ем интереса к сельскохозяйственным землям региона как на местном, так и на мировом уровне).
По прогнозам, темпы роста производства сельскохозяйственной продукции в рассматриваемый период составят 2,6% в год. При этом в отличие от прошлых лет, когда рост обеспечивался в основном увеличением обрабатываемых площадей, в будущем он будет зависеть от повышения производительности, опирающейся на инклюзивное развитие бедных и мелких хозяйства (с. 101).
Если в регионе сохранится высокий демографический рост и останутся прежними структуры рынков, будут расти доходы, многие страны столкнутся с отставанием производства продовольственных культур от спроса. В связи с этим ожидается повышение роста чистого импорта продовольственных продуктов, хотя эту тенденцию несколько сгладят инвестиции в повышение производительности.
Хотя в целом перспективы развития сельского хозяйства в регионе оцениваются положительно, в докладе подчеркивается, что для их улучшения необходимы стабильная политика, развитие государственных и частных стратегических инвестиций, в частности в инфраструктуры, реализация НИР и распространение их результатов.
В третьей главе приводятся данные о состоянии (цены, производство, потребление, торговля и основные проблемы) мировых и национальных рынков зерновых, масличных, сахара, мяса, молочных продуктов, рыбы и аквапродуктов, биотоплива и хлопка, а также прогнозы их развития до 2025 г.
И.Ю. Жилина
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
2017.02.009. ДОКЛАД О СОДЕЙСТВИИ МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ ЗА 2016 г.
The global enabling trade report 2016 / Joint publication of the World economic forum and the Global alliance for trade facilitation. - Geneva, 2016. - VII, 329 p. - Mode of access: https://www.weforum.org/ reports/the-global-enabling-trade-report-2016.
Ключевые слова: международная торговля; индекс вовлеченности стран в международную торговлю; либерализация торговли; торговые тарифы.
В Докладах о содействии мировой торговле, которые публикуются с 2008 г., особое внимание уделяется значению развития торговли для экономического роста, борьбы с бедностью, успеха экономических реформ, осуществляемых, в частности, в развивающихся странах. Доклад 2016 г. (далее - Доклад) отличается тем, что работа над ним проходила в условиях роста неопределенности в сфере международной торговли. Надежды, связанные с Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнерством (Transatlantic trade and investment partnership, TTIP) и Транстихоокеанским партнерством (Trans-pacific partnership, TPP), а также прогрессивными тенденциями внутри ВТО, были во многом сведены на нет риторикой в пользу ограничения международных торговых операций в ходе президентских выборов в США и результатами референдума о выходе Великобритании из ЕС. Вместе с тем в других регионах мира продолжился процесс либерализации торговли, например в рамках Азиатского всестороннего регионального экономического партнерства (Asia's regional comprehensive economic partnership) и Африканской континентальной зоны свободной торговли (Africa's continental free trade area).
По оценкам ВТО, в 2016 г. рост мирового ВВП впервые после 2001 г. опередил рост мировой торговли, который составил 1,7%. При этом индекс вовлеченности стран в международную торговлю (enabling trade index, ETI) по версии Всемирного экономического форума (ВЭФ) уже в 2015 г. снизился на 3,7%. Эксперты МВФ указывают, что главным фактором сокращения объема международной торговли в последнее время стало снижение деловой активности, особенно инвестиций. Кроме того, положительный эффект от либерализации мировой торговли уменьшался в результате значительного снижения торговых тарифов по всему миру. В настоящее время средневзвешенный импортный тариф составляет 8%, и, хотя дальнейшее сокращение тарифов будет способствовать снижению торговых издержек, росту производительности и благосостояния, продолжение либерализации торговли в сложившейся экономической ситуации маловероятно. МВФ и ВТО отмечают рост протекционизма и уменьшение открытости стран, ука-
зывая на распространение неторговых барьеров, ужесточение правил, регламентирующих прямые иностранные инвестиции и права собственности для иностранных агентов (с. 1-2).
В основе исследования, проведенного ВЭФ совместно с Глобальным альянсом по развитию торговли (Global alliance for trade facilitation), результаты которого представлены в Докладе, лежит ETI. В сборе данных для него участвовали международные и национальные организации и 160 институтов - партнеров ВЭФ по всему миру, которые опросили 14 тыс. респондентов в 141 стране. В результате был составлен рейтинг ETI1 для 136 стран, на долю которых приходится 98% мирового ВВП и 98,3% международный торговли (с. 17).
Основой этого комплексного индекса являются 57 индикаторов, разбитых на четыре блока: 1) доступ на внутренний и внешний рынки; 2) эффективность и транспарентность административного управления на границах; 3) доступность и качество транспортной инфраструктуры и транспортных услуг, а также информационных и коммуникационных технологий; 4) качество деловой среды (с. 14-15).
Исследование показало, что значительная часть населения мира все еще не охвачена процессами глобализации и лишена преимуществ интеграции в глобальную систему торговли. В основном это касается жителей сельской местности, женщин и молодежи, которые обычно заняты на малых и средних предприятиях, как правило, неспособных к конкуренции на мировых рынках в силу низкого качества продукции, нехватки знаний и информации о потребителях, а также наличия торговых барьеров, еще больше подрывающих их конкурентоспособность.
Население 10 стран, возглавляющих рейтинг (Сингапур, Нидерланды, Гонконг, Люксембург, Швеция, Финляндия, Австрия, Великобритания, Германия, Бельгия), составляет лишь 3% мирового населения. Только три страны из 10 самых населенных стран мира входят в первую часть рейтинга (Япония - 16-е, США - 21-е, Китай - 61-е место). Промышленно развитые страны (ПРС) в среднем в два раза более эффективны в содействии развитию торговли,
1 Интерактивный рейтинг по всем компонентам индекса. - Режим доступа: www.wef.ch/getrl6 - Прим. реф.
чем страны с низким уровнем доходов населения. По оценкам Всемирного банка, торговые издержки сельскохозяйственного сектора и промышленности в странах с низкими доходами в три раза превышают издержки акторов аналогичных секторов в ПРС (с. 18).
В ряде крупнейших стран мира все еще наблюдаются ограничения доступа на внутренний рынок. Средневзвешенный торговый тариф, рассчитанный для 10 крупнейших по размеру ВВП стран мира, составляет 9,9%, что значительно снижает конкурентоспособность импортных товаров. Из этих стран ниже 100-го места по уровню индикатора доступа на рынок находятся Китай (101-е место), Бразилия (109-е), Россия (112-е), Индия (135-е место). Развитые страны применяют низкие торговые тарифы. Средневзвешенный торговый тариф, рассчитанный для 10 крупнейших ПРС, составляет всего 2,1%. Однако такая открытость компенсируется сложностью тарифных режимов. По этому показателю 32 из 36 развитых стран располагаются во второй части рейтинга. Медианное значение показателя особых тарифов (distinct tariffs) для ПРС, в частности для большинства стран ЕС, составляет 1,924, тогда как у развивающихся стран (РС) оно находится на уровне 22 (с. 19).
Авторы доклада отмечают важность совершенствования администрирования и управления операциями на границе, в частности в рамках Соглашения об упрощении процедур торговли (Trade facilitation agreement, TFA)1, для развития международной торговли, роста поступлений в госбюджет и активности бизнеса. Они также указывают на тот факт, что реформирование данной сферы не требует больших финансовых затрат и осуществляется в относительно короткие сроки. По оценкам ОЭСР затраты на реализацию мер, предусматриваемых TFA, составят от 4 до 20 млн долл. в зависимости от страны. Эксперты ЮНКТАД ожидают, что для внедрения TFA потребуется 3-5 лет (с. 21).
Анализ региональных особенностей международной торговли показывает, что ПРС более успешны в создании условий для содействия развитию торговли, чем РС. ПРС занимают 28 из 30 верхних позиций рейтинга ETI, так как имеют низкие торговые
1 Соглашение, заключаемое странами - членами ВТО. - Mode of access: https://www.wto.org/english/tratop_e/tradfa_e/tradfa_e.htm. - Прим. реф.
издержки не только из-за низких тарифов, но и благодаря высокому уровню экономического развития и соответствующему ему качеству администрирования, инфраструктуры, телекоммуникаций и регулирования. В рейтинге продолжают доминировать малые страны с открытой экономикой (Сингапур, Нидерланды, Гонконг, Люксембург), страны ЕС и Восточной Азии, демонстрирующие положительные эффекты от глубокой региональной интеграции и создания торговых хабов (центров), на которых замкнуты глобальные производственные сети.
Сравнение показателей по странам мира в динамике показывает, что способность стран создавать условия для развития торговли улучшилась: средний уровень ETI вырос с 4,3 в 2014 г. до 4,4 в 2016 г. Эксперты связывают этот положительный тренд с ростом доступности информационных и коммуникационных технологий. Улучшился показатель доступа на рынки, при этом показатель эффективности администрирования и управления на границах остался без изменений. Наблюдается стагнация индикатора доступности и качества транспортной инфраструктуры, а в странах Африки южнее Сахары, Северной Африки и Ближнего Востока он снизился. По качеству и благоприятности деловой среды для торговли лидируют страны Европы и Северной Америки, за которыми с небольшим отрывом, демонстрируя догоняющую динамику, следуют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также страны - лидеры в своих регионах по ETI: Чили (21-е место), ОАЭ (23-е), Маврикий (39-е), Грузия (41-е место). Самые значительные внутрирегиональные различия наблюдаются в Восточной Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Страны с самыми низкими в этих регионах показателями (Монголия, Йемен, Венесуэла) отстают более чем на 100 позиций от региональных лидеров. Самые низкие позиции в рейтинге ETI занимают страны Южной Азии и страны Африки южнее Сахары (с. 24).
Россия в рейтинге ETI за 2016 г. опустилась на шесть позиций (до 111-го места) по сравнению с 2014 г. РФ остается в группе крупных стран с формирующимся рынком, которые характеризуются отставанием в процессах интеграции в мировую торговую систему. Выполняя обязательства, принятые при вступлении в ВТО, РФ сократила уровень таможенных тарифов с 9,5 до 5,85%, однако в глобальном контексте степень открытости российского
рынка остается низкой (112-е место). Лишь 39,7% импортных товаров ввозятся на территорию страны беспошлинно, а по уровню сложности структуры тарифов РФ занимает 105-е место. Удовлетворительному уровню инфраструктуры (37-е место) не соответствует качество транспортных услуг (82-е место), что в свою очередь негативно влияет на индикатор процедур доставки товаров (109-е место). Более глубокой интеграции РФ в мировую торговлю препятствует низкий уровень эффективности услуг по растаможива-нию товаров (124-е место), защиты прав собственности (119-е место), доступа к финансовым услугам (112-е место) и качества деловой среды (113-е место).
О.Н. Пряжникова
2017.02.010. ЭВЕНЕТТ С.Дж., ФРИТЦ Й. ЗАСТОЙ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ.
EVENETT S.J., FRITZ J. Global trade plateaus: The 19 th Global trade alert report / CEPR Press, Centre for economic policy research. - L., 2016. - 120 p. - Mode of access: http://www.globaltradealert.org/sites/ default/files/GTA%2019%20-%20World%20Trade%20Plateaus_0.pdf.
Ключевые слова: динамика мировой торговли; торговая политика; протекционизм.
В ежегодном докладе «Global trade alert report»1 рассматриваются особенности мировой торговли с начала 2015 г.
Используя специально созданную базу данных, прослеживающую ежемесячные изменения объемов и направления международных торговых потоков, авторы доклада указывают на увеличение с ноября 2015 г. числа товарных групп, по которым наблюдается сокращение товарооборота. В докладе также отмечаются изменения в наборе мер протекционизма, применяемых правительствами, произошедшие со времени возникновения указанной тенденции.
Говоря о «замедлении» международной торговли, авторы подчеркивают, что речь идет о потере темпа при сохранении роста. Ощущение того, что «мировой пирог» увеличивается в размерах,
1 Global trade alert (GTA) - независимая исследовательская организация по мониторингу мировой политики в области международной торговли. - Прим. реф.