработать международную программу поддержки инвестиций, вносящих вклад в устойчивое развитие (international support programme for sustainable investment facilitation), направленную на совершенствование национальных регламентаций в сфере прямых иностранных инвестиций (с. 9-10).
Борьба с изменением климата и деградацией окружающей среды. В этом разделе доклада предлагается:
- запустить с участием ВТО и Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) процесс оценки и составления рекомендаций для разработки правовых актов, касающихся торговых операций;
- способствовать системности и действенности национальных стратегий борьбы с изменениями климата посредством разработки международных стандартов учета;
- стимулировать создание клубов по борьбе с изменением климата в рамках разнообразных RTA и новых многосторонних соглашений (с. 11-12).
Обеспечение продовольственной безопасности. В период во-латильности мировых цен на продовольствие многие страны начали проводить изоляционистскую политику в сфере обеспечения продовольствием, что привело к подрыву доверия и устойчивости мирового рынка продовольствия. Для укрепления глобальной продовольственной безопасности авторы доклада предлагают:
- осуществить меры по восстановлению доверия среди участников рынка продовольствия путем принятия странами обязательств не превышать в течение какого-то времени уровень поддержки внутренних производителей;
- урегулировать экспортные ограничения в рамках ВТО, чтобы избежать в будущем взлета цен и укрепить доверие к мировым рынкам как надежному источнику продовольствия;
- поддержать создание продовольственных резервов на случай чрезвычайных ситуаций;
- способствовать большей прозрачности данных об операциях на продовольственных рынках и государственной поддержке сельского хозяйства;
2016.04.011-014
- продвигать идею формирования агропродовольственной цепочки создания стоимости (с. 12-13).
Сохранение пространства для реализации социетальных приоритетов в рамках национальной политики. Учитывая рост обеспокоенности в связи с уже достигнутым уровнем либерализации международной торговли и инвестиций эксперты предлагают:
- модернизировать и согласовать международные инвестиционные соглашения;
- создать зону безопасности (safe harbour) субсидий, направляемых на решение проблем, вызываемых несовершенством рынка: борьбу с изменением климата, вовлечение в мировую торговлю маргинализированных регионов, продвижение общественно доступных продуктов НИР, а также восстановление после природных катастроф и региональных конфликтов;
- способствовать «выравниванию» в разных странах мира социальных и экологических стандартов, продвигать ответственные трудовые и экологические практики, в частности через глобально функционирующие ТНК (с. 13-14).
О.Н. Пряжникова
2016.04.011-014. ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ. (Сводный реферат).
2016.04.011. KOLEV G., MATTHES J. Ein differenzierter Blick auf die kontroverse ТТ1Р - Debatte // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2016. -Jg. 96, N 3. - S. 159-163.
2016.04.012. EGGER Р., ERHARDT K. ТТ1Р - jenseits von Handelsfreiheit // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2016. - Jg. 96, N 3. - S. 163-166.
2016.04.013. SIEKSMEIER N., WILLMANN G. ТТ1Р - eher Chancen als Risiken // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2016. - Jg. 96, N 3. -S. 166-168.
2016.04.014. RAZA W. ТТ1Р - mehr Regulierungs- als Freihandelsabkommen // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2016. - Jg. 96, N 3. - S. 168-171.
Ключевые слова: Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство; торговые соглашения; регулятивное сотрудничество; унификация стандартов.
В статьях немецких (011, 012, 013) и австрийского (014) экономистов представлены различные точки зрения на соглашение о