Научная статья на тему '2016. 04. 005. Методология современного языкознания - 2: сборник статей / отв. Ред. Д-р филол. Наук, доц. Сонин А. Г. - М. : УРСС, 2015. - 194 с'

2016. 04. 005. Методология современного языкознания - 2: сборник статей / отв. Ред. Д-р филол. Наук, доц. Сонин А. Г. - М. : УРСС, 2015. - 194 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗ СОЗНАНИЯ / ОБРАЗ МИРА / ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА СЛОВА / ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА ЯЗЫКА / КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ / КОНЦЕПТ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / НАУЧНАЯ ТРАДИЦИЯ / ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ / РЕЧЕВАЯ ОШИБКА / САМОКОНТРОЛЬ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ (ПЕРВИЧНЫЙ) МЕТАЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА / АУТОПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ / ГЕНДЕР / ДИСКУРС / ГРАММАТИКА ГОВОРЯЩЕГО / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ / ЭМОДЗИ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нагайцева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 005. Методология современного языкознания - 2: сборник статей / отв. Ред. Д-р филол. Наук, доц. Сонин А. Г. - М. : УРСС, 2015. - 194 с»

Автор подчеркивает, что адресат обращает внимание на референта, который является «чужеродным» (alien) в модели ситуации, как того требует структура высказывания «представьте, что ваш мозг - это дом, наполненный огнями». В подобных случаях необходима аккомодация чужеродной области источника адресатом для сохранения согласованности высказывания. Автор полагает, что такая аккомодация осуществляется с помощью введения внешней перспективы, с которой производится наблюдение за референтами области цели. При этом требуется сравнение двух доменов для устранения дистанции в отношениях между двумя наборами референтов. Благодаря интеграции области источника и области цели становится возможным распознавание, интерпретация и оценка высказывания, построенного на преднамеренной метафоре.

Автор подчеркивает, что теория преднамеренной метафоры не противоречит теории концептуальной метафоры и является ее дополнением.

А.В. Нагорная

2016.04.005. МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ - 2: Сборник статей / Отв. ред. д-р филол. наук, доц. Со-нин А.Г. - М.: УРСС, 2015. - 194 с.

Ключевые слова: языковое сознание; образ сознания; образ мира; внутренняя форма слова; внутренняя форма языка; когнитивная структура ассоциативного поля; концепт; лингвистическая историография; научная традиция; овладение языком; речевая ошибка; самоконтроль; естественный (первичный) метаязык человека; аутопоэтическая модель коммуникации; гендер; дискурс; грамматика говорящего; функциональная неграмотность; эмодзи; виртуальная коммуникация; поликодовый текст.

В сборнике, посвященном юбилею доктора филологических наук, профессора В.А. Пищальниковой, собраны статьи известных специалистов в области теории языка, психолингвистики, социолингвистики. Авторы уделяют внимание актуальным проблемам методологии лингвистических исследований. В частности, исследуется терминологический аппарат, лежащий в основе изучения

процессов овладения языком, языкового сознания, виртуальной коммуникации.

В статье «К проблеме содержания базовых терминов в современной отечественной психолингвистике» В.А. Пищальникова анализирует некорректные дискурсивные практики междисциплинарных исследований, когда установка на преодоление методологического кризиса «зачастую сопровождается нарушением всех базовых принципов формирования объекта научного исследования, игнорированием необходимости разработки специальных методов исследования для специфических междисциплинарных объектов, небрежным отношением к терминоупотреблению» (с. 7). Привлекая многочисленные научные работы, автор показывает изначальную неверифицируемость ряда гипотез, созданных без методологической проработки инструмента научного познания «стыковых» феноменов (языкового сознания, образа сознания, образа мира): «понятийные аппараты психологии и лингвистики должны быть соотнесены с новым - психолингвистическим - объектом, нельзя просто вырвать лингвистический или психологический термин из контекста теории, в которой он занимал вполне определенное место. Потому что содержание термина как инструмента познания зависит от его соотношения с другими в рамках определенной теории» (с. 9).

Статья «Внутренняя форма языка и внутренняя форма слова» В.А. Пищальниковой посвящена исследованию содержания фундаментальных лингвистических категорий «внутренняя форма языка», «внутренняя форма слова». Автор пишет, что нередко в научных источниках наблюдается неоправданная синонимизация понятий «внутренняя форма языка» и «внутренняя форма слова», ряд трактовок содержания термина «внутренняя форма слова» можно отнести к разряду научных мифов, а чаще всего «сам термин толкуется в зависимости от характера парадигмы, в которой употребляется: этимологи приравнивают его содержание к содержанию этимона, дериватологи рассматривают внутреннюю форму слова как соотношение между производным и производящим словами, ономасиологи - как номинационный признак, когнитологи -как некие гештальт-структуры, на базе которых осуществляется концептуализация действительности, лингвокультурологи - как некую семантическую модель, влияющую на формирование виде-

ния мира, мотивологи - как морфосемантическую структуру слова, позволяющую объяснить связь его звучания и значения, и т.д.» (с. 18). С привлечением первоисточников автор рассматривает основополагающую позицию В. фон Гумбольдта, анализирует ее влияние на становление концепции значения слова А.А. Потебни, акцентирует положения классиков, наиболее актуальные для современной лингвистики.

В статье «Семантическое - концептуальное - ассоциативное: в поисках значения и смысла» Л.О. Бутакова и Е.Н. Гуц описывают результаты моделирования значения слова с позиций теории значения как достояния индивида. Авторами использовались «три процедуры: свободный ассоциативный эксперимент (АЭ), семантический дефиниционный эксперимент, семантический дифференциал» (с. 36). В построенных ассоциативных полях исследователи «обнаружили разную частотность лексем, например, связь судьба ^ жизнь фиксируется гораздо чаще, чем связь жизнь ^ судьба, зато стимул жизнь прочно соотнесен уже в школьном возрасте с оппозитом смерть)» (с. 39). Для выявления особенностей процессов коцептуализации анализируемых областей действительности было осуществлено моделирование концептов на основе результатов тех же АЭ. Для моделирования использовалась схема концепта В.А. Пищальниковой, в которой «тело знака связывается с понятием, представлением, предметным содержанием, индивидуальными ассоциациями, эмоцией, оценкой» (с. 36). Исследователи делают вывод, что в структурах концептов судьба, жизнь, счастье преобладает слой представлений, эмоционально-оценочные компоненты невелики, наполнены в основном позитивными смыслами. «Предметный сектор значителен в структуре концепта счастье. В нем обнаружилась смысловая тенденция «предметной материализации» (ассоциация - деньги)» (с. 39).

В статье «Нормативная традиция как объект лингвистической историографии: к вопросу о дискретности и континуальности науки о языке» Н.Н. Германова рассматривает нерешенные теоретические проблемы лингвистической историографии. Автор разрабатывает понятие «научная традиция» и демонстрирует недостаточность описания истории лингвистики в терминах смены научных парадигм: «Существование устойчивых традиций показывает, что теория научных революций Куна не может быть в полной

мере применена к лингвистике как гуманитарному знанию. Если в естественных науках, о которых, собственно говоря, и писал Кун, возможна радикальная смена способа видения мира, то в лингвистике такая радикальная смена взглядов затрагивает лишь часть научного сообщества: наряду с направлениями, сменяющими свои глубинные ориентиры, в лингвистике сохраняются традиции, поддерживающие континуальность научного развития. Эти традиции сосуществуют с новыми возникающими в лингвистике направлениями: гуманитарное знание на любом этапе своего развития не сводится к одной парадигме и является полицентрическим» (с. 64).

В статье «К проблеме самоконтроля» А. А. Залевская предлагает рассмотреть проблему автомониторинга в связи с распространением типичных речевых ошибок. «Самоконтроль как проявление принципа обратной связи может быть либо полностью осознаваемым целенаправленным процессом, либо малоосознаваемым естественным процессом, спонтанно протекающим при динамике разных уровней оcознаваемости при возможности выведения на «табло сознания» продуктов речемыслительного процесса, подтверждающих успешность реализации заданного смысла или сигнализирующих о наличии рассогласования по некоторому признаку и о необходимости возвращения на предшествующий этап (или этапы) процесса для исправления допущенной ошибки. Формирование опор для самоконтроля, скорее всего, осуществляется при взаимодействии двух путей: первый - через переработку перцептивного, когнитивного и эмоционально-оценочного опыта познания и общения в ходе адаптации к естественному и социальному окружению; второй - через воздействие окружающих и целенаправленное обучение с фокусированием на принятых в культуре нормах поведения (в том числе - речевого)» (с. 90).

Н.О. Золотова в статье «Метаязык наивного пользователя языком как предмет научного анализа» рассматривает заявленную проблему как предмет научного анализа в различных областях лингвистического знания. Особое внимание автор уделяет психолингвистическому подходу к рассмотрению метаязыка человека как особого механизма его речемыслительной деятельности: «ключевыми опорами в "наивных" толкованиях выступают единицы ядра ментального лексикона, такие, например, как человек / man и др. Этот факт позволил сформулировать психолингвистическую кон-

цепцию естественного в смысле первичного метаязыка человека. В роли его единиц выступают слова ядра ментального лексикона в силу своих специфических характеристик» (с. 101).

Результаты эксперимента, выявляющего релевантные для субъектов коммуникации параметры при общении, описываются К.С. Кардановой-Бирюковой в статье «Иерархизация средовых факторов субъектом коммуникации как основа коммуникативного взаимодействия». Сформулировав исследовательскую гипотезу с опорой на теорию аутопоэза чилийских ученых У. Матураны и Фр. Варелы: «коммуникативное пространство не представляет собой заданную действительность, поскольку среда каждого коммуниканта (живой системы) уникальна и определяется свойствами (актуальным состоянием) этой живой системы» (с. 111), автор проводит анкетирование и выявляет 12 тематических кластеров, в частности «социально-приемлемые формы коммуникативного поведения», «языковая способность коммуниканта», «социальный статус / роль коммуниканта», «эмоциональный фактор» и т.д. Дальнейшая статистическая обработка результатов анкетирования двух групп (молодежной и взрослой) позволила автору оценить степень уникальности выстраиваемых иерархий и сделать выводы, касающиеся особенностей коммуникативного взаимодействия представителей разных возрастных групп: «более взрослые комму -никанты ориентируются на уже известные им образцы коммуникативного поведения (являющиеся результатом их предшествующего коммуникативного опыта)», «коммуникация как содержательное взаимодействие утрачивает значимость в современном социуме, уступая место клишированным образцам коммуникативного взаимодействия» (с. 123).

В статье А.В. Кирилиной «Динамика современных тендерных репрезентаций (2000-2015 гг.)» рассмотрены основные тенденции, отражающие изменения в конструировании гендера в России постсоветский период (2000-2015): «усиление патриархатного фундаментализма, "уход в тень" советской модели гендера в общественном дискурсе и пространстве при (частичном) сохранении ее в частной зоне (интернет-) общения; оживление и "параллельное" существование этнизированных / конфессиональных моделей ген-дера; использование гендера как политического ресурса и гендери-зация детства» (с. 140).

В статье «Истоки осмысления коммуникации как социальной деятельности» И.Э. Клюканова утверждается, что природу коммуникации можно понять более полно, если учитывать истоки ее социального осмысления и историю становления социальной мысли. Автором рассматривается значимость идей Платона и Аристотеля для развития социальной теории коммуникации, а также процессов формирования идеи личности: «современным эквивалентом понятия "полис" является не "государство", а "страна", "сообщество", поэтому уместнее всего, наверное, говорить о полисе как о сообществе, возникающем в процессе общения» (с. 144). Опираясь на идеи философов Нового времени, автор приходит к заключению, что «коммуникация начинает осмысляться все более в терминах развития и изменения, а не просто движения» (с. 149). Отмечается особая важность осмысления коммуникации как социальной деятельности в XX в.: «такой подход к социальной коммуникации основан на идеях теории информации и кибернетики. С этой точки зрения, в основе любого социального порядка лежит эффективное (негэн-тропийное) пользование определенным кодом, который в идеале носит бинарный характер» (с. 154).

Е.Ю. Мягкова в статье «Грамматика говорящего: проблемы моделирования» затрагивает вопросы, связанные с определением понятия грамматики говорящего как внутреннего метаязыка человека, «многие педагоги и языковеды, обратив внимание на умение людей пользоваться моделирующей функцией естественного метаязыка, пытались использовать его в преподавании второго языка» (с. 162), «для обеспечения быстрого и прочного овладения структурами изучаемого языка обучаемым необходимо экстериоризиро-вать уже сформировавшиеся у них естественным путем способы и приемы понимания и усвоения родного языка (т.е. сформированные опоры, или естественный метаязык). Для этого используется гибридный (промежуточный) язык, который не полностью соответствует правилам родного языка, но отражает общую логику, объединяющую его с изучаемым иностранным. Этот модельный язык так называемой логической грамматики, на котором может быть прочитано или построено практически любое высказывание, охватывает практически все разделы грамматики» (с. 162). Е.Ю. Мягкова также пишет о возможности использования методики моделирования внутреннего метаязыка для диагностики проблем, связанных с функциональной неграмотностью носителя языка.

Новому культурному феномену посвящена статья А.Г. Сони-на «Эмодзи: некультурный код виртуальной коммуникации» (с. 169-193). Автор считает необходимым дать характеристику той среде, в которой функционирует этот феномен: «виртуальная коммуникация - это вид опосредованной коммуникации, где средством выступает компьютерная программа, а средой - определяемое этой программой несубстанциальное пространство, взаимодействие с которым может подчиняться законам, альтернативным тем, что работают в физическом мире» (с. 174). Автор пишет об обязательных атрибутах виртуальной коммуникации (опосредованность и интерактивность) и о ее факультативных возможностях (деперсонифи-кация, креативность, гипертекстовость, массовость, гетерогенность). Гетерогенность напрямую связана с поликодовостью, и автор дает свое определение этому феномену: «мы называем поликодовым любое произведение, включающее единицы языка и изобразительные компоненты, демонстрирующие в процессе семиози-са определенную степень взаимозависимости» (с. 185). В связи с этим необходимость появления и частотность использования эмо-тиконов «связана главным образом с решением центральной проблемы опосредованного взаимодействия - проблемы передачи эмоции, стоящей за сообщением» (с. 190). По мнению ученого, также заслуживает внимания «синтаксис эмодзи (в связи с их регулярным использованием в сообщениях, полностью состоящих из таких идеограмм)»; «гендерные особенности использования эмод-зи»; «роль эмодзи в межкультурной коммуникации» (с. 192).

Е.В. Нагайцева

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

2016.04.006. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ И КОГНИТОЛОГИИ В СБОРНИКЕ «ЯЗЫКОВОЕ БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЭТНОСА: Психолингвистический и когнитивный аспекты». (Реферативный обзор. Ч. 2)1.

1 Часть 1 реферативного обзора опубликована в: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6: Языкознание. Реф. журнал / ИНИОН РАН. - М., 2016. - № 3. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.