кивает, что язык мог возникнуть только у биологического вида, который склонен к социальному взаимодействию, поскольку в противном случае все виды символической референции, на которой строится язык, не находили бы применения.
В 11-й главе автор анализирует процесс эволюции человека и обозначает основные периоды, релевантные для становления мышления и возникновения языка.
В послесловии В. Эванс указывает на роль культурного контекста в формировании языка. Автор называет три аспекта человеческой когнитивной и социальной жизни - язык, мышление и культуру - «золотым треугольником» (с. 314). Эти аспекты выполняют дополняющие друг друга функции, позволяя извлекать смысл из наших взаимодействий с другими людьми и в конечном итоге понимать самих себя. «Вершины золотого треугольника неразрывно связаны; наша беспрецедентная способность к созиданию значения и общению неизбежно возникает из симбиотического взаимодействия между всеми тремя» (с. 316).
А.В. Нагорная
2016.04.004. СТЕЙН Г. РАЗВИВАЯ, ПРОВЕРЯЯ И ИНТЕРПРЕТИРУЯ ТЕОРИЮ ПРЕДНАМЕРЕННОЙ МЕТАФОРЫ. STEEN G.J. Developing, testing and interpreting deliberate metaphor theory // J. of pragmatics. - Amsterdam: Elsevier, 2015. - Vol. 90. -P. 67-72.
Ключевые слова: метафора; концептуальная метафора; преднамеренная метафора; общение.
Теория преднамеренной метафоры была разработана Герар-дом Стейном, профессором кафедры речевой коммуникации, аргументации и риторики факультета нидерландского языка Амстердамского университета, в конце 2000-х годов. Ее основы были изложены в статьях «Парадокс метафоры: Почему нам нужна трехмерная модель метафоры»1, «Преднамеренная метафора позволяет осуществлять сознательное метафорическое познание»2,
1 Steen, G.J. The paradox of metaphor: Why we need a three-dimensional model
of metaphor // Metaphor a. symbol. - L., 2008. - Vol. 23, N 4. - P. 213-241.
2
Steen G.J. Deliberate metaphor affords conscious metaphorical cognition // J. of cognitive semiotics. - 2011. - Vol. 5, Iss. 1 / 2. - P. 179-197.
«От трех измерений к пяти шагам: Ценность преднамеренной метафоры»1, «Современная теория метафоры - новая и усовершенствованная!»2 и ряде других работ.
В данной статье автор определяет преднамеренную (deliberate) метафору как «сознательное использование метафоры в качестве метафоры» (с. 67). Основным материалом исследования в статье послужил отрывок из журнальной статьи: «Представьте, что ваш мозг - это дом, наполненный светом. Теперь представьте, что кто-то выключает осветительные приборы один за другим. Это именно то, что делает с вами болезнь Альцгеймера. Она выключает свет, и поток мыслей, эмоций и воспоминаний, перетекающий из одной комнаты в другую, замедляется, а потом и вовсе останавливается. И к сожалению, <.. .> нет никакой возможности остановить отключение света, как нет возможности и включить свет снова после того, как тот померкнет» (с. 67). В этом примере автор эксплицитно предлагает читателю осуществить междоменную проекцию («ваш мозг - это дом, наполненный светом»), а затем усиливает различные ее аспекты, последовательно эксплицируя их в контексте. Именно эксплицитный характер метафоризации позволяет, по мнению Стейна, рассматривать такие метафоры как преднамеренные, в отличие от множества других типов метафор, где они не репрезентируются как таковые адресату. Автор полагает, что валид-ность преднамеренной метафоры подтверждается возможностью и естественностью ответных реплик типа «Почему вы использовали эту метафору?» или «Это удачный образ». Такие комментарии не имели бы смысла, если бы метафора была непреднамеренной, что наблюдается, например, при использовании пространственных предлогов в темпоральном или абстрактном значении (например, in love, «влюбленный», букв. «в любви»).
Преднамеренная метафора выявляет коммуникативное измерение метафоры. Она является специфическим средством общения между3 носителями языка. Именно это измерение, как заявляет автор, оставалось по большей части неисследованным при разработке
1 Steen G.J. From three dimensions to five steps: The value of deliberate metaphor // Metaphorik.de. - 2011. - 21. - P. 83-110.
2
Steen G.J. The contemporary theory of metaphor - now new and improved! // Rev. of cognitive linguistics. - 2011. - Vol. 9(1). - P. 24-64.
3
Курсив автора. - Прим. реф.
современной теории метафоры. Метафора - это не просто феномен мышления и языка; она принадлежит и сфере общения. Языковые выражения в контексте указывают на то, имеет ли метафора определенную ценность для собеседников как коммуникативный прием или не имеет. Это означает, что носители языка могут проявлять метаязыковое внимание и способность к распознаванию языковых структур (в данном случае - метафор).
Несмотря на то, что три измерения метафоры (язык, мысль, общение) не зависят друг от друга, поскольку они основываются на разных компонентах дискурсивной ситуации (высказывания, индивидуальные разумы, взаимодействующие люди), между их свойствами существует определенная связь. Так, в приведенном в начале статьи примере метафора является одновременно новой (концептуальное свойство), развернутой (языковое свойство) и преднамеренной (коммуникативное свойство). В связи с этим автор предполагает наличие языковых и концептуальных критериев, по которым метафора может быть идентифицирована как преднамеренная. Эти критерии могут использоваться и адресатом для понимания метафоры как преднамеренно используемого коммуникативного приема.
Основополагающий тезис теории преднамеренной метафоры связан с понятием внимания: метафора используется преднамеренно, когда ее структура сигнализирует о том, что адресат должен переместить внимание с области цели на область источника. «Перемещение внимания» следует понимать в том смысле, что область источника в обязательном порядке репрезентируется в модели ситуации при обработке высказывания. В прагматической перспективе метафору можно считать преднамеренной, когда концепт области источника требует установления референта области источника во внешней форме высказывания. Когда это происходит, референт области источника помещается в поле нашего внимания как элемент содержательной структуры высказывания.
Возвращаясь к исходному примеру, автор предлагает сравнить эксплицитно заданную в нем метафору «мозг - дом» с метафорическим использованием глагола fill («наполнять») во фразе «дом, наполненный светом». Данная метафора, безусловно, не является преднамеренной, поскольку конкретное, неметафорическое значение глагола не проецирует метафорический референт на модель ситуации.
Автор подчеркивает, что адресат обращает внимание на референта, который является «чужеродным» (alien) в модели ситуации, как того требует структура высказывания «представьте, что ваш мозг - это дом, наполненный огнями». В подобных случаях необходима аккомодация чужеродной области источника адресатом для сохранения согласованности высказывания. Автор полагает, что такая аккомодация осуществляется с помощью введения внешней перспективы, с которой производится наблюдение за референтами области цели. При этом требуется сравнение двух доменов для устранения дистанции в отношениях между двумя наборами референтов. Благодаря интеграции области источника и области цели становится возможным распознавание, интерпретация и оценка высказывания, построенного на преднамеренной метафоре.
Автор подчеркивает, что теория преднамеренной метафоры не противоречит теории концептуальной метафоры и является ее дополнением.
А.В. Нагорная
2016.04.005. МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ - 2: Сборник статей / Отв. ред. д-р филол. наук, доц. Со-нин А.Г. - М.: УРСС, 2015. - 194 с.
Ключевые слова: языковое сознание; образ сознания; образ мира; внутренняя форма слова; внутренняя форма языка; когнитивная структура ассоциативного поля; концепт; лингвистическая историография; научная традиция; овладение языком; речевая ошибка; самоконтроль; естественный (первичный) метаязык человека; аутопоэтическая модель коммуникации; гендер; дискурс; грамматика говорящего; функциональная неграмотность; эмодзи; виртуальная коммуникация; поликодовый текст.
В сборнике, посвященном юбилею доктора филологических наук, профессора В.А. Пищальниковой, собраны статьи известных специалистов в области теории языка, психолингвистики, социолингвистики. Авторы уделяют внимание актуальным проблемам методологии лингвистических исследований. В частности, исследуется терминологический аппарат, лежащий в основе изучения